ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Методические основы формирования связной речи у детей старшего
дошкольного возраста 19
1.3.1. Методы и приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 24
1.4. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. .37
2.1. Диагностика сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи
у детей старшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Развитие речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Оно тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием и является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников [2, с. 89].
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой обучения и воспитания в дошкольном детстве является овладение речью [20, с. 256].
Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на дальнейших возрастных этапах.
После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него открывается с новой стороны. Ребенок использует речь для того, чтобы вы-разить свои чувства, мысли, тем самым воздействовать на окружающих людей [2, с. 89].
Речь является главным условием и необходимым компонентом для осуществления любой деятельности. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта, в Российской Федерации одним из приоритетов дошкольного образования является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса, умение ребенка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. В соответствии со ФГОС ДО речевого развития детей дошкольного возраста «формирование у дошкольников связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [40].
Сегодня педагоги отмечают проблемы, связанные с развитием связной речи. Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей до-школьного возраста сформирована недостаточно. Рассказы детей даже на близкую им тему (о своей семье, о детских забавах, о признаках наступающей зимы и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, не-последовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и».
Проблемой изучения связной речи в течение многих десятков лет занимались известные зарубежные и отечественные психологи, лингвисты и педагоги (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и многие другие).
Существует множество определений понятия связной речи — это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связностью речи С.Л. Рубинштейн считал адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя[25]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Характеризуют связную речь - как речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Связная речь - это развернутое изложения определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно интонационно выразительно.
Целью исследования является теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс упражнений и мероприятий для раз-вития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной), ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблеме;
- эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом полученных данных.
База исследования: проектировочная деятельность проводилась в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 98 г. Каменска-Уральского. В исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 20 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Дошкольный возраст - самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов.
Хорошо развитая, грамматически правильная речь является показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в формировании связной речи у детей. Связная речь у детей развивается за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии. И напротив, нарушение связной речи мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка.
Это еще раз доказывает актуальность выбранной темы: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Таким образом, проводя теоретические и практические исследования по проблеме формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с задачами исследования, мы пришли к следующим выводам:
Старший дошкольный возраст - это новая ступень в развитии ребенка. На данной ступени происходит дальнейшее развитие связной речи, развивается способность к пересказыванию. Это связано с обогащением жизненного опыта ребенка его окружения, взрослыми и сверстниками.
Анализируя содержание наиболее распространенных программ для дошкольных образовательных учреждений, мы пришли к выводу, что в каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный особенностям развития речи на каждом возрастном этапе.
Была поставлена задача - проведение диагностики по выявлению уровня связной речи у детей.
Проанализировав результаты диагностики, мы обнаружили, что часть детей показали низкие результаты, из этого мы сделали выводы и разработали перспективное планирование с комплексом упражнений и мероприятий для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В проектировочной деятельности с целью формирования связной речи нами учитывалось предположение о том, что эффективность формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет достигнута, если:
- оно организовано системно в соответствии с компонентами, направлено на формирование связной речи у детей;
- организован и проведен цикл различных упражнений в данном направлении;
- включена работа с родителями.
У нас возникли проблемы в работе с родителями, так как не все родители приняли участие в запланированных мероприятиях; проанализировав, мы сделали выводы. Результаты исследования показали, что в семьях, обладающих высоким уровнем педагогической грамотности, целью воспитания является создание условий для формирования связной речи у ребенка. Мероприятия и консультации, связанные с формированием связной речи детей, они восприняли как средство повышения их педагогических знаний и легко шли на контакт.
В семьях, обладающих средним уровнем педагогической грамотности, - формирование связной речи ребёнка, которое, в основном, выражается в подготовке к школе. Характерно, что большинство матерей и отцов считают роль детского сада в воспитании и обучении детей ключевой. Они склонны переносить ответственность за результаты образования сына или дочери на воспитателя. Мероприятия и консультации, связанные с формированием связной речи детей, посещали не всегда, нелегко шли на контакт, работу по развитию связной речи детей проводили частично.
В семьях, обладающих низким уровнем педагогической грамотности, большинство родителей делают акцент на трудовом воспитании и физическом развитии детей, а также на коррекции негативных проявлений, связанных с непослушанием, важность формирование связной речи детей у данной категории родителей стоит не на первом месте. Мероприятия и консультации, связанные с формированием связной речи у детей, посещали очень редко, на контакт шли без особого желания, проводилась ли работа - неизвестно. Для того, чтобы получить положительные результаты запланированной нами работы по развитию связной речи детей, мы провели просвещение такой семьи - работа со взрослыми по осознанию важности связной речи их детей. Мы предложили родителям ответить на вопросы анкеты. «Связная речь у детей». Анализ анкет, обсуждение их с родителями свидетельствует о том, что большинство родителей потенциально могут изменить воспитательную позиции по отношению к ребёнку, стиль общения с ним. Совместная работа с родителями позволила достичь столь высоких результатов у детей в развитии связной речи.
Таким образом была наиболее полно исследована тема формирования связной речи путем внедрения упражнений в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста.
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 400 с.
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - с. 4-16.
4. Вопросы детской психологии / под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 343 с
5. Выгодский Л.С. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. - М.: Просвещение,2009.- 398 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.Просвещение, 1991г. - 210
7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997
8. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: Ком- Книга, 2006. - 320 с.
9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2009. - С. 40.
10. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание -
2010.- N 1. - с. 18-23.
11. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. - с.18-21
12. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
13. Гербова В.В. «Занятие по развитию речи с детьми старшей группы»
14. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии.
1973. №3 с. 125
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗ-ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985
17. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958, - 370 с.
18. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980.
19. Лебедева Л.В., Козина И.В. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу. Старшая группа.»
20. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969
21. Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками//Вестник МГУ. Серия «Психология». - 1984. - №4).
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 6-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 456 с.
23. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1985. 352 с.
24. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозайка-Синтез, 2014. 352 с.
25. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: минобрауки.рф. (дата обращения: 16.08.2017).
26. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с.
27. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
28. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
30. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников дошк: учебное пособие для студ. высш. учебн. Заведений. 2-е изд., исп. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 256 с.
31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. 118 с.
32. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: Акцидент, 1991.
33. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов// Дошкольное воспитание, 1990. № 10.
34. Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 3-5.
35. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
36. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.
37. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 240 с.
38. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет. / Дошкольное воспитание. 1972 г. № 9
39. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду»
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
41. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1977
42. ФГОС ДО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Совершенствование связной речи. - М.: Социально-политический журнал. Ассоциация «Гуманитарий», 1994.
43. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи, - М.: Просвещение, 1988.
44.Эльконин Д.Б. Речь II Психология детей дошкольного возраста I под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.: Просвещение, 1964.
45.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте, - М.: Просвещение, 1958.
46.Ядешко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет, - М.: Просвещение, 1966.