Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ

Работа №98755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИИ И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолого-педагогические особенности речевого развития и
совершенствования артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) 8
1.2. Лингво-методические основы совершенствования артикуляции и
звукопроизношения у детей дошкольного возраста 13
1.3. Анализ ФГОС ДОО, комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Детство» и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» 26
1.4. Методы и приемы совершенствования артикуляции и
звукопроизношения с использованием информационных
компьютерных технологий у детей старшего дошкольного возраста .... 32
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИИ И
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Исследование первоначального уровня сформированности
артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 41
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию
артикуляции и звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе проектировочной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84


Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, словарным запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является одним из основных составляющих речевой культуры и достаточно широким понятием.
Воспитание звуковой культуры речи предполагает: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения; воспитание орфоэпически правильной речи; формирование выразительности речи; выработку дикции и артикуляции; воспитание культуры речевого общения.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.
Актуальность использования игровых и информационных компьютерных технологий в развитии речи обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью использования в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс образовательной деятельности отмечается международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в данном вопросе регламентирует образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников [44].
В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных соответственно возрасту, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности и - что очень актуально в дошкольном детстве - умения самостоятельно приобретать новые знания.
Основываясь на данном положении, мы в своей работе, особое внимание уделяем роли и использованию игровой деятельности и ИКТ технологий в совершенствовании артикуляции и звукопроизношения у детей старшей группы в непосредственно-образовательной и свободной деятельности, как важному условию его полноценного речевого развития. Это положение определило тему работы: «Совершенствование артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ».
Цель проектировочной работы - теоретически обосновать и разработать комплекс педагогических мероприятий, направленный на совершенствование артикуляции и звукопроизношения у детей с использованием ИКТ.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
1) Выявить исходный уровень развития произносительных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
2) Составить и апробировать занятия, направленные на совершенствование артикуляции и звукопроизношения у детей в процессе игровой деятельности с использованием ИКТ.
3) Проследить динамику совершенствования произносительных навыков у детей: провести сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов работы, сделать выводы об эффективности использования занятий.
4) Представить составленные занятия, направленные совершенствование артикуляции и звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых и ИКТ технологий.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- экспериментальные методы изучения произносительной стороны речи у детей;
- педагогическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности;
- педагогический эксперимент, методы диагностики;
- качественный и количественный анализ результатов деятельности, представление их в таблицах и графиках.
Объект - процесс совершенствования артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом является комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию артикуляции и звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Методологическая основа:
- основные положения теории развития речи детей дошкольного возраста, понятия звуковой культуры речи, методические основы и задачи работы по ее воспитанию, в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А.М. Бородич, В.В. Гербова, А.И. Максаков,
О.И. Соловьева, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, А.С. Фельдберг, М.Ф. Фомичева и др.);
- исследования М.А. Александровской, М.М. Алексеевой, А.И. Максакова по проблеме становления звуковой стороны речи дошкольников;
- работы Е.А. Аркина, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.В. Менжерицкой, П.А. Рудик, А.П. Усовой, и др. о влиянии игровой деятельности на совершенствование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста;
- методические пособия по развитию произносительных навыков детей (М.Г. Генинг и Н.А. Герман; В.В. Гербовой В.И. Рождественской и Е.И. Радиной; В.И. Селиверстова; О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной; М.Ф. Фомичевой; и др.);
- отечественные и зарубежные исследования использования компьютерных технологий в дошкольных образовательных учреждениях (С.Л. Новоселова, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.).
Публикация: Симанова Н.А. Использование информационных компьютерных технологий в развитии речи дошкольников [Текст] / Н.А. Симанова // Филологическое образование в период детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, молодых ученых, педагогов практиков «Содержание филологического образования в период детства». - Екатеринбург: ИПиПД; кафедра русского языка и методики ее преподавания в начальных классах, 2016. - 174 с. - С. 33-37.
База исследования: МКДОУ «Детский сад «Теремок», Свердловская обл., р.п. Верхнее Дуброво. Старшая группа(20 детей (5-6 лет)).
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 51 источник, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.
Однако динамический анализ практической деятельности свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями, а именно низкой сформированностью звуковой культуры речи.
В связи с этим, углубленная работа по формированию артикуляции и звукопроизошенияне теряет своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Усовершенствование системы дошкольного образования в стране привнесла свои перемены в представления о характере деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Стало очевидным, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии совершенствования и модификации педагогического процесса на основе научных принципов, достижения высокого уровня профессионализма и повышения квалификации педагогов.
Поэтому решение поставленных задач мы осуществляли в процессе проектировочной работы через использование различных игровых и ИКТ методов и приемов в непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей.
Несмотря на то что в обществе не утихают дискуссии о применении ИКТ в образовании, как бы мы ни относились к вопросу использования информационных компьютерных технологий в дошкольном образовании, «информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка».
В процессе проектировочной работы по совершенствованию артикуляции и звукопроизошения решены следующие задачи:
1) Выявлен исходный уровень сформированности артикуляции и звукопроизошенияу детей старшего дошкольного возраста.
2) Составлен и апробирован комплекс занятий, направленный на совершенствование артикуляции и звукопроизошенияу детей в процессе игровой деятельности с использованием ИКТ.
3) Прослежена положительная динамика совершенствования артикуляции и звукопроизошения: проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов работы.
4) Составлен и реализован план работы с родителями по закреплению пройденного материала с детьми в домашних условиях, включающий в себя: комплекс речевых игр и упражнений на совершенствование артикуляции и звукопроизошения; комплекс артикуляционных упражнений для развития речедвигательного аппарата, закрепления и автоматизации правильного произношения звуков; консультации и тематические папки.
В приложении представлены разработанный комплекс занятий, направленный на совершенствование артикуляции и звукопроизошения у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых и ИКТ технологий; план работы с родителями.
Таким образом, использование игровых и средств информационных компьютерных технологий в совершенствовании артикуляции и звукопроизошения у детей старшего дошкольного возраста позволило сделать непосредственно-образовательную и свободную деятельность детей достаточно простой, эффективной и увлекательной для ребенка; открыло новые возможности образования, развития и воспитания.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Педагогическое образование).
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова.- М. : Мозаика-Синтез, 2002. -272 с.
3. Афонькина, Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности [Текст] : изучение индивидуального развития детей; старшая группа / Ю. А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2015. - 59с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Издательский центр «Академия», 1981.- 256 с.
5. Всемирный доклад ЮНЕСКО о коммуникации и информации в 1999-2000гг. [Электронный ресурс] // URL: http:// book.uraic.ru(дата обращения: 29.03.2017).
6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада[Текст] : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 80 с., [4] с. цв. ил.
7. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада[Текст]: планы занятий / Под общ.ред. М. А. Васильевой,
В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 142 с.
8. Дьяченко, О. М. Развитие речи дошкольника [Текст] / О. М. Дьяченко, П. И. Невская. - М.: Просвещение, 1990.
9. Запорожец, А.В. Развитие речи у дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, М. Н. Лисина. - М. : Педагогика, 1974. - 288 с.
10. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников [Текст] : старшая группа; методическое пособие / Г. Я. Затулина. - М. : Центр педагогического образования, 2015. - 144с.
11. Интерактивная педагогика в детском саду [Текст] : методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128с. - (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
12. Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от
14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения».
13. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,
О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2016. - 352 с.
14. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2004.
15. Лопатина, Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]. - СПб. : Союз, 2001. - 189 с.
16. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. - СПб., 2005. - 192 с.
17. Лежнина, М. В. Электронные образовательные ресурсы в развитии детей дошкольного возраста [Текст] /М. В. Лежнина // Вектор науки ТГУ. - 2011. -№ 3 (6). - С. 183-185.
18. Матухно, И. Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей [Текст] / И. Матухно// Дошкольное воспитание. - 2012. -№ 8. - С. 95-97.
19. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр [Текст] / В. Моторин// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 53-57.
20. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и
речи [Текст]: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. - (Коррекционная педагогика).
21. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст] / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. - М.: Новая школа, 1997. - 126 с.
22. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ [Текст]: примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
23. Петрова, Е. Развивающие компьютерные игры [Текст]/ Е. Петрова// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 60-68.
24. Плужникова, Л. Использование компьютеров в образовательном процессе [Текст]/ Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.
25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: метод.пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2004. - 164 с. + Прил. (268с. Ил.).
26. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / С. Е. Привалова; Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 203 с.
27. Придумай слово [Текст]: речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей / Под ред. О. С. Ушаковой. - 3-е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 208 с.
28. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / Под общ. ред. А. А. Реана.- СПб. : ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
29. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: игры,
упражнения, конспекты занятий / Авт.-сост. О. С. Ушакова [и др.]; под ред.
О. С. Ушаковой. - М. : Сфера, 2005. - 144 с.: ил. - (Сер.«Развитие речи детей»).
30. Развитие речи детей 5-6 лет [Текст] : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 272 с.
31. Развитие речи детей 3-5 лет [Текст] / Под ред. О. С. Ушаковой;
2-е изд., перераб. и доп. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 192 с.
32. Смирнова, Е. Развиваем речь в игре [Текст] / Е. Смирнова // Дошкольное образование (Прил. к газ.«Первое сентября»). - 2012. - № 2.- С.17.
33. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: учеб.пособие / Ф. А. Сохин; РАО, Моск. Психолого¬соц. ин-т. - М., Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002. - 224 с.
34. Справникова, И. Н. Слово на ладошке [Текст]: родительское собрание / И. Н. Справникова // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 4. -С. 82-85.
35. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Н. А. Стародубова; 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
36. Теория и методика развития речи детей [Текст]: пособие для самостоятельной работы: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / В. И. Яшина [и др.]. - М.: Академия, 2006. - 192с. - (Высшее проф. образование).
37. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
38. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст]/
О.С. Ушакова; Ин-т дошк. воспитания и семейного образования РАО. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. - 240 с.
39. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста[Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с.
40. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: Владос, 2003. - 288 с.
41. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком [Текст]: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 287 с. - (Развиваем речь).
42. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]: методическое пособие / О. С. Ушакова; 2-е изд., дополн.- М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288с. - (Развиваем речь).
43. Урунтаева, Г. А.. Практикум по детской психологии [Текст]: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева,
Ю. А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. - М. : Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
45. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. - М. : Просвещение, 1984.- 240 с.
46. Фомичева, О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке [Текст] / О. С. Фомичева. - М. : «Гелиос АРВ», 2000г. - 192 с.
47. Хрестоматия для дошкольников 5-6 лет [Текст]: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Н. Г. Ильчук и др. - М.: АСТ, 1999. - 607 с.
48. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 560 с.: ил. - (Высшее образование).
49. Швецов, А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи [Текст]: учебное пособие / А. Г. Швецов. - Великий Новгород, 2006. - 68 с.
50. Ядешко, В. И. Дошкольная педагогика [Текст] / В. И. Ядешко, Ф. А. Сохин и др. - М.: Просвещение, 1988. - 415 с.
51. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина,
М. М. Алексеева; под общ.ред. В. И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ