ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ САМОКОНТРОЛЮ 7
1.1. Психологические основы формирования навыков
орфографического самоконтроля у младших школьников 7
1.2. Возрастные особенности младшего школьника и умения по
формированию навыков орфографического самоконтроля 11
1.3. Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах 16
1.4. Понятие орфографического самоконтроля в методической науке 22
1.5. Развитие орфографического самоконтроля у младших школьников 24
1.6. Анализ программ и учебников по русскому языку по проблеме
исследования 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ САМОКОНТРОЛЮ 39
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографического
самоконтроля младших школьников 39
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование самоконтроля
на уроках русского языка 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
Русский язык является одним из общеобразовательной школы: он обеспечивает изучение других дисциплин.
В настоящее время урок русского языка для школьника - это не только занятия по орфографии и грамматике, но и возможность освоения способов успешного существования в современном обществе, т.е. овладение регулятивными учебными действиями: умение точно и грамотно излагать свои мысли, планировать свою деятельность, предвидеть возможные ситуации в процессе решения учебной задачи. К регулятивным универсальным учебным действиям в том числе относится и орфографический самоконтроль.
Известно, что орфографический самоконтроль в начальной школе имеет важную роль в обучении и воспитании младших школьников. Подтверждение тому является Примерная основная образовательная программа начального ,где акцент уделяется на овладение орфографического письма: «Выпускнику на этапе начального образования дается возможность использовать орфографические правила при создании собственных текстов и овладение умением проводить самоконтроль» [66, с. 25].
Владение языковой культурой дает человеку считаться образованным. Грамотность стоит не на последнем месте в общей языковой культуре. В наши дни уровень орфографического самоконтроля людей заставляет задуматься. Главной причиной допущения ошибок является отсутствие орфографической зоркости, то есть возможности быстро находить в словах орфограммы и определять их типы. От уровня сформированности орфографического самоконтроля зависит развитие орфографической зоркости обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования ( ФГОС НОО) выделяет конкретную задачу: обучить школьников понимать как одно из явлений собственного уровня грамотности- безошибочное письмо, использовать орфографические правила и правила пунктуации при записи своих и предложенных текстов и умение проверить написанный текст [66,с.45]. Для получения результатов в формировании хороших орфографических навыков нужна непрерывная деятельность. Во-первых необходимо научить обучающихся слышать звуки, выявлять их количество в слогах, а потом и в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Иногда получается так, что обучающийся знает правило, но допускает ошибки при письме, потому что у него либо не развит фонематический слух, или он не может обнаружить место для применения правила. Второй этап в работе научно-орфографического самоконтроля - это формирование орфографической зоркости. Педагогу необходимо научить обучающегося находить и распознавать орфограммы. Это умение формируется только во время его деятельности и является результатом упорной работы. И в третьих, чтоб ребенок научился самоконтролю, то есть обучающемуся необходимо научиться самому контролировать себя во время проверки своей работы. Итак, звуковой анализ (сопоставление звучащих единиц речи и графических единиц письма) орфографическая зоркость и самоконтроль. Это нужно для безошибочного письма.
Таким образом, актуальным мы посчитали провести поисковую деятельность, которая поможет решить проблему развития орфографического самоконтроля у младших школьников, так как актуальность исследуемой работы определяется дальнейшим совершенствованием работы педагога по обучению младших школьников орфографическому письму.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для педагогической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Обучение младших школьников орфографическому самоконтролю».
Цель исследования - составить комплекс заданий по формированию орфографического самоконтроля у обучающихся 3 класса.
Объект исследования -процесс формирования орфографических умений у младших школьников.
Предмет исследования - комплекс заданий, направленный на формирование методов орфографического самоконтроля.
Задачи исследования:
1. Описать психологические основы формирования умений орфографического самоконтроля у младших школьников.
2. Определить возрастные особенности младшего школьника в работе по формированию умений орфографического самоконтроля.
3. Рассмотреть лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах.
4. Представить педагогические условия эффективной организации орфографического самоконтроля у младших школьников.
5. Охарактеризовать понятие орфографического самоконтроля в методической науке.
6. Проанализировать программы и учебники по русскому языку для начальной школы с точки зрения возможности обучения младших школьников орфографическому самоконтролю.
7. Провести диагностическое исследование сформированности у младших школьников умений орфографического самоконтроля.
8. Осуществить описание комплекса заданий по формированию орфографического самоконтроля на уроках русского языка.
Изучением проблемы формирования учебной деятельности и в конкретном случае, действий самоконтроля занимались А. Б. Воронцов, Т. В. Габай, П. Я. Гальперин, В. С. Гончаров, В. В. Давыдов, А. В. Захарова, Т. В. Корешова, Н. И. Кувшинов, А. К. Маркова, Г. Я. Мор, В. В. Репкин, Н. Ф. Талызина, К. В. Тухман, Д. Б. Эльконин. В работах авторов рассмотрен смысл понятия « учебная деятельность» и ее структура, понятие термина «самоконтроль», к тому же особенности формирования действия самоконтроля у обучающихся начальных классов.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; диагностическое исследование сформированное™ орфографического самоконтроля у младших школьников; качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: г. Екатеринбург, МБОУ СОШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов, 3 класс. В работе участвовало 20 человек.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.
Самоконтроль - умение критически оценивать своё внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности.
Руководствуясь результатами нашего исследования, мы можем утверждать, что способность видеть орфограммы является необходимым условием в деле овладения орфографическим самоконтролем. Чтобы ребёнок научился успешно применять правила, нужно научить его находить те места в тексте, которые подлежат применению этих правил. Следовательно, воспитание этой способности к орфографическому самоконтролю у обучающихся есть насущная необходимость.
Орфографический самоконтроль формируются, развиваются постепенно в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других многочисленных упражнениях. Кроме того, для успешного развития орфографического самоконтроля важно сформировать сознательный настрой самих обучающихся на его выработку.
Анализ требований ФГОС НОО и учебно-методической литературы по русскому языку за третий класс позволил нам сделать вывод о высоких требованиях, предъявляемых к развитию орфографических навыков самоконтроля на уроках русского языка. В то же время очевидно, что методика обучения орфографии в начальной школе несовершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографического самоконтроля.
В нашем исследовании была поставлена цель - выявить и описать педагогические условия, которые способствуют формированию орфографического самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка. Поэтому нами была описана система орфографических упражнений, направленных на решение одной из важнейших проблем, существующих в методике обучения русскому языку, - повышение уровня орфографического самоконтроля обучающихся младших классов.
В проведенном исследовании раскрыта сущность таких понятий, как «психологические особенности младшего школьного возраста», «орфографический самоконтроль», «орфографический навык».
В исследовании нами были использованы следующие методы: репродуктивный анализ литературы, наблюдение, сравнение, обобщение.
В соответствии с выводами можно отметить, что орфографические упражнения способствуют эффективному развитию навыка грамотного письма.
В ходе опытно-поисковой работы было доказано, что систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографических навыков, может дать положительные результаты. Следует отметить, что быстрота и прочность развития орфографического самоконтроля находится в прямой и непосредственной зависимости от общего развития детей. Также необходимо уделять внимание в целях формирования орфографического самоконтроля у детей и развитию их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать.
Успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых являются:
1) неукоснительное планирование всей работы;
2) применение тренировочных упражнений с опорой на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;
3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
4) постоянный контроль за усвоением изученных орфограмм.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что орфографические упражнения влияют на развитие орфографического самоконтроля.
В целях эффективности самоконтроля и его осознанности обучающимся необходимо обеспечить его мотивацию. До сознания школьников надо донести мысль о том, если они хотят, чтобы запись их была понятна, нужно уметь писать без ошибок и избегать описок.
Для организации формирования способности к самоконтролю следует учитывать следующие факторы:
1. Приучать младших школьников контролировать не только результат, но и ход орфографического действия. Результат самоконтроля по ходу письма проверяется в «окошках» на месте пропущенных орфограмм.
2. Учить детей осуществлять все действия, из которых складывается процесс итогового орфографического самоконтроля:
а) выявлять все орфограммы записанного текста;
б) определять разновидности орфограмм;
в) отграничивать написания, в правильности которых ребёнок уверен, от тех, которые вызывают у него сомнение;
г) применять правила к сомнительным написаниям;
д) исправлять в случае необходимости.
Таким образом, сформулированная нами в начале работы цель полностью достигнута, задачи решены.
1. Аристова, Т. А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму [Текст] / Т. А. Аристова // Начальная школа. - 2012. - №1. - С. 24-28.
2. Арямова, О. С. Лексико-семантическая работа в процессе обучения орфографии [Текст] / О. С. Арямова // Начальная школа. - 2004. - №8. - С. 55-60.
3. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] / Т. В. Ахутина, под ред. О.Б. Иншакова. - М. : Изд-во: В. Секачев, 2008. - 132 с.
4. Бакурина, Т. Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне [Текст] / Т. Н. Бакурина // Начальная школа. - 2013. - №2. - С. 19-32.
5. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. - М. : Academia, 2000. - 361 с.
6. Барышев, Г. А. Забавная орфография: Книга по русскому языку для чтения, обучения, игр [Текст] / Г. А. Барышев, Б. В. Горячев. - М. : Информационный центр, 2002. - 130 с.
7. Беляев, Д. Д. Русский язык: Орфография: Метод. Рекомендации (рукопись) [Текст] / Д. Д. Беляев. - Тула : изд-во ТулГУ, 2010. - 87 с.
8. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. - 2003 - №4. - С. 39-45.
9. Большой психологический словарь [Текст] : Сост. И общ. Ред. Б. П. Мещериков, В. Б. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2011. - 672 с.
10. Борисенко, И. В. Обучение младших школьников правописанию [Текст] / И. В. Борисенко. - М. : Просвещение, 2014. - 263 с.
11. Бормотова, М. М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / М. М. Бормотова // Начальная школа. - №9. - 2005. - С. 34-35.
12. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] / В. Я. Булохов // Начальная школа. - 2002. - №1. - С. 90-93.
13. Бунеева, Е. В., Чиндилова, О. В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования [Текст] / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После - 2011. - №3. - С. 3-5.
14. Буркова, Т. В. К. Д. Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию [Текст] / Т. В. Буркова // Начальная школа. -
2003. - №11 - С. 82-85.
15. Власенков, А. И. Методика обучения орфографии в школе [Текст] / А. И. Власенков. - М. : «Русское слово», 2012. - 232 с.
16. Воронова Т. Орфография в стихах [Текст] / Т. Воронова,
А. Кочергина // Начальная школа. - 2012. - №9. - С. 56-58.
17. Высоцкая, Н. Ф. Формирование орфографической зоркости у младших школьников: Метод. Пособие для учителей нач. кл. [Текст] / Н. Ф. Высоцкая. - Тула : ИПК и НПРО ТО, 2004. - 134 с.
18. Голованева, М. А. Алгоритм учителя при формировании орфографической зоркости у младших школьников // Новая наука: Теоретический и практический взгляд [Текст] / М. А. Голованева. - 2016. -
3-2 (69). - С. 161-164.
19. Горецкий, В. Г. Орфография без правил: Пособие для учителя [Текст] / В. Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 1990. - 14 с.
20. Грабчикова, Е. С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка [Текст] / Е. С. Грабчикова // Начальная школа. - 2010. - №3. - С. 46-51.
21. Граник, Г. Г. Секреты орфографии [Текст] / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М. : Просвещение, 2001. - 214 с.
22. Грушников, П. А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах [Текст] / П. А. Грушников. - М. : Просвещение, 2008. - 197 с.
23. Данилов, М. А., Есипов Б. П. Дидактика - М. : Издательство Академии педагогических наук, 1957. - 518 с.
24. Ераткина, В. В. Работа над непроверяемыми написаниями [Текст] / В. В. Ераткина // Начальная школа. - 2009. - №6. - С. 21-25.
25. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии [Текст] // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. - М. : изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 383 с.
26. Жедек, П. С., Тимченко, М. И. Списывание в обучении правописанию [Текст] / П. С. Жедек, М. И. Тимченко // Начальная школа. - 2009. - №8. - С. 27-29.
27. Зайцев, В. Н. Технология совершенствования учебных умений [Текст] / В. Н. Зайцев // Начальная школа. - 1997. - №5. - С. 11-13.
28. Захарова, И. В. Работа со словами с непроверяемыми
написаниями [Текст] / И. В. Захарова // Начальная школа. - 2003. - №11 -
С. 25-27.
29. Иванова, В. Ф. Современная русская орфография [Текст] /
B. Ф. Иванова. - М. : Просвещение, 2011. - 321 с.
30. Имбрагимова, Ф. Ф. Орфографическая зарядка [Текст] / Ф. Ф. Имбрагимова, Л. Н. Хабибуллина // Начальная школа. - 2000. - №3. -C. 21-24.
31. Канакина, В. П. Русский язык. Часть 1 [Текст] / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 165 с.
32. Касаткин Л. Л. Фонетика. Графика и орфография [Текст] / Л. Л. Касаткин // Русский язык / Под ред. Л. Л. Касаткина. - М. : Академия,
2004. - С. 288-452.
33. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы [Текст] / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. - М. : Просвещение, 2011. - 112 с.
34. Козина, А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / А. Н. Козина // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 584-586.
35. Лаптева, Л. С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием [Текст] / Л. С. Лаптева // Начальная школа. - 2004. - №8. - С. 58-60.
36. Лында, А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся [Текст] / А. С. Лында
- М. : Высшая школа, 1979. - 150 с.
37. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М. : Академия, 2007. - 472 с.
38. Мишина, Т. И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии [Текст] / Т. И. Мишина // Начальная школа. - 2006. - №9. - С. 34-37.
39. Моисеев, А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология.
Орфография. [Текст] / А. И. Моисеев. - М. : Просвещение. 2000. - 326 с.
40. Никулина, А. В. Основные проблемы формирования орфографической зоркости младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода [Текст] / А. В. Никулина // Молодой ученый. - 2015.- №12. - С. 788-790.
41. Одегова, В. Ф. Развитие орфографической зоркости [Текст] / В. Ф. Одегова // Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 20-24.
42. Панов, М. В. Теория письма. Орфография. Современный русский язык [Текст] / под ред. В. А. Белошапковой. - 2-е изд. - М. : Альянс , 2009. - 792 с.
43. Пачина, А. Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников [Текст] / А. Г. Пачина // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 31-37.
44. Поль, Е. С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка [Текст] / Е. С. Поль // Начальная школа. - 2007. - №1. - С. 29-31.
45. Пути решения орфографических проблем у младших школьников
// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». - 2016. - №11(39). [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 15.10.17г.).
46. Разумовская, Л. И. Методика обучения орфографии в школе [Текст] : Кн. для учителя / Л. И. Разумовская. - М. : Просвещение, 1996. - 251 с.
47. Рамзаева, Т. Г. Совершенствование содержания и методов обучения младших школьников русскому языку [Текст] / Т. Г. Рамзаева. - СПб. : Образование, 1992. - 246 с.
48. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в школе [Текст] / Н. С. Рождественский. - М. : Владос, 1992. - 280 с.
49. Росина, Н. Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности [Текст] / дис. канд. ... псих. наук; 19.00.07 / Н. Л. Росина. - Нижний Новгород, 2008. - 201 с.
50. Рыбакова, А. В. Проблемы обучения младших школьников орфографии [Текст] / А. В. Рыбакова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2015. - № 2. - С. 244-248.
51. Савельева, Л. В. Методическое пособие к учебникам «Русский язык».
1-4 классы [Текст] / Л. В. Савельева, Е. А. Гогун, Г.С. Щеголева. - М. : Дрофа, 2013. - 159 с.
52. Савельева, Л. В., Щеголева, Г. С. Концептуальные основы начального курса русского языка в УМК «Диалог» // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 3-6 .
53. Савельева, Л. В. Русский язык: 2 класс [Текст] : Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. Ч.1 / Л. В. Савельева, Е. А. Гогун, Г. С. Щеголева. - М. : Издательство: Дрофа, 2014 . - 128 с.
54. Савельева, Л. В. Стратегии овладения орфографией в начальной школе и когнитивные предпосылки их формирования [Текст] / Л. В. Савельева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2006. - №14. - С. 45-49.
55. Савинова, З. А. Виды работ по формированию орфографической
зоркости [Текст] / З. А. Савинова // Начальная школа. - 2006. - №1. -С. 45-51.
56. Салина, Е. Ю. Развитие орфографических умений на уроках русского языка [Текст] / Е. Ю. Салина // Начальная школа плюс До и После. -
2008. - №1. - С. 64-65.
57. Селезнева, Л. Б. Русская орфография и пунктуация [Текст] / Л. Б. Селезнева. - М. : «Высшая школа», 2003. - 352 с.
58. Серебренникова, Ю. Повышаем орфографическую грамотность младшеклассников [Текст] / Ю. Серебренникова // Учитель. - 2006. - №5. - С. 86-89.
59. Смирнов, В. В. Работа над орфограммами на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / В. В. Смирнов // Начальной школа плюс До и После. - 2005. - №11. - С. 50-54.
60. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения [Текст] / М. С. Соловейчик. - М. : Академия, 2007. - 523 с.
61. Тарасова, Л. Е. Правописание безударных гласных в корне слова [Текст] / Л. Е. Тарасова // Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 90-94.
62. Трубицына, Г. Д. Орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте [Текст] / Г. Д. Трубицына // Начальная школа. - 2000. - №3. - С. 31-33.
63. Тутаришева, М. К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. [Текст] / М. К. Тутаришева. - Майкоп, 2006. - 271 с.
64. Успенский, Л. В. Слово о словах [Текст] / Л. В. Успенский. - М. : Пилигрим, 2010. - 415 с.
65. Ушакова, О. Д. Словарные слова: Справочник школьника [Текст] / О. Д. Ушакова. - СПб. : Литера, 2005. - 264 с.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мин-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2013. - 42 с.
67. Формирование орфографического самоконтроля: Начальная школа [Текст] / авт.-сост. Е. П. Овчинникова. - Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2004. - 26 с.
68. Фролова, Л. А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей [Текст] / Л. А.Фролова // Начальная школа. -
2009. - №7 - С. 38-40.
69. Хритенко, М. А., Резервы орфографической грамотности младшего школьника [Текст] / М. А. Хритенко, М. Д. Савина // Начальная школа. - 1993. - №2 - С. 33-38.
70. Чистякова, Л. Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок [Текст] / Л. Н. Чистякова // Начальная школа. - 2007. - №2. - С. 82-84.
71. Штец, А. А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач [Текст] / А. А. Штец // VIII Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных работ. - Севастополь : «Шико-Севастополь», 2014. - С. 227-236.
72. Ясова, А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками [Текст] / А. Ясова // Начальная школа. - 2001. - №4. - С. 42-45.