Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией на логопедических тренингах в детском саду

Работа №98801

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы277
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 8 ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТИРЕЙ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего 8 дошкольного возраста с дизартрией
1.2. Развитие произносительной стороны речи в нормальном онтогенезе 15
1.3. Теоретическое обоснование использования тренингов в работе с 27 детьми дошкольного возраста
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 34
2.1. Организация и методики логопедического обследования детей 34 дошкольного возраста
2.2. Результаты логопедического обследования и их анализ 44
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ 54 КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТИРЕЙ
3.1. Организация и содержание логопедических тренингов при 54
коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией
3.2. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дизартрией с 61 применением логопедических тренингов.
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 83

Актуальность проблемы
В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. В последние десятилетия положение дел в этом отношении резко ухудшилось, о чем свидетельствуют статистические данные. Раньше для предупреждения и устранения у детей недостатков речи ограничивались лишь требованием правильной речи окружающих, в том числе и воспитателей. Теперь же вопрос о систематической специальной работе над обучением детей правильному произношению звуков стал одним из приоритетных в дошкольной педагогике [7].
Анализ литературы по проблеме коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией показал недостаточную изученность вопросов, касающихся разработок логопедических тренингов при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией. В связи с этим особую актуальность приобретает создание комплекса логопедических тренингов, учитывающих общие закономерности и особенности развития дошкольников с данным нарушением, позволяющих повысить эффективность логопедической работы.
Проблеме изучения дизартрии посвящены работы, Е. Ф.Архиповой, Е. Н. Винарской, М. В. Ипполитовой, М. В. Лопатиной, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, и другие.
По словам О. С. Орловой, Т. В. Тумановой и Т. Б. Филичевой, дизартрией являются расстройства звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленные нарушение иннервации мышц речевого аппарата и связанное с органическим поражением центральной и периферической нервных систем.
Главным клиническими признаками дизартрии являются:
- нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
• ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений за счет параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
• расстройство дыхания и голосообразования.
Цель данного исследования: доказать эффективность применения логотренингов в коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.
Объект исследования - звукопроизношение у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования - логотренинги, как один из приемов коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования. Использование логопедических тренингов повысит эффективность логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией и выявить особенности звукопроизношения данной категории детей.
2. Провести обследование звукопроизношения у дошкольников, проанализировать результаты исследования.
3. Описать содержание логопедических тренингов и применить их при коррекции звукопроизношения для детей с дизартрией.
4. Определить эффективность подобранной системы логотренингов как средство коррекции звукопроизношения для дошкольников с дизартрией.
Теоретическая значимость исследования.
Полученные данные об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с дизартрией, расширили и дополнили теоретические представления о речевой сфере обучающихся. Полученные данные о структуре и методике проведения логотренингов позволили более подробно изучить особенности логотренингов и их специфику.
Научная новизна состоит в том, что образование требует новых, интересных методов работы. Таким методом является логотренинг. Нами разработано содержание логотренингов для обучающихся с дизартрией...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.
У детей с дизартрией наблюдаются нарушения моторной сферы, что влечёт за собой нарушение фонетической стороны речи (звукопроизношения, искажения, смешения, замены, пропуски, недифференциация звуков и просодики), которое имеет множественный характер.
У детей с нормальным речевым развитием к 5-ти годам заканчивается формирование фонетической стороны речи. Дети с дизартрией в силу отставания в развитии доречевого и речевого периодов не в полной мере овладевают языковой и речевой нормами. У них наблюдаются антропофонические (различные виды искажений) и фонологические дефекты (замены, смешения, пропуски). Дефекты звукопроизношения могут иметь мономорфный и полиморфный характер. Голос детей с дизартрией часто характеризуется назальным оттенком голоса. Дети иногда заменяют вопросительную интонацию повествовательной, переносят логическое ударение с одного слова в предложении на другое. Речь смазанная, интонационно невыразительная.
На фоне отставания в развитии речи наблюдаются нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
Знание вышеизложенных особенностей детей с дизартрией позволяет наиболее точно поставить логопедическое заключение, эффективно спланировать коррекционную работу, разработать логопедические тренинги на основе инновационных технологий и подготовить детей данной категории к усвоению школьных навыков.
Обследование состояния речи позволяет сформулировать правильное заключение и, соответственно, разработать или подобрать наиболее оптимальную программу, систему коррекционных мер, направленных на устранение недостатков речи.
По результатам контрольного эксперимента выяснилось, что у десяти обследуемых детей - общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией;
Нами была проведена логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией на материале логотренингов.
Целью этих тренингов является: коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Достижение цели тренингового обучения включает решение следующих задач:
• совершенствование новых навыков в области речевой деятельности;
• совершенствование опыта, устранение стереотипов общения; развитие интереса к речевой деятельности;
• развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать свою деятельность и деятельность других.
Наша логопедическая работа включала в себя следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2. Автоматизация полученного звука в речи.
3. Дифференциация смешиваемых звуков.
Каждый реализуемый этап тренинга включал решение следующих задач:
1. Подготовительный этап.
• развитие общей моторики;
• развитие пальчиковой моторики;
• развитие артикуляционной моторики;
• развитие мимической моторики:
• развитие речевого дыхания:
• формирование интонационной выразительности речи;
• развитие фонематического слуха, фонематических
представлений;
• развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
Дополнительные направления: индивидуальная работа, проведение массажа (по необходимости).
Подготовительный этап содержал 10 логотренингов, целью данных тренингов было подготовить органы артикуляции к основному этапу работы (к автоматизации и дифференциации звуков).
2. Автоматизация полученного звука в речи.
• развитие артикуляционной моторики;
• формирование интонационной выразительности речи;
• работа над поставленным звуком;
• звук в словах, стихах, скороговорках, чистоговорках;
• звук в словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Дополнительные направления: индивидуальная работа, развитие пальчиковой и мимической моторики (по необходимости).
• развитие слоговой структуры слова;
• развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, представлений (анализ и синтез);
Дополнительные направления: индивидуальная работа.
3. Дифференциация смешиваемых звуков.
• уточнение артикуляции каждого звука;
• уточнение акустических характеристик смешиваемых звуков;
• дифференциация звуков.
На основании проведенной работы по проведению логопедических тренингов с целью коррекции звукопроизношения у дошкольников с
дизартрией можно говорить об эффективности подобранной формы работы. У детей наблюдается положительная динамика не только в состоянии звукопроизношения, но и при обследовании моторной сферы, а также лексико-грамматического строя речи. Продолжая работу по предлагаемому плану можно значительно улучшить речевые показатели детей и вывести их в относительную норму к моменту их поступления в школу.


1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / под общ.ред. Г. В. Чиркиной. - Москва, 2005. - 192 с.
2. Анищенкова, Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей [Текст] / Е. С. Анищенкова. - М. : Астрель, 2006. - 158 с.
3. Архипова, Е. Ф. Клинико - педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М. : Астрель, 1997.
• 242 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 319 с. : ил.
5. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Е. Ф. Архипова.
• М. : АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. - М. : Мозаика - Синтез, 1999. - с. 272
7. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей [Текст] / Т. В Александровна. - СПб. : Детство-пресс, 2005. - 48 с., ил.
8. Бабина, Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Г. В. Бабиной. - М. : Прометей, 2012. - 104 с.
9. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение. - 1964. - 90 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1989. - 160 с.
11. Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Т. А. Воробьева, О. И Крупенчук. - Санкт Петербург: Литра, 2016. - 47 с.
12. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет [Текст] / А. Е. Воронова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 144 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : ЛПН РСФСР, 1961. - 471 с.
14. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия [Текст] / Т. М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.
15. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии [Текст] / Т. М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2005. - 340 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ