Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №98814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психологического развития детей среднего
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 13
1.3. Выразительность как качество речи 23
1.4. Роль игровой деятельности в совершенствовании
выразительности речи у детей среднего дошкольника возраста 32
1.5. Анализ программного содержания по совершенствованию
выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста 36
Вывод по I главе 42
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности
речи у детей среднего дошкольного возраста 44
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71


Дошкольный возраст - это период, когда ребёнок активно усваивает разговорный язык, происходит становление и развитие всех сторон речи.
С первых месяцев жизни дети испытывают необходимость в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и помощи - одна из основных задач -это выразительность речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим для всех детей нашей страны. .
Самый главный мотив то, что познавательный интерес происходит в процессе общения. Он не только активизирует речевую деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Любая игра решает определённую задачу, направленную на понимание, накопление, расширение знаний детей, а также речевых умений. Она тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
Спросите любого дошкольника, поступающего в детский сад, хочет ли он ходить в детский сад? В ответ вы услышите, что да хочет. Первое время сама позиция ребёнка, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность к дошкольному учреждению, желание общаться со сверстниками. Но такой мотив ненадолго сохраняет свою силу. К сожалению, приходиться наблюдать, что уже через неделю у ребёнка гаснет радостное ожидание похода в детский сад, проходит первоначальная тяга к общению со сверстниками. Если мы не хотим, чтобы с первых дней ребенок стал тяготиться детским дошкольным учреждением, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов, которые бы привлекали детей не только в самостоятельной деятельности, а в самом образовательном процессе.
Общение является сложной работой и требует особенных знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень выразительной речи выступает залогом удачной адаптацией человека в любой общественной среде, что определяет действительную значимость развития и дальнейшего совершенствования выразительности речи с самого раннего детства [20 с.15].
Значение сформированности выразительных умений становится более понятным на этапе, когда ребенок переходит к обучению в школе (А. Г. Рузская, М. И. Лисина), когда отсутствуют первоначальные умения разговорного языка, ребёнок затрудняется в общении со сверстниками и взрослыми, приводит к возникновению тревожности, нарушается процесс обучения в целом. Именно развитие выразительности является самым необходимым условием успешной учебной деятельности, важным направлением социально-личностного развития.
Развитие выразительной речи детей решается в какой-либо деятельности, где создаются благоприятные условия для совместного взаимодействия со сверстниками, вырабатываются нравственные представления чувств, коллективных переживаний, для того что бы ребенок осознал и правильно оценил собственные поступки и поступки своих товарищей. Однако, как подчёркивается в дошкольной педагогике, выразительная речь наилучшим образом устанавливается в игровой деятельности. Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская отмечают, что выразительная речь ярче выражается там, где сама деятельность организовывает условия для сплочения детей. Наиболее ценной в этом отношении является групповая игра, которая, прежде всего, имеет общественный характер. Личные желания и интересы, порождённые личными потребностями, уступают общественным мотивам, правилам, коллективным интересам [35 с.17].
Проблема исследования заключается в том, что главным вопросом при изучении игровой деятельности средних дошкольников российскими исследователями, в основном педагогами (А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, и др.), является вопрос, о том, как игра влияет на интерактивность детей на формирование выразительной речи. Во многих исследованиях показано, что с усложнением игровой деятельности дошкольника постепенно развивается его общение с детьми [40,с.69].
Актуальность определяется тем, что возникли противоречия между необходимостью совершенствовать выразительность речи у детей средних дошкольников и практическом отсутствии методик для работы в данном направлении. Поэтому тема нашего исследования обусловлена бесспорная значимость совершенствование выразительности в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс совершенствования выразительности речи у детей дошкольного возраста.
Предмет - комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретические и эмпирические.
Целью нашего исследования является разработать комплекс игр,направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программы дошкольного образования с точки зрения совершенствования выразительности речи.
3. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня форсированности выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги нашей работы, анализируя и оценивая достижения, мы пришли к следующим выводам о повышении выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается понятие выразительной речи. Выразительность - это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей или читателей. Выразительность речи является одним из коммуникативных качеств речи, с её акцентом на прагматическое и эстетическое качество речевых произведений, а именно: обеспечение полноценного и эстетически привлекательного восприятия через специальную организацию речи и текста.
Перечисленные нами приёмы и методы очень помогли созданию благоприятного психологического климата в средней группе детского сада, улучшили мотивацию и повысили познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста, дают возможность использовать имеющие знания и навыки для дальнейшего успешного обучения в старшей группе и дальше уже в начальном общем обучение. Наиболее качественными путями развития познавательных интересов являются: комбинирование групповых, фронтальных, индивидуальных форм работы; использование традиционных и нетрадиционных методик организации на занятиях; поэтапное применение игр и игровых ситуаций; создание хорошей эмоциональной атмосферы и обстановки доброжелательности и открытости в общении со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, активизация - это переход от состояния покоя к движению, развитию, либо побуждению, выразительности речи дошкольников на занятиях и самостоятельной игровой деятельности даёт положительные результаты. Проводя игры в последнем действии нашей работы. Мы пришли к таким выводам, что комплекс игр направленный на выразительность речи помогает улучшить речь у детей среднего дошкольного возраста. Дети стали чётче и верно выражать свои мысли; стали произносить правильно слова, с безошибочной интонацией и темпом голоса.
Целью нашего дипломного проекта является разработать комплекс -игр направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста. Комплекс игр нами был разработан во второй практической части и апробирован на детях среднего дошкольного возраста.
В процессе исследования нами были выдвинуты задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать программы дошкольного образования с точки зрения совершенствования выразительности речи.
3. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую литературу в первой части нашего дипломного проекта.
Вторую задачу мы достигли с помощью анализа программ дошкольного образования с точки зрения выразительности речи. Мы пришли к выводу, что в программах нет четкого требования, всё изложено кратко, чётко названы лишь общие требования к знаниям и умениям детей.
Диагностика выразительности речи была проведена для решения третей задачи. Дети со слабой речью затруднялись правильно и чётко выполнять задания, были скованны, поэтому дали низкий уровень выразительности речи.
Для повышения уровня выразительности речи мы разработали «Комплекс игр, направленных на совершенствование выразительности речи у детей среднего дошкольного возраста». Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчёт в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Выразительные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр. Каждая дидактическая игра нашего комплекса имеет свою цель, ход игры, так же в некоторых играх представлены рекомендации к выполнению заданий. Мы выяснили, что такое выразительность речи, дали характеристику, апробировали методику и комплекс игр, таким образом мы можем сказать, что целей и задач мы достигли.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология/- М.:2011, - 553 с.
2. Аверин В. А. Психология личности: Учеб. пособие / Аверин В. А.
2-е изд. - СПб.: Михайлов В.А., издательство: Рама Паблишинг, 2014г.189 с.
3. Алмазова Е.С. О возрастных, особенностях голоса у дошкольников М.: Сфера, 2003 - 189 с.
4. Баймуратова
А.Т.НГ1£://^^^.сЫШр5у.ги/|п^ех.рНр/у1е^/рег5оп/г1ет/1НГ1£://^^^.сЫШр5у.ги/|п^ех.
php/view/person/item/1http://www.childpsy.ru/index.php/view/person/item/1http://wwwxhndpsy.rU/index.php/view/person/item/1http://wwwchildpsyru/index.php/view/person/item/1Опыт организации методического подхода к
подбору развивающих игрушек в условиях коррекционного обучения детей/ А. Т. Бамуратова // Психологическая наука и образование - 2000. - № 4. - С. 104—111.
5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 2010 - 494 с.
6. Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2001 - 126с.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррек. педагогика).
8. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка/ Л. С. Выготский // Вопросы психологии, 2004 - № 6, стр. 62 - 68.
9. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Соб. соч., Т.5./ Л. С. Выготский - М.: Педагогика, 2009 - с. 343.
10. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО. 2002. - 458 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2001 - 210 с.
12. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/ В. В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. - М.:
2012 с. 67 - 70.
13. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/ Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: Гном и Д, 2001 - 144 с.
14. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте/ Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева - М.,2015 - 64 с.
15. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2005 - 76 с.
16. Дубрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: [Текст]: книга для учителя и родителей. - М.: Просвещение, 2013 - 158 с.
17. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001 - 138 с.
18. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 2002. - 156 с.
19. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М.: 2003 - 132 с.
20.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2¬е. доп. и перераб. / И. А. Зимняя - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000 - 384 с.
21. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - М.: Ярославль: Академия развития, 2002. - 208 с.
22. Лагутина А.В., О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи // Логопед в детском саду. - 2006. - №6(15). - С. 27-31.
23. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2004. - 219 с.
24. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ А. Н. Леонтьев // Дошкольное воспитание. - 2012 г.№ 9, с. 303 - 323.
25. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно -методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2005 - с. 86 - 94.
26. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учеб. для пед. ВУЗов. - М.: Издат. центр «Академия», 2004 г. 456 с.
27. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2008- 127 с.
28.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 2009 - 352 с.
29. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения/ И. П. Подласый - М.: Владос, 2003 г. - 576 с.
30. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко, 2007 - 339 с.
31. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003 -368 с. 32., 712 с.
33. Смирнова Е. О. Детская психология/ Е. О. Смирнова - М.: Владос Смирнова Е.О. Детская психология/ Е. О. Смирнова - М.: Владос. - 2003, с. 98 - 103.
34. Урунтаева Г. А. Диагностика психических особенностей
дошкольников - М.: Академия 2006 - 96 с.
35. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников/ О. С. Ушакова - М.: Институт психотерапии, 2001 - 240 с.
36. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина - М.: Владос, 2004 - 288 с., стр. 86.
37. Широкова Г.А «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста» - Ростов н/д: Феникс, 2005 - с. 304.
38.Эльконин Д. Б. Детская психология/ Д. Б. Эльконин - М.: 2007 г.
427 с.
39. «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 368 с.
40. Примерная образовательная программа «Детство», автор: О. В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Т.А. Ивченко, Н.О. 2014 - 286.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ