ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности психического развития детей дошкольного возраста ... 7
1.2. Особенности освоения словаря детьми среднего дошкольного возраста 11
1.3. Взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности в ДОУ 18
1.4. Программное содержание работы по формированию словаря
у детей среднего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика словаря детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Комплекс занятий, направленный на формирования словаря
у детей среднего дошкольного возраста в процессе интеграции изобразительной и речевой деятельности 35
2.3. Диагностика словаря детей среднего дошкольного возраста по
результатам опытно-поисковой работы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
Речь - это большой дар природы, благодаря которому живущие на земле люди получают широкие возможности общения друг с другом. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающий мир. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления окружающей действительности более осознанно и произвольно.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У воспитанников с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте и чтению. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.
На тот факт, что трудности обучения в школе во многом связаны с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности, с развитием словаря, указывают в своих работах Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, и более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.
Процесс овладения речью происходит и в различных видах детской деятельности, в частности чтении произведений литературы различных жанров, в многообразных видах искусства, таких как театр, музыка, продуктивная изобразительная деятельность, как особо привлекательная, творческая для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознанной речи. Речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия, например: беру карандаш, прижимаю тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепочку последовательных действий, характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи, правильному пониманию и выполнению инструкции: «Нарисуй дорожку, шар». На этих занятиях дети хорошо усваивают причинно-следственные связи различных действий и явлений, сопровождая их речью (проговаривая): «Кисточка грязная. Мы моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, В. В. Гербова, В. И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
Объект исследования: процесс формирования словаря детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе интеграции изобразительной и речевой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность предложенного комплекса занятий по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе интеграции изобразительной и речевой деятельности.
Задачи:
1. Описать особенности психического развития детей дошкольного возраста.
2. Определить особенности освоения словаря детьми дошкольного возраста.
3. Выявить взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности в ДОУ.
4. Проанализировать программное содержание работы по формированию словаря у детей дошкольного возраста.
5. Раскрыть методы и приемы формирования словаря у детей дошкольного возраста.
6. Провести диагностическое исследование словаря детей среднего дошкольного возраста.
7. Разработать и апробировать комплекс занятий по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе интеграции изобразительной и речевой деятельности.
В данном исследовании применены следующие методы научно-педагогического исследования:
1. изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы;
2. диагностика словаря детей среднего дошкольного возраста;
3. педагогическое наблюдение;
4. качественный и количественный анализ полученных данных, представление их в таблицах и диаграммах.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенный в ней комплекс занятий по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе интеграции изобразительной и речевой деятельности может быть использован в работе воспитателями, специалистами дошкольного образования.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ детского сада №188 города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 15 детей средней группы.
Структура ВКР. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Формирование словаря у детей является естественным процессом и протекает в несколько этапов. На этот процесс в большей степени влияют психические и социальные факторы.
Проанализировав несколько Примерных общеобразовательных программ, мы выяснили, что работа по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста основывается на расширении, уточнении, активизации их словарного запаса. Исходя из этого, в нашей опытно-поисковой работе мы выделили следующие показатели для выявления уровня сформированности экспрессивный словарь:
- умения называть по 2-4 существительных на каждое обобщающее слово;
- умения называть одним словом (обобщать) предметы и объекты, изображенные на картинке;
- умение называть части тела и части предметов;
- умение называть детенышей домашних и диких животных;
- умение определять и называть профессии;
- иметь представления о многозначных словах, уметь их называть;
- умения называть действия предмета или объекта, изображенные на картинке;
- умения называть признаки предметов и объектов, подбирать антонимы;
Диагностика проводилась в виде игровых заданий, на констатирующем этапе нашей работы были получены следующие результаты: высокий уровень показали всего 21% детей, средний - 53% и низкий - 27%. Это указывает на необходимость дополнительной работы со стороны педагога.
Изобразительная деятельность всегда интересна детям: они любят рисовать, лепить вырезывать ножницами. В этом возрасте у детей достаточно сформированы ручные умения и ни одно занятие по изодеятельности не проходит в тишине. Поэтому мы решили продолжить направленную и систематическую работу по формированию словаря на занятиях по продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Для этого нами были разработаны на основе календарно-тематического планирования занятия по изобразительной деятельности, где педагог особое внимание уделяет знакомству с новыми словами, уточнению значения слов, объяснению образования сложных прилагательных, активизации речи детей.
Результаты итоговой диагностики показали, что уровень сформированности словаря детей значительно увеличился: высокий уровень на 36,5%, средний увеличился на 19,5%, а низкий уровень уменьшился на 56%.
Таким образом, мы видим, что проведенная нами работа показала положительную динамику, и комплекс занятий можем считать эффективным.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников. М.: «Академия», 2006. 400 с.
3. Баранова В.В. Содержание и методы развития связной речи детей
в изобразительной деятельности // Концепт. 2014. № 05 (май) [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/14125.htm (дата обращения: 18.08.2017).
4. Бавыкина Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста. Комсомольск-на Амуре: Изд-во «Приамурские ведомости», 1996. 194 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 125 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 4-е изд. М.: Просвещение, 1999. 255 с.
7. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL.:http://ru.wikipedia.org/(дата обращения: 21.09.2017)
8. Выготский Л.С. Детская речь. М.: Педагогика, 2006. 420 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство АСТ, 2008. 356 с.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. 2000. №3. С. 78-82.
11. Глухов. В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности
[Электронный ресурс]. URL:
http: //www.tinlib. ru/j azykoznanie/psiholingvistika_teorij a_rechevoi_dej atelnosti/in dex.php (дата обращения: 20.10.2017).
12. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. 2000. №6. С. 54-58.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 280 с.
14. Запуниди А.А. Роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / А.А. Запуниди. - Москва, 2013. 35 с.
15. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
16. Карнаухова Я. Формируем фонетику карандашом: графико¬игровые упражнения в овладении звуками речи // Дошкольное образование. 2007. № 8. С. 5-9.
17. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы». Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. 21 с.
18. Куликовских, Н. Увлечь книгой: интегрир. занятия по рисованию и худож. лит. // Дошкольное воспитание. 2007. № 5. С. 33-40.
19. Кусова М.Л. Формирование словаря дошкольника через призму психолингвистики: содерж. и методы работы // Филологический класс. 2003. №10. С. 28-31.
20. Купинская Т.Л. Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. URL: https://rae.rU/forum2012/265/1177(дата обращения: 20.10.2017).
21. КолуноваЛ. А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Проблемы изучения речи дошкольников. М.: РАО,
1994. 143 с.
22. Лекции по культуре речи для студентов вузов [Электронный ресурс]. URL:http://www.studfiles.ru/preview/5370259/(дата обращения: 21.10.2017 ).
23. Леонтьев А.А. Исследования детской речи. М.: Просвещение, 2004. 268 с.
24. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. С.5 - 20 с.
25. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Изд. 3-е. М.: Смысл СПб.: Лань, 2003. 287с.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
27. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1985. 171 с.
28. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. М.: Академия, 1999. С. 49-91.
29. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? М.: Просвещение, 1988. 66 с.
30. Мурзакова О.Г. Педагогические основы преодоления трудностей общения у детей 5-6 лет средствами взаимосвязи изобразительной деятельности и развития речи: Автореф. дис ... канд. пед. наук; 13.00.02 / О.Г. Мурзакова. Москва, 2001. 21с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. вузов. М.: Академия, 2007. 640 с.
32. Н.А. Стародубова, теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М: Издательский центр «Академия», 2009. 256 с.
33. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: Гринго,
1995. 105 с.
34. Новотровцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
35. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. 367 с.
36. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2-е изд., испр. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. 336 с.
37. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет: фрагмент книги // Дошкольное образование. 2007. № 16. С. 11-14.
38. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс,
2001. 448 с.
39. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.; под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996. 189 с.
40. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель О.С. Шакова. М.: АПО, 1994. 12 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение,1989. 485 с.
42. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 2002. 175 с.
43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2005. 208с.
44. Торговец Е.А. Изобразительная деятельность как одна из
основополагающих сторон развития речи дошкольника [Электронный ресурс]. URL: http: //sundekor.ru/uchebnyj -material/khudozhestvennaia-
deiatelnost-tesno-sviazana-s-rechiu-rebenka/(дата обращения: 22.10.2017).
45. Урадовских Г. Руки учат говорить: развитие речи детей через конструктив. и изобраз. Деятельность // Дошкольное образование. 2009. №10. С. 7-18.
46. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. М.: Изд-во института психотерапии, 2001. 133 с.
47. Холодова Т. «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие речи малышей / Т. Холодова, О. Брагина // Дошкольное воспитание. 2011. №8. С. 42-48.