ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИИ И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолого-педагогические особенности речевого развития и
совершенствования артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) 8
1.2. Лингво-методические основы совершенствования артикуляции и
звукопроизношения у детей дошкольного возраста 13
1.3. Анализ ФГОС ДОО, комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Детство» и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» 26
1.4. Методы и приемы совершенствования артикуляции и
звукопроизношения с использованием информационных
компьютерных технологий у детей старшего дошкольного возраста .... 32
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИИ И
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Исследование первоначального уровня сформированности
артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 41
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию
артикуляции и звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе проектировочной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, словарным запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является одним из основных составляющих речевой культуры и достаточно широким понятием.
Воспитание звуковой культуры речи предполагает: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения; воспитание орфоэпически правильной речи; формирование выразительности речи; выработку дикции и артикуляции; воспитание культуры речевого общения.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.
Актуальность использования игровых и информационных компьютерных технологий в развитии речи обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью использования в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс образовательной деятельности отмечается международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в данном вопросе регламентирует образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников [44].
В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных соответственно возрасту, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности и - что очень актуально в дошкольном детстве - умения самостоятельно приобретать новые знания.
Основываясь на данном положении, мы в своей работе, особое внимание уделяем роли и использованию игровой деятельности и ИКТ технологий в совершенствовании артикуляции и звукопроизношения у детей старшей группы в непосредственно-образовательной и свободной деятельности, как важному условию его полноценного речевого развития. Это положение определило тему работы: «Совершенствование артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ».
Цель проектировочной работы - теоретически обосновать и разработать комплекс педагогических мероприятий, направленный на совершенствование артикуляции и звукопроизношения у детей с использованием ИКТ.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
1) Выявить исходный уровень развития произносительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2) Составить и апробировать занятия, направленные на совершенствование артикуляции и звукопроизношения у детей в процессе игровой деятельности с использованием ИКТ.
3) Проследить динамику совершенствования произносительных навыков у детей: провести сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов работы, сделать выводы об эффективности использования занятий.
4) Представить составленные занятия, направленные совершенствование артикуляции и звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых и ИКТ технологий.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- экспериментальные методы изучения произносительной стороны речи у детей;
- педагогическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- педагогический эксперимент, методы диагностики;
- качественный и количественный анализ результатов деятельности, представление их в таблицах и графиках.
Объект - процесс совершенствования артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом является комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Методологическая основа:
- основные положения теории развития речи детей дошкольного возраста, понятия звуковой культуры речи, методические основы и задачи работы по ее воспитанию, в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А.М. Бородич, В.В. Гербова, А.И. Максаков,
О.И. Соловьева, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, А.С. Фельдберг, М.Ф. Фомичева и др.);
- исследования М.А. Александровской, М.М. Алексеевой, А.И. Максакова по проблеме становления звуковой стороны речи дошкольников;
- работы Е.А. Аркина, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.В. Менжерицкой, П.А. Рудик, А.П. Усовой, и др. о влиянии игровой деятельности на совершенствование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста;
- методические пособия по развитию произносительных навыков детей (М.Г. Генинг и Н.А. Герман; В.В. Гербовой В.И. Рождественской и Е.И. Радиной; В.И. Селиверстова; О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной; М.Ф. Фомичевой; и др.);
- отечественные и зарубежные исследования использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях (С.Л. Новоселова, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.).
Публикация: Симанова Н.А. Использование информационных компьютерных технологий в развитии речи дошкольников [Текст] / Н.А. Симанова // Филологическое образование в период детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, молодых ученых, педагогов практиков «Содержание филологического образования в период детства». - Екатеринбург: ИПиПД; кафедра русского языка и методики ее преподавания в начальных классах, 2016. - 174 с. - С. 33-37.
База исследования: МКДОУ «Детский сад «Теремок», Свердловская обл., р.п. Верхнее Дуброво. Старшая группа(20 детей (5-6 лет)).
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 51 источник, приложения.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.
Однако динамический анализ практической деятельности свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями, а именно низкой сформированностью звуковой культуры речи.
В связи с этим, углубленная работа по формированию артикуляции и звукопроизошенияне теряет своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Усовершенствование системы дошкольного образования в стране привнесла свои перемены в представления о характере деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Стало очевидным, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии совершенствования и модификации педагогического процесса на основе научных принципов, достижения высокого уровня профессионализма и повышения квалификации педагогов.
Поэтому решение поставленных задач мы осуществляли в процессе проектировочной работы через использование различных игровых и ИКТ методов и приемов в непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей.
Несмотря на то что в обществе не утихают дискуссии о применении ИКТ в образовании, как бы мы ни относились к вопросу использования информационных компьютерных технологий в дошкольном образовании, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».
В процессе проектировочной работы по совершенствованию артикуляции и звукопроизошения решены следующие задачи:
1) Выявлен исходный уровень сформированности артикуляции и звукопроизошенияу детей старшего дошкольного возраста.
2) Составлен и апробирован комплекс занятий, направленный на совершенствование артикуляции и звукопроизошенияу детей в процессе игровой деятельности с использованием ИКТ.
3) Прослежена положительная динамика совершенствования артикуляции и звукопроизошения: проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов работы.
4) Составлен и реализован план работы с родителями по закреплению пройденного материала с детьми в домашних условиях, включающий в себя: комплекс речевых игр и упражнений на совершенствование артикуляции и звукопроизошения; комплекс артикуляционных упражнений для развития речедвигательного аппарата, закрепления и автоматизации правильного произношения звуков; консультации и тематические папки.
В приложении представлены разработанный комплекс занятий, направленный на совершенствование артикуляции и звукопроизошения у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых и ИКТ технологий; план работы с родителями.
Таким образом, использование игровых и средств информационных компьютерных технологий в совершенствовании артикуляции и звукопроизошения у детей старшего дошкольного возраста позволило сделать непосредственно-образовательную и свободную деятельность детей достаточно простой, эффективной и увлекательной для ребенка; открыло новые возможности образования, развития и воспитания.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Педагогическое образование).
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова.- М. : Мозаика-Синтез, 2002. -272 с.
3. Афонькина, Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности [Текст] : изучение индивидуального развития детей; старшая группа / Ю. А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2015. - 59с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Издательский центр «Академия», 1981.- 256 с.
5. Всемирный доклад ЮНЕСКО о коммуникации и информации в 1999-2000гг. [Электронный ресурс] // URL: http:// book.uraic.ru(дата обращения: 29.03.2017).
6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада[Текст] : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 80 с., [4] с. цв. ил.
7. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада[Текст]: планы занятий / Под общ.ред. М. А. Васильевой,
В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 142 с.
8. Дьяченко, О. М. Развитие речи дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко, П. И. Невская. - М.: Просвещение, 1990.
9. Запорожец, А.В. Развитие речи у дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, М. Н. Лисина. - М. : Педагогика, 1974. - 288 с.
10. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников [Текст] : старшая группа; методическое пособие / Г. Я. Затулина. - М. : Центр педагогического образования, 2015. - 144с.
11. Интерактивная педагогика в детском саду [Текст] : методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128с. - (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
12. Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от
14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения».
13. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,
О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2016. - 352 с.
14. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2004.
15. Лопатина, Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]. - СПб. : Союз, 2001. - 189 с.
16. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. - СПб., 2005. - 192 с.
17. Лежнина, М. В. Электронные образовательные ресурсы в развитии детей дошкольного возраста [Текст] /М. В. Лежнина // Вектор науки ТГУ. - 2011. -№ 3 (6). - С. 183-185.
18. Матухно, И. Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей [Текст] / И. Матухно// Дошкольное воспитание. - 2012. -№ 8. - С. 95-97.
19. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр [Текст] / В. Моторин// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 53-57.
20. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и
речи [Текст]: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. - (Коррекционная педагогика).
21. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст] / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. - М.: Новая школа, 1997. - 126 с.
22. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ [Текст]: примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
23. Петрова, Е. Развивающие компьютерные игры [Текст]/ Е. Петрова// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 60-68.
24. Плужникова, Л. Использование компьютеров в образовательном процессе [Текст]/ Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.
25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: метод.пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2004. - 164 с. + Прил. (268с. Ил.).
26. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / С. Е. Привалова; Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 203 с.
27. Придумай слово [Текст]: речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. О. С. Ушаковой. - 3-е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 208 с.
28. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под общ. ред. А. А. Реана.- СПб. : ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
29. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: игры,
упражнения, конспекты занятий / Авт.-сост. О. С. Ушакова [и др.]; под ред.
О. С. Ушаковой. - М. : Сфера, 2005. - 144 с.: ил. - (Сер.«Развитие речи детей»).
30. Развитие речи детей 5-6 лет [Текст] : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 272 с.
31. Развитие речи детей 3-5 лет [Текст] / Под ред. О. С. Ушаковой;
2-е изд., перераб. и доп. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 192 с.
32. Смирнова, Е. Развиваем речь в игре [Текст] / Е. Смирнова // Дошкольное образование (Прил. к газ.«Первое сентября»). - 2012. - № 2.- С.17.
33. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: учеб.пособие / Ф. А. Сохин; РАО, Моск. Психолого¬соц. ин-т. - М., Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002. - 224 с.
34. Справникова, И. Н. Слово на ладошке [Текст]: родительское собрание / И. Н. Справникова // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 4. -С. 82-85.
35. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Н. А. Стародубова; 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
36. Теория и методика развития речи детей [Текст]: пособие для самостоятельной работы: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / В. И. Яшина [и др.]. - М.: Академия, 2006. - 192с. - (Высшее проф. образование).
37. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
38. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст]/
О.С. Ушакова; Ин-т дошк. воспитания и семейного образования РАО. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. - 240 с.
39. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста[Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с.
40. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: Владос, 2003. - 288 с.
41. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком [Текст]: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 287 с. - (Развиваем речь).
42. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]: методическое пособие / О. С. Ушакова; 2-е изд., дополн.- М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288с. - (Развиваем речь).
43. Урунтаева, Г. А.. Практикум по детской психологии [Текст]: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева,
Ю. А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. - М. : Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
45. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. - М. : Просвещение, 1984.- 240 с.
46. Фомичева, О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст] / О. С. Фомичева. - М. : «Гелиос АРВ», 2000г. - 192 с.
47. Хрестоматия для дошкольников 5-6 лет [Текст]: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Н. Г. Ильчук и др. - М.: АСТ, 1999. - 607 с.
48. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 560 с.: ил. - (Высшее образование).
49. Швецов, А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: учебное пособие / А. Г. Швецов. - Великий Новгород, 2006. - 68 с.
50. Ядешко, В. И. Дошкольная педагогика [Текст] / В. И. Ядешко, Ф. А. Сохин и др. - М.: Просвещение, 1988. - 415 с.
51. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина,
М. М. Алексеева; под общ.ред. В. И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.