ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ 12
1.1. Понятие педагогического проектирования 12
1.2. Теоретические подходы к разработке учебной программы 27
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ 43
2.1. Общепрофессиональные компетенции выпускника суворовского
военного училища в области военной подготовки 43
2.2. Проектирование и апробация рабочей программы по учебному
предмету «Основы военной подготовки» 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110
Актуальность проблемы и темы исследования
В период с 2009 по 2012 годы военная направленность в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), сильно снизилась, количество часов по учебному предмету «Основы военной подготовки» были сокращены вдвое, занятия носили ознакомительный и необязательный характер. Учебно-материальная база по военным дисциплинам, входящим в вышеуказанный учебный предмет, не развивалась и почти не использовалась, изучение строевых приемов по дисциплине «Строевая подготовка» свелось к минимуму, суворовцы (нахимовцы, кадеты и др.) перестали участвовать в военных парадах, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне, было отменено несение службы обучающимися в суточном наряде, училища были переведены на новую организационно-штатную структуру, были сокращены все военные должности (командование училища, преподаватели военных дисциплин, офицеры-воспитатели и др.) и введен гражданский персонал, что тоже наложило большой отпечаток на дальнейшее развитие данных образовательных организаций.
С 2013 года со стороны Минобороны России усилилось внимание к образовательной деятельности в Федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальным наименованием, находящихся в ведении Минобороны России, в связи с этим в данных образовательных организациях активизировалась работа по наращиванию военной направленности в подготовке обучающихся. Особое внимание начало уделяться учебному предмету «Основы военной подготовки», указаниями Министра обороны РФ введено обязательное количество учебных часов по данному предмету, выделяются денежные средства для восстановления и развития учебно-материальной базы по военным дисциплинам, возвратилась давняя традиция участия суворовцев (нахимовцев, кадетов и др. - прим автора) в военных парадах, улучшена военная форма воспитанников, а также проводится много других мероприятий, направленных на подготовку выпускников суворовских (нахимовских, кадетских и др.) училищ к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения Минобороны России.
Актуальность проблемы состоит в том, что при планировании образовательной деятельности по учебной дисциплине «Основы военной подготовки» в суворовских военных училищах, преподавателю трудно спроектировать свою деятельность из-за отсутствия примерной (комплексной) программы по учебному предмету, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, Минобороны России, в связи со спецификой образовательного учреждения, такая примерная программа также не разработана, а даны только указания по количеству часов отводимых на данный учебный предмет.
Планированием образовательной деятельности по учебному предмету «Основы военной подготовки» занимается личный состав учебного отдела Екатеринбургского суворовского военного училища, совместно с преподавателями данного предмета, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании РФ) [75], с Федеральными государственными образовательными стандартами основного, среднего общего образования (далее - ФГОС) [39; 40], приказом Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в Федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальным наименованием «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», и «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» (далее - приказом МО РФ о суворовских военных училищах) [41], локальными актами Екатеринбургского суворовского военного училища и рядом других документов.
В связи с этим возникают противоречия между преподавательским составом Екатеринбургского суворовского военного училища при разработке рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки», в следствии того, что не определен конкретный перечень военных дисциплин, который должен входить в данный учебный предмет и перечень общепрофессиональных компетенций в области военной подготовки, которыми должен обладать выпускник училища по этим военным дисциплинам. Разработка рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки» основана на требованиях, предъявляемых к выпускникам суворовских военных училищ и на собственном опыте руководства училища и преподавателей данного предмета, которые в своем большинстве используют опыт, приобретенный ими во время службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - ВС РФ), а он у всех разный и представление по планированию образовательной деятельности по учебному предмету «Основы военной подготовки» у данной категории будет различаться.
Проблема исследования
Необходимость разрешения указанных противоречий определяет проблему работы, суть которой заключается в невозможности проектирования рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки» в Екатеринбургском суворовском военном училище без определенных общепрофессиональных компетенций суворовца по военной подготовке и примерной (комплексной) программы по данному предмету.
Выявим степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. До 2002 года в суворовских военных училищах действовала «Программа военной, физической и психологической подготовки суворовцев», утвержденная в 1992 году начальником военно-учебных заведений Сухопутных войск Министерства обороны Российской Федерации [27], данная программа конкретно определяла для всех суворовских училищ общий порядок планирования и организации образовательной деятельности по учебному предмету «Основы военной подготовки», а также требования к объему теоретических знаний и практических навыков суворовцев по военным дисциплинам. Программа военной, физической и психологической подготовки суворовцев 1992 года позволяла без особых усилий преподавателям суворовских училищ планировать образовательную деятельность по учебному предмету «Основы военной подготовки», так как была единственным нормативно-правовым документом, утвержденным вышестоящим руководством Министерства обороны Российской Федерации. В 2001 году был издан приказ Министра обороны Российской Федерации №25 «О суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно¬музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации» [42], в котором определялись новые требования по руководству суворовскими военными училищами и организации в них образовательной деятельности, данным приказом определялось аппарату заместителя Министра обороны разработать примерные дополнительные образовательные программы, имеющих целью военную подготовку несовершеннолетних граждан. Разработанная примерная программа по учебному предмету «Основы военной подготовки», носила рекомендательный характер и на основании ее преподаватели суворовских военных училищ планировали свою образовательную деятельность, как и программа 1992 года она была рассчитана на трехгодичное обучение, в 2009 году в суворовских военных училищах были проведены организационно-штатные мероприятия и введено семилетнее обучение, но примерная образовательная программа по учебному предмету «Основы военной подготовки» аппаратом Минобороны России по настоящий момент так и не переработана, что создает большие проблемы для руководства суворовских военных училищ по планированию образовательной деятельности по учебному предмету «Основы военной подготовки».
Разработка основных направлений, подходов и требований к планированию образовательной деятельности по учебной предмету «Основы военной подготовки» будет иметь большое практическое значение, т.к. исчезнут разногласия между руководящим составом, преподавательским составом училища по вопросам организации учебной деятельности по данному учебному предмету, в разработанной рабочей программе будут конкретно определены основные требования к изучению учебного предмета, его содержание и планируемые результаты освоения учебного материала по данному предмету.
Объект исследования: образовательная деятельность в суворовских военных училищах Минобороны России.
Предмет исследования: проектирование рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки» в Екатеринбургском суворовском военном училище.
Цель работы: обосновать основные направления, подходы и требования к организации деятельности педагога при проектировании образовательной деятельности в суворовских военных училищах и разработать рабочую программу по учебному предмету «Основы военной подготовки».
Гипотеза исследования:
Деятельность педагога при планировании образовательной деятельности по учебному предмету «Основы военной подготовки» будет более эффективной и продуктивной, если:
- будут разработаны основные направления и подходы к образовательной деятельности по учебному предмету «Основы военной подготовки»;
- определены конкретные требования к проектированию образовательной деятельности по данному учебному предмету в Екатеринбургском суворовском военном училище;
- уточнены общепрофессиональные компетенции выпускника суворовского военного училища в области военной подготовки;
- будет разработана рабочая программа по учебному предмету «Основы военной подготовки» в Екатеринбургском суворовском военном училище.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи работы:
- изучить научную литературу по теме исследования с целью выявить основные требования по проектированию образовательной деятельности в общеобразовательной организации и конкретно по отдельному учебному предмету;
- разработать общепрофессиональные компетенции выпускника суворовского военного училища в области военной подготовки и на основании их разработать рабочую программу по учебному предмету «Основы военной подготовки»;
- апробировать разработанную рабочую программу по учебному предмету «Основы военной подготовки» в Екатеринбургском суворовском военном училище в ходе организации образовательной деятельности, определить ее эффективность и целесообразность дальнейшего использования;
- выявить у обучающихся уровень сформированности общепрофессиональных компетенций в области военной подготовки средствами учебного предмета «Основы военной подготовки».
Для решения поставленных задач и проверки положений гипотезы использованы следующие методы: теоретические (сопоставление, анализ, синтез, конкретизация, обобщение, моделирование); эмпирические (изучение опыты работы общеобразовательных организаций, нормативной и учебно¬методической документации; педагогическое наблюдение, анкетирование).
Этапы исследования:
Первый этап (2015 г. - февраль 2016 г.) - изучение научной литературы по теме исследования, теоретический анализ существующей нормативной базы по порядку планирования образовательной деятельности в общеобразовательной организации, основных требований по порядку планирования деятельности педагога при планировании образовательной деятельности по отдельному учебному предмету;
Второй этап (2016 г.) - разработка общих направлений, подходов и требований к деятельности педагога при планировании образовательной деятельности по учебному предмету «Основы военной подготовки» в Екатеринбургском суворовском военном училище, уточнение общепрофессиональных компетенций обучающихся в области военной подготовки, разработка, на основании этих компетенций, рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки», апробация данной рабочей программы в ходе образовательной деятельности училища в 2016¬2017 учебном году, анализ результатов исследования в ходе освоения рабочей программы данного учебного предмета преподавателями, воспитателями и обучающимися.
Третий этап (2017 г.) - уточнение выводов, оформление материалов исследования.
База исследования: ФКГОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Разработаны общепрофессиональные компетенции выпускника суворовского военного училища в области военной подготовки.
Практическая значимость исследования:
На основании разработанных общепрофессиональных компетенций выпускника суворовского военного училища в области военной подготовки, для преподавателей и воспитателей Екатеринбургского суворовского военного училища разработана рабочая программа по учебному предмету «Основы военной подготовки».
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих научных конференциях:
1) III Международная конференция «Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы» (2015г.);
2) IV Международная конференция «Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы» (2016г.);
3) II Образовательный форум и научно-методический семинар «Педагогические мастерские: эффективная подготовка педагогических кадров» (2016г.);
4) Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Высшее образование в России: история и современность» (2017г.).
Также материалы исследования докладывались и обсуждались в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» на научно¬методических и методических семинарах, педагогических чтениях и конференциях училища.
На защиту выносится:
1. Перечень общепрофессиональных компетенций выпускника суворовского военного училища в области военной подготовки, необходимых ему для успешного поступления и обучения в ВУЗах Минобороны России. Для формирования данного перечня компетенций была проведена большая исследовательская работа, а именно:
- сформулированы требования к уровню подготовки командира мотострелкового отделения, которые были выделены в ходе анализа большого количества учебной военной литературы (уставы, боевые уставы, наставления и др.);
- на основании данных требований сформулированы требования к уровню военной подготовки выпускника суворовского военного училища, учитывая ряд особенностей образовательной деятельности в суворовских училищах (необходимый уровень знаний суворовца в области военной подготовки; общее количество учебных часов, отведенных на учебный предмет; возраст обучающихся; наличие учебно-материальной базы по военным дисциплинам; межпредметные связи некоторых учебных предметов и т.д.);
- из требований к уровню военной подготовки выпускника суворовского военного училища сформулированы общепрофессиональные компетенции в области военной подготовки.
2. Рабочая программа по учебному предмету «Основы военной подготовки», разработанная на основании общепрофессиональных компетенций выпускника суворовского военного училища в области военной подготовки, состоящая из 10 разделов (4 основных и 6 второстепенных - прим. автора), каждый из которых является военной дисциплиной.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 117 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 82 источника.
В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы педагоги активно участвуют в проектной деятельности, кто-то делает это вынужденно, в связи с тем, что именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях, кому-то овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства, а для некоторых проектирование стало способом активизации его педагогического бытия. Наряду с этим остается довольно большое количество педагогов, которые с опаской относятся к призывам проектировать. И напрасно. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста.
Рассмотрение в ходе исследования теоретических подходов педагогического проектирования привело нас к выводу, что педагогу необходимо их знать, т.к. не зная виды педагогического проектирования, их уровни, этапы проектирования, что является объектом, субъектом в нем, он не в состоянии будет качественно провести работу по проектированию и на выходе получить планируемый результат, в виде какого-либо продукта (методики, программы и т.д.). Качественного продукта педагогического проектирования также не может получиться, если не будут соблюдены требования руководящих документов в сфере образования, поэтому их основные требования также необходимо учитывать в ходе проектной деятельности.
Опираясь на теоретические обоснования понятия педагогического проектирования, удалось обосновать и разработать общепрофессиональные компетенции выпускника суворовского военного училища в области военной подготовки, и на основании их спроектировать рабочую программу по учебному предмету «Основы военной подготовки» для Екатеринбургского суворовского военного училища.
В ходе работы с предметом исследования были решены задачи, которые мы поставили перед собой в начале нашей работы:
- проведен анализ научной литературы по теме исследования с целью выявления основных требований по проектированию образовательной деятельности в общеобразовательной организации, и конкретно по отдельному учебному предмету;
- разработаны общепрофессиональные компетенции выпускника суворовского военного училища в области военной подготовки, и на основании их спроектирована рабочая программа по учебному предмету «Основы военной подготовки»;
- разработанную рабочую программу по учебному предмету «Основы военной подготовки» апробировали в Екатеринбургском суворовском военном училище в ходе организации образовательной деятельности, и подтверждена целесообразность ее использования в дальнейшем.
Практическая значимость исследования состояла в разработке для преподавателей и воспитателей Екатеринбургского суворовского военного училища рабочей программы по учебному предмету «Основы военной подготовки», на основании составленного нами перечня общепрофессиональных компетенций выпускника суворовского военного училища в области военной подготовки.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические (сопоставление, анализ, синтез, конкретизация, обобщение и моделирование); социологические (анкетирование, метод экспертных оценок); эмпирические (изучение опыты работы общеобразовательных организаций, нормативной и учебно-методической документации; педагогическое наблюдение).
По результатам проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы:
1. Педагогическое проектирование преследует главную цель - повышение качества и эффективности образовательной деятельности организаций, осуществляющих обучение, а также второстепенные - повышение профессионального мастерства педагогов, повышение качества обученности учащихся.
2. Качественное педагогическое проектирование невозможно без знания основных теоретических подходов и требований руководящих документов в сфере образования.
3. Для получения реального продукта педагогического проектирования, который будет использоваться в будущем в образовательной деятельности, необходимо соблюсти все этапы проектной деятельности.
1. Авдеев В. М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В. М. Авдеев // Социально¬гуманитарные знания. - 2006. - № 6. - С. 235 - 240.
2. Большая советская энциклопедия 1969—1978 [Электронный ресурс], - http://enc-dic.com/enc_sovet/Bolshaja-sovetskaja-jenciklopedija-113050.
3. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс], - https://gufo.me/dict/bes.
4. Балабанов П.И. Методологические проблемы проектировочной деятельности / П.И. Балабанов. - Новосибирск: Наука, 1990. - 200 с.
5. Баскаев Р. М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу / Р. М. Баскаев // Инновации в образовании. - 2007. - № 1. - С. 10-15.
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
7. Военная история: учебник / под. ред. Б.А. Божедомов. - М.: Воениздат, 2006. - 469 с.
8. Военная топография: учебник для высших военно-учебных заведений / под общ. ред. В. Н. Филатова.- М.: Воениздат, 2008. - 518 с.
9. Волкова М.О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ: дайджест / М.О. Волкова // Психология обучения. - 2006. - № 2. - С. 22-24.
10. Глоссарий образовательных технологий. [Электронный ресурс], - ЬирУ/’мм'млвокабула.рф/справочники/глоссарий-образовательных- технологий/.
11. Дисциплинарный устав ВС РФ (Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года №1495). [Электронный ресурс], - http://base.garant.ru.
12. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования / А. Н. Дахин // Педагогические технологии. - 2007. - № 4. - С. 10-24.
13. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. / Т.Ф. Ефремова. - М.: Дрофа, Русский язык, 2000. - 1233 с.
14. Есть такая профессия Родину защищать: поступающим в высшие военно-учебные заведения МО РФ / МО РФ. - М.: Воениздат, 2014. - 84 с.
15. Зимняя И. А. Компетентностью подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования?: (теоретико¬методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
...