ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕКСТОВ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ 8
1.1. Понятие деструктивного религиозного культа 8
1.2. Коммуникативные особенности религиозных текстов 14
1.3. Деструктивные религиозные культы в России 20
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА А. Ш. ЛАВЕЯ «ЧЕРНАЯ БИБЛИЯ» 29
2.1. Общая характеристика культа Сатанизма в тексте А. Ш. ЛаВея «Черная
библия» 29
2.2. Подходы к определению изобразительно-выразительных средств .... 33
2.3. Речевая организация текста: анализ изобразительно-выразительных
средств в тексте А. Ш. ЛаВея «Черная библия» 41
Выводы по второй главе 52
ГЛАВА 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ 54
3.1. Психологические особенности учащихся старшего школьного
возраста 54
3.2. Комплекс занятий для учащихся старшего школьного возраста:
«Противодействие религиозному экстремизму в школе» 59
Выводы по третьей главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННЫХ УРОКОВ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ШКОЛЕ 97
Как известно, в XXI веке любой человек имеет вполне четкое представление о понятии «секта», даже несмотря на то, что его до сих пор нет в российском законодательстве. Однако далеко не каждый способен противостоять вербовкам адептов религиозных организаций, рассматривающих своих основателей как пророков, виртуозно интерпретирующих определенные разделы Священного Писания под свое понимание «Божественной Истины». Любой из нас остаётся уверенным в том, что никогда не сможет стать невежественной жертвой сектантства. К сожалению, данное заблуждение распространяется повсеместно, на территориях всех стран, где люди добровольно отдают себя в пожизненное рабство. Так, например, в известной секте «Саентология» потенциальные адепты заключали договор на миллион лет с «Морской организаций» культа. В документальном фильме «Саентология и Дианетика. Л. Рон Хаббард» сумевшие себя спасти жертвы рассказывали, как им приходилось работать сутками за несоответствующую нагрузке заработную плату, как они засыпали на рабочем месте, как не имели возможности выходить за пределы организации или общаться с кем-либо, помимо участников организации, как женщин заставляли делать аборты, как за любое неповиновение следовали жестокие наказания, и покинуть секту навсегда не представлялось возможным.
Известно, что подростки для секты являются наиболее удобной «мишенью», поскольку большинство из них еще только ищут свое предназначение, расширяют круг знакомств и стремятся быть полезными во многих отраслях сразу. Пристальное внимание хотелось бы уделить учащимся старшего школьного возраста, психологически наиболее подвергаемым различного рода манипуляциям. Перечисленные особенности возраста являются лишь малой частью подростковых стремлений - основная же концентрация внимания секты делается, прежде всего, на сильно выраженный, нестабильный эмоциональный фон незрелой личности. Так, знание коммуникативных стратегий и тактик, а также речевых особенностей текстов религиозных организаций помогут избежать даже самых каверзных манипуляторных ходов адептов всевозможных деструктивных культов.
Актуальность данного исследования состоит, во-первых, в том, что сегодня существует потребность в создании комплексных мероприятий, направленных на повышение уровня осведомленности подростков о деятельности религиозных деструктивных организаций; во-вторых, в необходимости грамотно раскрыть проблему сектантства в XXI как социально значимую и злободневную для того, чтобы подростки смогли противостоять манипуляциям адептов сект.
Новизна работы заключается в следующем: на основе анализа речевых особенностей текстов некоторых деструктивных культов предпринимается попытка создания системы упражнений, направленных на формирование у подростков навыков противодействия негативному влиянию разрушительных религиозных организаций.
Объект исследования - речевая организация текстов деструктивных религиозных организаций.
Предмет исследования - специфика функционирования речевых особенностей в текстах деструктивных религиозных организаций.
Цель исследования - выявление специфики речевых особенностей в текстах деструктивных религиозных организаций, с одной стороны, и с другой - поиск необходимого подхода представления учащимся старшего школьного возраста опасности и манипуляторных ходов адептов сект и возможностей противостояния им. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие религиозного культа.
2. Обозначить языковые особенности религиозной литературы.
3. Представить характеристику некоторых деструктивных религиозных культов, осуществляющих деятельность на территории России.
4. Представить обзор существующих подходов к определению изобразительно-выразительных средств.
5. Выявить ключевые изобразительно-выразительные средства в тексте
А. Ш. Лавея «Черная библия».
6. Описать психологические особенности учащихся старшего школьного возраста.
7. Создать и проверить на практике систему упражнений, направленную на развитие и совершенствование навыков противодействия негативному влиянию деструктивных религиозных культов на сознание подростков.
Основные методы, используемые в исследовании: метод обобщения; описательный метод, наглядный метод информационно-компьютерных технологий (ИКТ), лингвистический анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе работы уточняются некоторые понятия (религиозный культ, секта, сектантство).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов, во-первых, в практике преподавания курсов риторики, религиоведения (результаты второй главы), во-вторых, в образовательных организациях в рамках осуществления воспитательно¬просветительской работы (Комплекс занятий по профилактике религиозного экстремизма среди подростков).
Композиция выпускной квалификационной работы отражает основные этапы исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка.
Во Введении описывается актуальность исследования; устанавливаются предмет, объект, цель, задачи выпускной квалификационной работы, материал и методы исследования; описывается композиция исследования.
В первой главе определены теоретические основы исследования, даются определения таким понятиям, как «религиозный культ», «секта», «тоталитарная секта», выявляются коммуникативные особенности религиозной литературы, рассматриваются виды, особенности и направления действующих тоталитарных сект в России.
Во второй главе, практической, представлена суть учения публицистического текста А.Ш. ЛаВея «Черная Библия», выявляются и систематизируются изобразительно - выразительные языковые средства для дальнейшего анализа текста Черная Библия» А. Ш. ЛаВея.
В третьей главе на основе возрастных и психологических особенностей учащихся старшего школьного возраста представлен просветительный материал и воспитательные тренинги, в ходе которых учащиеся в форме игрового и наглядного методов получают представление об угрозе деструктивных религиозных организаций и о способах противодействия религиозному экстремизму.
В Заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы изучения поднятых проблем.
Сведения об апробации материалов исследования. Основные положения работы были изложены автором на следующих международных и региональных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы филологии (Екатеринбург, 2017), «Научный Олимп. Итоговая конференция» (Екатеринбург, 2017).
Результаты исследования нашли отражение в издании, включенном в реестр ВАК МОиН РФ:
1. Веснина Л.Е., Перминова А.С. Противодействие религиозному экстремизму: комплекс занятий для учащихся старшего школьного возраста. Педагогическое образование: Сб. науч. тр. Вып. 7/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 74-78.
В сборниках научных трудов и в материалах научно-практических конференций:
1. Веснина Л.Е., Перминова А.С. Речевые особенности «Сатанинской библии» Антона Шандора ЛаВея. Сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 8- 16.
2. Перминова А.С.. Информационное противодействие религиозному экстремизму: на материале текстов ведьмовского культа «Викка». Сб. тезисов научных работ. ГАУ СО «Дом молодежи» - С. 15 - 17.
3. Перминова А.С. Противодействие религиозному экстремизму в школе: на материале текстов ведьмовского культа «Викка» и А.Ш. Лавея «Черная библия». Сб.науч.тр/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 122- 126.
4. Перминова А. С. Осторожно, секта! Уроки в школе: знаю и умею противостоять. Сборник материалов. - Москва: АНО «Центр экспертизы и общественного мониторинга», 2017. - С. 31-35.
5. Перминова А.С., Веснина Л .Е. Комплекс занятий для учащихся старшего школьного возраста «Профилактика религиозного экстремизма среди подростков» учебно-методическое пособие; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - 65 с.
Цель данного исследования заключалась, во-первых, в выявлении специфики речевых особенностей в текстах деструктивных религиозных культов. В практической части работы был сделан подробный анализ речевой организации текста А.Ш. ЛаВея «Сатанинская библия» (М,1997 г.), по материалам которого мы выдели иронию как фундаментальный приём придания тексту эмоционального колорита, призывающего убедить потенциального адепта отречься от привычных убеждений. Также мы выяснили, что в текстах деструктивных культов явно выражена речевая фигура антитеза как прием контраста двух позиций/явлений/религий и фиксации на преимуществах выбора в пользу культа автора текста. Не исключаются из внимания лингвиста такие тропы как метафора, эпитеты, гипербола и другие средства создания выразительности. Вторым условием реализации цели исследования являлся поиск необходимого подхода представления учащимся старшего школьного возраста манипуляторных ходов адептов сект и возможности противостояния им. Он был также реализован, поскольку в рамках исследования был детально разработан комплекс занятий по профилактике религиозного экстремизма среди подростков с последующим успешным внедрением его в образовательный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач, которые были также в процессе исследования успешно реализованы. Была проанализирована научная литература (религиозная, психологическая, юридическая) по теме исследования, а также лексикографические источники (Большой Толковый словарь живого великорусского языка Даля В.И., Толковые словари русского языка Ожегова С.И и Ушакова Д.Н, по культурологии под ред. Кононенко Б.И и Философский словарь под ред. И.Т. Фроловой).
Для реализации проекта «Комплекс занятий для учащихся старшего школьного возраста: «Противодействие религиозному экстремизму в школе»» нами были описаны психологические особенности учащихся старшего школьного возраста. Учитывая их, мы создали и проверили на практике систему упражнений, направленную на развитие и совершенствование навыков противодействия негативному влиянию деструктивных религиозных культов.
Поскольку комплекс занятий по профилактике религиозного экстремизма для учащихся старшего школьного возраста на практике действительно практически применим, с учетом указанных в приложении замечаний мы будем совершенствовать занятия и стремиться к их внедрению в образовательный процесс в дальнейшем. Авторы исследования работают над созданием пособия для учителей по представленной теме, для того чтобы в школах была возможность ежегодно проводить данные внеклассные мероприятия.
1. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]: учеб. для вузов/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363с.
2. Батаршев А. В. Диагностика способностей к общению [Текст] - СПб: Питер, 2006. - 176 с.
3. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления[Текст] - М., 1971 г. - 136 с.
4. Бехтерев В.М. .Внушение и его роль в общественной жизни [Текст] - СПб.,2001. - 143 с.
5. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии[Текст]: на материале православного вероучения : автореферат дис. на соискание уч. степени док. фил. наук. - Волгоград, 2007 - 37 с.
6. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности и жанры // Знание - Понимание. Умение[Текст] - М, 2008 №1. - 162 с.
7. Бочаров, В.В. Антропология возраста [Текст] - СПб.,2001.-576 с.
8. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников[Текст] - СПб. : Питер, 2009. - 192с.
9. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения [Текст] - М., 1990. - 291 с.
10. Веснина Л.Е. Коммуникативная стратегия запугивания в текстах религиозной организации «Свидетели Иеговы» // Политическая лингвистика 2 (40’) 2012. Екатеринбург [Текст] - 80 с.
11. Волков Е. Н. Деструктивные культы. Журнал практического психолога[Текст] - М.: No 2, 1996. - 216 с.
12. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога [Текст] - М., 1996 №6 - 363 с.
13. Волков Б. С. Психология юности и молодости: учеб. пособие. - М. : Академический проект: Трикста, 2006 [Текст] - 256 с.
14. Волков Е.Н. Деструктивные культы. [Текст] - М.:№ 4,1997- 274 с.
15. Воробьева И. Б. Термин «секта» и его использование в юриспруденции // Вестник Саратовской государственной академии права: научный журнал[Текст] - М.,2010. № 3 (73). - C. 160-164.
...