Глава 1. Теоретические основы исследования прецедентных феноменов в современных печатных СМИ
1.1. Теоретические основы исследования прецедентности 5
1.2. Исторические и современные связи между прецедентными
феноменами 13
1.3. Прецедентные феномены и специфика их использования в
СМИ 18
1.4. Имена собственные и нарицательные в русском языке.
Прецедентные имена собственные 22
1.5. Теоретические основы исследования языка СМИ 29
Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия подростками прецедентных феноменов
2.1. Проблемы восприятия подростками прецедентных феноменов 38
2.2. Организация и методика проведения
эксперимента 39
2.3. Восприятие информантами имен собственных и нарицательных,
связанных с различными сферами-источниками 41
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения 66
Данная работа посвящена изучению прецедентных феноменов. Прецедентные феномены - неотъемлемая часть национальной культуры, тесно связанная с национальными ценностями и традициями.
Исследователи отмечают, что в последние годы количество прецедентных феноменов, используемых в СМИ увеличиваются, соответственно, - растет частотность их употребления, что во многом связано с нынешними, существенно важными изменениями в экономической, социальной, а также духовной жизни России.
Современный читатель призван размышлять, угадывать. Удачная разгадка порождает чувство удовлетворения и повышает читательский интерес.
В связи с повышением интереса у исследователей к прецедентным феноменам работа по данной теме является актуальной.
Можно предположить, что арсенал прецедентных феноменов - «это область максимально значительного проявления национального своеобразия языка. В этой сфере ярко проявляются взаимосвязи условий существования народа, культуры, языка и ментальности» [Нахимова 2011: 11].
Цель работы: подробно изучить понятие прецедентности; выявить степень восприятия прецедентных феноменов подростками.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать литературу по данной теме.
2) Изучить природу прецедентных имен.
3) Проанализировать, насколько часто используются прецедентные имена в СМИ, на примере газет «Аргументы и факты» и «Комсомольсская правда».
4) Определить место прецедентых феноменов в СМИ.
5) Оценить уровень «бытования» прецедентных имен у носителей русского языка (проведение эксперимента у подростков — учащиеся средней школы).
Объект исследования: Прецедентные имена в современных печатных СМИ, их восприятие подростками.
Предмет исследования: Современные средства массовой информации.
Материалом для исследования послужили еженедельные номера газеты «Аргументы и факты. Екатеринбург» и «Комсомольская правда. Екатеринбург».
Для выполнения выпускной квалификационной работы использовались следующие методы:
1) Метод анализа СМИ, который позволил проанализировать материал, и изучить его.
2) Метод изучения основной научной литературы, отбор статей по теме исследования.
Текст дипломной работы содержит введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.
В основной части представлены две главы, одна из которых - теоретическая, другая глава - практическая (эксперимент).
На основании проделанной работы мы можем сделать выводы: цели и задачи, поставленные в начале работы - выполнены.
В частности, цель работы: подробно разобрано понятие прецедентности, проведено анкетирование с целью выявления степени восприятие прецедентных феноменов подростками, а также, следующие задачи:
1) Прочитана и проанализирована литература по данной теме.
2) Изучена природа прецедентного имени,как одного из феноменов прецедентности.
3) Проанализировано, насколько часто используются прецедентные феномены в СМИ, на примере газет «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда».
4) Определено место прецедентных феноменов в СМИ.
5) Оценен уровень «бытования» прецедентных имен у носителей русского языка — подростков (учащихся средней школы).
В первой части первой главы мы рассматривали теоретические основы исследования прецедентности. Познакомились с такими понятиями, как «прецедентный текст», «прецедентное имя», «прецедентное высказывание» и «прецедентная ситуация», узнали, кем впервые было введено понятие «прецедентный текст», ознакомились с особенностями каждого из данных понятий, и определили их место в системе русского языка, а также их роль в СМИ.
Во второй части первой главы «Исторические и современные связи между прецедентными феноменами» мы поближе познакомились с таким понятием как «культура». Человек, принадлежащий определенной нации, культуре, неизбежно осваивает нормы поведения, ценности, знания и навыки, которые присущи данной нации, данному народу, вследствие чего у него вырабатывается сходство с другими носителями данной культуры — общий культурный знак.
В третьей части теоретической главы мы развели такие понятия, как «дискурс» и «текст». Выяснили, какие факторы влияют на успешное понимание прецедентных феноменов коммуникантами, а также отметили важность СМИ в жизни современного человека, выделили важные функции СМИ.
В четвертой теоретической главы «Имена собственные и нарицательные в русском языке. Прецедентные имена собственные» были разобраны вопросы деления прецедентных имен на имена собственные и нарицательные.
В заключительной части теоретической главы «Теоретические основы исследования языка СМИ» мы обратили особое внимание на язык средств массовой коммуникации, а именно - публицистический стиль. Разобрались с основными функциями данного стиля, определили роль заголовков, а также выделили подстили, граничащие на стыке.
Вторая глава нашей работы - практическая. На примере газет «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» мы рассмотрели прецедентные феномены, которые встречаются в СМИ. Провели эксперимент на учащихся средней школы, которые были поделены на 2 группы — учащиеся параллели 9-ых классов и учащиеся 10 и 11 классов (в общей сложности в эксперименте приняло участие 111 учащихся).
В конце проделанной работы мы можем сделать вывод, что прецедентные феномены с каждым годом повышают свое количество и частотность употребления. Прецедентные феномены играют важную роль в нашей жизни - это некий культурный знак.
Данную работу считаю актуальной, т.к. прецедентные феномены занимают значительное место не только в СМИ, но и в повседневной жизни людей. Прецедентные имена служат связующим звеном между настоящим и наследием прошлого.
1. Аникина Э. М., Лингвокультурная специфика реализации интертекстуальности в дискурсе СМИ [Текст] : дис. Канд. Фил. Наук / Э. М. Аникина. — Уфа: [б.и.], 2004, - 202с.
2. Ахметзянова Л. М., Проблема семантики имени собственного // Вестник казанского государственного университета культуры и искусств. Вып.№1. Казань., 2010. - 80с.
3. Банникова С. В., Прецедентность как лингвокультурный феномен // Тамов., 2004.
4. Балахонская Л. В., Прецедентные феномены как средство манипулирования в рекламном дискурсе [Текст] / Л. В. Балахонская // Слово. Семантика. Текст: Сборник научных трудов, посв. Юбилею проф. В. В. Степановой., - Спб., 2002.,- с 34-39.
5. Бирюкова Н. С. , Восприятие студентами прецедентных феноменов, используемых в современной политической коммуникации [Текст] / Автореф. Дис. Канд. Фил. Наук. / Н. С. Бирюкова., - Екатеринбург [б.и.], 2005а, - с 19.
6. Бирюкова Н. С. , О типах прецедентных феноменов [Текст] / Н. С. Бирюкова // Лингвистика. Бюллетень уральского лингвистического общества. - Выпуск 15. - Екатеринбург 2005б., - с 60-66.
7. Богуславская В. В. , Моделирование текста : лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов [Текст] / В. В. Богуславская / Изд.2-ое. - М.: Издательство ЛКИ., 2008, - с 280.
8. Быкова Л. В. , Немецкоязычная культура как сфера-источник прецедентных феноменов в современных российских печатных СМИ [Текст]: диссертация. Работа выполнена: ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет»., Екатеринбург., 2009. - С 203.
9. Васильев А. Д. , Прецедентные имена собственные в языково мсознании красноярцев // Политическая лингвистика. Вып.№2., Красноярск, 2014. - 33с.
10. Виноградов, С. И., Язык газеты в аспекте культуры речи [Текст] / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения / Отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. - М. : Наука, 1996 - 318 с
11. Ворожцова, О. А., Прецедентные феномены в российском и американском предвыборном дискурсе 2004 года [Текст] / О. А. Ворожцова. - Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. - Т. 23. - Екатеринбург, 2007. - С. 69-73.
12. Гришина И. И., О двух подходах к интерпретации имени собственного // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Вып.№1-2., Тамбов, 2010. - 80с.
13. Гришаева Л. И., Прецедентные феномены как культурные скрепы (к типологии прецедентных феноменов) [Текст] / Л. И. Гришаева // Феномен прецедентности и преемственности культур / под общ. ред.: Л. И.Гришаевой, М. К. Поповой, В. Т.Титова. - Воронеж : ВГУ, 2004. - С. 15-46.
14. Гудков Д. Б., Красных В. В., Захаренко И. В., Багаева Д. В., Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9: Филология. 1997. № 4. С.62-75.
15. Гудков Д. Б., Теория и практика межкультурной коммуникации [Текст] / Д. Б. Гудков. - М. : Гнозис, 2003. - 288 с.
...