Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование женского образа средствами костюма в советском кинематографе 1950-х годов

Работа №98791

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
3 Глава 1. Женский образ в советской моде 1950-х годов 9
1.1 Советская мода 1950-х годов от концепции образов к производству. 9
1.2 Продвижение моделей женского костюма в повседневную практику 1950¬х годов 19
1.3 Особенности советского стиля и представлений о моде в женском
костюме 1950-х годов 25
Глава 2. Образ советской женщины в кинофильмах 1950-х годов 34
2.1 Каналы трансляции образцов женской одежды в советской моде 1950-х
годов 34
2.2 Советские культурно - эстетические образцы женской одежды в советском
кинематографе 1950-х годов 43
2.3 Изготовление женского образа на основе анализа кинофильмов 1950-х
годов 53
Заключение 59
Список терминов 63
Список использованной литературы 66
Список иллюстраций 72

Актуальность темы обусловлена постоянно растущим интересом к культурному наследию советской эпохи и ее кинематографу. От критики перестроечных и постперестроечных лет общество пришло к осознанию феномена советского кинематографа, признанию заслуг его творцов, работавших в условиях жесткого партийно-государственного контроля.
Определяющим моментом актуальности работы является важность изучения кинематографа, как исторического источника. Киноискусство с позиции современных культурологических теорий предстает как культурный конструкт, подлежащий «чтению» и интерпретации. Фильмы презентуют мысли, мнения, идеологические установки, образы человека. Как источник по истории советского периода кинематограф уникален по своему познавательному потенциалу и насыщен большим количеством важной информации.
Кино, представляющее отечественное научное сообщество, можно рассматривать как альтернативный источник по истории научной интеллигенции, ее взаимоотношений с властью, ценностных предпочтений, профессиональной и частной сфер жизни ученых и повседневной, рабочих людей.
Данное исследование также важно с точки зрения осознания связи советского киноискусства и журналов моды с идеологическими проектами на всех этапах истории советского общества.
Рассматривая костюм как исторический адресат, как один из важнейших и безошибочных показателей отличительных признаков общества, как маленькую частицу жизни народа. Необходимо, в первую очередь, определить политические, социально-экономические и культурные факторы, определяющие развитие советского общества 1950 - х годов.
Цель : сформировать устойчивые представления об истории становления костюма в кинематографе 1950 - х годов и на их основе воссоздать женский образ этого времени.
Задачи:
- Выявить особенности отечественной моды 1950 годов от концепции к практике.
- Проследить продвижение моделей женского костюма 1950 года в повседневную практику;
- Определить особенности советского стиля и представлений о моде в женской одежде 1950 года;
- Дать обзор каналов трансляции образов женской одежды в советской моде 1950-х г.
- Сформировать устойчивые представления о культурно эстетических образцах женской одежды в кинематографе и женских журналах 1950-х годов.
- Разработать женский образ на основе полученной информации.
Степень изученности темы:
Истории советской городской повседневности, в том числе рассматриваемого периода, посвящены труды Н.Б. Лебиной. [25] Объектом ее изучений является история частной жизни, нравы, одежда. Автор подчеркивает необходимость раскрыть советскую историю с точки зрения обычного человека. Этот подход отличает внимание к процессам повседневной жизни, ее характерным, или «знаковым» явлениям, в том числе в сфере внешнего вида, одежды, досуга, здоровья.
Значительный интерес представляет работа Е.Ю. Зубковой. [15] Знакомство с письмами и воспоминаниями простых граждан позволило увидеть советскую жизнь не только с внешней стороны, но и глазами самих людей того времени.
История советского костюма и моды становится темой исследования российских историков недавно. В основу исследования Куликова. В. Н был положен подход к изучению прошлого. [ 24] Автор использует широкий круг источников и доказывает, что костюм и мода революционного периода в истории России являлись отражением общественных перемен. Истории взаимоотношения власти и моды посвящены исследования С. Журавлева и Ю. Гронова. [ 13]
История советского костюма и моды становится темой исследования российских историков недавно. Костюм и мода революционного периода в истории России являлись отражением общественных перемен. В изучении истории костюма и стилей в костюме, за основу были взяты труды Флеринской. Э. Б и Романовской. М. Б. [ 48] Вместе с тем подчеркивается, что, несмотря на сложность периода, мода продолжала развиваться и по своим собственным законам. Отчасти изменения, происходившие в советской моде и костюме того времени, носили общемировой характер, отчасти обладали своими неповторимыми особенностями.
Таким образом, анализ привлеченных исследований указывает на возрастающий интерес ученых к истории повседневности советского периода, при этом происходит поворот от многообразия социальной истории с точки зрения политической и экономической жизни страны в сторону повседневности, включая женскую повседневность.
В данном исследовании под женским образом будет пониматься не только вся жизненная среда женщин, сфера непосредственного потребления, удовлетворения материальных и духовных потребностей, но и связанные с этим формы поведения, представления и особенности сознания людей, а также трансформация этих форм в результате изменений, происходящих в обществе.
Понятие «костюм» связано с обычаями, традициями, привычками, нравами. В переводе значении «костюм (от итал. costume — обычай, нравы) — это определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с социальным положением, поведением и образом конкретного человека, выражая его индивидуальность». Костюм выполняет те же функции, что и одежда - защитную и утилитарно-практическую. Однако важнейшая функция костюма - знаковая, так как костюм является особым видом коммуникации, т. е. сообщает окружающим информацию о человеке: его социальном статусе, политических пристрастиях, религиозной принадлежности, эстетическом вкусе, культуре». Именно эта функция вызывает наибольший интерес историка повседневности.
Костюм определенной исторической эпохи, в соответствии с его функциями, необходимо рассматривать как знак, как идеологический конструкт.
Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материалы, цвет, прически, грим. Так возникает культурно-эстетический образец, который далее транслируется в общество. Большие и малые события в мире, стране оказывают влияние на моду. Толковый словарь русского языка сообщает, что под модой принято понимать совокупность привычек и вкусов (в отношении одежды, туалета), господствующих в определённой общественной среде в определённое время.
Таким образом, анализ привлеченных исследований указывает на возрастающий интерес ученых к истории повседневности советского периода.
Научная новизна. В магистерской диссертации изучен женский образ средствами костюма в кинематографе (от моделей к бытовой практике) в контексте социальной истории тех лет. На основе широкого круга источников определены особенности создания образцов женского костюма и их продвижение в практику. Среди них концепция «советского стиля» (удобство, практичность, функциональность и гигиеничность) как основы женской моды, транслируемой от столиц до крупных региональных центров.
Предмет исследования: женский образ 1950 годов, как часть истории. Объект исследования: советские кинематограф СССР в период 1950-х годов, как совокупность вещей, образов женского костюма.
Методология и методы исследования: в исследовании была применена комплексная методика, включающая анализ исторических и социокультурных процессов. Литературно аналитический метод, метод системного подхода, методы сравнения и аналогии, статистический метод сбора информации, искусствоведческий и стилистический анализы.
Теоретическая значимость: направлена на углубление специальных знаний в области истории костюма и применение его в средствах массовой информации не нарушая целостного гармоничного образа.
Практическая значимость: исследование может быть использовано в художественной практике современных авторов и при разработке учебных курсов для специальных факультетов учебных заведений.
Хронологические рамки: 1950 годы. Хронологическая граница - 1950-х гг.
- указывает на начало социально-политического, социально-экономического и социокультурного реформирования советского общества, в том числе и сферы повседневности советских людей.
Структура работы: логика исследования обусловила структуру магистерской диссертации, состоящей из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений. Во введении обоснована актуальность, степень изученности темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, хронологические рамки, методология и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы,
Источниковая база:
Одним из наиболее важных источников информации по изучаемой теме стали кинофильмы 1950-х годов. Именно кинофильмы служили самым доступным информатором государственной политики в различных областях жизни советского государства, в том числе и моды. Художественные фильмы 1950 годов показывали полный образ женщины того времени и являлись важным источником информации о моде для населения страны. Были просмотрены советские художественные фильмов производства 1950 - х годов: «Девушка без адреса», «Карнавальная ночь», «За витриной универмага». Видеоряд из них позволяет проследить трансформацию модного образа женщины этого времени.
Так же в исследовании в были изучены многотиражные, ориентированные на широкие массы, женские журналы. Издания совмещали в себе информационные, аналитические и литературно-художественные материалы, это дало возможность для их комплексного анализа. Были просмотрены журналы «Работница» (1957-1958 гг.), «Burda» 1950 г . Так же были просмотрены выборки журналов и альбомов мод исследуемого периода: «Журнал мод», «Модели сезона» и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги можно сделать вывод: в 1950-е годы страна достигла высокого уровня производства всех видов тканей. Быстрорастущей отраслью являлось производство искусственных и сантехнических волокон. Ткани в розничной торговле было немало, но при сравнении с тканями иностранного производства, отечественные образцы основательно проигрывали. Ткани которые получали фабрики для производства готовой одежды, были очень плохими. Дефицит модной одежды, однообразие, высокие цены на качественные вещи, но при этом неплохое ассортимент тканей - не оставлял многим женщинам выбора, кроме как научиться шить самостоятельно. Середине 1950-х годов на фабриках шили не только мало, но и в примитивно. В основном преобладают тёмные цвета. Швейная промышленность в условиях плановой экономики не справлялась со снабжением населения модной одеждой. Власти пытались решить проблему одежды с помощью расширения сети государственных пошивочных ателье. Но качество выполнения заказов в них не отвечало запросам населения.
При решении проблемы неудовлетворенного спроса населения правительство сделало ставку на крупное фабричное производство и полное прекращение мелкосерийного и экспериментального производства. За счет внедрения новой техники и технологий, совершенствования форм, организации производства. Выпуск одежды и белья в стране увеличился, но при этом сокращалось количество артикулов, выпускаемых одной фабрикой.
На смену военизированному Х-образному силуэту, пришел силуэт «песочные
часы». Для женской одежды характерны - затянутая талия, приподнятая
грудь, мягкая покатая линия плеч, пышные бёдра, удлиненные до щиколотки
юбки, либо прямого, либо пышного фасона, целостность и законченность
комплекта. Два любимых Диоровских цветка - роза и ландыш, послужили
вдохновителями главных силуэтов новой моды. Артисты и спортсмены,
дипломаты, торговые представители, моряки торгового флота, летчики
59
гражданской авиации, словом все, у кого была возможность побывать в зарубежных странах, являлись одним из каналов проникновения в страну западных модных тенденций. Они привозили иностранные вещи на продажу, у них можно было увидеть заграничные журналы и просто услышать рассказы о быте и моде тех мест, где так хотелось хоть раз в жизни побывать каждому советскому человеку.
Постепенно меняется и отношение общества к тому, как выглядит человек. Одеваться в соответствии с модой становится нормой жизни. Сведения о модных тенденциях, хоть и с опозданием, становятся доступными в провинциальных районах страны, вызывая интерес и стремление следовать им. Усилия руководства страны по развитию легкой промышленности и бытового обслуживания, повышению материального уровня жизни граждан приводят к изменению гардероба женщины и пополнению его одеждой из более качественных и новых материалов. Начинает меняться отношение в Советском Союзе к одежде, прическам и даже образу жизни. Информация о модных направлениях, как и сами вещи, становится все более доступной, набирают силу новые практики одежды, что способствовало возникновению неофициальной советской моды. Появляется новый сектор, который в последующие годы активно включает женщин в альтернативную моду.
Признав возможность существования моды и в социалистическом обществе, плртийне государственный аппарат в 1950 годы стремится сформулировать концепцию социалистической моды, подходящей к условиям советской жизни. Для знакомства население страны с официально одобренным «советским стилем» в одежде, используются средства массовой информации и кинематограф. Особенностью модных публикаций в прессе и выступлений искусствоведов на показах одежды в этот период времени является их педагогическая направленность. Они определяли нормы, которым обязаны были следовать граждане, владеющие хорошим вкусом. Западные модные тенденции были подвержены цензуре, но политика периода «оттепели» способствовало их проникновению в СССР. Сведенья о модных направлениях, как и сами вещи, становятся все более доступными, набирают силу неофициальные практики одежды, что способствовало появлению неофициальной социалистической моды. И хотя официальный ДИСКУРС так и не отказался от своих требований к костюму и продолжил пропагандировать эту эстетику в журналах мод, он должен был адаптироваться к быстрому течению времени, отказавшись в определенной степени от контроля за внешним обликом советских людей.
Кинематограф транслирует идеализированную моду, в то время как советские журналы в основном демонстрировали образ женщины - труженицы. Кинофильм "Карнавальная ночь" демонстрировали моду на платья в стиле нью - лук, которая покорила советских женщин. Советская печатная продукция являлась проводником официальной идеологии, на ее страницах были отражены такие ценности, которые получали одобрение сверху, через нее советским читателям предлагались нормативные образцы идентичности. Часто изображались девушки находящиеся на рабочем месте, они были одеты в рабочую одежду, с орудиями труда, узнаваемы по платку, косынке или каске на голове. Но так же на фото встречаются женщины более высокого статуса. Они характеризуют ухоженность, элегантность одежды, наличие украшений, образы этого типа, как правило, не относятся к рядовым труженицам - они встречаются, в частности, на фотографиях заместителя главного металлурга завода, директора родильного дома, доктора медицинских наук, обладательниц статуса народных артисток, лауреаток высоких премий.
Проанализировав образы актрис в советских кинофильмах 1950- х годов и женские журналы, на их основе был создан новый образ в стиле нью - лук. С помощью фор эскизов был воплощён творческий поиск образов. Все эскизы выполнены в постельных тонах что подчёркивает нежность и чувственность женского образа. На основе фор-эскизов были разработаны художественные эскизы с уточнением форм, текстур, более тщательного прорисовывания элементов декоративной отделки платьев. Художественные эскизы послужили визуальным рядом для воплощения новых образов, разработанных на основе советских кинофильмов и журналов 1950-х. Среди ряда эскизов был выбран один образ и передан на интерьерной кукле, которая была сшита с помощью выкроек и послужила моделью для разработанного платья.



1. Баранов О. А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
2. Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся.
3. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 - 1978.
4. Будяк. Л.М, Парфёнов. Л.А, Вишневская. Е. А, Ушатский. Б.К. Российский иллюзион. Москв. Изд. - Материк. 2003г.
5. Васильев. А. А. Этюды о моде и стиле. изд. Москва Fashion Books Глагол 2007 г.
6. Васильев А.А Русская мода 150 лет в фотографиях. - М. : Слово, 2004. - С. 322.
7. Гиллиган, Сара. Вздымающаяся грудь и причудливый сюртук: гендерная изменчивость, знаменитости и тактильная трансмедийность в современных костюмных фильмах [Текст] / С. Гиллиган/ Сара Гиллиган; пер. с англ. Татьяны Ивановой. - (Культура. Мода и кино. Ч. 2). - Вар. загл.: Гендерная изменчивость, знаменитости и тактильная трансмедийность в современных костюмных фильмах //Теория моды: одежда, тело, культура. - 2014. - Вып. 2: весна. - С. С. 183-223.
8. Гримм А. Парижские коллекции // Советская женщина. - № 12. - 1956. - С. 44-45.
9. Двинятина, Мила. Травестия в советском кино [Текст] / М. Двинятина/ Мила Двинятина. - (Культура) //Теория моды: одежда, тело, культура. - 2018.
10. Вып. 2 : весна. - С. С. 305-329.
11. Душенко К. В. Невидимые миру рюши: одежды в советском предвоенном и военном кино [Текст] : [реферат] / рец. К. В. Душенко: [реферат]/ К. В. Душенко. - (Культура повседневности). - Вар. загл.: Невидимые миру рюши: одежды в советском предвоенном и военном кино //Культурология. - 2014. - № 2. - С. С. 207-209. - Реф. ст.: Дашкова Т. Невидимые миру рюши: одежды в советском предвоенном и военном кино // Дашкова Т. Телесность - идеология - кинематограф: визуальный канон и советская действительность. - М.: НЛО, 2013. - (Кинотексты). - С. 104-113
12. Жабский М.И, Тарасов К.А., Фохт-Бабушкин Ю.У. Кино в современном обществе: Функции - воздействие - востребованность. М.: Министерство культуры РФ, НИИ киноискусства, 2000. 376 с.
13. Журавлев С., Гронов Ю. Власть моды и Советская власть: история противостояния // Историк и художник. - 2000. - № 1. - С. 133-147; № 3. - С. 100-113; № 4. - С. 106-116.
14. Захарова Л.В.. Каждой советской женщине - платье от Диора! (Французское влияние в советской моде 1950-1960-х гг.)/ Л. В. Захарова (стр.339-371)
15. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. - М., 1993. - 200 с. и др.
16. История отечественного кино. Учебник для вузов/Отв. ред. Л.М.Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 528 с.
17. История советского кино/Ред. Х.Абул-Касымова, С.Гинзбург и др. В 4 т. М.: Искусство, 1969-1978.
18. Кино. Энциклопедический словарь. Сов. энциклопедия. 1986.
19. Кожевников. А Крылатые фразы и афоризмы отечественного кино. Материалы к словарю отечественной кинокрылатики ОЛМА медиа групп. Москва 2009 г.
20. Козлова, Т.В. Основы теории проектирования костюма : учеб. для вузов / Т.В. Козлова. - М.: Легпромбытиздат, 1988. - 352 с
21. Композиция костюма : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М., 2004. - С. 8.
22. Кудрявцев С.В. Все - кино. М.: Каскад, 1995. 376 с.
23. Кулиничева, Екатерина. Американский нейлон для советской звезды на французском фестивале и другие истории [Текст] / Е. Кулиничева/ Екатерина Кулиничева. - (Событие) //Теория моды: одежда, тело, культура. - 2016. - Вып. 4: осень. - С. С. 351-354: ил., 2 л. цв.
24. Куликова В.Н. История костюма. Издательство Астрель, Москва. 2011 г.
25. Лебина, Наталья. Спортивность - модный тренд эпохи десталинизации [Текст] / Н. Лебина/ Наталья Лебина. - (Тело. Спорт) //Теория моды: одежда, тело, культура. - 2014. - Вып. 4: осень. - С. С. 125-142. - Библиогр.: с. 140-142
26. Лебина, Наталия. Тяжелая индустрия моды [Текст] / рец. Н. Лебина/ Наталия Лебина. - (Книги) //Теория моды: одежда, тело, культура. - 2015. - Вып. 2: весна. - С. С. 362-366. - Библиогр.: с. 366. - Рец. на кн.: Журавлев С. Мода по плану : история моды и моделирования одежды в СССР. 1917-1991 / Сергей Журавлев, Юкка Гронов. - М.: ИРИ РАН, 2013. - 496 с.
27. Лебина, Наталия Борисовна. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР - оттепель: [исследование]/ Наталия Лебина. - Москва: Новое лит. обозрение, 2014. - 203, [1] c., [12] л. ил.. - (Библиотека журнала "Теория моды"). - Библиогр.: с. 181-197. - Указ. имен: с. 200-204. - На обороте тит. л. авт.: д.ист.н. Наталия Лебина.
28. Маслова, Анна. Кино глазами костюмера [Текст] / А. Маслова/ А. Маслова. - (Золотой курай) //Уфа. - 2018. - № 9. - С. С. 44-45.
29. Михайлин, Вадим. Баба с тазом: "материальный" код в фильме Юлия Райзмана "А если это любовь?" [Текст] / В. Михайлин/ Вадим Михайлин. - (Культура. Костюм и мода в театре и кино) //Теория моды: одежда, тело, культура. - 2016. - Вып. 4: осень. - С. С. 167-191.
30. Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989. 288 с.
31. Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства. Учебное пособие для некинематографических вузов. Минск: Выш. школа,1985. 368 с.
32. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000/Гл.ред. Л.Аркус. СПб: Сеанс, 2001.
33. Пензин С.Н. Основы киноискусства. Методические указания для студентов естественных и гуманитарных факультетов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001.
34. Петушкова, Г.И. Проектирование костюма: Учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. - М. : Академия, 2004. - 416 с
35. Полухина. А " Екатерина Савинова" Приходите завтра. Москва Алгоритм 2012 г.
36. Российская повседневность: вторая половина XIX - начало XXI века: учеб. пособие/ [Л. И. Семенникова и др.] ; под ред. Л. И. Семенниковой; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 2-е изд.. - М.: КДУ, 2011. - 243 с.: табл.. - Библиогр.: с. 242-243. -
37. Романовская. М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды. Санкт- Петербург : Алетейя, 2010.
38. Садуль. Ж. История кино. М.: Иностранная литература. 1987
39. Сальникова. Е. В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты: [отечеств. культура за пределами "Советскости" : фотоматериалы попул. журн., офиц. живопись, художеств. кинематограф, авт. анимация, театр, телевидение]/ Екатерина Сальникова; Гос. ин-т искусствознания. - Изд. 2-е. - М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2010. - 471 с
40. Советский стиль: время и вещи : украшения, мода, праздники, бельё, еда, упаковка, деньги, дача, игрушки, парфюмерия, мебель, фарфор/ [М. С. Колева и др. ; отв. ред. В. Зусева]. - Москва: Мир энцикл. Аванта+: Астрель, 2012. - 207 с.: ил.. - Библиогр.: с. 205. - Имен. указ.: с. 206
41. Советские художественные фильмы: аннотированный каталог, 1966-1967/ Госфильмофонд России. - М.: Изд-во Всерос. газ. "Нива России", 1995. - 288 с.
42. Социальная история: ежегодник/ Центр соц. истории Ин-та всеобщ. истории РАН, Центр экон. истории Ист. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, Центр изучения новейшей истории России и политологии Ин-та рос. истории РАН. - М.: РОССПЭН, 1998
43. Теория моды. Одежда тело культура выпуск 33 осень 2014 "Новое литературное обозрение".
44. Титова Т. Как одевались наши мамы и бабушки [Текст] / Т. Титова/ Т. Титова. - (Это модно!) //Работница. - 2014. - № 3; № 3. - С. С. 32-33. - (ДомРаботница. - 2014. - № 3. - С. 32-33)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ