ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Общие понятия о речи и речевой деятельности 6
1.2. Связная речь, высказывание, текст как речевое явление 10
1.3. Особенности речи детей младшего школьного возраста 15
1.4. Методы и приемы развития речи у учащихся 18
1.5. Сочинение как вид работы по развитию и совершенствованию письменной речи детей младшего школьного возраста и как вид речевой деятельности 21
1.5.1. Методика работы над сочинением 24
1.5.2. Особенности работы над сочинениями некоторых видов 30
1.5.3. Речевые ошибки и недочеты содержания детских сочинений и пути их
устранения 35
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Диагностика начального уровня развития речи младшего школьника .... 40
2.2. Комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие связной
письменной речи младших школьников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Поэтому одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. На фоне общего снижения речевой культуры видна необходимость во введении планомерной работы по формированию речевой компетенции.
Наиболее трудная форма монологической речи - письменная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной информацией осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной больше, чем устной, сопряжено с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в использовании средств языка.
Задача совершенствования связной речи учащихся требует формирования у младших школьников умений и навыков грамотного построения самостоятельного связного письменного высказывания на определенную тему. Успех в учебной работе по всем предметам обеспечивают и в большей мере определяют успехи учащихся в связной речи, в частности способствуют повышению орфографической грамотности и формированию полноценного навыка чтения.
Процесс самостоятельной письменной речевой деятельности позволяет охарактеризовать школьника не только как субъект этой деятельности, но и как личность.
Развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
В связи с вышесказанным можно выявить актуальность этой проблемы. Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение механизмов развития связной письменной речи младших школьников при работе над сочинениями является важной задачей системы образования.
Из всего перечисленного возникают некоторые противоречия:
- между необходимостью организации работы над сочинениями в начальной школе и возникающими трудностями при проведении этой работы;
- между достаточным изучением вопроса об использовании различных видов сочинений при организации работы по развитию речи в научной и методической литературе и недостаточным вниманием к этой теме со стороны учителей начальных классов.
Цель исследования - теоретически обосновать и на этой основе разработать комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие умений связной письменной речи младших школьников при работе над сочинениями.
Объектом исследования является процесс овладения связной речью младшими школьниками.
Предмет исследования: комплекс заданий и упражнений, способствующий развитию умений связной письменной речи учащихся начальных классов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть понятие «связная речь», представленное в психолого-педагогической литературе по проблеме исследования;
2. выявить уровень сформированное умений связной письменной речи учащихся начальных классов;
3. изучить условия, способствующие успешному развитию связной письменной речи младших школьников;
4. разработать содержание комплекса заданий и упражнений, способствующего развитию умений связной письменной речи учащихся начальных классов.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: обобщенный анализ изученной литературы.
Эмпирические методы исследования: наблюдение; анализ и синтез эмпирического материала.
База исследования - проектировочная работа проводилась на базе МАОУ школы № 20 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 класса в количестве 28 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что комплекс заданий и упражнений, направленный на развитие умений связной письменной речи младших школьников, может применяться при работе над развитием связной речи учащихся на уроках русского языка.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Таким образом, речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Были выявлены существующие различия в речевом развитии детей обусловлены многими факторами: успешностью обучения на уроках русского языка и литературы, природными особенностями их речи, уровнем общего развития, влиянием той речевой среды в школе и дома, в которой они ежедневно находятся. Учет этих факторов является важнейшей предпосылкой успешной работы учителя русского языка по развитию речи школьников и совершенствованию ее культуры.
Так овладение умением связной письменной речью, является залогом успешного написания сочинения. Но при работе над совершенствованием связной письменной речи, учитель должен также не забывать о развитии и устной речи, так как они неразрывно связаны.
Цель данного исследования была достигнута при выполнении следующих задач:
• ознакомились с особенностями речи детей младшего школьного возраста;
• исследовали различные методики работы над сочинениями;
• изучили условия, способствующие успешному развитию речи младших школьников;
• провели исследование, которое выявило уровень развития связной письменной речи младших школьников;
• организовали и провели проектировочную работу для успешного развития связной письменной речи детей младшего школьного возраста.
На основе анализа теоретических и эмпирических данных, можно сделать вывод: изучение механизмов развития связной письменной речи младших школьников при работе над сочинениями является важнейшей задачей современной системы образования. Так как развитие умений связной письменной речи - это то звено, которое связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет - русский язык. Таким образом, сочинение, как и связная речь в целом, - это не только и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., испр. - Москва: Издательский центр «Академия», 1998г. - 400 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников. - М.: Академия, 2000 - 134 с.
3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1. Издательство: «Владос», 2017 г. - 33-34
4. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000, №4. - 35-39 с.
5. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи / Е.В. Архипова. - Санкт - Петербург: изд. дом «Литература», 2005. - 96 с.
6. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. / Русский язык в школе, 2001г. - с. 21-25
7. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3 с. 45-48 с.
8. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения -М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961. - 489 с.
9. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа, - 2007 - №4 - 47 - 51с.
10. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003, №10. - 41-44 с.
11. Буланкина Н.Е. Совершенствование языковой культуры учителя// Педагогика. - 2009. - № 4. -С.15-18
12. Бунеев Р.Н. Русский язык. 2 класс. Учебник. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - М.: Изд. «Баланс», 2004 - 48 с.
13. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. Санкт-Петербург: Изд. «Каро», 2002г. - с.16
14. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. - Москва: Изд. Дрофа, 2004г. - c.54
15. Введенская Л. А. Теория и практика русской речи- СПб.: Изд. Питер принт, 2012. - 364 с.
16. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. / Завуч. - 1998г. - с. 18
17. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. - М.: Изд. АСТ, Астрель, - 240с.
18. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд. Детство-Пресс, 2007. - 172 с
19. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. — Москва: АРКТИ, 2004г. - с.106-107
20. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе— М.: Издательство ГНОМ и Д,
— 128 с.
21. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка.
- Л.: «Просвещение», 1971. - 264с.
22. Гриншпун Б.М. Развитие коммуника-тивных умений и навыков у школьников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. - 2013. - №3. - с. 38
23. Егармина Т.Г. Предупреждение речевых недочетов у второклассников // Начальная школа, - 2009 - №6 - С 12 - 15
24. Ерастов Н.П. Культура связной речи. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство - 2013. - 183 с.
25. Ивкина Ю.М. Формирование речевой деятельности младшего школьника в процессе работы над речеведческими понятиями// Научно-исследовательские публикации Выпуск № 10 (14), 2014.-С.43-47
26. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета,1987г. - с. 46
Т1. Коростелева Е.Ю. Технология формирование у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи /Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2011г. - с. 92-91.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. /Учебное пособие. 5-е
изд. М.: Изд-во УРАО, 1999. - с.43
29. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.
30. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика 1915. - С. 146 - 113.
31. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - Изд. 3-е. - Москва, Санкт-Петербург, Изд: Смысл, 2003г. - с. 27-28
32. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Изд. Либроком 2014. - 248с.
33. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - Москва: Просвещение, 1969г. - c.219
34. Лурия А.Р. Язык и сознание./ под редакцией Е. Д. Хомской. - М: Изд-во Москва., 2013. - 320 с.
35. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М.: Просвещение, 1975. - 170с.
36. Мартынова И.В. Учебное взаимодействие младших школьников при проведении сочинений. М.: Начальная школа, 2001г. - с. 47-51
31.Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. - Ярославль: Издательство: Академия Развития, 2009. - с. 34-36
38. Мендекинова Р.Т., Никитина СТ., Якунина Л.Л. Методическое пособие к учебнику русский язык для учителей 2 кл. - А.: Атамура, 2009 - 88 с.
39. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., доп. - М., 2003.
40. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Москва, 1995г. - с.134
41. Обухова А.Ф, Детская психология. Москва.: Педагогика, 1995г. - 257 с.
42. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. Москва: «Издательство АСТ», 2002г. - 333 с.
43. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи во 2 классе. - Ростов н/Д: Феникс, 2010 - 315 с.
44. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. — 224 с.
45. Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень», // Начальная школа. - № 9. 1998. с. 50-53.
46. Романова М.А. Концепция формирования психолого-педагогического потенциала личности будущего учителя начальных классов / Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2011г. - с. 239.
47. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.
48. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т. А. Фотекова.— М.: Айрис-пресс, 2012.
49. Цейтлин С. И. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2000.-290с.
50. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. - М.: «Просвещение», 1982. - с. 143.
51. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 2002. - 304 с.
52. Шишкина Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи // Начальная школа, - 2009 - №9 - С 44 - 47