Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ СТАРОВЕРОВ АЛТАЯ, КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ В СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ

Работа №98771

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дизайн

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРООБРЯДЦЕВ-ПОЛЯКОВ АЛТАЯ
1.1 История формирования этноконфессиональной группы и этнокультурной специфики традиционной одежды старообрядцев-поляков
1.2 Характеристика основных элементов женского и мужского костюмного комплекса старообрядцев-поляков Алтая
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ
2.1 Анализ исторических и современных прототипов, аналогов 24
творческого источника
2.2 Композиционное формообразование костюма и формирование 33 коллекции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 50
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 53
ИЛЛЮСТРАЦИИ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 73

В условиях доминирования массовой культуры и идеологии, процессов глобализации, проблема утраты национальной самобытности звучит особенно остро. В рамках сохранения национальной культуры особенно важным представляется вопрос поддержки и развития региональных культурных особенностей. Сохранение этнической идентичности возможно
преимущественно на основе обращения к этносоциальной памяти и национальному самосознанию. Костюм является одной из лучших форм отражения национального самосознания, памятником материальной и духовной культуры нации.
Изучение старообрядческого населения интересно тем, что подобные группы ввиду своих убеждений, являются приверженцами и хранителями древних традиций. Кроме основополагающего принципа сохранения заветов Отцов, у старообрядцев есть еще один важный фактор, сохранившийся в ходе развития деревенской культуры, отсутствие влияния городской среды - это сохранение и поддержание традиционных старинных форм бытового порядка. Изучение костюма старообрядцев представляет интерес не только для историков и этнографов, но и для модельеров одежды.
К теме исследования обращались многие авторы, в том числе представлен ряд источников:
Основополагающей работой по исследованию костюмного комплекса бухтарминских старообрядцев, стал сборник Бухтарминские старообрядцы, изданный в 1930 г. Изучив подлинный материал, Н.П. Гринкова сделала вывод о севернорусской и вятско-пермской основе в бухтарминских формах костюма, также определила присутствие в бухтарминском костюме составных частей, считавшихся в XIX в. южнорусскими. В исследование наблюдаются современные процессы сферы бытования традиционного комплекса одежды, отношение различных возрастных групп к этим изменениям, приводятся различные поверья, связанные с обрядовым костюмом.
На исследование костюма старообрядцев Алтая в последней четверти XX века обратили внимание такие исследователи, как В.А. Липинская, Л.М. Русакова, Е.Ф. Фурсова. В это время происходит первое этнографическое описание костюмного комплекса староверов Алтая.
В.А. Липинская в публикации Русское население Алтайского края рассмотрела общий костюм староверов Алтая, а также обратила внимание на костюм староверов-поляков Алтая. Исследовательница утверждает, что традиционный костюмный комплекс используется, как правило, людьми преклонного возраста, охарактеризовала женский костюмный комплекс, где основой послужил круглый сарафан и рубаха с прямыми поликами. В.А. Липинская дала характеристику праздничного костюмного комплекса, а также обратила внимание на то, что одежда бухтарминцев красочнее по цвету. В работе исследовательницей было уделено внимание традициям ткачества, отмечено, что для современного его бытования характерны примитивные приемы, позволяющие обойтись без ткацкого станка.
Т.Г. Шарабарина дала характеристику типологии изготовления костюма, декорирования, а также осуществила описание материалов используемых для изготовления одежды. Л.В. Корникова исследовала значение костюма в погребальном обряде.
Монография Е.Ф. Фурсовой Традиционная одежда русских крестьян- старожилов Верхнего Приобья (конец XIX - начало XX в.) подвела определенный итог в изучении традиционного комплекса одежды крестьян Алтая. Ее составлена типология одежды, разработана характеристика быта этнокультурных групп Верхнего Приобья. В данном труде старообрядцы- «поляки» определены, как представители конфессионально-этнографической группы русских. В этой работе изданы чертежи конструкций различных видов одежды (туникообразные и поликовые женские рубахи, сарафаны с передним цельным полотнищем и с передним продольным швом, нарукавники, мужские рубахи, штаны-чембары прямого покроя). Е.Ф. Фурсовой упомянута определенная специфика технологии изготовления одежды, а именно, совмещение кошеных полотен сарафана с передним полотном не только прямыми, но и косыми срезами.
Целью дипломного проекта является разработка и создание коллекции современных моделей женской одежды класса pret-a-porte с использованием элементов традиционного костюма старообрядцев-поляков Алтая.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1) Провести анализ литературы по истории старообрядчества на Алтае;
2) Рассмотреть историю формирования этноконфессиональной группы старообрядцев-поляков, их этнокультурную специфику;
3) Изучить женский и мужской костюмный комплекс старообрядцев- поляков Алтая;
4) Выявить основные особенности развития костюма старообрядцев- поляков Алтая;
5) Провести анализ обращения к традиционному русскому костюму в практике современного дизайна;
6) Разработать модели современной женской одежды на основе этнографического костюма старообрядцев-поляков Алтая и сформировать коллекцию.
Объект: традиционная одежда старообрядцев-поляков Алтая.
Предмет: отражение этнокультурной специфики одежды старообрядцев поляков конца XIX - начала ХХ в. в современной одежде.
Источники исследования:
-этнографический старообрядческий женский костюм бухтарминского типа, состоящий из сарафана и рукавов Алтайского государственного краеведческого музея;
-коллекции сарафанов Этнографического отдела Русского музея;
-реконструкция женского и мужского костюмного комплекса старообрядцев Алтая Национального музея Республики Алтай имени А. В. Анохина;
-полевые этнографические материалы, собранные на территории Алтая Т.Г.Фурсовой.
Методологической основой исследования являются труды. Е.Ф. Фурсовой [30], А.А. Лебедевой [17], М.В. Швецовой [35].
Методы исследования: анализ, синтез, историческая ретроспектива, творческие методы проектирования.
Практическая значимость и новизна - разработка авторской коллекции женской одежды с учетом выявления собственного стиля. Источником вдохновения для создания современной коллекции, служит женский и мужской костюм старообрядцев-поляков Алтая.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе работы над дипломным проектом решены следующие задачи.
1) Проведен анализ литературы по истории старообрядчества на Алтае. Тема является достаточно исследованной в области этнографии. К теме обращались многие авторы, известные этнографы Н.П. Гринкова, В.А. Липинская, Л.М. Русакова, Е.Ф. Фурсова, Н.Г. Паньшина, Т.Г. Шарабарина, М.В. Швецова и другие.
2) Рассмотрена история формирования этноконфессиональной группы старообрядцев-поляков, их этнокультурная специфика.
Поляками называют - этнографическую группу потомков русских старообрядцев из Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской губерний, которые в конце XVII - начале XVIII вв. бежали от преследований за веру из разных мест России на земли, входившие в состав Речи Посполитой (Белоруссии - в районах Стародубья, Ветки, Добрянки, Г омеля, Дорогобужа). В 1760-х гг. они были насильно высланы в указанный Екатериной II район Южного Алтая, где их по прежнему месту жительства стали называть поляками.
Ссыльные староверы образовали ряд больших и зажиточнейших поселений в Западной Сибири - Староалейское, Екатерининское, Бобровское, Секисовское, ВерхУбинское, Алейское и др. и в Восточной Сибири - Бичура, Куналей, Тарбагатай, Чикой, Мухоршибир и др.
Старообрядцы-поляки основывали новые поселения или селились к старожилам Сибири (чалдонам) и другим группам старообрядцев (кержакам, каменьщикам, семейским, бухтарминцам) которые уже проживали на данной территории.
В результате этого специфика этнокультурного состава населения Сибири в XIX - начале XX вв. демонстрировала уникальное слияние или сосуществование различных региональных традиций Европейской России. Она повлияла на материальную культуру, которая показала взаимодействие отличавшихся традиций Европейской территории России. При этом каждая конкретная этнографическая группа имела и сохраняла свою культурную особенность, вокруг которой она формировалась. Это проявлялось в первую очередь через устройство быта.
3) Проведено изучение женского и мужского костюмного комплекса старообрядцев-поляков Алтая.
Мужской костюмный комплекс включал в себя традиционную поликовую рубаху и порты, но отличался от других групп русских и старообрядцев особой нарядностью. Мужчины носили рубахи с присборенными боковинками и ярко¬красной вышивкой на груди и спине. Стыки полотнищ обшивали кумачом. Кроме того, мужской костюм нередко включал в себя гайтан из бисера, яркие головные уборы украшенные перьями селезня и цветами. Этнографы не находили такого нигде у русских, очевидно, в этом проявилось украинское влияние.
Женский костюмный комплекс строился на основе сарафана. Он был не менее богато украшенным. Включал в себя различные виды рубах, сарафанов, передников, богато декорированных вышивкой. Г оловные уборы полячек были очень разнообразны. Одним из самых распространённых, красивых и необычных уборов, бытовавших в среде поляков, была самшура. Впервые надев самшуру на свадьбе, её носили всегда и не снимали даже на ночь. Также присутствовали кокошники, кички и платки. Женский поляцкий костюм изобилует украшениями: серьги, кольца и бисера составляют необходимую принадлежность женского туалета.
4) Выявлены основные особенности развития костюма старообрядцев- поляков Алтая.
Одежда староверов-поляков Алтая была достаточно разнообразна. Старообрядцы-поляки Алтая выделялись на фоне групп проживающих в Сибири костюмным комплексом, а также характеристикой его элементов.
На формирование костюмного комплекса поляков оказали влияние традиции разных народов и регионов. Приемы кроя, украшений, шитья очерчивают довольно широкий круг возможных исходных территорий старообрядцев этой этнографической группы, в который входят Новгородская, Олонецкая, Вятская, Пермская, Нижегородская, Курская, Воронежская и некоторые другие губернии. Свой вклад в формирование одежды поляков внесли и обычаи земель, куда старообрядцы бежали от гонений в конце XVII века. Так, в костюмах староверов появились элементы, присущие одежде украинцев, белоруссов, поляков (илл.12). Во многом именно их традиции обеспечили общую нарядность костюму старообрядцев-поляков. Особенно это заметно в одежде девушек и молодых замужних женщин.
5) Проведен анализ обращения к традиционному русскому костюму в практике современного дизайна, который показал что начиная с 20-х годов XX века и по сей день ведущие российские и зарубежные дизайнеры одежды и модельеры, обращаются к русской теме и используют в своих коллекциях, детали и элементы традиционного русского костюма.
6) На начальном этапе работы над темой исследования была выполнена реконструкция женского свадебного костюмного комплекса алтайских старообрядцев-поляков.
7) Разработаны модели современной женской одежды и сформирована коллекция современной женской одежды, созданной на основе этнографического костюма старообрядцев-поляков Алтая.
Целевое назначение моделей коллекции - нарядная одежда. Ассортимент коллекции - платья, брючные и юбочные комплекты. Ассортимент коллекции опирался на творческий источник, но создан с учётом тенденций моды. Коллекция, рассчитана на сезон весна-лето 2019 года.
Модели представляют собой единую линию развития первоначальной идеи-концепции проекта, на основе использования типичных и преобразованных элементов этнографического костюма. Применяемый крой свойственный традиционному костюму, богатство и великолепие декоративных элементов костюма были переосмыслены с позиции современного дизайна, упрощены и адаптированы под требования современного потребителя. Во многом взаимодействие и объединение моделей в коллекции достигнуто за счет использования характерной вышивки староверов-поляков Алтая. Традиционные материалы - бязь, сукно, заменены трикотажным полотном, очень актуальным в текущем сезоне. Это позволило создать несколько иную пластику поверхности формы в моделях, сократить объемы, сделать формы более прилегающими, сохранив при этом принцип формообразования. Фактура трикотажного полотна придала моделям более благородный внешний вид.
Одна из моделей выполнена в материале.



1. В. И. Суриков: «Боярыня Морозова» (1884-1887 гг.)
2. Коллекции сарафанов Этнографического отдела Русского музея;
3. М. В. Нестеров: «Святая Русь» (1905г.)
4. Памятник "Старообрядец митрополит Андриан" (Казань, 2016 г.)
5. Реконструкция женского и мужского костюмного комплекса старообрядцев Алтая в Национальном музее Республики Алтай имени А. В. Анохина.
6. Собрание чертежей и фотографий из монографий Е.Ф.Фурсовой.
7. Фильм Старообрядцы Усть-Цильмы реж. Сергей Дудкин, Сергей Протосов (Россия,2011 г.)
8. Этнографический старообрядческий женский костюм бухтарминского типа, состоящий из сарафана и рукавов в Алтайском государственном краеведческом музее
Литература:
9. Алексеенко Н.В. Русская крестьянская колонизация Рудного Алтая в XVII-XIX вв. // Сибирь периода феодализма. Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1965. - С. 143-153.
10. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. - Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1995. - 223 с.
11. Болонев Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. - Улан- Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1992. - 142 с.
12. Боровцова Т. А., КлоковаЛ. И., Корникова Л. В; науч. ред. Н. С. Царева Русский традиционный костюм Алтая: альбом /; Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Гос. худож. музей Алт. края. - Барнаул, 2013. - 100 с.
13. Бусыгин Е.П., Зорин Н. В. Русские коллекции в Этнографическом музее Казанского университета // Советская этнография. - 1958. - № 5. - С. 110-112.
14. Гринкова Н.П. Бломквист Е.В. Одежда бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы. - Л. : Б.и., 1930. - С. 331-380.
15. Крестьянская одежда населения Европейской России XIX - начала XX в. : Определитель. — М. : Советская Россия, 1971. — 367 с.
16. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. - Минск : Литература, 1998. - 495 с.определитель. -М. : Советская Россия, 1971. - 365 с.
17. Лебедева А.А. Одежда одной из локальных групп русского населения Забайкалья // Сб. Музея антропологии и этнографии. - 1973. - Вып. XXVIII. - С. 140-157.
18. Лебедева А.А., Липинская В.А., Сабурова Л.М. Изучение материальной культуры русского населения Сибири (XVIII-ХХ вв.) // Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири. - М. : Наука, 1974. - С. 22-109.
19. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX - начала ХХ
20. Липинская В.А. Русское население Алтайского края: Народные традиции в материальной культуре (XVIII-XX вв.) / Отв. ред. В.А. Александров; АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая.
— М.: Наука, 1987. — 224 с
21. Лысенко О.В., Комарова С.В. Ткань. Ритуал. Человек: традиции ткачества славян Восточ.Европы- СПб, 1992 -с. 51
22. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX - начале ХХ вв. // Восточнославян. этногр. сб. : очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX - начале ХХ вв. - М., 1956. - С. 541-757.
23. Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири-Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 176 с.
24. Рыбаков Б.А. Борьба за суздальское наследство в 1174-1176 гг. (по миниатюрам Радзивиловской летописи) // Средневековая Русь. - М. : Наука, 1976. - С. 95-97.
25. Сабурова Л.М. Одежда русского населения Сибири // Сб. тр. Музея антропологии и этнографии. Из культурного наследия народов России. - Л. : Наука, 1972. - Т : XXVIII. - С. 99-139.
26. Старухин Н.А. Культура старообрядцев Алтая // История культуры Алтая в трех частях.- Ч.1. Культура Алтая с древнейших времен до начала XX в.- Барнаул: БГПУ, 1999.
27. Стасов В. В. Русский народный орнамент. Вып. 1. Шитье. Ткани. Кружево. СПб. 1872. Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996. С. 142.
28. Тетюцкая Л.В. Ткачество поясов на ниту (сволочке). Методическое
пособие. - Т37 Новосибирск: Книжица, 2004. - 20с.-22илл.-В
надзаг.:Новосибирск. Обл.центр русского фольклора и этногр. - (Библиотека сибирской старины).
29. Тарусская М.Г. Коллекция расписной утвари и одежды семейского
населения // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири : в 2 ч. - Новосибирск : Наука, Сиб. отделение, 1975. - Ч. 2.
Забайкалье. - С. 70-87.
30. Фурсова Е. Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов Верхнего Приобья (конец XIX - начало XX в). - Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1997. - 152 с.
31. Е.Ф. Фурсова. Сибирские старообрядцы: история в костюмах // Наука из первых рук. 2009. № 3
32. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии//Учебное пособие. - М.: Гардарика, 1998. - 400 с.
33. Шангина И.И. Образцы русской вышивки на обрядовых полотенцах XIX -XX вв. М., 1975.,с.7-36.
34. Швецова М. Из поездки в Риддерский край. //- ЗСОРГО, 1898, вып.25.
35. Швецова М.В. «Поляки» Змеиногорского округа//зап. ЗСОРГО.- Омск 1899.
36. Шелегина О.Н. Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири (Историко-этнографические аспекты. XVII-ХХ вв.): Учебное пособие. Вып. 1. - М.: Логос, 2001. - 184 с.
37. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (XVIII - первая половина XIX в.в.) / Отв. ред. Л.М. Русакова. - Новосибирск: ВО «Наука», 1992. - 251 с.
38. Шелепова Л.И. Об "Историко-этимологическом словаре русских говоров Алтая" и его значении для реконструкции языковой истории региона // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы междунар. науч.-практ. конф— Барнаул: БГПУ, 2005. - Вып. 6. — С.
39. Швецова М.В. «Поляки» Змеиногорского округа // Зап. Зап.-Сиб. отд. императ. Рус. геогр. об- ва. - 1899. - Кн. XXVI. - C. 1-88.
40. Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья (XVII - середина XIX в.). - Новосибирск : Наука, 1985. - 286 с.
41. Щеглова Т.К. Внутренне убранство избы алтайских крестьян в первой половине ХХ века: по полевым исследованиям 1993-1995 гг. // Этнография Алтая (Мат. II науч.-практ. конф.). - Барнаул: Лаборатория историч. краевед. БГПУ и АКИПКРО, 1996.
42. Щеглова Т.К. Избяная литургия: традиционная жилищно-строительная культура крестьян-старожилов предгорного Алтая (по материалам экспедиций)//Алтайский сборник. Вып. 18. Барнаул, 1997. С.253-278.
43. Щербик Г.А. Вышивка на изделиях русских крестьянок // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII- начало ХХ в.). - Новосибирск, 1983. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ