Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВШИХ ОПЫТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТВЕРЖЕНИЯ

Работа №98798

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТВЕРЖЕНИЯ 6
1.1 Родительское отвержение как полюс отношения родителей к своему
ребёнку 6
1.2 Признаки и причины родительского отвержения 15
1.3 Подходы к пониманию родительского отвержения и его влияние на
личность ребёнка 21
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН ПЕРЕЖИВШИХ ОПЫТ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТВЕРЖЕНИЯ 31
2.1 Организация эмпирического исследования 31
2.2 Количественный и качественный анализ результатов эмпирического
исследования 37
2.3 Обсуждение и интерпретация результатов эмпирического
исследования 52
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность: Изучение семьи, в том числе и сферы детско-
родительских отношений не теряет своей актуальности на протяжении долгого времени. Это продиктовано тем, что семья - первый социальный институт, в который входит ребенок сразу после рождения, и его развитие и становление как личности во многом обусловлено внутрисемейными отношениями. На сегодняшний день семья как институт социализации претерпевает некоторые изменения: наблюдается дефицит общения и формализация его содержательной стороны между членами семьи, эмоциональная холодность и зачастую безразличное (невнимательным) отношением, рост неполных семей. Такие перемены нередко продиктованы отсутствием у современных родителей адекватных моделей отношений с ребенком, ростом профессиональной занятости и стремлением добиться профессионального роста, более того часть женщин находят свою самореализацию в профессиональной сфере и ребенок в этом случае выступает преградой. Детско-родительские отношения в таких семьях могут отличаться скрытым (игнорирование ребенка и его потребности в эмоционально теплых отношениях) или открытым (отрицательным отношением, неприятием) эмоциональным отвержением детей. Очевидно, что это оказывает колоссальное влияние на формирование личности, а, следовательно, становится важным фактором, определяющим особенности личностного развития человека. Известно, что эмоциональное неблагополучие и поведенческие нарушения личности могут быть простимулированы эмоциональным отвержением, недостатком внимания со стороны родителей. Важность изучения именно личностных особенностей женщин с опытом эмоционального отвержения определяется встающим вопросом о возможностях ее реализации себя как матери.
Научная проблема и степень ее разработанности: разработкой проблемы детско-родительских отношений занимались многие как отечественные, так и зарубежные авторы, но, несмотря на это, ряд вопросов до сих пор остаются открытыми. Помимо этого вместе с изменениями общества, семья как малая социальная группа, также претерпевает изменения и как следствие уже существующие знания в области семейной психологии, в частности и знания об особенностях детско-родительских отношений становятся недостаточными.
Таким образом, научная проблема исследования заключается в недостаточности знаний об особенностях личности с опытом эмоционального отвержения, в частности, знаний о том, как данный опыт влияет на женщин.
Объект: личностные особенности современных женщин
Предмет: личностные особенности современных женщин переживших опыт родительского отвержения
Цель: выявить личностные особенности женщин переживших опыт родительского отвержения
Задачи:
• Провести теоретический анализ проблемы родительского отвержения, раскрыть его сущность
• Обобщить и систематизировать подходы к изучению феномена родительского отвержения
• Выявить специфику личностных особенностей
современных женщин, переживших опыт родительского отвержения
• Выявить и описать различия личностных характеристик современных женщин переживших опыт родительского отвержения и личностных характеристик современных женщин, не имеющих подобного опыта
Гипотеза: личностные характеристики современных женщин
переживших опыт родительского отвержения отличаются от личностных характеристик современных женщин, не имеющих подобного опыта
Теоретико-методологическая основа исследования: теория
привязанности Боулби; теория трансактного анализа Э.Берна; теория объектных отношений Д. Винникота.
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы теоретические методы (анализ, синтез, сравнение), эмпирические - тест и опрос, а именно: Тест родительского отношения А.Я.Варга, В.В. Столин; Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС); Опросник образа собственного тела О.А. Скугаревский, С.В. Сивуха; Экспресс диагностика невроза К. Хека и Х. Хесса; Шкала враждебности Кука - Медлей; Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагина; Тест тревожности Спилбергера-Ханина. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью критерия U- Манна-Уитни.
Практическая значимость: полученные в результате исследования данные могут быть использованы в практике психологического консультирования с женщинами, имеющими опыт эмоционального отвержения, в том числе с настоящими и будущими матерями. Также возможно использование эмпирических данных для разработки диагностического инструментария, диагностирующего наличие опыта родительского отвержения. Данное исследование может быть полезно при разработке психологических программ работы с женщинами, переживших опыт родительского отвержения, а также в психологическом просвещении родителей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На развитие и становление личности влияет множество факторов, наиболее важный из них - это детско-родительские отношения, особенно важна специфика эмоционального отношения родителя к ребенку.
Нами было выдвинуто предположение, что существуют различия между женщинами, пережившими опыт родительского отвержения и женщинами, не имеющими данного опыта. Исходя из этого, цель данной исследовательской работы: определить личностные особенности женщин переживших опыт родительского отвержения.
Для достижения намеченной цели нами был проведен анализ литературы, на основе которого мы описали феномен родительского отношения, три типа его проявления (эмоциональное отвержение, условное принятие и эмоциональное принятие) и его виляние на становление личности ребенка. Далее мы провели эмпирическое исследование, направленное на поиск различий между двумя группами женщин. Одну из которых составили женщины, субъективно оценивающие своих родителей как эмоционально принимающих, а другую как эмоционально отвергающих.
В результате мы получили следующие результаты: у женщины с опытом эмоционального отвержения наблюдается негативное самоотношение, они более враждебны и склонны к переживанию отчуждающего одиночества. По итогам нашего исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что личностные характеристики современных женщин переживших опыт родительского отвержения отличаются от личностных характеристик современных женщин, не имеющих подобного опыта - подтвердилась.


1. Арзютова А.А. Индивидуально-психологические предпосылки невротизации личности. Поволжский педагогический вестник. 2014
2. Беляева С.И. Тревожность и проявление материнской люби в семьях с делинквентными подростками. Медицинская психология в России. 2018
3. Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии. Литагент. 2015
4. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Фрагменты из третьей части книги: Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 143-206
5. Бонкало Т.И. Механизмы формирования эмоционального отвержения ребенка в функционально дееспособной семье. 2009
6. Боулби Д. Привязанность. М.,2003
7. Бутина-Гречная С.В. Теоретические подходы к анализу детско- родительских отношений. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2010
8. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери.— М.: Класс, 2007.
9. Винникотт Д.В. Теория родительско-младенческих отношений. Журнал практической психологии и психоанализа. 2005, №2.
10. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
11. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки. Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009
12. Герасимов П.Е. Теоретические аспекта проблем «самоотношения». Известия Саратовского университета. Новая серия. Психология развития, 2010
13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений М.,1987
14. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
15. Истратова О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ