Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №98759

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
250
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого
развития детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы формирования звуковой культуры речи у
детей дошкольного возраста 13
1.3. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей
среднего дошкольного возраста 18
1.4. Игровая деятельность как средство формирования звуковой
культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 22
1.5. Анализ программ в аспекте проблемы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у
дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс методических мероприятий, направленный на
формирования звуковой культуры речи у детей средней группы в игровой деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Речь является ключевым фактором развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь дает дошкольнику возможность высказать свои мысли, является ключевым аспектом познавательных возможностей ребенка, его коммуникативных умений. Таким образом, развития речи является основой для познания ребенком-дошкольником окружающей действительности, делает его отношения со сверстниками и взрослыми содержательным, полноценным.
Наука педагогики еще в начале XX века выделила общепринятое мнение о том, что речь, а вернее своевременное, верное ее формирование у ребенка дошкольного возраста является наиболее важным фактором его развития в силу того, что только развития речи полностью предопределяет возможность полноценного психического развития ребенка дошкольного возраста.
Принимая во внимание, что тема работы затрагивает одно из качеств речи - звуковую культуру, речь в этом труде пойдет о звукопроизношении. Ученые лингвисты, психологи, педагоги считают звукопроизношение основой речи, без которой невозможно развитие иных ее качеств - эмоциональной окрашенности, широте лексикона, насыщенность средствами выразительности речи и так далее.
Звукопроизношение считается качеством речи дошкольника, которое начинает формироваться первым, вместе с первыми словами. Основное свойство звукопроизношения - верность, правильность. Правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста считается действием трудным в формировании в силу влияния большого количества условий в этот на процесс. С одной стороны, ребенок учится управлять органами речи, с другой - воспринимать речь других людей, учится концентрировать внимание на собственной речи, и речи, обращенной к нему. Таким образом, при формировании и развитии правильного звукопроизношения у детей функционирует область физиологии (работа органов речи), включены процессы мышления, внимания.
Настоящей проблемой педагогики в последние десятилетия XX века и в современности является задержка формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Дефекты органов звукопроизношения, нарушения развития нервной сферы детей влекут за собой необходимость коррекции задержки звукоречевого развития у детей дошкольного возраста.
Нужно выделить, что в ряде случаев дефекты звукопроизношения детей пропадают из-за самокоррекции в силу хороших компенсирующих способностей у детей в данном возрасте. Однако возможен данный процесс только при благоприятных условиях, в которых растет и развивается ребенок в раннем дошкольном периоде. Однако дефекты звукопроизношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста не являются оправданными. Значимым является исследования педагогов и психологов, указывающие на то, что большинство дефектов звукопроизношения имеют не серьезные нарушения, а привычку нечистой речи, связанную с неправильным воспитанием и отсутствием коррекции.
Формирование культуры звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте является основной задачей дошкольного образования. Нормативно закреплена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), вступившем в силу с 2014 года. В данном нормативном акте, стандартизирующем дошкольное образование, содержится прямое указание на то, что речевое развития детей дошкольного возраста является одним из ведущих образовательных областей [26].
Речевое развития по ФГОС ДО содержит такие компоненты, как овладение речью как средством вербальной коммуникации, овладение грамматически правильной речью, овладение качествами связной речи (как монологической, так и в диалоге), обогащение активного словаря, овладение средствами выразительности речи, развитие фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте.
Как говорилось выше, на сегодняшний момент вопрос полноценного развития детей, а особенно - речи детей, стоит в педагогике наиболее остро.
Нужно выделить, что все дефекты речи, звукопроизношение необходимо устранять в среднем дошкольном возрасте, пока они не стали стойкими, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях массовой школы. Это утверждение определяет актуальность выбранной темы исследования.
Исследованиями на тему звукопроизношения детей принадлежат целой плеяде русских педагогов и психологов: Л.С. Выготский, А.М. Шахнарович, Л.Е. Журова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Принимая во внимание сенситивность дошкольного возраста для развития М.И. Попова речи, работа над коррекцией дефектов, формированием правильного звукопроизношения считается весьма серьезной, трудоемкой работой педагога, складывающейся в индивидуальном подборе методов и приемов обучения детей.
В данном исследовании будут изучены и проанализированы психолого - педагогические основы вопроса звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование ЗКР детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, ее влияние на развитие личности ребенка.
3. Провести диагностику уровня развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: проектировочная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 г. Каменска-Уральского. В исследовании принимали участие дети средней группы в количестве 17 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе изучения была рассмотрена тема формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Работа включает в себя две главы. Теоретическая глава была посвящена исследованию психолого-педагогических вопросов формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. Практическая глава - методическому обоснованию данного вопроса.
В ходе работы путем выполнения всех задач была достигнута цель - полно и разносторонне рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста. Были изучены понятия звуковой культуры речи, исследованы особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Охвачены понятия игры как категории дошкольной педагогики, а также проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. Исследовав данные вопросы, пришли к выводу разработать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
На основании проделанной работы, сделаны выводы.
Звуковая культура речи требует своевременности, непрерывности, системности педагогического влияния как категория сложного навыка, заключающаяся в координации физиологических и умственных способностей. Диагностика освоения звуковой культурой речи считается неотъемлемым первоначальным компонентом работы над формированием звуковой культуры речи. Дети среднего дошкольного возраста весьма сенситивны к влияниям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы над формированием звуковой культуры речи. Были установлены общие методические рекомендации к формированию звуковой культуры речи. Был исследован малоизученный метод интенсивного преподавания для внедрения игровых технологий в образовательный процесс. Изучены и проанализированы методы введения игровой деятельности в работу над формированием звуковой культуры речи у детей.
Таким образом, была более подробно изучена проблема формирования звуковой культуры речи путем введения игровой деятельности в образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста.



1 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 3-е издание, стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 356 с.
2 Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 233 с.
3 Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 156 с.
4 Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. М.: Айрис пресс, 2006. 452 с.
5 Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: издательство, 1981. 413 с.
6 Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск: Академия Холдинг, 1976. 165 с.
7 Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987. 231 с.
8 Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айрис Пресс, 2008. 128 с.
9 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: издательство, 1991.
542 с.
10 Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 25-29.
11 Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: «Детство- Пресс», 2007. 207 с.
12 Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М., Л.: Иэд-во АПН РСФСР, 1948. 121 с.
13 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1999. 89 с.
14 Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 128 с.
15 Давидчук А.Н. Обучение и игра: методическое пособие. М.: Мозаика-синтез, 2006. 168 с.
16 Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. С. 56-59.
17 Давыдович Л. Правильно ли говорит ваш ребёнок // Дошкольное воспитание. 2003. №8. С. 89-93.
18 Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И. А., Соловьева И. Г., Титков Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 164 с.
19 Ерёменко Т.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 156-159.
20 Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. 159 с.
21 Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Академия
педагогических наук РСФСР, 1963. 318 с.
22 Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зав. М.: Просвещение, 1980. 144 с.
23 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004. 74 с.
24 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. 432 с.
25 Красногорский И.И. Высшая нервная деятельность ребенка. М: Академия, 1974. 164 с.
26 Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраст. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 96 с.
27 Кудашева Е.В. Работа над формированием качеств голоса и темпа
речи [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-
sad/logopediya/2013/02/06/rabota-nad-formirovaniem-kachestv-golosa-i-tempa-rechi (дата обращения: 03.09.2017).
28 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М: Академия, 2001. 874 с.
29 Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 168 с.
30 Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1982. 86 с.
31 Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. М.: Просвещение, 1983. 124 с.
32 Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под. ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
33 Мерлин В.С. «Очерк интегрального исследования
индивидуальности». М.: Педагогика, 1986. 254 с.
34 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? М.: Просвещение, 1990. 160 с.
35 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Академия, 2000. 154 с.
36 Рубинштейн М.М., Игнатьев В.Е. Психология, педагогика и гигиена юности. М.: Мир, 1926. 364 с.
37 Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994. 84 с.
38 Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: издательство, 1984. - 694 с.
39 Стебелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов детского дошкольного учреждения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2005. 282 с.
40 Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1991. 302 с.
41 Тумакова Г.А. Формирование представлений о звуковой стороне слова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1988. С. 247-269.
42 Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для педагогов детского дошкольного учреждения. М.: Владос, 2004. 288 с.
43 Федеральный закон от 17 октября 2013 г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» // Министерство образования и науки Российской Федерации, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
44 Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.: Просвещение, 1998. 358 с.
45 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии; Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1989. 264 с.
46 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Академия, 1981. 168 с.
47 Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. М.: издательство, 1972. 134 с.
48 Хватцев М.Е. Логопедия. Учебник / Под ред. Л.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2009. 480 с.
49 Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 560 с.
50 Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: ПРЕСС, 1964. 186 с.
51 Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1983. 128 с.
52 Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 138 с.
53 Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: издательство, 1960. 650 с.
54 Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: издательство, 1958. 246 с.
55 Янушко Е. Развитие речи у детей. Развитие речевого дыхания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // adalin. Mospsy.ru/I01 00/I 010413.Shtmi (дата обращения: 03.09.2017).
56 Яшина В.И. Методические принципы развития речи детей // Вопросы речевого развития дошкольников. М.: Академия,1998. 120 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ