Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индивидуальный подход в обучении иностранному языку в младшей школе

Работа №98781

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы индивидуального подхода в обучении иностранному языку 7
1.1. Дифференциация как условие индивидуализации обучения на уроках
английского языка 7
1.2. Темперамент как базовая характеристика личности 10
1.3. Применение индивидуального подхода в обучении ИЯ через
дифференциацию 19
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Реализация индивидуального подхода в практике обучения английскому языку 27
2.1. Влияние индивидуально - психологических качеств личности на
эффективность обучения ИЯ 27
2.2. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических
особенностей учащихся 31
2.3. Выявление наиболее эффективных приёмов индивидуального подхода
на практике 41
Выводы по главе 2 59
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 1. Диагностические тесты 72
Приложение 2. Анкета для сбора сведений о личностных свойствах детей .. 76
Приложение 3. Контроль знаний и умений учащихся 79
Приложение 4. Методическая разработка по использованию индивидуального подхода на уроках английского языка 84


В настоящее время активно изменяется отношение к образованию как наиболее важной составляющей в комплексе мер, способствующих развитию человека, общества, государства, повышению качества жизни.
Успешное обучение возможно в случае, если учителю удаётся пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически его поддерживать. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой извне информации. Такая организация образовательного процесса искусственно задерживает развитие познавательной активности. Одним из путей обучения, ориентированного на личность ребёнка, является применение индивидуального подхода. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Это основополагающая мысль, на которой строится научный фундамент индивидуального подхода, заложена в работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» [Ушинский 1990: 10].
Индивидуальный подход - это система дидактических средств организации учебного процесса по иностранному языку, которая включает в себя индивидуализацию обучения. Индивидуализация обучения - это дидактический принцип такого подхода к организации учебного процесса, при котором принимаются во внимание личностная характеристика учащегося, интеллектуальное развитие, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и др. Именно эти факторы оказывают влияние на успешность обучения.
Актуальность индивидуализации обучения на уроках иностранного языка обусловлена большими индивидуальными различиями тех качеств учащихся, от которых зависит результат обучения: уровень знаний, навыков, учебных умений и способностей, а также свойства и состояния, которые влияют именно на этого ученика и учитываются в индивидуальных случаях.
Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества. Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы таких выдающихся психологов и педагогов как: И. Э. Унт, В. А. Артемов, А.Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Е. Н. Соловова и другие.
Новизна работы: несмотря на то, что проблема индивидуального подхода на уроках ИЯ изучается давно, и существуют рекомендации по реализации этого подхода, невозможно наложить индивидуальность одних детей на индивидуальность других, и в каждом конкретном случае необходимо тщательное исследование учащихся, выработка педагогической стратегии, подбор средств и приёмов обучения.
Объект исследования - образовательный педагогический процесс в начальной школе.
Предмет исследования - влияние индивидуально-психологических личностных качеств на эффективность усвоения иностранного языка.
В соответствии с целью исследования были определены его основные задачи:
• рассмотреть теоретические основы индивидуального подхода в обучении иностранному языку;
• рассмотреть понятие «темперамент» как основное свойство личности;
• определить предпосылки успешного обучения иностранному языку в зависимости от индивидуально-психологических особенностей учащихся;
• провести экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей учащихся 4 «а» класса гимназии №8 «Лицей им. С. П. Дягилева» и на основании полученных результатов дифференцировать учащихся на группы;
• выявить и апробировать наиболее эффективные приёмы индивидуального подхода на практике;
• разработать методические рекомендации по использованию индивидуального подхода в обучении ИЯ.
Гипотеза - включение в процесс обучения английскому языку методов и приёмов индивидуального подхода - одно из условий эффективности обучения.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
метод анализа и синтеза, описательный метод для выбора и систематизации соответствующей методической литературы, изучение опыта иностранных и отечественных педагогов, элементы включенного наблюдения, анкетирование, диагностические методики для определения личностных особенностей, тестирование испытуемых с различным типом темперамента и личностными характеристиками; статистический и содержательный анализ полученного экспериментального материала.
Апробация работы: результаты исследования были представлены на первой региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин в школе и вузе» 14 ноября 2016 г., сборнике научных трудов молодых ученых. Выпуск 19 «LINGUISTICA JUVENIS», международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: новые идеи» 2 мая 2017 г.
Теоретическая и практическая значимость: теоретические и методические аспекты данной работы могут быть использованы при организации индивидуального подхода на уроках английского языка, применимы для составления докладов и рефератов в рамках данной темы.
Положения, выносимые на защиту:
• дифференциация обучения учащихся является важным условием индивидуализации всего педагогического процесса.
• основной фактор, обуславливающий успешность учебной деятельности - это выраженность психических свойств личности.
• для реализации индивидуального подхода необходимо изучить каждого учащегося класса, его темперамент, интересы, взаимоотношения со сверстниками, жизненный опыт, мотивационную сферу и т.д., а далее использовать полученную информацию при подготовке и проведении уроков.
• зная индивидуально-психологические особенности учащегося, учитель разрабатывает педагогическую стратегию, соответствующую особенностям учащегося.
• разработанные приемы индивидуализации обучения к урокам иностранного языка с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся способствуют успешности обучения школьников.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данного исследования мы пришли к выводу, что принцип индивидуализации обучения в широком смысле представляет собой учёт в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. Мы утверждаем, что основной фактор, обуславливающий успешность учебной деятельности - это выраженность психических свойств личности. Для того чтобы оптимизировать процесс обучения иностранному языку, важно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, в первую очередь, темперамент. Он включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые непосредственно проявляются в стиле деятельности и способе поведения. А далее уже рассмотреть интересы, склонности, учебные возможности учеников.
На этапе реализации индивидуального подхода в практике обучения английскому языку мы провели экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей учащихся 4 «а» класса
гимназии №8 «Лицей им. С.П. Дягилева» и на основании полученных результатов дифференцировали учащихся на группы. Результаты определенных диагностик помогли нам выстроить картину взаимосвязи темперамента с учебными способностями учеников и их паттерном общественного поведения. И благодаря дальнейшей работе в группах, сформированных по уровню успеваемости по ИЯ, направленной на коррекцию и развитие самостоятельных и специальных умений, мы добились успехов в достижении метапредметных и личностных результатов у учащихся слабой группы, а предметных у учащихся всех групп.
Результаты исследовательской работы и методические рекомендации по использованию индивидуального подхода были представлены в мае 2017 года коллективу учителей иностранного языка на заседании методического объединения МАОУ Гимназия №8 «Лицей им. С.П. Дягилева» в форме доклада и презентации.
Перспективами для дальнейшего развития данного исследования мы видим составление сборника, содержащего уже разработанные методические рекомендацию по реализации индивидуального подхода и различные варианты упражнений для каждой из групп учащихся, а также провести подобное исследование в ходе учебного процесса по иностранному языку в среднем и старшем звене.



1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2012 ; одобрен Советом Федераций 26.12.2012]. - URL : https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 11.03.2017).
2. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г. - URL : http://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 11.03.2017).
3. Айзенк, Г. Ю. Структура личности [Текст] / Г. Ю. Айзенк. - М. : КСП+ ; СПб. : Ювента, 1999. - 463 с.
4. Алиева, Г. Н. Возможности использования технологии
индивидуализированного обучения в образовательном процессе [Текст] / Г. Н. Алиева // Инновационный подход к обучению и воспитанию : II Междунар. фестиваля метод. идей, 14. нояб. 2011 г.. г. Чебоксары. -
Чебоксары, 2011. - С. 11-13.
5. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / В.А. Артемов. - М. : Просвещение, 1969. - 279 с.
6. Асадуллин, Р. М. Принципы построения индивидуальных образовательных траекторий на основе самоорганизации обучающихся [Текст] / Р. М. Асадуллин, Л. И. Васильев // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 5 (42). - С. 58-66.
7. Белоус, В. В. Темперамент и деятельность [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. В. Белоус. - Пятигорск : Изд-во Пятигор. пед. ун-та, 1990. - 183 с.
8. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / М. В. Матюхина [и др.] ; под ред. М. В. Гамезо [и др.]. - М. : Просвещение, 1984. - 256 с.
9. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [Текст] : курс лекций : учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : АСТ : Астрель, 2008. - 352 с.
12. Гречко, П. К. Языковая глобализация: образовательная
перспектива [Текст] / П. К. Гречко, Г. А. Краснова // Инновации в образовании. - 2011. - № 8. - С. 27-33.
13. Декарт, Р. Первоначала философии [Текст] / Р. Декарт // Декарт Р. Сочинения : в 2 т. / Р. Декарт ; пер. с лат. и фр. С. Ф. Васильева [и др.]. - М., 1989. - Т. 1. - С. 297-422.
14. Дощицина, З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации [Текст] : метод. рекомендации для воспитателей дет. садов, учителей нач. кл. и рук. шк. метод. об-ний / З. В. Дощицина. - М. : Новая шк., 1994. - 48 с.
15. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы [Текст] : учеб. пособие для магистров пед. вузов / М. И. Дьяченко. Л. А. Кандыбович. - Минск : Тесей, 2003. - 352 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ