Развитие интереса к чтению у младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес» 7
1.2. Классификация интересов 12
1.3. Особенности читательского интереса у младших школьников 15
1.4. Психолого-педагогические условия, способствующие развитию
читательского интереса у младших школьников 23
1.5. Анализ учебных программ по литературному чтению для
учащихся начальной школы 30
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика уровня развития к чтению на констатирующем этапе
опытно-поисковой работы 35
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс заданий,
направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников 41
2.3. Диагностика уровня развития интереса к чтению у младших
школьников по результатам опытно-поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес» 7
1.2. Классификация интересов 12
1.3. Особенности читательского интереса у младших школьников 15
1.4. Психолого-педагогические условия, способствующие развитию
читательского интереса у младших школьников 23
1.5. Анализ учебных программ по литературному чтению для
учащихся начальной школы 30
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика уровня развития к чтению на констатирующем этапе
опытно-поисковой работы 35
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы: комплекс заданий,
направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников 41
2.3. Диагностика уровня развития интереса к чтению у младших
школьников по результатам опытно-поисковой работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно принимают меры с целью противодействовать этому явлению.
Современная общемировая тенденция снижения интереса к чтению у населения свидетельствует о системном кризисе читательской культуры, затронувшем многие страны, в том числе Россию. Наша страна долгое время считалась самой читающей в мире. Однако с 90-х годов XX века и в России начинается спад читательской активности.
Кризис чтения - явление не только российское. В той или иной, - а порой и в гораздо большей степени он коснулся и развитых западных стран. Но там повсеместно общественность и государство давно забили тревогу и приняли серьезные меры для решения проблемы.
Чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать.
Читающая нация - нация развивающаяся. В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы, и главным образом начальной. Сейчас перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности. Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который профессионально может обеспечить становление учебных интересов у учеников, в том числе и интереса к книге.
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад.
Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
Исходя из вышеизложенного, можно определить актуальность проблемы развития интереса к чтению у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению художественной литературы и фольклора у младших школьников.
Предмет исследования: условия, методы и приемы, которые направлены на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Цель исследования: создать, апробировать и доказать эффективность комплекса уроков и заданий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ методической, психологической и педагогической литературы по данной теме.
2. Выявить особенность общей характеристики понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей младшего школьного возраста.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к чтению детской художественной литературы младшими школьниками.
5. Выявить уровни восприятия и интереса у детей младшего школьного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
6. Разработать, апробировать и проверить эффективность комплекса уроков и заданий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий и контрольный срезы, анализ работ детей, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
Методологической основой исследования послужили положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); современные концепции развивающего обучения чтению, формирования полноценной читательской деятельности (Р. Н. Бунеев, Г. Г. Граник, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, О. В. Чиндилова). Проблема развития интереса к чтению освещалась в работах таких исследователей, как B. Г. Горецкий, O. B. Джежелей, M. И. Оморокова, H. H. Светловская, Л. C. Славина, О. В. Чиндилова и другие.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - Малокарзинская основная общеобразовательная школа Артинского района Свердловской области. В исследовании принимали участие дети четвертого класса (10-11 лет) данной школы в количестве 9 человек.
Практическая значимость исследования: состоит в определении и обосновании педагогических условий, способствующих развитию интереса к чтению у детей в разработанном и апробированном нами комплексе заданий и уроков. Предложен вариант наиболее рационального сочетания различных педагогических условий c формами их организации для развития интереса к чтению у младших школьников. Возможно использование методических разработок в начальном звене школы при подготовке педагогов начальных классов, а также при организации учебных занятий по повышению квалификации работников народного образования.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список литературы, 17 приложений.
Современная общемировая тенденция снижения интереса к чтению у населения свидетельствует о системном кризисе читательской культуры, затронувшем многие страны, в том числе Россию. Наша страна долгое время считалась самой читающей в мире. Однако с 90-х годов XX века и в России начинается спад читательской активности.
Кризис чтения - явление не только российское. В той или иной, - а порой и в гораздо большей степени он коснулся и развитых западных стран. Но там повсеместно общественность и государство давно забили тревогу и приняли серьезные меры для решения проблемы.
Чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать.
Читающая нация - нация развивающаяся. В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы, и главным образом начальной. Сейчас перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности. Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который профессионально может обеспечить становление учебных интересов у учеников, в том числе и интереса к книге.
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад.
Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
Исходя из вышеизложенного, можно определить актуальность проблемы развития интереса к чтению у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития интереса к чтению художественной литературы и фольклора у младших школьников.
Предмет исследования: условия, методы и приемы, которые направлены на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Цель исследования: создать, апробировать и доказать эффективность комплекса уроков и заданий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ методической, психологической и педагогической литературы по данной теме.
2. Выявить особенность общей характеристики понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей младшего школьного возраста.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к чтению детской художественной литературы младшими школьниками.
5. Выявить уровни восприятия и интереса у детей младшего школьного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
6. Разработать, апробировать и проверить эффективность комплекса уроков и заданий, направленного на развитие интереса к чтению у младших школьников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий и контрольный срезы, анализ работ детей, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
Методологической основой исследования послужили положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин); современные концепции развивающего обучения чтению, формирования полноценной читательской деятельности (Р. Н. Бунеев, Г. Г. Граник, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, О. В. Чиндилова). Проблема развития интереса к чтению освещалась в работах таких исследователей, как B. Г. Горецкий, O. B. Джежелей, M. И. Оморокова, H. H. Светловская, Л. C. Славина, О. В. Чиндилова и другие.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение - Малокарзинская основная общеобразовательная школа Артинского района Свердловской области. В исследовании принимали участие дети четвертого класса (10-11 лет) данной школы в количестве 9 человек.
Практическая значимость исследования: состоит в определении и обосновании педагогических условий, способствующих развитию интереса к чтению у детей в разработанном и апробированном нами комплексе заданий и уроков. Предложен вариант наиболее рационального сочетания различных педагогических условий c формами их организации для развития интереса к чтению у младших школьников. Возможно использование методических разработок в начальном звене школы при подготовке педагогов начальных классов, а также при организации учебных занятий по повышению квалификации работников народного образования.
Структура ВКР: введение, две главы, заключение, список литературы, 17 приложений.
Начальная школа должна учить детей постигать мир, в котором они живут, расширять их кругозор. Поможет это обеспечить познавательный интерес ребенка к чтению. Но чтобы этот интерес развивался, необходимо формировать и развивать у детей умения, связанные с навыком работы с книгой, читательской самостоятельностью, читательским кругозором.
Анализ результатов опытного обучения показал, что показатели критического уровня значительно снизились, средний и высокий уровни повысились, значит, повысился и уровень интереса к чтению.
Можно сделать следующие выводы:
- после проведения систематических упражнений на уроках литературного чтения у детей возросли показатели составляющих интереса к чтению художественных произведений;
- преобладающими стали высокий и средний уровни;
- систематическое применение разнообразных заданий с учениками на уроках литературного чтения, способствуют развитию отдельных компонентов интереса, помогают развитию интереса младших школьников к чтению художественной литературы.
Цель исследования достигнута.
Такая работа должна систематически проводиться на уроках литературного чтения. Это позволит привить ученикам интерес к чтению, будет способствовать развитию гармоничной всесторонне развитой личности, и, конечно, поможет воспитать из младшего школьника квалифицированного читателя.
Из сказанного следует вывод, что овладение младшими школьниками сторон читательской самостоятельности - сложный процесс, требующий специальной целенаправленной работы учителя.
Анализ результатов опытного обучения показал, что показатели критического уровня значительно снизились, средний и высокий уровни повысились, значит, повысился и уровень интереса к чтению.
Можно сделать следующие выводы:
- после проведения систематических упражнений на уроках литературного чтения у детей возросли показатели составляющих интереса к чтению художественных произведений;
- преобладающими стали высокий и средний уровни;
- систематическое применение разнообразных заданий с учениками на уроках литературного чтения, способствуют развитию отдельных компонентов интереса, помогают развитию интереса младших школьников к чтению художественной литературы.
Цель исследования достигнута.
Такая работа должна систематически проводиться на уроках литературного чтения. Это позволит привить ученикам интерес к чтению, будет способствовать развитию гармоничной всесторонне развитой личности, и, конечно, поможет воспитать из младшего школьника квалифицированного читателя.
Из сказанного следует вывод, что овладение младшими школьниками сторон читательской самостоятельности - сложный процесс, требующий специальной целенаправленной работы учителя.
Подобные работы
- Развитие интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интереса к чтению у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие интереса к чтению у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие интереса к чтению у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие интереса к чтению у детей младшего школьного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательной активности обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ И
КНИГЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития у младших школьников навыков осознанного чтения
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025



