ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес» 7
1.2. Классификация интересов 12
1.3. Особенности читательского интереса у младших школьников 15
1.4. Психолого-педагогические условия, способствующие развитию
читательского интереса у младших школьников 23
1.5. Анализ учебных программ по литературному чтению для
учащихся начальной школы 30
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика уровня развития к чтению на констатирующем этапе
опытно-поисковой работы 35
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс заданий,
направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников 41
2.3. Диагностика уровня развития интереса к чтению у младших
школьников по результатам опытно-поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно принимают меры с целью противодействовать этому явлению.
Современная общемировая тенденция снижения интереса к чтению у населения свидетельствует о системном кризисе читательской культуры, затронувшем многие страны, в том числе Россию. Наша страна долгое время считалась самой читающей в мире. Однако с 90-х годов XX века и в России начинается спад читательской активности.
Кризис чтения - явление не только российское. В той или иной, - а порой и в гораздо большей степени он коснулся и развитых западных стран. Но там повсеместно общественность и государство давно забили тревогу и приняли серьезные меры для решения проблемы.
Чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать.
Читающая нация - нация развивающаяся. В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы, и главным образом начальной. Сейчас перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности. Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который профессионально может обеспечить становление учебных интересов у учеников, в том числе и интереса к книге.
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад.
Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
Исходя из вышеизложенного, можно определить актуальность проблемы развития интереса к чтению у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению художественной литературы и фольклора у младших школьников.
Предмет исследования: условия, методы и приемы, которые направлены на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Цель исследования: создать, апробировать и доказать эффективность комплекса уроков и заданий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ методической, психологической и педагогической литературы по данной теме.
2. Выявить особенность общей характеристики понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей младшего школьного возраста.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к чтению детской художественной литературы младшими школьниками.
5. Выявить уровни восприятия и интереса у детей младшего школьного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
6. Разработать, апробировать и проверить эффективность комплекса уроков и заданий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий и контрольный срезы, анализ работ детей, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
Методологической основой исследования послужили положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); современные концепции развивающего обучения чтению, формирования полноценной читательской деятельности (Р. Н. Бунеев, Г. Г. Граник, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, О. В. Чиндилова). Проблема развития интереса к чтению освещалась в работах таких исследователей, как B. Г. Горецкий, O. B. Джежелей, M. И. Оморокова, H. H. Светловская, Л. C. Славина, О. В. Чиндилова и другие.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - Малокарзинская основная общеобразовательная школа Артинского района Свердловской области. В исследовании принимали участие дети четвертого класса (10-11 лет) данной школы в количестве 9 человек.
Практическая значимость исследования: состоит в определении и обосновании педагогических условий, способствующих развитию интереса к чтению у детей в разработанном и апробированном нами комплексе заданий и уроков. Предложен вариант наиболее рационального сочетания различных педагогических условий c формами их организации для развития интереса к чтению у младших школьников. Возможно использование методических разработок в начальном звене школы при подготовке педагогов начальных классов, а также при организации учебных занятий по повышению квалификации работников народного образования.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список литературы, 17 приложений.
Начальная школа должна учить детей постигать мир, в котором они живут, расширять их кругозор. Поможет это обеспечить познавательный интерес ребенка к чтению. Но чтобы этот интерес развивался, необходимо формировать и развивать у детей умения, связанные с навыком работы с книгой, читательской самостоятельностью, читательским кругозором.
Анализ результатов опытного обучения показал, что показатели критического уровня значительно снизились, средний и высокий уровни повысились, значит, повысился и уровень интереса к чтению.
Можно сделать следующие выводы:
- после проведения систематических упражнений на уроках литературного чтения у детей возросли показатели составляющих интереса к чтению художественных произведений;
- преобладающими стали высокий и средний уровни;
- систематическое применение разнообразных заданий с учениками на уроках литературного чтения, способствуют развитию отдельных компонентов интереса, помогают развитию интереса младших школьников к чтению художественной литературы.
Цель исследования достигнута.
Такая работа должна систематически проводиться на уроках литературного чтения. Это позволит привить ученикам интерес к чтению, будет способствовать развитию гармоничной всесторонне развитой личности, и, конечно, поможет воспитать из младшего школьника квалифицированного читателя.
Из сказанного следует вывод, что овладение младшими школьниками сторон читательской самостоятельности - сложный процесс, требующий специальной целенаправленной работы учителя.
1. Божович, Л. И. Личность и её развитие в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
2. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. - Вып. 73. - С. 3-14.
3. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] : учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. - СПб. : Питер, 2011.- 304 с.
4. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.wciom.com(дата обращения: 12.07 2016).
5. Выготский, Л. С. Собр. соч. Т. 4. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 155 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.
7. Гербарт, И. Ф. Генезис и развитие структуры целей воспитания в педагогической концепции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.superinf.ru (дата обращения 12.07 2016).
8. Голубева, Е. И. Поддержка семейного чтения - общая задача
специалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. - Режим доступа: http: //www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3. htm(дата
обращения 14.07.2016).
9. Григорьев, Д. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д. Григорьев // Методический конструктор. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с. - (Стандарты второго поколения).
10. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению [Текст] / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. - 2011.- №7. - С. 86-90.
11. Гройсман, А. Г. О проблемах детского чтения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.detlit.ta-vkm.ru/problems/groysman-o- problemah-detskogo-chteniya/(дата обращения17.04.2017).
12. Джежелей, О. В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 класс [Текст] : Программа для общеобразовательных учреждений / О. В. Джежелей. - М. : Дрофа, 2010. - 64 с.
13. Джежжелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников [Текст] / О. В. Джежжелей // Начальная школа. - 1989. - №1. - С. 33-38.
14. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат, 1986. - 85 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 480 с.
16. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения [Текст] : метод. пособие к учеб. «Родная речь» 2 кл. / Л.Ф. Климанова. - М. : Просвещение, 2005. - 67 с.
17. Коджаспиров, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр Академия, 2000. - 176 с.
18. Ковалева, Г. С., Краснянская, К. А. Краткий отчет «Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России». [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.centeroko.ru/(дата обращения 09.08.2016).
19. Колесникова, Е. В., Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет [Текст] : методическое пособие / Е. В. Колесникова, Е. П. Телышева. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 40 с.
20. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. - М. : Просвещение, 1980. - 192 с.
21. Колпащикова, Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? [Текст] / Ю. С. Колпащикова, В. А. Рожина // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 104-109.
22. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 940 с.
23. Крылова, О. Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс [Текст] / О. Н. Крылова. - М. : Издательство «Экзамен», 2012. - 109 с.
24. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках [Текст] : учебная тетрадь для 4 класса / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Т. М. Ладыженская, О. В. Марысева. - Изд. 2-е, дораб. - М. : Издательство Ювента, издательство Баласс, 2008. - 192 с.
25. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2000. - 509 с.
26. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] : учебник для студентов вузов / А. А. Леонтьев - М. : Смысл, 2011. - 185 с.
27. Локадова, Н. П. Отчего дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению [Текст] / Н. П. Локадова. - М. : Исходная школа, 2007. - 35 с.
28. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие
интереса к чтению у младших школьников [Текст] / Т. Н. Лутова. -
Н. Новгород : Просвещение, 2009. - 124 с.
29. Михайлов, Е. П. Учись читать [Текст] / Е. П. Михайлов. - М. : Исходная школа, 2003. - 47 с.
30. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. - М. : Просвещение, 1979. - 74 с.
31. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] : Режим доступа http://www.chaltlib.ru/articles/Library/ natsionalnaya programmarazvitiyachteniya / (дата обращения 09.08.2016).
32. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст] / М. : Библиотека, 2006. - №1. - С. 25-30.
33. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений в. 3 кн. / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 158 с.
34. Ниталимова, Л. В. Развитие читательского интереса младших школьников [Текст] / Л. В. Ниталимова, С. Н. Семенова. - М. : Ментор, 2007.
- С. 11-13.
35. Онушкина, В. Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии [Текст] / В. Г. Онушкина, Е. И. Огарёв. - СПб. - Воронеж, 1995. - 232 с.
36. Оморокова, М. И. Преодоление трудностей [Текст] / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт, И. З. Постоловский. - М. : Просвещение, 1990. - 128 с.
37. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников [Текст] : методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. - М. : АРКТИ, 1999. - 160 с.
38. Первова, Г. М. Формирование и развитие мотивации чтения [Текст] / Г. М. Первова // Начальная школа. - 2009. - №9. - С. 11-12.
39. Плотников, С. Н. Читательская аудитория в России
(социологический очерк) [Текст] / Homo Legens // Памяти С. Н. Плотникова.
- М. : Педагогика, 1999. - С. 17-62.
40. Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя [Текст] / Т. Д. Полозова. - М. : Просвещение, 2008. - 22.с.
41. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983. - 321 с.
42. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-изд. испр. и доп. - М. : Политиздат, 1990. - 145 с.
43. Решетникова, С. В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов [Текст] / С. В. Решетникова // Начальная школа. - 2006. - №2. - С. 61-65.
44. Романовская, З. И. Чтение и развитие младших школьников. Приобщение детей к художественной литературе как к искусству [Текст] / З. И. Романовская. - М. : Педагогика, 1982. - 128 с.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1946. - 704 с.
46. РАЧ: Русская Ассоциация Чтения [Электронный ресурс] : Режим доступа:http://rusreadorg.ru(дата обращения 22.08.2016).
47. Рыжова, Т. В. Литературное развитие младших школьников [Текст] / Т. В. Рыжова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2006. - 437 с.
48. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. [Текст] :
пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. :
Просвещение, 2011. - 528 с.
49. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения [Текст] : кн. для учителя / Н. Н. Светловская. - М. : Педагогика, 1991. - 178 с.
50. Светловская, Н. Н. Основы науки о читателе [Текст] /
Н. Н. Светловская. - М. : Магистр, 1993. - 133 с.
51. Светловская, Н. Н. Детская книга пришла в школу [Текст] / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиченол // Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 25-28.
52. Гусев, И. Е. Современная энциклопедия. Этикет [Текст] / И. Е. Гусев. - Мн. : Харвест, 2000. - 352 с.
53. Соловейчик, С. Л. Воспитание творчеством [Текст] / С. Л. Соловейчик. - М. : Педагогика, 1998. - 95 с.
54. Краткий справочник книголюба. - М. : Просвещение, 1970. - 328 с.
55. Токарева, О. Б., Килимник, О. Л. «Чтение детей в малых городах и сёлах по материалам изучения информационных и читательских потребностей детей и руководителей детского чтения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.main.rgdb.ru(дата обращения 17.10.2016).
56. Шумакова, Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение [Текст] / Н. Б. Шумакова, Е. В. Климанова, Н. И. Авдеева, Н. Б. Соловьёва ; под ред. Н. Б. Шумаковой. - М. : Просвещение, 2014. - 168 с. - (Работаем по новым стандартам).
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
58. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования [Текст] / Школьная библиотека. - 2004. - №9. - 221 с.
59. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011.
-79 с.
60. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения [Текст] / А. В. Хуторской // Школьные технологии. - 2012.
-№ 4. - С. 36-47.
61. Центр оценки качества образования PIRLS [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pirls 11/pirls 11 res.htm(дата
обращения 20.08.2016).
62. Чудинова, В. П., Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. [Текст] / В. П. Чудинова, Е. И. Голубева, Н. Н. Сметанникова. - М. : Просвещение, 2004. - 87 с.
63. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1971. - 351 с.
64. Щукина, Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1962. - 230 с.
65. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 134 с.
66. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 208 с.
67. Электронный журнал об образовании «Аккредитация в образовании» [Электронный ресурс] : Режим доступаhttp://www.akvobr.ru/(дата обращения 07.09.2016).
68. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Знание, 1986. - 64 с.
69. Юмсунова, Л. Н. Краткий словарь современной педагогики [Текст] / Л. Н. Юмсунова. - Улан-Удэ : Бурятского госуниверситета, 2001. - 104 с.