ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Психолого-педагогические основы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения
1.2. Лингвистические основы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения
1.3. Методические основы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения
1.3.1. Методы и приемы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения
1.3.2. Анализ программ и учебников для начальной школы с точки зрения возможности обогащения речи младших школьников
фразеологизмами на уроках литературного чтения
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Диагностика узнавания и использования фразеологических единиц в речи младшими школьниками
2.2. Комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Проблема речевого развития и активизации речевой деятельности младших школьников, по мнению учёных-методистов Т.А. Акимова [3, с. 15], Б.Г. Горецкого [16, с. 25], Т.Г. Рамзаевой [34, с. 102], в последние годы стала особенно актуальной. Сегодня ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способности не только самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос, но и умения строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения. Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, одной из основных задач учебной дисциплины «Литературное чтение» является развитие диалогической и монологической устной и письменной связной речи, коммуникативных умений ученика. Предметный результат освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Русский язык и литературное чтение», включающих в себя конкретные учебные предметы, должен отражать: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития [41, с. 15]. Именно поэтому в методике обучения литературе в начальных классах связная устная и письменная речь младших школьников и методы её обогащения стали объектом пристального внимания учителей - практиков.
По мнению Т.А. Ладыженской, богатство речи в большей степени зависит от освоения ребенком новых слов и понятий, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию межпредметных и метапредметных связей. По этой причине немалое внимание в системе развития речи должно уделяться овладению школьниками лексическим богатством языка и, особенно, такому ценному пласту словаря языка, как фразеология [25, с. 12]. В формировании образности речи в процессе изучения литературы в начальной школе, согласно концепции о природе слова учёного - литературоведа С.Т. Гаврина, огромную роль может сыграть именно работа с фразеологизмами. Понимание фразеологизмов учениками при чтении литературных текстов, употребление их в устной и письменной речи является показателем уровня владения языком. Поэтому работа по развитию и обогащению речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлеченными значениями, с разными смысловыми оттенками, но и фразеологических сочетаний. Вся система работы над фразеологией в начальных классах помогает обогатить активный фразеологический запас учащихся, поднять на новую ступень культуру речи, научить школьников практически использовать богатство русской фразеологии, привить любовь к родному языку [14, с. 23]. Этим обусловлена актуальность исследования.
С точки зрения А.И. Молоткова, проблема усвоения фразеологизмов обучающимися начальной школы на уроках литературного чтения не нашла должного решения: не разработаны принципы отбора фразеологического материала, нет выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками в процессе знакомства с литературными текстами, не созданы соответствующие пособия. Практическая работа над фразеологизмами сводится в основном к выяснению значений тех оборотов и выражений, которые эпизодически встречаются при чтении художественных текстов, при этом не рассматриваются их семантико-грамматические признаки, особенности употребления в речи [30, с. 119]. Поэтому цель работы - теоретически обосновать и представить комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Из поставленной цели закономерно вытекает ряд задач:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме усвоения фразеологизмов обучающимися начальной школы на уроках литературного чтения;
2. Изучить особенности методики работы по обогащению речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения;
3. Проанализировать программы и учебники для начальной школы по предмету «Литературное чтение» с точки зрения возможности обогащения речи младших школьников фразеологизмами;
4. Определить уровень знаний о фразеологизмах, фразеологического запаса и степени сформированности навыков употребления устойчивых сочетаний у младших школьников (на примере обучающихся 2 класса МАОУ МО «Байкаловской СОШ»);
5. Подобрать материал для разработки комплекса упражнений, направленных на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: методы и приемы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения.
Методы исследования: социально-педагогический метод (организация необходимых педагогических условий для диагностики уровня сформированности умений обучающихся в области фразеологии, аналитический метод (анализ научной и учебной литературы); диагностический метод (письменного опроса); лингвистический метод (подбор и оценка речевого и языкового материала, специальных текстов обучения).
База проведения исследования: МАОУ МО «Байкаловская СОШ», испытуемые: ученики 2 «б» класса, 25 человек. Класс работает по образовательной программе «Начальная школа XXI века».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Одной из основных задач примерной программы по предмету «Литературное чтение», составленной на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, является развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений младших школьников. По мнению методиста М.И. Дворяк, работа с фразеологизмами на уроках русского языка и литературного чтения стимулирует развитие речи учащихся, усвоение фразеологических единиц способствует обогащению их словарного запаса [15, с. 49]. Младший школьный возраст является наиболее активным периодом для целенаправленного и систематического обучения детей основам фразеологии, что обусловлено рядом психологических и лингвистических особенностей детей данного возраста. Проблема в работе над фразеологизмами в системе речевого развития младших школьников определяется возросшими требованиями к речи учащихся и необходимостью совершенствования в этой связи системы обучения фразеологизмам как средствам обогащения речи, недостаточной разработанностью рекомендаций, эпизодичностью и отсутствием системы фразеологических упражнений, направленных на осознание фразеологизмов в начальной школе и их актуальностью в речевой практике. Практическая работа младших школьников над фразеологизмами сводится в основном к выяснению значений тех оборотов и выражений, которые эпизодически встречаются при чтении художественных текстов [15, с. 52].
Теоретический анализ методической литературы показал, что современная наука содержит достаточно богатый материал для работы с фразеологией: обоснована необходимость знакомства младшего школьника с устойчивыми оборотами речи; описаны различные подходы к объяснению целостного значения фразеологических единиц, их активизации, включения в речь детей; существует большое количество методов и приёмов обучения фразеологии в начальной школе.
Анализ учебников для начальной школы по русскому языку и литературному чтению (на примере анализа УМК по предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» (1-4 классы) образовательной программы «Начальная школа XXI века») позволил сделать выводы о том, что при наличии достаточного материала (литературных текстов, богатых фразеологическими оборотами) в учебниках, авторами не предусматриваются упражнения, направленные на развитие понимания детьми смысла фразеологизмов в структуре литературного текста, формирования умений выделять фразеологизм из группы обычных словосочетаний и использовать фразеологизмы в своей устной и письменной речи. Констатирующий этап опытной работы (входная диагностика уровня практических умений младших школьников в области фразеологии), направленный на выявление уровня умений учащихся (на примере учеников 2 «б» класса МАОУ МО «Байкаловская средняя школа» - 25 человек) видеть в тексте фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов; правильно использовать фразеологизмы в письменной речи, выбирать наиболее точные при создании связных текстов, позволил сделать выводы о том, что большинство учащихся - 76 % от общего количества, находятся на низком уровне сформированности умений по фразеологии. Это свидетельствовало о необходимости организации фразеологической работы в рамках уроков литературного чтения в данном классе. Поэтому в исследовательской работе был представлен разработанный нами комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения, в котором представлены разные виды упражнений. Развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму своих высказываний, эти упражнения дисциплинируют мышление, обостряют чувство языка, приучают гибко пользоваться ими, выбирая из нескольких речевых вариантов один наиболее подходящий для данных условий речи. Они повышают речевую культуру учащихся и обогащают их словарный запас. Планируемым результатом внедрения этого комплекса упражнений в процесс обучения литературному чтению являются сформированные умения младших школьников находить фразеологические единицы в текстах произведений, определять их значение, отличать от свободных сочетаний слов, а также уместно употреблять устойчивые выражения в своей устной и письменной речи.
В результате проведенного исследования оказалось возможным: теоретически обосновать необходимость и перспективы совершенствования работы по фразеологии в начальной школе; проанализировать действующие программы и учебники по литературному чтению, с точки зрения обеспечения усвоения младшими школьниками фразеологизмов как средств обогащения речи, а также разработать систему упражнений, направленную на обучение применению устойчивых оборотов в речи второклассников.
Таким образом, цель и задачи данной проектировочной работы мы считаем достигнутыми.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2010. 623 с.
2. Агапова Л.В. Усвоение учащимися семантики фразеологических оборотов // Начальная школа. 1993. № 5. С. 23-26.
3. Акимов Т.А. Изучение фразеологии в начальной школе. М.: Аура, 2007. 157 с.
4. Алексеева М.М. Методика развития речи. М.: Просвещение, 1997. 336 с.
5. Архангельский В.Л. Фразеологизмы - богатство русского языка // Начальная школа. 1990. № 3. С. 42-44.
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001. 488 с.
7. Бархин К.Б. Русская фразеология, ее развитие и источники. СПб.: Наука, 1983. 221 с.
8. Валгина Н.С. Современный русский язык. СПб.: Наука, 2003. 412 с.
9. Вальчук Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе. М.: Просвещение, 1989. 190 с.
10. Волочков А.А. Индивидуальный стиль речевой активности в младшем школьном возрасте. СПб.: Наука, 2006. 134 с.
11. Волина В.В. Фразеологический словарь: Популярное пособие для начальной школы. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 196 с.
12. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке. М.: Просвещение, 1977. 526 с.
13. Выготский. Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещение, 1999. 585 с.
14. Гаврин С.Т. Концепция о природе слова. Богатство русской речи. М.: Аура, 2004. 237 с.
15. Головенко Б.С. Обучение фразеологии в начальной школе. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 411 с.
16. Горецкий Б.Г. Русская лексика и фразеология. М.: Просвещение, 1986. 160 с.
17. Гужва Ф.К. Современный русский литературный язык. Киев.: Школа, 1983. 255 с.
18. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников. М.: Панорама, 2009. 167 с.
19. Дворяк М.И. Особенности изучения фразеологических единиц русского языка в начальной школе. М.: Аура, 2012. 244 с.
20. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций в 2-х частях. М.: Вентана-Граф, 2016. 176 с.
21. Ефросинина Л.А. Программа по предмету «Литературное чтение»: для учителей общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2016. 101 с.
22. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Юность, 1994. 449 с.
23. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций в 2-х частях. М.: Вентана-Граф, 2015. 200 с.
24. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. М.: Психология, 2014. 332 с.
25. Ладыженская ТА. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Просвещение, 1975. 312 с.
26. Леонтьев А.Н. Восприятие. М.: Педагогика, 1983. 216 с.
27. Лобчук Е.И. Усвоение фразеологизмов на уроках русского языка // Начальная школа. 1990. № 12. С.27-31.
28. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985. 338 с.
29. Люблинская А.А. Развитие связной речи // Начальная школа. 2003.№ 7. С.27-32.
30. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. СПб.: Наука, 2014. 224 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Психология, 2000. 314 с.
32. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 2001. 229 с.
33. Орлова А.А. Основы развития речи младших школьников. М.: Аура, 2013. 321 с.
34. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. 211 с.
35. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. М.:Просвещение, 1970. 198 с.
36. Рощина Л.М. Фразеологизмы - показатели видовых значений // Русский язык в национальной школе. 1987. № 9. С.9-11.
37. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. М.: Просвещение, 1993. 432 с.
38. Ставская Г.М. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся // Начальная школа. 2000. № 12. С.10-15.
39. Телия В.Н. Русская фразеология. М.: Высшая школа, 2014. 322с.
40. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. СПб.: Специальная Литература, 1996. 192 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г. 23 с.
42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989. 542 с.
43. Юрьева А.Н. Новые образовательные программы. М.: Высшая школа, 2014. 213 с.
44. Язовских А.Н. Русский язык в школе. М.: Высшая школа, 2015. 128 с.
45. Ярутенко Б.Б. Обучение литературе в начальной школе // Начальная школа. 2002. № 22. С.23-24.