Введение 10
Перечень сокращений 12
Термины и определения 14
Раздел 1 Место и роль самостоятельной работы в 17
учебном процессе студентов-электроэнергетиков
Раздел 2 Обзор тренажерных систем для обучения, 30
разработки и самостоятельного решения задач по оперативно-диспетчерскому управлению
Раздел 3 Формирование задач по оперативному 45
управлению для самостоятельного решения
Раздел 4 Разработка противоаварийной тренировки 62
для самостоятельного решения студентами.
Раздел 5 Финансовый менеджмент, 71
ресурсосбережение и ресурсоэффективность
Раздел 6 Социальная отвественность 85
Заключение 112
Список литературных источников 114
Приложение 1 Схема ПС "Екатериненка" 118
Приложение 2 Схема ПС "Знаменка" 119
Приложение 3 Схема транзитного участка ВЛ 110 кВ 120
С-18, С-19, С-19"а", С-20, С-21
Приложение 4 Схема ПС "Кожевниково" 121
В настоящее время в России и за рубежом возрастает интерес к инновационному инженерному образованию. Обсуждается необходимость его совершенствования в связи с изменениями в фундаментальных и прикладных науках, технологическим и социальным развитием общества, развитием производства.
Инновационное образование- это процесс и результат целенаправленного формирования определённых знаний, умений, методологической культуры, а также комплексная подготовка специалистов к инженерной деятельности, включающей разработку и создание новых техники и технологий, за счёт содержания и методов обучения. На сегодняшний день в нашей стране законодательно определена двух ступенчатая система высшего профессионального образования, вторая ступень которой - магистратура в наибольшей мере требует новых инновационных подходов в осуществлении процессов обучения.
Государственным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации по направлению «Электроэнергетика и электротехника» предусмотрено развитие у студентов широкого комплекса компетенций, знаний, умений и навыков, часть которых может быть эффективно развита при самостоятельной работе студентов, организуемой в дисциплинах специального цикла подготовки магистров.
На предприятиях электроэнергетики есть свои опыт, программноаппаратное обеспечение и методология тренинга персонала, которые можно переложить на сферу подготовки студентов-электроэнергетиков в виде задач для самостоятельного решения, так как многие направления тренировок согласуются с требованиями государственного стандарта. В частности, для тренировки диспетчеров предприятий электрических сетей, энергосистем и объединённых энергосистем применяются как специализированные, так и многофункциональные компьютерные тренажёры, обеспечивающие освоение следующих функций: производство оперативных переключений в распределительных устройствах электростанций и подстанций; ведение нормального режима энергосистем и энергообъединения с поддерживанием установленных значений частоты, напряжений, перетоков мощности; анализ аварийных ситуаций и принятие решений по предотвращению развития аварии и восстановлению нормального режима работы энергосистемы.
В настоящей работе предлагается повысить уровень компетенций студентов электроэнергетического профиля за счет самостоятельного решения задач по проведению оперативных переключений, разработанных на тренажере «Модус».
В выпускной квалификационной работе представлены задачи для самостоятельного решения по дисциплине «Оперативное управление в электроэнергетике» с целью повышения профессиональных навыков студентов электроэнергетического профиля.
В разделе 1 представлены общие сведения и характеристика самостоятельной работы студентов, включающая описание рабочей программы дисциплины «Оперативное управление в электроэнергетике», проведена аналогия разработанных задач с лабораторными работами, проводимыми в рамках дисциплины.
В разделе 2 представленобзор тренажерных систем для обучения,разработки и решения задач по оперативно-диспетчерскому управлению.Рассмотрен тренажер "Модус", как инструмент для самостоятельного решения задач по оперативному управлению. Рассмотрены технологии моделирования и макетирования объектов электроэнергетики, учет общих правил переключений, системы управления и контроля, модели блокировок в программном комплексе "Модус".
В разделе 3 сформированы задачи по оперативно-диспетчерскому управлению для самостоятельного решения. Представлены графические материалы по изменению схем. Разработаны бланки переключений для выполнения задач.
В разделе 4 представлены теоретическое обоснование и порядок проведения противоаварийной тренировки-каждый этап в отдельности, с представлением графических материалов. В завершении раздела описана масштабность происходящих оперативных переключений, вызванных ликвидацией технологического нарушения в системе.
В разделе 5 представлены оценка ресурсоэффективности и финансовой эффективности проведенного исследования.
В разделе 6 рассмотрен анализ опасных и вредных факторов, а также мер по ограничению их воздействия на персонал и окружающую среду.
По результатам проведенных исследований можно сделать следующий вывод:
В соответствии с целью работы определены требования к профессиональной подготовке студентов-электроэнергетиков и сделан вывод о том,что студенты могут улучшить свои профессиональные навыки за счет выполнения самостоятельной работы.
Потенциально перспективными средствами для постановки задач по оперативно-диспетчерскому управлению при подготовке студентов-электроэнергетиков являются тренажеры различного назначения, широко используемые для тренинга оперативного и диспетчерского персонала энергопредприятий.
Материальной базой для постановки задач принят программный комплекс «Модус», позволяющий моделировать энергообъекты различных уровней.При разработке методического обеспечения для постановки задач по оперативно-диспетчерскому управлению установлено, что программный комплекс «Модус» действительно обеспечен достаточным количеством функций, необходимых для разработки и решения задач.
В целом, необходимо отметить, что самостоятельное решение задач по оперативно-диспетчерскому управлению студентами-электроэнергетиками оказывает положительное влияние на качество подготовки специалистов и упрощает их адаптацию к будущей профессиональной деятельности.
1. Чубик, П.С., Соловьёв, М.А., Крючков, Ю.Ю. Система элитного технического образования как элемент инновационной инженерной подготовки: Томский политехник. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005, № 11. - С. 16
22.
2. Хрущёв Ю.В., Бацева Н.Л., Мастерова О.А. Активизация подготовки студентов-электроэнергетиков с помощью деловых игр. - Томск: ТПУ, 2009.
3. Современные тренажерные техологии. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http/www.treintech.ru/ru/profi/index.php?path=energy,
свободный.
4. Головинский И. А. Новые возможности интеллектуальных тренажеров оперативных переключений// Вестник электроэнергетики.- 2002.- №1.- С. 36-41.
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http/www.treintech.ru/ru/profi/index.php?path=energy.
6. Программный комплекс для энергетики «Модус» [Электронный
ресурс]: официальный сайт компании «Модус». - Режим доступа:
http://swman.ru/.
7. Будовский В. П., Пасторов В. М. Оценка действий диспетчерского персонала при проведении противоаварийной тренировки // Известия вузов. Электромеханика. - 2004. - № 6. - С. 58-61.
8. Е. В. Калентионок и др. Оперативное управление в энергосистемах: Учеб. пособие/Е.В. Калентионок, В.Г. Прокопенко, В.Т. Федин - Минск: Высш. шк., 2007. - 351 с.
9. Инструкция по переключениям на ВЛ 0,4-10 кВ и ТП ПАО "ТРК”. - Томск: 14.07.2015.
10. Инструкция по переключениям в электроустановках 35-110 ПАО МТРК". Томск: 28.12.2015.
11. Инструкция по переключениям в электроустановках Утверждена приказом Минэнерго от 30.06.2003 №266. - М.: ЦПТИ ОРГРЭС., 2004. - 116 с.
12. Егоров Б.П. Аварийные игры диспетчеров. - Электрические станции, 1932, №8, с. 413-414.
13. Цыханский Ю.Л. Работа оперативного персонала и инженерная психология. - Электрические станции, 1965, №1, с. 56-57.
14. Залесский В.Н. Рационализация работы диспетчера
энергосистемы при помощи телеизмерения. - Электрические станции, 1933, №5, с. 42-45.
15. Сидоров К.И. Тренировочный пульт для аварийных игр ГРЭС им. Красина. - Электрические станции, 1936, №11, с. 25-26.
16. Вейтков Ф.Л., Мешков В.К. Диспетчерское управление энергосистемами. М.: стандартгиз, 1936, 308с.
17. Грудинский П.Г., Залесский В.Н. Диспетчесркое управление энергосистемами. - Электрические станции, 1936, №12, с. 42-43.
18. Трофименко Д.Е. Способы предотвращения аварий с нарушениями статической устойчивости. - Электрические станции, 1941, №23-24, с. 8-9.
19. О применение звукосаписи телефонных разговоровна диспетчерских пунктах. - Электрические станции, 1955, №4, с. 54.
20. Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение: учебно-методическое пособие / Н.А. Гаврикова, Л.Р. Тухватулина, И.Г. Видяев, Г.Н. Серикова, Н.В. Шаповалова; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014.
21. Методические указания по разработке раздела «Социальная ответственность» выпускной квалификационной работы магистров всех направлений (специальностей) и форм обучения ТПУ На/Сост. Ю.В.Бородин,
В.Н.Извеков, Е.В.Ларионова,А.М.Плахов. - Томск: Изд - во Томского политехнического универ-та, 2014. - 20 с
22. ГОСТ 12.1.007 - 76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.
23. Методические указания по разработке раздела «Социальная ответственность» выпускной квалификационной работы магистров всех направлений (специальностей) и форм обучения ТПУ На/Сост. Ю.В.Бородин, В.Н.Извеков, Е.В.Ларионова,А.М.Плахов. - Томск: Изд - во Томского политехнического универ-та, 2014. - 20 с
24. СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10. Гигиенические требования к
персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы. - М.: Минюст России, 2010.
25. СанПиН № 5802-91, ГКСЭН, 1991 г. Санитарные нормы и правила выполнения работ в условиях воздействия электрических полей промышленной частоты (50 Гц)
26. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. - М.: Минюст России, 2003.
27. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 - 03. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. - М.: Минздрав России, 2003.
28. Расчет искусственного освещения: методические указания к выполнению индивидуальных заданий БЖД-4Б для студентов дневного и заочного обучения всех направлений и специальностей ТПУ / Томский
политехнический университет; сост. О. Б. Назаренко. — Томск: Изд-во ТПУ, 2002. — 15 с.: ил.. — Библиогр.: с. 14.
29. Правила по охране труда при эксплуаации электроцстановок (ПОТЭУ) утверждены приказом министерства труда и социальной защиты российской федерации от 24.07.2013 №328Н.
30. Чекалин Н. А. Охрана труда в электротехнической промышленности. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 272 с.
31. МЧС России [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.fire.mchs.gov.rU/training/s82/#_Toc291494930, свободный. - Яз.: рус. Дата обращения: 23.05.2014 г.
32. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. №197- Ф3// принят ГД ФС РФ 21.12.2001.
33. СанПиН 2.2.4.548-96. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы. - М.: Госкомсанэпиднадзор РФ, 1996.
34. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации: [от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, в ред. от 28.12.2013 г.] // Собр. законодательства Рос.Федерации. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.