Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого
развития детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы формирования звуковой культуры речи у
детей дошкольного возраста 13
1.3. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей
среднего дошкольного возраста 18
1.4. Игровая деятельность как средство формирования звуковой
культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 22
1.5. Анализ программ в аспекте проблемы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у
дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс методических мероприятий, направленный на
формирования звуковой культуры речи у детей средней группы в игровой деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности речевого
развития детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Лингвистические основы формирования звуковой культуры речи у
детей дошкольного возраста 13
1.3. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей
среднего дошкольного возраста 18
1.4. Игровая деятельность как средство формирования звуковой
культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 22
1.5. Анализ программ в аспекте проблемы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у
дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс методических мероприятий, направленный на
формирования звуковой культуры речи у детей средней группы в игровой деятельности 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Речь является ключевым фактором развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь дает дошкольнику возможность высказать свои мысли, является ключевым аспектом познавательных возможностей ребенка, его коммуникативных умений. Таким образом, развития речи является основой для познания ребенком-дошкольником окружающей действительности, делает его отношения со сверстниками и взрослыми содержательным, полноценным.
Наука педагогики еще в начале XX века выделила общепринятое мнение о том, что речь, а вернее своевременное, верное ее формирование у ребенка дошкольного возраста является наиболее важным фактором его развития в силу того, что только развития речи полностью предопределяет возможность полноценного психического развития ребенка дошкольного возраста.
Принимая во внимание, что тема работы затрагивает одно из качеств речи - звуковую культуру, речь в этом труде пойдет о звукопроизношении. Ученые лингвисты, психологи, педагоги считают звукопроизношение основой речи, без которой невозможно развитие иных ее качеств - эмоциональной окрашенности, широте лексикона, насыщенность средствами выразительности речи и так далее.
Звукопроизношение считается качеством речи дошкольника, которое начинает формироваться первым, вместе с первыми словами. Основное свойство звукопроизношения - верность, правильность. Правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста считается действием трудным в формировании в силу влияния большого количества условий в этот на процесс. С одной стороны, ребенок учится управлять органами речи, с другой - воспринимать речь других людей, учится концентрировать внимание на собственной речи, и речи, обращенной к нему. Таким образом, при формировании и развитии правильного звукопроизношения у детей функционирует область физиологии (работа органов речи), включены процессы мышления, внимания.
Настоящей проблемой педагогики в последние десятилетия XX века и в современности является задержка формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Дефекты органов звукопроизношения, нарушения развития нервной сферы детей влекут за собой необходимость коррекции задержки звукоречевого развития у детей дошкольного возраста.
Нужно выделить, что в ряде случаев дефекты звукопроизношения детей пропадают из-за самокоррекции в силу хороших компенсирующих способностей у детей в данном возрасте. Однако возможен данный процесс только при благоприятных условиях, в которых растет и развивается ребенок в раннем дошкольном периоде. Однако дефекты звукопроизношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста не являются оправданными. Значимым является исследования педагогов и психологов, указывающие на то, что большинство дефектов звукопроизношения имеют не серьезные нарушения, а привычку нечистой речи, связанную с неправильным воспитанием и отсутствием коррекции.
Формирование культуры звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте является основной задачей дошкольного образования. Нормативно закреплена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), вступившем в силу с 2014 года. В данном нормативном акте, стандартизирующем дошкольное образование, содержится прямое указание на то, что речевое развития детей дошкольного возраста является одним из ведущих образовательных областей [26].
Речевое развития по ФГОС ДО содержит такие компоненты, как овладение речью как средством вербальной коммуникации, овладение грамматически правильной речью, овладение качествами связной речи (как монологической, так и в диалоге), обогащение активного словаря, овладение средствами выразительности речи, развитие фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте.
Как говорилось выше, на сегодняшний момент вопрос полноценного развития детей, а особенно - речи детей, стоит в педагогике наиболее остро.
Нужно выделить, что все дефекты речи, звукопроизношение необходимо устранять в среднем дошкольном возрасте, пока они не стали стойкими, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях массовой школы. Это утверждение определяет актуальность выбранной темы исследования.
Исследованиями на тему звукопроизношения детей принадлежат целой плеяде русских педагогов и психологов: Л.С. Выготский, А.М. Шахнарович, Л.Е. Журова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Принимая во внимание сенситивность дошкольного возраста для развития М.И. Попова речи, работа над коррекцией дефектов, формированием правильного звукопроизношения считается весьма серьезной, трудоемкой работой педагога, складывающейся в индивидуальном подборе методов и приемов обучения детей.
В данном исследовании будут изучены и проанализированы психолого - педагогические основы вопроса звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование ЗКР детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, ее влияние на развитие личности ребенка.
3. Провести диагностику уровня развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: проектировочная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 г. Каменска-Уральского. В исследовании принимали участие дети средней группы в количестве 17 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Наука педагогики еще в начале XX века выделила общепринятое мнение о том, что речь, а вернее своевременное, верное ее формирование у ребенка дошкольного возраста является наиболее важным фактором его развития в силу того, что только развития речи полностью предопределяет возможность полноценного психического развития ребенка дошкольного возраста.
Принимая во внимание, что тема работы затрагивает одно из качеств речи - звуковую культуру, речь в этом труде пойдет о звукопроизношении. Ученые лингвисты, психологи, педагоги считают звукопроизношение основой речи, без которой невозможно развитие иных ее качеств - эмоциональной окрашенности, широте лексикона, насыщенность средствами выразительности речи и так далее.
Звукопроизношение считается качеством речи дошкольника, которое начинает формироваться первым, вместе с первыми словами. Основное свойство звукопроизношения - верность, правильность. Правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста считается действием трудным в формировании в силу влияния большого количества условий в этот на процесс. С одной стороны, ребенок учится управлять органами речи, с другой - воспринимать речь других людей, учится концентрировать внимание на собственной речи, и речи, обращенной к нему. Таким образом, при формировании и развитии правильного звукопроизношения у детей функционирует область физиологии (работа органов речи), включены процессы мышления, внимания.
Настоящей проблемой педагогики в последние десятилетия XX века и в современности является задержка формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Дефекты органов звукопроизношения, нарушения развития нервной сферы детей влекут за собой необходимость коррекции задержки звукоречевого развития у детей дошкольного возраста.
Нужно выделить, что в ряде случаев дефекты звукопроизношения детей пропадают из-за самокоррекции в силу хороших компенсирующих способностей у детей в данном возрасте. Однако возможен данный процесс только при благоприятных условиях, в которых растет и развивается ребенок в раннем дошкольном периоде. Однако дефекты звукопроизношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста не являются оправданными. Значимым является исследования педагогов и психологов, указывающие на то, что большинство дефектов звукопроизношения имеют не серьезные нарушения, а привычку нечистой речи, связанную с неправильным воспитанием и отсутствием коррекции.
Формирование культуры звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте является основной задачей дошкольного образования. Нормативно закреплена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), вступившем в силу с 2014 года. В данном нормативном акте, стандартизирующем дошкольное образование, содержится прямое указание на то, что речевое развития детей дошкольного возраста является одним из ведущих образовательных областей [26].
Речевое развития по ФГОС ДО содержит такие компоненты, как овладение речью как средством вербальной коммуникации, овладение грамматически правильной речью, овладение качествами связной речи (как монологической, так и в диалоге), обогащение активного словаря, овладение средствами выразительности речи, развитие фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте.
Как говорилось выше, на сегодняшний момент вопрос полноценного развития детей, а особенно - речи детей, стоит в педагогике наиболее остро.
Нужно выделить, что все дефекты речи, звукопроизношение необходимо устранять в среднем дошкольном возрасте, пока они не стали стойкими, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях массовой школы. Это утверждение определяет актуальность выбранной темы исследования.
Исследованиями на тему звукопроизношения детей принадлежат целой плеяде русских педагогов и психологов: Л.С. Выготский, А.М. Шахнарович, Л.Е. Журова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Принимая во внимание сенситивность дошкольного возраста для развития М.И. Попова речи, работа над коррекцией дефектов, формированием правильного звукопроизношения считается весьма серьезной, трудоемкой работой педагога, складывающейся в индивидуальном подборе методов и приемов обучения детей.
В данном исследовании будут изучены и проанализированы психолого - педагогические основы вопроса звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование ЗКР детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, ее влияние на развитие личности ребенка.
3. Провести диагностику уровня развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
4. Описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: проектировочная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 г. Каменска-Уральского. В исследовании принимали участие дети средней группы в количестве 17 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В процессе изучения была рассмотрена тема формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Работа включает в себя две главы. Теоретическая глава была посвящена исследованию психолого-педагогических вопросов формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. Практическая глава - методическому обоснованию данного вопроса.
В ходе работы путем выполнения всех задач была достигнута цель - полно и разносторонне рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста. Были изучены понятия звуковой культуры речи, исследованы особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Охвачены понятия игры как категории дошкольной педагогики, а также проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. Исследовав данные вопросы, пришли к выводу разработать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
На основании проделанной работы, сделаны выводы.
Звуковая культура речи требует своевременности, непрерывности, системности педагогического влияния как категория сложного навыка, заключающаяся в координации физиологических и умственных способностей. Диагностика освоения звуковой культурой речи считается неотъемлемым первоначальным компонентом работы над формированием звуковой культуры речи. Дети среднего дошкольного возраста весьма сенситивны к влияниям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы над формированием звуковой культуры речи. Были установлены общие методические рекомендации к формированию звуковой культуры речи. Был исследован малоизученный метод интенсивного преподавания для внедрения игровых технологий в образовательный процесс. Изучены и проанализированы методы введения игровой деятельности в работу над формированием звуковой культуры речи у детей.
Таким образом, была более подробно изучена проблема формирования звуковой культуры речи путем введения игровой деятельности в образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста.
В ходе работы путем выполнения всех задач была достигнута цель - полно и разносторонне рассмотрены вопросы формирования звуковой культуры речи путем внедрения игровых технологий в образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста. Были изучены понятия звуковой культуры речи, исследованы особенности овладения детьми звуковой стороной языка. Охвачены понятия игры как категории дошкольной педагогики, а также проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. Исследовав данные вопросы, пришли к выводу разработать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
На основании проделанной работы, сделаны выводы.
Звуковая культура речи требует своевременности, непрерывности, системности педагогического влияния как категория сложного навыка, заключающаяся в координации физиологических и умственных способностей. Диагностика освоения звуковой культурой речи считается неотъемлемым первоначальным компонентом работы над формированием звуковой культуры речи. Дети среднего дошкольного возраста весьма сенситивны к влияниям подобного рода, возраст считается подходящим для основы и продолжения работы над формированием звуковой культуры речи. Были установлены общие методические рекомендации к формированию звуковой культуры речи. Был исследован малоизученный метод интенсивного преподавания для внедрения игровых технологий в образовательный процесс. Изучены и проанализированы методы введения игровой деятельности в работу над формированием звуковой культуры речи у детей.
Таким образом, была более подробно изучена проблема формирования звуковой культуры речи путем введения игровой деятельности в образовательный процесс детей среднего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



