Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвистический анализ СМИ на уроках английского языка: концепт патриотизм

Работа №98795

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Патриотизм как неотъемлемая составляющая педагогической
среды 10
1.1. Сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»10
1.2. Факторы, влияющие на формирование патриотизма 20
1.3. Технология критического мышления при обучении английскому
языку 26
Выводы по I главе 34
Глава II. Особенности патриотического дискурса современных российских школьников 36
2.1. Обзор УМК Spotlight по английскому языку для 11 классов 36
2.2. Ассоциативный эксперимент как средство выявления наполнения
концепта патриотизм 45
2.3. Лингвистический анализ СМИ концепт «патриотизм» 55
2.4. Ассоциативный эксперимент как средство выявления изменения
наполнения концепта патриотизм 76
Выводы по II главе 83
Общие выводы 84
Заключение 86
Приложение 1 89
Приложение 2 90
Приложение 3 91
Приложение 4 92
Приложение 5 93
Приложение 6 94


Настоящая работа посвящена социально-педагогическому исследованию особенностей формирования концепта патриотизм на уроках английского языка.
В условиях быстроразвивающегося общества, его интересов, тенденции, инноваций возрастает и потребность в формировании нового социального типа личности. Такой личности, которая была бы уверенна в себе, обладала яркой индивидуальностью и мобильностью, имела активную гражданскую позицию, отличалась способностью принимать ответственные решения и брать на себя ответственность. В то же время, в современном обществе, несомненно, ощущается «недостаток нравственности». Ярким примером духовного регресса у народа можно назвать утрату патриотизма как одной из духовных ценностей, отчуждение молодого поколения от отечественной культуры и исторического опыта народа России [Циулина 2012].
В рамках научной и социальной значимости проблема патриотизма является одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. Во все времена патриотической воспитание признавалось необходимым элементом воспитательного процесса.
Несмотря на тот факт, что в настоящее время английский язык занимает лидирующую позицию среди доминирующих мировых языков, учебная дисциплина «Английский язык» практически не рассматривается как возможность формирования патриотической позиции школьников. На данный момент существует недостаточно работ, в которых бы прослеживалась связь между текущими условиями формирования патриотизма индивида и педагогическими условиями. Рассмотрение его особенностей выходит за рамки субъективного познания и намечает тенденции изучения патриотического воспитания на уроках английского языка в школе.
Аналитический обзор современных изысканий по проблематике патриотического воспитания школьников показал, что ее решение осуществлялось исследователями А.К. Быков [Быков 2006], З.Т. Гасанов [Гасанов 2005], И.Н. Глазунова [Глазунова 2002], Н.А. Ивашкина [Ивашкина 2008], О.Р. Шефер [Шефер 2003] и др. с позиций различных методологических подходов, через реализацию педагогических условий, моделей и систем патриотического воспитания.
В частности: модели патриотического воспитания школьников представлены средствами этнопедагогики в работах Г.Х. Валеевой [Валеева 2008], Н.А. Ивашкина [Ивашкина 2008], региональными ценностями Н.Г. Баженова [Баженова 2011], М.Б. Кусмарцев [Кусмарцев 2015], средствами культурно-досуговой деятельности В.В. Гладких [Гладких 2011], в условиях межкультурного диалога М.А. Савзиханова [Савзиханова 2012], Тер-Минасова [Тер-Минасова 2015].
Так как данная работа посвящена формированию чувства патриотизма на уроке английского языка в выпускном классе нами было детально изучена эта сфера. Отметим, что формирование патриотической личности на уроке английского языка принято рассматривать как ознакомление к патриотизмом зарубежным. Лишь малая доля педагогов рассматривает возможности предмета «английский язык» как площадку для формирования современного российского патриотизма. Над разработкой данного вопроса трудились: Е.А. Турбинова [Турбинова 2015], Н.Н. Клюева [Клюева 2015], Ю.В. Царенкова [Царенкова 2013], Е.А. Бондаренко и О.Г. Петрова [Бондаренко, Петрова 2009].
Изучив литературу по теме, нами был сделан вывод о том, что понятие «патриотизм» зачастую укладывается в рамки объективной педагогической среды, как продукт культуры, цивилизации, государства, как будто нам был предписан патриотизм, и мы стати патриотами, ибо мы делаем все, что нам приказывают наши государи. Но, по нашему мнению, представление о патриотизме сложится не полным без принятия во внимания его «натуральной» природы. Рассмотрением естественной основы патриотизма занимались С.Е. Матушкин [Матушкин 1999], Н.Ф. Бунаков [Бунаков 1953], Н.А. Ивашкина [Ивашкина 2008], Н.В. Ипполитова [Ипполитова 2000], И.А. Ильин [Ильин 1993], О.В. Лебедева [Лебедева 2003], В.А. Сухомлинский [Сухомлинский 1990] .
Актуальность исследования обусловлена недостаточным освещением возможности воспитывать патриотизм на уроках иностранного языка, опираясь на принципы критического мышления, а также необходимостью комплексного изучения универсального концепта «патриотизм», закрепленного в сознании подрастающего поколения.
Исследование педагогической среды в аспекте формирования патриотической личности приобретает значимость в последние годы, когда Россия столкнулась с рядом существенных изменений, коснувшихся, прежде всего политической, а также экономической, социальной, духовной сфер общественной жизни, что повлияло и на систему образования. В условиях непростой политической ситуации сложно говорить о чувстве патриотизма. За последние годы в стране наметилась тенденция к снижению уровня духовной культуры молодежи.
Чтобы устранить данную проблему вектор государственной политики, закрепленный в Федеральном законе Российской Федерации №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направлен на «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма...»[Путин 2016].
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных учены, работающих в области педагогики И.Н. Глазунова [Глазунова 2002], О.Р. Шефер [Шефер 2003], Е.Л. Крыловой [Крылова 2016].
Данная работа выполнена с опорой на социально-педагогические разработки М.В. Циулиной [Циулина 2012].
Материалом для исследования послужили публицистические тексты патриотического дискурса США (объемом 100 стр.) из The LA Times, The Times, Sun, также данные толковых, энциклопедических и специализированных словарей. В работе анализировались не только англоязычные неадаптированные статьи, но и учебная литература на английском языке с целью изучения объема и содержания представленной информации.
Базой нашего исследования являлась проведение экспериментальной работы на базе МАОУ СОШ № 9 село Балтым, МОУ СОШ № 9 город Ирбит, МОУ СОШ № 18 город Ирбит. В эксперименте приняло участие 45 ученика 11 классов.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность и результативность воспитания патриотизма у старшеклассников в целостном педагогической процессе современной общеобразовательной школы.
Объект исследования - патриотическое воспитание старшеклассников современной общеобразовательной школы.
Предмет исследования - воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса современной общеобразовательной школы.
В работе принято следующее ограничение: патриотическое воспитание рассматривается применительно к учащимся 11 классов общеобразовательных учреждений.
В исследовании ставились следующие задачи:
1) описать патриотическое воспитание как неотъемлемую составляющую процесса образования;
2) выявить особенности патриотического сознания учащихся 11 классов;
3) экспериментальным путем определить основные составляющие концепта патриотизм и проследить их изменение;
4) применить технологию критического мышления при лингвистическом анализе англоязычных статей
В соответствии с поставленной целью и задачами применялись следующие теоретические методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативных документов по заявленной проблематике, понятийно-терминологический анализ.
Эмпирические методы: анкетирование, метод ассоциативного эксперимента, метод сопоставительного анализа, метод контент-анализа, метод лингвистического анализа, статистические методы обработки данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем: в данной работе предпринята попытка обосновать целесообразность развития принципов критического мышления, развивающих у детей способность самостоятельно оценивать политические, исторические, социальные явления и факты на уроке английского языка с целью формирования российского патриотизма.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие патриотического воспитания в иноязычном пространстве, межкультурной коммуникации. Разрабатываемое в диссертации положение о возможности повышения уровня патриотического сознания личности путем внедрения в образовательную программу «реального» языка СМИ и его лингвистический анализ представляет ценность не только в общеобразовательной среде, но и в лингвокультурологическом пространстве. Описание возможностей такой интеграции может быть транслировано на других примерах средств массовой информации, помимо электронных изданий, рассматриваемых в работе
Практическая ценность данного исследования состоит в допустимости использования разработанных теоретических положений и практических результатов при подготовке к урокам иностранного языка в старших классах.
Апробация и внедрения работы. Основные положения и результаты исследования были опубликованы в статье, входящей в состав сборника Ювенис, модель урока английского языка, разработанного с учетом положений данного исследования была внедрена на уроках 11 класса МАОУ СОШ № 9 село Балтым, МОУ СОШ № 18 город Ирбит, МОУ СОШ № 9 город Ирбит.
Структура исследования предопределена выдвинутой целью и задачами. Настоящая диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и шести приложений.
Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, формулируется цель, которая коррелирует с задачами и методами работы, характеризуется материал исследования, обосновывается практическая и теоретическая значимость и новизна исследования.
В первой главе «Патриотизм как неотъемлемая составляющая педагогического образования» патриотизм рассмотрен в исторической ретроспективе. Освещаются основные рабочие на сегодняшний момент программы, реализуемые в рамках патриотического воспитания учащихся, выявляются факторы, оказывающие влияние на формирование патриотизма у старшеклассников. Представляются теоретические основы технологии критического мышления, применительно к педагогической сфере.
Во второй главе описываются и анализируются результаты двухэтапного свободного ассоциативного эксперимента, создается наполнение концепта патриотизм у старшеклассников. Приводятся результаты анкетирования, а также результаты урока, разработанного с учетом первого этапа эксперимента. Так же проводится контент - анализ содержания учебника для общеобразовательных школ Spotlight .
В заключении систематизируются полученные данные в ходе исследования, делаются выводы с учетом современной специфики наполнения концепта патриотизм и о том, каким путем развития критического мышления на уроках английского языка можно вырастить настоящих патриотов и граждан, умеющих мыслить глубоко.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


О любви и защите нашей страны сказано и написано достаточно много, что сложно еще добавить что-то принципиально новое. Однако, как показывает педагогический опыт обращениями и словами проблему низкого уважения к собственной культуре, забвения русских традиций и обычаев не решить. Невозможно сформировать должного отношения к Родине утрачивая основополагающие нравственные ценности. Отсюда задача педагога заключается в том, чтобы найти формы работы, позволившие бы соприкоснуться с историческим и культурным наследием малой и большой Родины, которые каждый чувствуют по-особому, по-своему.
Предмет «Английский язык» занимает особое место среди остальных дисциплин, по нашему мнению. Его отличительная особенность - в процессе изучения иностранного языка приобретаются не только знания основ науки, а также навыки использования неродного языка в качестве средства общения. Данная отличительная черта открывает преподавателям широкие возможности для формирования патриотической позиции обучающихся. С точки зрения коммуникативной направленности на уроке «английский язык» изучается не только иностранный язык, но и проводится сопоставление всех сфер жизни страны изучаемого языка со своей страной.
Становится совершенно ясно, что без наличия сформированной национально-культурной базы родного языка невозможно изучать никакую другую культуру. Ведь комплекс информации на уроках английского языка школьники пропускают через свой личный опыт, полученный в результате овладения родной культурой.
Патриотизм понимается как любовь к России, своему народу, стремление служить на благо Родины. Несомненно, патриотизм представляется как сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества во все времена, он интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Родине, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень её социализации.
В сознании российских школьников «патриотизм» достаточно стереотипен; патриотические чувства к своей стране описываются фиксированным набором языковых единиц: Родина, Россия, страна, защищать, Отечество, единство, сила духа и др.
Трактовка концептов «патриотизм» присуще доминантные черты национального менталитета и ценностные установки, принятые русском лингвокультурном и социальном пространстве: замкнутость на интересах и проблемах внутри страны, почитание ключевых символов и событий национального дискурса. Концепт «патриотизм» представляется многогранным явлением, своеобразным континуумом, в котором актуализируются различные значения в зависимости от условий окружающей реальности.
На уровне лексико-семантических различий в текстах патриотического дискурса зарубежных СМИ преобладают оценочность, отрицательная коннотация, эмоциональная возвышенность. Патриотические тексты выступают культурно-специфическими маркерами и вербальными продуктами политической коммуникации в целом.
Все аспекты изучения патриотического дискурса не могут быть затронуты в одном исследовании. Перспективы дальнейшего изучения заключается в проведении сопоставительного анализа патриотических дискурсов двух и более пространств для полного раскрытия понятий «национальный менталитет» и «национальная языковая картина мира». В частности, исследование патриотического дискурса в русской языковой картине мира представляется перспективным в целях поиска национальной идеи. 



1. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21. дек. 2012 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - URL : http://www.consultant.ru/-document/cons_doc_LAW_140174// (дата обращения: 12.01.2017).
2. Аверьянов, А. Н. Система: философская категория и реальность [Текст] / А. Н. Аверьянов. - М. : Мысль, 2009. - 188 с.
3. Аникаева, Т. В. Образовательная среда школы как условие профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] :
дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Аникаева ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2001. - 220 с.
4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. [Текст] / сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митю-ров. - М. : Педагогика, 1985. - 363 с.
5. Антология педагогической мысли России XVIII века [Текст] / сост. И. А. Соловков. - М. : Педагогика, 1985. - 480 с.
6. Аргунова, А. А. Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций молодежи [Текст] / А. А. Аргунова // Перспектива-2008 : материалы междунар. науч. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. - Нальчик, 2008. - Т. 4. - С. 144-147.
7. Аронов, А. А. Воспитывать патриотов [Текст] : кн. для учителя /
А. А. Аронов. - М. : Просвещение, 1989. - 175 с.
8. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание [Текст] /
И. С. Артюхова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 117-121.
9. Арясова, А. Ю. Ценностные ориентации молодежи в содержании государственной молодежной информационной политики [Текст] : монография / А. Ю. Арясова. - Астрахань : Изд-во Сорокина Романа Васильевича, 2010. - 95 с.
10. Баженова, Н. Г. Краеведение как средство патриотического воспитания учащихся различных учебных учреждений в курсе французского языка [Электронный ресурс] / Н. Г. Баженова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 2. С. 147-156. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?- id=16551072 (дата обращения: 19.02.2017).
11. Бердяев, Н. А. Падение священного русского царства [Текст] : публицистика 1914-1922 гг. / Н. А. Бердяев. - М. : Астрель, 2007. - 1179 с.
12. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры [Текст] : два филос. введ. в двадцать первый в. / В. С. Библер. - М. : Политиздат, 1991. - 412 с.
13. Бондаревская, Е. В. Смысли стратегии личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. -С. 17-24.
14. Брик, Л. В. СМИ как фактор формирования общественного мнения [Текст] / Л. В. Брик // Ученые записки МГПИ. Общественные науки : сб. науч. ст. / Мурман. гос. пед. ин-т ; отв. ред. А. А. Сауткин. - Мурманск, 2007. - Вып. 4. - С. 243-252.
15. Бунаков, Н. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Н. Ф. Бунаков. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 412 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ