Обучение младших школьников орфографическому самоконтролю
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ САМОКОНТРОЛЮ 7
1.1. Психологические основы формирования навыков
орфографического самоконтроля у младших школьников 7
1.2. Возрастные особенности младшего школьника и умения по
формированию навыков орфографического самоконтроля 11
1.3. Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах 16
1.4. Понятие орфографического самоконтроля в методической науке 22
1.5. Развитие орфографического самоконтроля у младших школьников 24
1.6. Анализ программ и учебников по русскому языку по проблеме
исследования 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ САМОКОНТРОЛЮ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографического
самоконтроля младших школьников 39
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование самоконтроля
на уроках русского языка 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ САМОКОНТРОЛЮ 7
1.1. Психологические основы формирования навыков
орфографического самоконтроля у младших школьников 7
1.2. Возрастные особенности младшего школьника и умения по
формированию навыков орфографического самоконтроля 11
1.3. Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах 16
1.4. Понятие орфографического самоконтроля в методической науке 22
1.5. Развитие орфографического самоконтроля у младших школьников 24
1.6. Анализ программ и учебников по русскому языку по проблеме
исследования 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ САМОКОНТРОЛЮ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографического
самоконтроля младших школьников 39
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование самоконтроля
на уроках русского языка 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
Русский язык является одним из общеобразовательной школы: он обеспечивает изучение других дисциплин.
В настоящее время урок русского языка для школьника - это не только занятия по орфографии и грамматике, но и возможность освоения способов успешного существования в современном обществе, т.е. овладение регулятивными учебными действиями: умение точно и грамотно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, предвидеть возможные ситуации в процессе решения учебной задачи. К регулятивным универсальным учебным действиям в том числе относится и орфографический самоконтроль.
Известно, что орфографический самоконтроль в начальной школе имеет важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Подтверждение тому является Примерная основная образовательная программа начального ,где акцент уделяется на овладение орфографического письма: «Выпускнику на этапе начального образования дается возможность использовать орфографические правила при создании собственных текстов и овладение умением проводить самоконтроль» [66, с. 25].
Владение языковой культурой дает человеку считаться образованным. Грамотность стоит не на последнем месте в общей языковой культуре. В наши дни уровень орфографического самоконтроля людей заставляет задуматься. Главной причиной допущения ошибок является отсутствие орфографической зоркости, то есть возможности быстро находить в словах орфограммы и определять их типы. От уровня сформированности орфографического самоконтроля зависит развитие орфографической зоркости обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования ( ФГОС НОО) выделяет конкретную задачу: обучить школьников понимать как одно из явлений собственного уровня грамотности- безошибочное письмо, использовать орфографические правила и правила пунктуации при записи своих и предложенных текстов и умение проверить написанный текст [66,с.45]. Для получения результатов в формировании хороших орфографических навыков нужна непрерывная деятельность. Во-первых необходимо научить обучающихся слышать звуки, выявлять их количество в слогах, а потом и в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Иногда получается так, что обучающийся знает правило, но допускает ошибки при письме, потому что у него либо не развит фонематический слух, или он не может обнаружить место для применения правила. Второй этап в работе научно-орфографического самоконтроля - это формирование орфографической зоркости. Педагогу необходимо научить обучающегося находить и распознавать орфограммы. Это умение формируется только во время его деятельности и является результатом упорной работы. И в третьих, чтоб ребенок научился самоконтролю, то есть обучающемуся необходимо научиться самому контролировать себя во время проверки своей работы. Итак, звуковой анализ (сопоставление звучащих единиц речи и графических единиц письма) орфографическая зоркость и самоконтроль. Это нужно для безошибочного письма.
Таким образом, актуальным мы посчитали провести поисковую деятельность, которая поможет решить проблему развития орфографического самоконтроля у младших школьников, так как актуальность исследуемой работы определяется дальнейшим совершенствованием работы педагога по обучению младших школьников орфографическому письму.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для педагогической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Обучение младших школьников орфографическому самоконтролю».
Цель исследования - составить комплекс заданий по формированию орфографического самоконтроля у обучающихся 3 класса.
Объект исследования -процесс формирования орфографических умений у младших школьников.
Предмет исследования - комплекс заданий, направленный на формирование методов орфографического самоконтроля.
Задачи исследования:
1. Описать психологические основы формирования умений орфографического самоконтроля у младших школьников.
2. Определить возрастные особенности младшего школьника в работе по формированию умений орфографического самоконтроля.
3. Рассмотреть лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах.
4. Представить педагогические условия эффективной организации орфографического самоконтроля у младших школьников.
5. Охарактеризовать понятие орфографического самоконтроля в методической науке.
6. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальной школы с точки зрения возможности обучения младших школьников орфографическому самоконтролю.
7. Провести диагностическое исследование сформированности у младших школьников умений орфографического самоконтроля.
8. Осуществить описание комплекса заданий по формированию орфографического самоконтроля на уроках русского языка.
Изучением проблемы формирования учебной деятельности и в конкретном случае, действий самоконтроля занимались А. Б. Воронцов, Т. В. Габай, П. Я. Гальперин, В. С. Гончаров, В. В. Давыдов, А. В. Захарова, Т. В. Корешова, Н. И. Кувшинов, А. К. Маркова, Г. Я. Мор, В. В. Репкин, Н. Ф. Талызина, К. В. Тухман, Д. Б. Эльконин. В работах авторов рассмотрен смысл понятия « учебная деятельность» и ее структура, понятие термина «самоконтроль», к тому же особенности формирования действия самоконтроля у обучающихся начальных классов.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; диагностическое исследование сформированное™ орфографического самоконтроля у младших школьников; качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: г. Екатеринбург, МБОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов, 3 класс. В работе участвовало 20 человек.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.
В настоящее время урок русского языка для школьника - это не только занятия по орфографии и грамматике, но и возможность освоения способов успешного существования в современном обществе, т.е. овладение регулятивными учебными действиями: умение точно и грамотно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, предвидеть возможные ситуации в процессе решения учебной задачи. К регулятивным универсальным учебным действиям в том числе относится и орфографический самоконтроль.
Известно, что орфографический самоконтроль в начальной школе имеет важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Подтверждение тому является Примерная основная образовательная программа начального ,где акцент уделяется на овладение орфографического письма: «Выпускнику на этапе начального образования дается возможность использовать орфографические правила при создании собственных текстов и овладение умением проводить самоконтроль» [66, с. 25].
Владение языковой культурой дает человеку считаться образованным. Грамотность стоит не на последнем месте в общей языковой культуре. В наши дни уровень орфографического самоконтроля людей заставляет задуматься. Главной причиной допущения ошибок является отсутствие орфографической зоркости, то есть возможности быстро находить в словах орфограммы и определять их типы. От уровня сформированности орфографического самоконтроля зависит развитие орфографической зоркости обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования ( ФГОС НОО) выделяет конкретную задачу: обучить школьников понимать как одно из явлений собственного уровня грамотности- безошибочное письмо, использовать орфографические правила и правила пунктуации при записи своих и предложенных текстов и умение проверить написанный текст [66,с.45]. Для получения результатов в формировании хороших орфографических навыков нужна непрерывная деятельность. Во-первых необходимо научить обучающихся слышать звуки, выявлять их количество в слогах, а потом и в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Иногда получается так, что обучающийся знает правило, но допускает ошибки при письме, потому что у него либо не развит фонематический слух, или он не может обнаружить место для применения правила. Второй этап в работе научно-орфографического самоконтроля - это формирование орфографической зоркости. Педагогу необходимо научить обучающегося находить и распознавать орфограммы. Это умение формируется только во время его деятельности и является результатом упорной работы. И в третьих, чтоб ребенок научился самоконтролю, то есть обучающемуся необходимо научиться самому контролировать себя во время проверки своей работы. Итак, звуковой анализ (сопоставление звучащих единиц речи и графических единиц письма) орфографическая зоркость и самоконтроль. Это нужно для безошибочного письма.
Таким образом, актуальным мы посчитали провести поисковую деятельность, которая поможет решить проблему развития орфографического самоконтроля у младших школьников, так как актуальность исследуемой работы определяется дальнейшим совершенствованием работы педагога по обучению младших школьников орфографическому письму.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для педагогической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Обучение младших школьников орфографическому самоконтролю».
Цель исследования - составить комплекс заданий по формированию орфографического самоконтроля у обучающихся 3 класса.
Объект исследования -процесс формирования орфографических умений у младших школьников.
Предмет исследования - комплекс заданий, направленный на формирование методов орфографического самоконтроля.
Задачи исследования:
1. Описать психологические основы формирования умений орфографического самоконтроля у младших школьников.
2. Определить возрастные особенности младшего школьника в работе по формированию умений орфографического самоконтроля.
3. Рассмотреть лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах.
4. Представить педагогические условия эффективной организации орфографического самоконтроля у младших школьников.
5. Охарактеризовать понятие орфографического самоконтроля в методической науке.
6. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальной школы с точки зрения возможности обучения младших школьников орфографическому самоконтролю.
7. Провести диагностическое исследование сформированности у младших школьников умений орфографического самоконтроля.
8. Осуществить описание комплекса заданий по формированию орфографического самоконтроля на уроках русского языка.
Изучением проблемы формирования учебной деятельности и в конкретном случае, действий самоконтроля занимались А. Б. Воронцов, Т. В. Габай, П. Я. Гальперин, В. С. Гончаров, В. В. Давыдов, А. В. Захарова, Т. В. Корешова, Н. И. Кувшинов, А. К. Маркова, Г. Я. Мор, В. В. Репкин, Н. Ф. Талызина, К. В. Тухман, Д. Б. Эльконин. В работах авторов рассмотрен смысл понятия « учебная деятельность» и ее структура, понятие термина «самоконтроль», к тому же особенности формирования действия самоконтроля у обучающихся начальных классов.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; диагностическое исследование сформированное™ орфографического самоконтроля у младших школьников; качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: г. Екатеринбург, МБОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов, 3 класс. В работе участвовало 20 человек.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.
Самоконтроль - умение критически оценивать своё внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности.
Руководствуясь результатами нашего исследования, мы можем утверждать, что способность видеть орфограммы является необходимым условием в деле овладения орфографическим самоконтролем. Чтобы ребёнок научился успешно применять правила, нужно научить его находить те места в тексте, которые подлежат применению этих правил. Следовательно, воспитание этой способности к орфографическому самоконтролю у обучающихся есть насущная необходимость.
Орфографический самоконтроль формируются, развиваются постепенно в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других многочисленных упражнениях. Кроме того, для успешного развития орфографического самоконтроля важно сформировать сознательный настрой самих обучающихся на его выработку.
Анализ требований ФГОС НОО и учебно-методической литературы по русскому языку за третий класс позволил нам сделать вывод о высоких требованиях, предъявляемых к развитию орфографических навыков самоконтроля на уроках русского языка. В то же время очевидно, что методика обучения орфографии в начальной школе несовершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографического самоконтроля.
В нашем исследовании была поставлена цель - выявить и описать педагогические условия, которые способствуют формированию орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка. Поэтому нами была описана система орфографических упражнений, направленных на решение одной из важнейших проблем, существующих в методике обучения русскому языку, - повышение уровня орфографического самоконтроля обучающихся младших классов.
В проведенном исследовании раскрыта сущность таких понятий, как «психологические особенности младшего школьного возраста», «орфографический самоконтроль», «орфографический навык».
В исследовании нами были использованы следующие методы: репродуктивный анализ литературы, наблюдение, сравнение, обобщение.
В соответствии с выводами можно отметить, что орфографические упражнения способствуют эффективному развитию навыка грамотного письма.
В ходе опытно-поисковой работы было доказано, что систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографических навыков, может дать положительные результаты. Следует отметить, что быстрота и прочность развития орфографического самоконтроля находится в прямой и непосредственной зависимости от общего развития детей. Также необходимо уделять внимание в целях формирования орфографического самоконтроля у детей и развитию их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать.
Успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых являются:
1) неукоснительное планирование всей работы;
2) применение тренировочных упражнений с опорой на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;
3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
4) постоянный контроль за усвоением изученных орфограмм.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что орфографические упражнения влияют на развитие орфографического самоконтроля.
В целях эффективности самоконтроля и его осознанности обучающимся необходимо обеспечить его мотивацию. До сознания школьников надо донести мысль о том, если они хотят, чтобы запись их была понятна, нужно уметь писать без ошибок и избегать описок.
Для организации формирования способности к самоконтролю следует учитывать следующие факторы:
1. Приучать младших школьников контролировать не только результат, но и ход орфографического действия. Результат самоконтроля по ходу письма проверяется в «окошках» на месте пропущенных орфограмм.
2. Учить детей осуществлять все действия, из которых складывается процесс итогового орфографического самоконтроля:
а) выявлять все орфограммы записанного текста;
б) определять разновидности орфограмм;
в) отграничивать написания, в правильности которых ребёнок уверен, от тех, которые вызывают у него сомнение;
г) применять правила к сомнительным написаниям;
д) исправлять в случае необходимости.
Таким образом, сформулированная нами в начале работы цель полностью достигнута, задачи решены.
Руководствуясь результатами нашего исследования, мы можем утверждать, что способность видеть орфограммы является необходимым условием в деле овладения орфографическим самоконтролем. Чтобы ребёнок научился успешно применять правила, нужно научить его находить те места в тексте, которые подлежат применению этих правил. Следовательно, воспитание этой способности к орфографическому самоконтролю у обучающихся есть насущная необходимость.
Орфографический самоконтроль формируются, развиваются постепенно в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других многочисленных упражнениях. Кроме того, для успешного развития орфографического самоконтроля важно сформировать сознательный настрой самих обучающихся на его выработку.
Анализ требований ФГОС НОО и учебно-методической литературы по русскому языку за третий класс позволил нам сделать вывод о высоких требованиях, предъявляемых к развитию орфографических навыков самоконтроля на уроках русского языка. В то же время очевидно, что методика обучения орфографии в начальной школе несовершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографического самоконтроля.
В нашем исследовании была поставлена цель - выявить и описать педагогические условия, которые способствуют формированию орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка. Поэтому нами была описана система орфографических упражнений, направленных на решение одной из важнейших проблем, существующих в методике обучения русскому языку, - повышение уровня орфографического самоконтроля обучающихся младших классов.
В проведенном исследовании раскрыта сущность таких понятий, как «психологические особенности младшего школьного возраста», «орфографический самоконтроль», «орфографический навык».
В исследовании нами были использованы следующие методы: репродуктивный анализ литературы, наблюдение, сравнение, обобщение.
В соответствии с выводами можно отметить, что орфографические упражнения способствуют эффективному развитию навыка грамотного письма.
В ходе опытно-поисковой работы было доказано, что систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографических навыков, может дать положительные результаты. Следует отметить, что быстрота и прочность развития орфографического самоконтроля находится в прямой и непосредственной зависимости от общего развития детей. Также необходимо уделять внимание в целях формирования орфографического самоконтроля у детей и развитию их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать.
Успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых являются:
1) неукоснительное планирование всей работы;
2) применение тренировочных упражнений с опорой на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;
3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
4) постоянный контроль за усвоением изученных орфограмм.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что орфографические упражнения влияют на развитие орфографического самоконтроля.
В целях эффективности самоконтроля и его осознанности обучающимся необходимо обеспечить его мотивацию. До сознания школьников надо донести мысль о том, если они хотят, чтобы запись их была понятна, нужно уметь писать без ошибок и избегать описок.
Для организации формирования способности к самоконтролю следует учитывать следующие факторы:
1. Приучать младших школьников контролировать не только результат, но и ход орфографического действия. Результат самоконтроля по ходу письма проверяется в «окошках» на месте пропущенных орфограмм.
2. Учить детей осуществлять все действия, из которых складывается процесс итогового орфографического самоконтроля:
а) выявлять все орфограммы записанного текста;
б) определять разновидности орфограмм;
в) отграничивать написания, в правильности которых ребёнок уверен, от тех, которые вызывают у него сомнение;
г) применять правила к сомнительным написаниям;
д) исправлять в случае необходимости.
Таким образом, сформулированная нами в начале работы цель полностью достигнута, задачи решены.



