Совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психологического развития детей среднего
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 13
1.3. Выразительность как качество речи 23
1.4. Роль игровой деятельности в совершенствовании
выразительности речи у детей среднего дошкольника возраста 32
1.5. Анализ программного содержания по совершенствованию
выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста 36
Вывод по I главе 42
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности
речи у детей среднего дошкольного возраста 44
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психологического развития детей среднего
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 13
1.3. Выразительность как качество речи 23
1.4. Роль игровой деятельности в совершенствовании
выразительности речи у детей среднего дошкольника возраста 32
1.5. Анализ программного содержания по совершенствованию
выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста 36
Вывод по I главе 42
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности
речи у детей среднего дошкольного возраста 44
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
Дошкольный возраст - это период, когда ребёнок активно усваивает разговорный язык, происходит становление и развитие всех сторон речи.
С первых месяцев жизни дети испытывают необходимость в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и помощи - одна из основных задач -это выразительность речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим для всех детей нашей страны. .
Самый главный мотив то, что познавательный интерес происходит в процессе общения. Он не только активизирует речевую деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Любая игра решает определённую задачу, направленную на понимание, накопление, расширение знаний детей, а также речевых умений. Она тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Спросите любого дошкольника, поступающего в детский сад, хочет ли он ходить в детский сад? В ответ вы услышите, что да хочет. Первое время сама позиция ребёнка, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность к дошкольному учреждению, желание общаться со сверстниками. Но такой мотив ненадолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходиться наблюдать, что уже через неделю у ребёнка гаснет радостное ожидание похода в детский сад, проходит первоначальная тяга к общению со сверстниками. Если мы не хотим, чтобы с первых дней ребенок стал тяготиться детским дошкольным учреждением, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов, которые бы привлекали детей не только в самостоятельной деятельности, а в самом образовательном процессе.
Общение является сложной работой и требует особенных знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень выразительной речи выступает залогом удачной адаптацией человека в любой общественной среде, что определяет действительную значимость развития и дальнейшего совершенствования выразительности речи с самого раннего детства [20 с.15].
Значение сформированности выразительных умений становится более понятным на этапе, когда ребенок переходит к обучению в школе (А. Г. Рузская, М. И. Лисина), когда отсутствуют первоначальные умения разговорного языка, ребёнок затрудняется в общении со сверстниками и взрослыми, приводит к возникновению тревожности, нарушается процесс обучения в целом. Именно развитие выразительности является самым необходимым условием успешной учебной деятельности, важным направлением социально-личностного развития.
Развитие выразительной речи детей решается в какой-либо деятельности, где создаются благоприятные условия для совместного взаимодействия со сверстниками, вырабатываются нравственные представления чувств, коллективных переживаний, для того что бы ребенок осознал и правильно оценил собственные поступки и поступки своих товарищей. Однако, как подчёркивается в дошкольной педагогике, выразительная речь наилучшим образом устанавливается в игровой деятельности. Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская отмечают, что выразительная речь ярче выражается там, где сама деятельность организовывает условия для сплочения детей. Наиболее ценной в этом отношении является групповая игра, которая, прежде всего, имеет общественный характер. Личные желания и интересы, порождённые личными потребностями, уступают общественным мотивам, правилам, коллективным интересам [35 с.17].
Проблема исследования заключается в том, что главным вопросом при изучении игровой деятельности средних дошкольников российскими исследователями, в основном педагогами (А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, и др.), является вопрос, о том, как игра влияет на интерактивность детей на формирование выразительной речи. Во многих исследованиях показано, что с усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно развивается его общение с детьми [40,с.69].
Актуальность определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью совершенствовать выразительность речи у детей средних дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. Поэтому тема нашего исследования обусловлена бесспорная значимость совершенствование выразительности в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс совершенствования выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Предмет - комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретические и эмпирические.
Целью нашего исследования является разработать комплекс игр,направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программы дошкольного образования с точки зрения совершенствования выразительности речи.
3. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня форсированности выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
С первых месяцев жизни дети испытывают необходимость в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и помощи - одна из основных задач -это выразительность речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим для всех детей нашей страны. .
Самый главный мотив то, что познавательный интерес происходит в процессе общения. Он не только активизирует речевую деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Любая игра решает определённую задачу, направленную на понимание, накопление, расширение знаний детей, а также речевых умений. Она тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Спросите любого дошкольника, поступающего в детский сад, хочет ли он ходить в детский сад? В ответ вы услышите, что да хочет. Первое время сама позиция ребёнка, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность к дошкольному учреждению, желание общаться со сверстниками. Но такой мотив ненадолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходиться наблюдать, что уже через неделю у ребёнка гаснет радостное ожидание похода в детский сад, проходит первоначальная тяга к общению со сверстниками. Если мы не хотим, чтобы с первых дней ребенок стал тяготиться детским дошкольным учреждением, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов, которые бы привлекали детей не только в самостоятельной деятельности, а в самом образовательном процессе.
Общение является сложной работой и требует особенных знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень выразительной речи выступает залогом удачной адаптацией человека в любой общественной среде, что определяет действительную значимость развития и дальнейшего совершенствования выразительности речи с самого раннего детства [20 с.15].
Значение сформированности выразительных умений становится более понятным на этапе, когда ребенок переходит к обучению в школе (А. Г. Рузская, М. И. Лисина), когда отсутствуют первоначальные умения разговорного языка, ребёнок затрудняется в общении со сверстниками и взрослыми, приводит к возникновению тревожности, нарушается процесс обучения в целом. Именно развитие выразительности является самым необходимым условием успешной учебной деятельности, важным направлением социально-личностного развития.
Развитие выразительной речи детей решается в какой-либо деятельности, где создаются благоприятные условия для совместного взаимодействия со сверстниками, вырабатываются нравственные представления чувств, коллективных переживаний, для того что бы ребенок осознал и правильно оценил собственные поступки и поступки своих товарищей. Однако, как подчёркивается в дошкольной педагогике, выразительная речь наилучшим образом устанавливается в игровой деятельности. Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская отмечают, что выразительная речь ярче выражается там, где сама деятельность организовывает условия для сплочения детей. Наиболее ценной в этом отношении является групповая игра, которая, прежде всего, имеет общественный характер. Личные желания и интересы, порождённые личными потребностями, уступают общественным мотивам, правилам, коллективным интересам [35 с.17].
Проблема исследования заключается в том, что главным вопросом при изучении игровой деятельности средних дошкольников российскими исследователями, в основном педагогами (А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, и др.), является вопрос, о том, как игра влияет на интерактивность детей на формирование выразительной речи. Во многих исследованиях показано, что с усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно развивается его общение с детьми [40,с.69].
Актуальность определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью совершенствовать выразительность речи у детей средних дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. Поэтому тема нашего исследования обусловлена бесспорная значимость совершенствование выразительности в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс совершенствования выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Предмет - комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретические и эмпирические.
Целью нашего исследования является разработать комплекс игр,направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программы дошкольного образования с точки зрения совершенствования выразительности речи.
3. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня форсированности выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
Подводя итоги нашей работы, анализируя и оценивая достижения, мы пришли к следующим выводам о повышении выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается понятие выразительной речи. Выразительность - это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей или читателей. Выразительность речи является одним из коммуникативных качеств речи, с её акцентом на прагматическое и эстетическое качество речевых произведений, а именно: обеспечение полноценного и эстетически привлекательного восприятия через специальную организацию речи и текста.
Перечисленные нами приёмы и методы очень помогли созданию благоприятного психологического климата в средней группе детского сада, улучшили мотивацию и повысили познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста, дают возможность использовать имеющие знания и навыки для дальнейшего успешного обучения в старшей группе и дальше уже в начальном общем обучение. Наиболее качественными путями развития познавательных интересов являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традиционных и нетрадиционных методик организации на занятиях; поэтапное применение игр и игровых ситуаций; создание хорошей эмоциональной атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, активизация - это переход от состояния покоя к движению, развитию, либо побуждению, выразительности речи дошкольников на занятиях и самостоятельной игровой деятельности даёт положительные результаты. Проводя игры в последнем действии нашей работы. Мы пришли к таким выводам, что комплекс игр направленный на выразительность речи помогает улучшить речь у детей среднего дошкольного возраста. Дети стали чётче и верно выражать свои мысли; стали произносить правильно слова, с безошибочной интонацией и темпом голоса.
Целью нашего дипломного проекта является разработать комплекс -игр направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста. Комплекс игр нами был разработан во второй практической части и апробирован на детях среднего дошкольного возраста.
В процессе исследования нами были выдвинуты задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программы дошкольного образования с точки зрения совершенствования выразительности речи.
3. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую литературу в первой части нашего дипломного проекта.
Вторую задачу мы достигли с помощью анализа программ дошкольного образования с точки зрения выразительности речи. Мы пришли к выводу, что в программах нет четкого требования, всё изложено кратко, чётко названы лишь общие требования к знаниям и умениям детей.
Диагностика выразительности речи была проведена для решения третей задачи. Дети со слабой речью затруднялись правильно и чётко выполнять задания, были скованны, поэтому дали низкий уровень выразительности речи.
Для повышения уровня выразительности речи мы разработали «Комплекс игр, направленных на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста». Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчёт в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Выразительные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр. Каждая дидактическая игра нашего комплекса имеет свою цель, ход игры, так же в некоторых играх представлены рекомендации к выполнению заданий. Мы выяснили, что такое выразительность речи, дали характеристику, апробировали методику и комплекс игр, таким образом мы можем сказать, что целей и задач мы достигли.
Перечисленные нами приёмы и методы очень помогли созданию благоприятного психологического климата в средней группе детского сада, улучшили мотивацию и повысили познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста, дают возможность использовать имеющие знания и навыки для дальнейшего успешного обучения в старшей группе и дальше уже в начальном общем обучение. Наиболее качественными путями развития познавательных интересов являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традиционных и нетрадиционных методик организации на занятиях; поэтапное применение игр и игровых ситуаций; создание хорошей эмоциональной атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, активизация - это переход от состояния покоя к движению, развитию, либо побуждению, выразительности речи дошкольников на занятиях и самостоятельной игровой деятельности даёт положительные результаты. Проводя игры в последнем действии нашей работы. Мы пришли к таким выводам, что комплекс игр направленный на выразительность речи помогает улучшить речь у детей среднего дошкольного возраста. Дети стали чётче и верно выражать свои мысли; стали произносить правильно слова, с безошибочной интонацией и темпом голоса.
Целью нашего дипломного проекта является разработать комплекс -игр направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста. Комплекс игр нами был разработан во второй практической части и апробирован на детях среднего дошкольного возраста.
В процессе исследования нами были выдвинуты задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программы дошкольного образования с точки зрения совершенствования выразительности речи.
3. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую литературу в первой части нашего дипломного проекта.
Вторую задачу мы достигли с помощью анализа программ дошкольного образования с точки зрения выразительности речи. Мы пришли к выводу, что в программах нет четкого требования, всё изложено кратко, чётко названы лишь общие требования к знаниям и умениям детей.
Диагностика выразительности речи была проведена для решения третей задачи. Дети со слабой речью затруднялись правильно и чётко выполнять задания, были скованны, поэтому дали низкий уровень выразительности речи.
Для повышения уровня выразительности речи мы разработали «Комплекс игр, направленных на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста». Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчёт в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Выразительные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр. Каждая дидактическая игра нашего комплекса имеет свою цель, ход игры, так же в некоторых играх представлены рекомендации к выполнению заданий. Мы выяснили, что такое выразительность речи, дали характеристику, апробировали методику и комплекс игр, таким образом мы можем сказать, что целей и задач мы достигли.
Подобные работы
- Совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование интонационной выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Игра-драматизация как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



