ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА
АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 11
1.1. Метод денотативного анализа 11
1.2. Личностно-деятельностный метод обучения 13
1.3. Коммуникативный метод 14
1.4. Авторские методики обучения 23
1.5. Эвристические и интерактивные методы в процессе обучения 25
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В
МЛАДШИХ ШКОЛЬНЫХ КЛАССАХ 29
2.1. Виды чтения 29
2.2. Цели и содержание обучения чтению 30
2.3. Особенности обучения чтению на английском языке на начальном
этапе 34
2.4. Проблемы, возникающие при овладении техникой чтения на английском языке в младших классах 37
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ
ЧТЕНИЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 41
3.1. Содержание эксперимента, анализ, обработка результатов 41
3.2. Рекомендации по обучению младших классов чтению на английском
языке 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
Актуальность исследования.
Обучение иностранному языку на ранних этапах школьного образования в настоящее время выстраивается в соответствии с новыми приоритетами школы как источника развития творческой активности и способностей учеников, способных на самостоятельное решение проблем, возникающих в процессе обучения.
В школьной дисциплине «Иностранный язык» заложена большая потенциальная возможность воздействия на личность учащегося, так как затрагиваются практически все сферы человеческого общения.
Необходимость освоения иностранного языка на этапе начального школьного образования осознается методическим сообществом как актуальная задача. Многолетний анализ показывает, что раннее изучение иностранного языка сталкивается с большим количеством трудностей, которые влияют в дальнейшем на интерес, и соответственно результативность освоения иностранного языка. Проблемы связаны не только с организацией первого года обучения иностранному языку, но и в недостаточном внимании к психофизиологическим особенностям учащихся младших классов. Необходимость разрешения проблем связанных с освоением чтения на английском языке в младших классах обуславливает актуальность работы и позволяет сформулировать проблему исследования, а именно какой должна быть методика обучения чтению на английском языке во 2-4 классах.
Степень научной разработанности проблемы.
Процесс внедрения изучения иностранного языка в начальной школе начался еще в начале девяностых годов XX века. В течение долгого времени были созданы различные учебно-методические комплексы по английскому языку, разработаны различные методики обучения, проведена подготовка учителей, способных обучать младших школьников английскому языку.
С конца 90-х гг. XX века в различных публикациях таких ученых, как И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, В.В. Сафонова и других, освещались различные вопросы, связанные с разработкой целей и содержания обучения иностранному языку в начальной школе.
На протяжении XIX-XX веков, с развитием методики образования как науки, ученые-методисты разрабатывали методические системы обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, И.Н. Верещагина, М. Берлитц, Г. Пальмер, Р. Ладо, Ч. Фриз, С.К. Фоломкина, А.П. Старков). В это время понятие «методическая система» носило эмпирический характер и трактовалось как совокупность обучающих действий, определяемых целью и принципами обучения. В научных трудах И.Л. Бим впервые была обоснована действующая система обучения иностранному языку в средней школе и создан учебник как модель реализации этой системы. М.А. Ариян в своей научной работе представила социально-развивающую методическую систему обучения иностранному языку в средней школе [Ариян 2010: 33]. Использование термина «методическая система» в данном научном исследовании продолжает традиции И.Л. Бим. Отличием является то, что образовательная система, определяется как единство теоретико-методологических трактовок в овладении иностранным языком как средства начального иноязычного образования в конкретных учебниках и технологиях.
Сущность обучения иностранному языку раскрывается в работах Е.В. Борзовой, И.Л. Бим, Н.А. Горловой, Ю.В. Ереминой, И.А. Зимней и других. Развивающему и воспитательному потенциалу школьного предмета «Иностранный язык» на средней и старшей ступенях общего образования традиционно уделяется внимание в методических исследованиях (Р.П. Мильруд, М.А. Ариян, А.В. Щепилова, Н.В. Барышникова, Н.Д. Гальсковой, Е.В. Борзова и других).
Таким образом, изучив историю вопроса, мы пришли к выводу, что в методической науке еще недостаточно исследованы технологии, в которых бы предлагалась целостная концепция овладения иностранным языком в младших классах.
Цель исследования заключается в обосновании и научно-методической разработке системы овладения иностранным языком на начальном этапе школьного образования, а также реализации в учебном процессе и проверке ее эффективности.
Задачи исследования:
1. Исследовать существующие методы обучения чтению на английском языке в начальных классах.
2. Выявить особенности обучения чтению на английском языке школьников младших классов.
3. Определить условия формирования навыков чтения на английском языке при овладении техники чтения на английском языке в начальной школе.
4. Разработать технологию, обеспечивающую овладение младшими школьниками техники чтения на английском языке, и направленную на формирование способностей, нравственных качеств и ценностей, необходимых им для успешного достижения образовательных результатов.
5. Разработать и включить в работу в начальной школе систему средств, которые гарантируют овладение учащимися техники чтения на английском языке в младших классах, сочетающие средства управления деятельностью учащегося (рабочие тетради, учебники, CD, книги для чтения и так далее) и средства управления деятельностью педагога (книги для учителя, рабочая программа).
6. Разработать диагностику оценки достижений в образовании школьников и проверить эффективность, путем опытного эксперимента, методической системы овладения техникой чтения на начальной ступени школьного образования.
Методологическую основу исследования являют:
- деятельностный подход (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
- системный подход к изучению педагогических явлений (И.Л. Бим, П.К. Анохин, Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг).
Теоретическую основу исследования составили многочисленные положения, разработанные отечественными и зарубежными учеными:
- теории личности, деятельности, общения (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Нечаев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн);
- теории иноязычного образования (Е.И.Пассов);
- теории воспитания (Е.В. Бондаревская, А. Дистервег, А.Н. Джуринский, Н.П. Шитякова), теории обучения (В.И. Загвязинский);
- теории контекстного обучения (А.А. Вербицкий);
- теории содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер)
- теории качества образования (А.Г. Асмолов, С.Е. Шишов);
- теории проектирования образовательных систем нового поколения (Р.Н. Бунеев);
- теории речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.М. Румянцева);
- теории онтогенеза развития речевой способности (Е.И. Негневицкая, Е.Ф. Тарасов, А.М. Шахнарович, N. Chomsky, R. Ellis, S.M. Ervin, Ch. Ferguson, D. Slobin);
- психофизиологии и нейрофизиологии мозговой деятельности младшего школьника (К. Барт, М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская,
A. Н. Корнев, Н.К. Корсакова, А.Р. Лурия, G. Dorn, C.Kamfe, W. Schneider, J.C. Naslund, M.C. Welsh);
- теории развивающего образования в начальной школе (А.Г. Асмолов,
B. В. Рубцов, Д.Б. Эльконин);
- теории учебной деятельности (Н.И. Алмазова, В.В. Давыдов, А.Б. Воронцов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, В.И. Слободчиков, Е.Г. Тарева, Д.Б. Эльконин);
- теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин);
- теории дидактического коммуникативного воздействия педагога как форма управления учебной деятельностью школьника (С.Я. Ромашина);
- теории культуроведческого образования средствами иностранного язака (В.В. Сафонова, П.В. Сысоев);
- теории языкового образования и теории обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Е.В. Борзова, Н.Д. Гальскова, Ю.В. Еремин, Л.К. Мазунова, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов, Г.В. Рогова, И.И. Халеева, А.В. Щепилова, Н.В. Языкова);
- теории и методики обучения чтению и письму на родном языке (Р.Н. Бунеев, П.С. Жедек, Д.Б. Эльконин);
- теории иноязычных способностей (И.А. Зимняя, М.Г. Каспарова, А.А. Леонтьев);
- теории универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:
1. Теоретические: анализ философской, педагогической,
психологической, психолингвистической, психофизиологической, нейрофизиологической, лингвистической, методической литературы по проблеме исследования. Анализ нормативных документов (государственных образовательных стандартов общего начального и общего среднего образования, учебных программ); сравнительный анализ методических подходов и технологий; педагогическое моделирование и научное проектирование;
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение; анкетирование учителей и учащихся; беседа; метод экспертной оценки; методическая интерпретация данных, полученных в ходе опытного обучения; знаково-символическое описание материалов исследования (схемы, таблицы, диаграммы); педагогический эксперимент, опытное обучение и статистические методы обработки их результатов.
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что в работе впервые создана и обоснована методическая система по овладению техникой чтения на английском языке на начальной ступени школьного образования. Наша методическая система обладает совокупностью теоретико-методологических, теоретико-методических и процессуальных характеристик, которые раскрывают сущность и ценность начального англоязычного образования, объясняют специфику процесса овладения техникой чтения на английском языке в младшем школьном возрасте; интегрирует учение, воспитание, развитие на уровне целей, принципов, технологии и содержания; способствует проектированию деятельностно-онтогенетического пути формирования у учащихся иноязычной речевой деятельности, тем самым реализуя развивающий потенциал предмета «Иностранный язык» в начальной школе.
Специфика нашей работы заключается в разработке комплекса уроков с заданиями разного уровня, для всех детей, в том, числе детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа и детей особо одаренных.
Теоретическая значимость исследования определяется разрешением актуальной научной проблемы, связанной с разработкой личностной модели применительно к обучению чтению на английском языке в начальной школе и научном обосновании методической системы овладения иностранным языком в условиях начального иноязычного образования. В связи с этим обоснована значимость овладения техникой чтения на английском языке в младших классах и доказана его методологическая значимость для построения системы, призванной создать условия для личностного развития младших школьников и формирования их учебной деятельности.
Практическая значимость. Результаты исследования позволяют расширить научные представления об условиях проектирования методических систем в области начального языкового образования, что является вкладом в развитие методической науки и обогащает теорию обучения английскому языку в средней школе.
Практическая ценность исследования заключается в том, что разработанная и теоретически обоснованная методическая система овладения техникой чтения на английском языке на начальной ступени школьного образования была внедрена в практику работы начальной школы МБОУ ПГО «ОСОШ» и показала свою эффективность, что свидетельствует о перспективности ее практического применения.
Идеи и положения в представленной работе, в ее технологической системе могут быть положены в основу разработки образовательных стандартов, учебников и учебно-методических пособий, а так же образовательных программ.
Апробация. Стоит отметить, что материалы исследования нашли отражение в следующих публикациях: «Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе» в журнале «Актуальные проблемы филологии» Вып. 10. - Екатеринбург, УрГПУ, 2017 (в печати).
Структура выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа включает в себя:
1) введение
2) три главы
3) выводы по главам
4) заключение
Во введении раскрывается актуальность нашего исследования, формулируются цель, задачи, объект и предмет. Описываются: общая методологическая основа, методы научного исследования, а так же излагаются новизна, теоретическая значимость работы и ее практическая сторона.
В первой главе «Методологические основы обучения чтению на английском языке в начальных классах» обосновывается освоения техники чтения на английском языке в младших школьных классах, рассматриваются методологические основы, являющиеся «стартом» выстраивания последующей методической системы.
Вторая глава «Обучение чтению на уроках английского языка в младших классах» освещает концептуальное осмысление методической системы, ее структуры и структурных компонентов создающих теоретическую базу ее функционирования в реальном процессе образования: цели и содержание овладения техникой чтения на английском языке; анализ проблем возникающих при овладении техникой чтения на английском языке в младших классах. Рассмотрение особенностей при обучении чтению на английском языке на начальном этапе.
В третьей главе «Экспериментальное исследование по обучению чтению младших классов» проводится эксперимент по обучению чтению в младших классах, анализ и обработке результатов. Описываются рекомендации по обучению младших классов чтению на английском языке, даются выводы по проведенному исследованию.
В процессе исследования нами был рассмотрен УМК «Spotlight». При анализе методик, данного УМК мы обнаружили как преимущества, так и некоторые недоработки.
Преимущества данного учебного пособия:
- имеет достаточно заданий на заложение основ фонетики;
- используется метод устного опережения, что помогает ученикам переходить к чтению и говорению, используя уже изученный лексический материал;
- в рабочих тетрадях грамотно составлены упражнения для самостоятельной работы дома.
Недостатки заключаются в следующем:
- малое количество наглядных материалов;
- отсутствует видео-материал, CD с интерактивными играми.
В нашей работе решена проблема разработки методической системы овладения чтению на английском языке на начальной ступени школьного образования, реализующей личностную модель и направленной на созидание личности ученика и успешность формирования его иноязычной речевой деятельности. Сформулированы теоретико-методологические основания построения личностно-формирующей методической системы как многоуровневого организованного объекта. Рассмотрено эффективное приобщение к новому языку и иной культуре и целостная реализация воспитательного, развивающего и учебного потенциала предмета «Иностранный язык» в начальной школе.
Предлагаемая в нашей работе методическая система отвечает всем требованиям, предъявляемым к образовательным системам нового поколения: является личностно ориентированной, соответствует
направлениям модернизации российского образования и базируется на авторской концепции, раскрывающей овладение чтению на иностранном языке как средство начального иноязычного образования.
Новая цель, новое содержание и принципы, обоснованные с учетом сформулированных методических закономерностей начального обучения чтению на английском языке, являются ведущими компонентами методической системы, определяющими технологию, систему средств и планируемый результат функционирования системы.
Технологический компонент системы объединяет учеников младшего школьного возраста и процесс овладения им английского языка, обеспечивает их личностное становление, связанное с развитием комплекса способностей, успешности иноязычной учебной и речевой деятельностей, которые составляют специфику иноязычного образования на начальном этапе обучения. Особое внимание при обосновании методической системы уделено ее нравственному измерению, определяющему как качества личности младшего школьника, так и качество начального англоязычного образования.
Теоретико-методологические основы, упомянутые в исследовании, затрагивают всю стратегию выстраивания процесса овладения чтением на английском языке. Однако, при проектировании технологии акцент поставлен на первом этапе. Так как именно первый этап вызывает основные трудности в процессе обучения. Также именно в нем закладывается основа развития детских способностей к англоязычной речи и учебной деятельности. От построения данного этапа зависит дальнейшая успешность овладения школьником чтения на английском языке.
Для практической реализации обоснованной в работе методической системы созданы средства обучения и учения, представленные в учебно-методических комплектах для 2-4-х классов.
Обработанные методами математической статистики авторские учебно-методические комплексы, полностью подтвердили гипотезу нашего исследования и доказали свою эффективность в работе методической системы.
В результате проведенного нами исследования отмечено, что чтение является одним из наиболее важных видов речевой деятельности и по- прежнему заслуживает особого внимания ученых, учителей и методистов. Чтение трактуется как рецептивный вид речевой деятельности, включающий в себя технику чтения и понимание прочитанного.
В эксперименте обучающиеся продемонстрировали: умения и навыки самостоятельно преодолевать трудности смыслового и языкового характеров; умение читать с полным пониманием текста. Таким образом , разработанный комплекс упражнений показал свою эффективность. Проведенная работа с текстом на уроках способствовала развитию сформированных ранее умений чтения, в том числе умений, которые необходимы для ориентации в логико¬смысловой структуре текста, а так же нахождение заданной информации в тексте и сопоставление ее с ужу имеющейся у учеников информацией.
В результате проведенного нами исследования были достигнуты следующие задачи и цели:
- Разработан и обоснован комплекс упражнений по обучению чтению на английском языке во втором классе начальной школы на основе коммуникативного метода;
- Определена сущность чтения, рассмотрены все виды чтения, функции и формы чтения;
- Содержание обучения чтению раскрыто;
- Подробно рассмотрен и детально проанализирован коммуникативный метод в обучении чтению;
- Составлен комплекс упражнений по обучению чтению на английском языке для второго класса начальной школы.
1. Александров, А.А. Полный англо-русский словарь / А.А. Александров.-М.: ООО Астрель: 2007. - 1184 с.
2. Апресян, Ю.Д. Избранные труды. Лексическая семантика / Ю.Д. Апресян.- М.: Школа «Языки русской культуры» 2007. - 472 с.
3. Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола / Ю.Д. Апресян.-М.: Наука 1967. - 51 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология, учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 414 с.
5. Ариян М. А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация / М.А. Ариян. - М.: 2010. - 382 с.
6. Архангельский С. И. Некоторые пути развития систем обучения / С.И. Архангельский. - М.: Знание, 1967. - 387 с.
7. Асмолов А. Г. Методология личностно-ориентированного образования // Построение модели личностно-ориентированной школы: сб. трудов; под ред. И. С. Якиманской / А. Г. Асмолов, И. С. Якиманская. - М.: КСП, 2006. - 18 с.
8. Баранников А.В. О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования / А.В. Баранников // Иностранные языки в школе. -2009. - 10 с.
9. Баранников А. В. Об организации обучения иностранным языкам в 4 классе общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования / А.В. Баранников // Иностранные языки в школе. - 2005. - 6 с.
10. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение: учебное пособие; пер. с нем. Н. А. Горловой, А. А. Михлина; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова / Р. Барт. - М.: ИЦ «Прогресс», 2010. - 208 с.
11. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
12. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. -2-е изд. - М.: Просвещение, 1965. - 229 с.
13. Бердичевский А. Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности / А. Л. Бердичевский // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 2. - С. 17-21.
14. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 10-15.
15. Бим И.Л. Система обучения иностранным языкам и учебник как модель ее реализации: учебное пособие / И.Л. Бим. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1974. -240 с.
...