ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого
развития детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Грамматический строй речи как основа речевого развития детей
среднего дошкольного возраста 7
1.3. Методы, приёмы и направления развития грамматического строя
речи детей среднего дошкольного возраста 16
1.4. Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования. Примерные образовательные программы дошкольного образования 26
ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Определение уровня сформированности грамматического строя
речи детей среднего дошкольного возраста 36
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий по
формированию грамматического строя речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Речь - очень важное приобретение человечества. С появлением речи жизнь человека улучшилась. И действительно, речь всесильна. С помощью речи человек смог объяснить не только реальные предметы, но и абстрактные.
Язык дает возможность человеку знакомиться с предметами, которые он не встречал прежде, т.е. никак не вступающие в его личный навык, а присвоенными им с общечеловеческого навыка.
Появление устной и письменной речи определило специфику формирования мышления. В речи личности как правило обнаруживается целый общепсихологический образ.
Наглядно бывает уже то, как личность завязывает диалог и как он его завершает, в темпах речи наиболее либо наименее четко представляет его характер, в её интонационном, экспрессивном рисунке - его чувствительность, а в её содержании просвечивает его нравственный мир, его круг интересов.
Вернее, речь - это модель присутствия сознания (мыслей, чувств, переживаний) с целью другого, предназначающаяся орудием общения с ним, и модель общего показа реальности, либо модель существования мышления. Речь является одной из наиболее непростых форм высших психологических функций. Её определяют мобильность, многозначие и взаимосвязь с абсолютно всеми иными психологическими функциями. Речь считается основным условием опосредования, т.е. ни одна сколь-нибудь непростая модель психологической работы человека никак не создается и никак не реализуется без непосредственного либо косвенного участия речи. С целью всесторонности характеристики и установления её зоны в эмоциональной области человека следует отличать по крайней мере две значимости, которые осуществляет разговор, речь как непосредственно психологический процесс, включающийся в реализацию психологической работы человека наравне и совместно с другими психическими действиями, и речь как процесс, формирующий и объединяющий прочие психические процессы. Появление речи значимым способом перестраивает целую психическую сферу человека.
Освоение речи - один из наиболее непростых и загадочных вопросов младенческой психологии и педагогики. Уместное и полное освоение речью считается первоначальным важным обстоятельством развития (возникновения) у детей полноценной нервной системы и последующего точного формирования её. Уместное - следовательно инициированное с первых же дней уже после появления на свет ребенка; полное - следовательно достаточное согласно размеру языкового материала и побуждающее детей к овладению информацией в абсолютной мере его способностей в любой возрастной ступени.
Объект исследования - методы и приемы формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические основы формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
2. Изучить нормативные документы по исследуемой проблеме.
3. Проанализировать программное содержания работы по формированию грамматического строя речи детей средней дошкольного возраста.
4. Изучить методы, приемы работы по развитию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
5. Описать диагностику уровня сформированности грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
6. Подготовить комплекс педагогических мероприятий по развитию грамматического строя речи.
Для реализации поставленных задач нами были использованы теоретические (анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы) и прикладные (диагностика, качественный и количественный анализ) методы исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ- ДЕТСКИЙ САД №578, поселка Шабры.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Речь - одна из главных составляющих развития ребенка. Осваивая речь, дошкольник изучает окружающий мир, получает навыки общения с другими людьми. Ребенку, который успешно овладевает речью, легче понять другого человека. У него быстрей формируются взгляды и убеждения. Благодаря речи ребенок легче осваивает мир, в котором он живет.
Речь быстрее развивается у любознательного ребенка. Он узнает много новых слов, его словарный запас постоянно увеличивается. Речь ребенка становится грамматически правильной. Начинает формироваться объяснительная речь. Происходит развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.). Стремление поделиться полученными знаниями подталкивает ребенка к развитию таких связных форм речи, как диалога и монолога.
Педагоги, работающие с дошкольниками, обратили внимание, что в последние годы уровень речевого развития детей снизился. Одна из причин этого явления - ухудшение здоровья детей. Доктор медицинских наук Скворцова И.С (ведущий невропатолог России), отмечает что в настоящее время у 70% новорожденных выявлены поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Такие отклонения в будущем скажутся на развитие и обучение ребенка. Его речь пострадает в первую очередь, так как на прямую зависит от созревания головного мозга.
Педагоги так же обращают внимание на роль семьи в речевом развитии ребенка. Пассивность и неосведомленность родителей в этом вопросе отрицательно влияет на развитие речи ребенка. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Если ребенок слышит нормальную речь, живет в здоровой обстановке, то речь у него формируется правильно. При отсутствии благоприятных условий и положительного влияния взрослых его речевое развитие тормозится.
Ребенок растет, речь его развивается. Педагоги ставят перед ним новые задачи в овладении речью. Родители начинают понимать, что их некомпетентность в дальнейшем развитии речи ребенка мешает ему. Они обращаются за советом к педагогу. Воспитатель рекомендует им игры и упражнения для развития речи ребенка. Если родители и педагоги действуют слаженно и понимают друг друга, у ребенка не возникает сложностей в дальнейшем речевом развитии.
Таким образом, теоретическое исследование показало, что необходимо в работу с детьми среднего дошкольного возраста включить игры и игровые упражнения, позволяющие вести целенаправленную работу по формированию грамматического строя речи.
1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: практическое пособие для воспитателей ДОУ. Воронеж: ЧП С.С. Лакоценин, 2008. -143 с.
2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М.: 2003. С. 27-43.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2006. 256 с.
4. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. М.: Академа, 1997. 223 с.
5. Артеменко О.Н. Влияние развивающей образовательной среды на развитие субъектов образовательного процесса // Вестник Карачаево- Черкесского государственного университета. 2007. № 22. 390 с.
6. Белкина В.Н. Детская психология. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. 164 с.
7. Белошистая А., Смаги А. Развиваем связную речь // Дошкольное воспитание. 2009. №7. С. 20-25.
8. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. 248 с.
9. Веракса Н.Е. От рождения до школы: Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.
10. Володина В.О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 52.
11. Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябова. М.: МГУ, 1967. C. 76-94.
12. Ворошнина Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Изд. РАО, 1994. С. 104-108.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М.:
Педагогика, 1984. 400 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 311 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Изд-во «Детство- пресс». СПб, Изд-во «Творческий центр Сфера», 2007. 470 с.
16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1993. 17 с.
17. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 107 с.
18. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. 2-е изд. испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 96 с.
19. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. С. 28-34.
20. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. / В.П. Глухов. М.:
2012. 352 с.
21. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. М.: Просвещение, 2015. 208 с.
22. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003. 188 с.
23. Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. 352 с
24. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. М.: Педагогика, 2005. 312 с.
25. Доронова Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. М.: Просвещение, 2007. 260 с.
26. Доронова Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова и др. Изд. 2. М.: Просвещение, 2010. 111 с.
27. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие» / Т.И. Бабаева и др. М.: Детство- Пресс, 2008. 480 с.
28. Ерастов Н.П. Процессы мышления и речевой деятельности (Психолого-дидактический аспект): Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора психологических наук. (967) / АПН СССР. Науч. -исслед. ин-т общей и пед. психологии. Москва: [б. и.], 1971. 34 с.
29. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. 475 с.
30. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Просвещение, 1982. 198 с.
31. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986. 299 с.
32. Зимина В.В. Консультация для родителей «Грамматический строй речи» // Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» г. Белоярский».URL:http://dskazka.lebouo.ru/organizaciya-rechevogo-ugolka-v-gruppe-doo/ (дата обращения 5.09.2017).
33. Иванищева О.Н., Румянцева Е.А. Развитие связной речи у детей: образовательные ситуации и занятия. Средняя группа. Волгоград: Учитель,
2013. 96 с.
34. Конышева Н.М. Ступеньки детства. Программа-концепция для педагогов и родителей. М.: Ассоциация XXI век, 2007. 192 с.
35. Крылова Н.М. Детский сад - Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника. Изд. 3. М.: ТЦ Сфера,2014. 264 с.
36. Кудайдатова А.Г. Консультация «Роль родителей в формировании
грамматически правильной речи у дошкольников». URL:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/18/konsultatsiya-rol-roditeley-v-formirovanii (дата обращения 25.10.2017)
37. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1997. 405 с.
38. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010. 246 с.
39. Методические советы к программе «Детство» / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. М.: Детство-Пресс, 2008. 304 с.
40. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с.
41. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1984. 257 с.
42. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
43. Болотов В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание. 2003. №1. С. 4-9.
44. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. А.И. Булычевой. М: НОУ УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. 173 с.
45. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
46. Покровская Е.Н. «Формирование грамматически правильной речи
детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ». URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-
pokrovskaja/-formirovanie-gramaticheski-pravilnoi-rechi-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-iz-opyta-raboty.html (дата обращения 2.11.2017).
47. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208 с.
48. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е. В.Соловьёва. М.: Просвещение, 2010. 111 с.
49. Развитие речи и творчества / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: ВЛАДОС, 2011. 208 с.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. 488 с.
51. Светлова И.Е. Развитие речи. М.: Эксмо, 2006. 64 с.
52. Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. М.: КАРО, 2014. 64 с.
53. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. С. 202-206.
54. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1981. 216 с.
55. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. 112 с
56. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. 1999. №3. С. 59-69.
57. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: «Владос», 2004. 288 с.
58. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве (развитие
связной речи): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.0613.00.07./
О.С. Ушакова; Рос. акад. образования, Исслед. центр семьи и детства. - М., 1996. - 40с.
59. Ушакова О.С. О программе развития речи детей дошкольного возраста // Управление ДОУ. 2006. № 6. С. 88-89.
60. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2013. 192 с.
61. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1984. 1374 с.
62. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. 136 с.
63. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Детская литература, 1966. 245 с.
64. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 17-58.