Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Имена собственные и нарицательные в современных СМИ и их восприятие подростками

Работа №98784

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы исследования прецедентных феноменов в современных печатных СМИ
1.1. Теоретические основы исследования прецедентности 5
1.2. Исторические и современные связи между прецедентными
феноменами 13
1.3. Прецедентные феномены и специфика их использования в
СМИ 18
1.4. Имена собственные и нарицательные в русском языке.
Прецедентные имена собственные 22
1.5. Теоретические основы исследования языка СМИ 29
Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия подростками прецедентных феноменов
2.1. Проблемы восприятия подростками прецедентных феноменов 38
2.2. Организация и методика проведения
эксперимента 39
2.3. Восприятие информантами имен собственных и нарицательных,
связанных с различными сферами-источниками 41
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения 66


Данная работа посвящена изучению прецедентных феноменов. Прецедентные феномены - неотъемлемая часть национальной культуры, тесно связанная с национальными ценностями и традициями.
Исследователи отмечают, что в последние годы количество прецедентных феноменов, используемых в СМИ увеличиваются, соответственно, - растет частотность их употребления, что во многом связано с нынешними, существенно важными изменениями в экономической, социальной, а также духовной жизни России.
Современный читатель призван размышлять, угадывать. Удачная разгадка порождает чувство удовлетворения и повышает читательский интерес.
В связи с повышением интереса у исследователей к прецедентным феноменам работа по данной теме является актуальной.
Можно предположить, что арсенал прецедентных феноменов - «это область максимально значительного проявления национального своеобразия языка. В этой сфере ярко проявляются взаимосвязи условий существования народа, культуры, языка и ментальности» [Нахимова 2011: 11].
Цель работы: подробно изучить понятие прецедентности; выявить степень восприятия прецедентных феноменов подростками.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать литературу по данной теме.
2) Изучить природу прецедентных имен.
3) Проанализировать, насколько часто используются прецедентные имена в СМИ, на примере газет «Аргументы и факты» и «Комсомольсская правда».
4) Определить место прецедентых феноменов в СМИ.
5) Оценить уровень «бытования» прецедентных имен у носителей русского языка (проведение эксперимента у подростков — учащиеся средней школы).
Объект исследования: Прецедентные имена в современных печатных СМИ, их восприятие подростками.
Предмет исследования: Современные средства массовой информации.
Материалом для исследования послужили еженедельные номера газеты «Аргументы и факты. Екатеринбург» и «Комсомольская правда. Екатеринбург».
Для выполнения выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
1) Метод анализа СМИ, который позволил проанализировать материал, и изучить его.
2) Метод изучения основной научной литературы, отбор статей по теме исследования.
Текст дипломной работы содержит введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.
В основной части представлены две главы, одна из которых - теоретическая, другая глава - практическая (эксперимент).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проделанной работы мы можем сделать выводы: цели и задачи, поставленные в начале работы - выполнены.
В частности, цель работы: подробно разобрано понятие прецедентности, проведено анкетирование с целью выявления степени восприятие прецедентных феноменов подростками, а также, следующие задачи:
1) Прочитана и проанализирована литература по данной теме.
2) Изучена природа прецедентного имени,как одного из феноменов прецедентности.
3) Проанализировано, насколько часто используются прецедентные феномены в СМИ, на примере газет «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда».
4) Определено место прецедентных феноменов в СМИ.
5) Оценен уровень «бытования» прецедентных имен у носителей русского языка — подростков (учащихся средней школы).
В первой части первой главы мы рассматривали теоретические основы исследования прецедентности. Познакомились с такими понятиями, как «прецедентный текст», «прецедентное имя», «прецедентное высказывание» и «прецедентная ситуация», узнали, кем впервые было введено понятие «прецедентный текст», ознакомились с особенностями каждого из данных понятий, и определили их место в системе русского языка, а также их роль в СМИ.
Во второй части первой главы «Исторические и современные связи между прецедентными феноменами» мы поближе познакомились с таким понятием как «культура». Человек, принадлежащий определенной нации, культуре, неизбежно осваивает нормы поведения, ценности, знания и навыки, которые присущи данной нации, данному народу, вследствие чего у него вырабатывается сходство с другими носителями данной культуры — общий культурный знак.
В третьей части теоретической главы мы развели такие понятия, как «дискурс» и «текст». Выяснили, какие факторы влияют на успешное понимание прецедентных феноменов коммуникантами, а также отметили важность СМИ в жизни современного человека, выделили важные функции СМИ.
В четвертой теоретической главы «Имена собственные и нарицательные в русском языке. Прецедентные имена собственные» были разобраны вопросы деления прецедентных имен на имена собственные и нарицательные.
В заключительной части теоретической главы «Теоретические основы исследования языка СМИ» мы обратили особое внимание на язык средств массовой коммуникации, а именно - публицистический стиль. Разобрались с основными функциями данного стиля, определили роль заголовков, а также выделили подстили, граничащие на стыке.
Вторая глава нашей работы - практическая. На примере газет «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» мы рассмотрели прецедентные феномены, которые встречаются в СМИ. Провели эксперимент на учащихся средней школы, которые были поделены на 2 группы — учащиеся параллели 9-ых классов и учащиеся 10 и 11 классов (в общей сложности в эксперименте приняло участие 111 учащихся).
В конце проделанной работы мы можем сделать вывод, что прецедентные феномены с каждым годом повышают свое количество и частотность употребления. Прецедентные феномены играют важную роль в нашей жизни - это некий культурный знак.
Данную работу считаю актуальной, т.к. прецедентные феномены занимают значительное место не только в СМИ, но и в повседневной жизни людей. Прецедентные имена служат связующим звеном между настоящим и наследием прошлого.



1. Аникина Э. М., Лингвокультурная специфика реализации интертекстуальности в дискурсе СМИ [Текст] : дис. Канд. Фил. Наук / Э. М. Аникина. — Уфа: [б.и.], 2004, - 202с.
2. Ахметзянова Л. М., Проблема семантики имени собственного // Вестник казанского государственного университета культуры и искусств. Вып.№1. Казань., 2010. - 80с.
3. Банникова С. В., Прецедентность как лингвокультурный феномен // Тамов., 2004.
4. Балахонская Л. В., Прецедентные феномены как средство манипулирования в рекламном дискурсе [Текст] / Л. В. Балахонская // Слово. Семантика. Текст: Сборник научных трудов, посв. Юбилею проф. В. В. Степановой., - Спб., 2002.,- с 34-39.
5. Бирюкова Н. С. , Восприятие студентами прецедентных феноменов, используемых в современной политической коммуникации [Текст] / Автореф. Дис. Канд. Фил. Наук. / Н. С. Бирюкова., - Екатеринбург [б.и.], 2005а, - с 19.
6. Бирюкова Н. С. , О типах прецедентных феноменов [Текст] / Н. С. Бирюкова // Лингвистика. Бюллетень уральского лингвистического общества. - Выпуск 15. - Екатеринбург 2005б., - с 60-66.
7. Богуславская В. В. , Моделирование текста : лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов [Текст] / В. В. Богуславская / Изд.2-ое. - М.: Издательство ЛКИ., 2008, - с 280.
8. Быкова Л. В. , Немецкоязычная культура как сфера-источник прецедентных феноменов в современных российских печатных СМИ [Текст]: диссертация. Работа выполнена: ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет»., Екатеринбург., 2009. - С 203.
9. Васильев А. Д. , Прецедентные имена собственные в языково мсознании красноярцев // Политическая лингвистика. Вып.№2., Красноярск, 2014. - 33с.
10. Виноградов, С. И., Язык газеты в аспекте культуры речи [Текст] / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения / Отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. - М. : Наука, 1996 - 318 с
11. Ворожцова, О. А., Прецедентные феномены в российском и американском предвыборном дискурсе 2004 года [Текст] / О. А. Ворожцова. - Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. - Т. 23. - Екатеринбург, 2007. - С. 69-73.
12. Гришина И. И., О двух подходах к интерпретации имени собственного // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Вып.№1-2., Тамбов, 2010. - 80с.
13. Гришаева Л. И., Прецедентные феномены как культурные скрепы (к типологии прецедентных феноменов) [Текст] / Л. И. Гришаева // Феномен прецедентности и преемственности культур / под общ. ред.: Л. И.Гришаевой, М. К. Поповой, В. Т.Титова. - Воронеж : ВГУ, 2004. - С. 15-46.
14. Гудков Д. Б., Красных В. В., Захаренко И. В., Багаева Д. В., Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9: Филология. 1997. № 4. С.62-75.
15. Гудков Д. Б., Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] / Д. Б. Гудков. - М. : Гнозис, 2003. - 288 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ