ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В
ДОУ 7
1.1. Понятие управления качеством образования 7
1.2. Особенности управления качеством образования в
ДОУ 18
1.3. Проблема организации мониторинга в управлении качеством
образования 31
2.1. Диагностика организации мониторинга в управлении качеством
образования в дошкольном образовательном учреждении 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 18 «РАДУГА»
41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
2.2. Описание хода работы по организации мониторинга в управлении
качеством образования 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 134
Актуальность данного исследования. В настоящее время деятельность практическая стала все чаще приобретать характер мониторинга, который предвидит интегративное взаимодействие всех структур и компонентов для более качественного достижения поставленной задачи. Деятельность мониторинговая как вид деятельности перестает быть прерогативой только профессиональных технических сфер, активно она вживается в педагогические, психологические, социологические и управленческие профессиональные области.
В пределах границ мониторинга осуществляется выявление и оценивание проведенных педагогических действий, и тем самым идет обеспечение обратной связи, которая осведомляет о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным задачам. Мониторинг несет в себе различные качественные характеристики. Это и диагностическая система, и система слежения, и система контроля, и система наблюдения. Но при всем этом есть общая точка пересечения - идет понимание мониторинга как работа с информацией. Можно прийти к выводу, что мониторинг - это некая система, в которой компонентами выступают мероприятия (управленческие действия, диагностические процедуры), которые направлены на получение необходимой информации о динамике изменений объекта, за которым происходит наблюдение.
Формирование мониторинга идет как формирование системы многоуровневой, системы повторяющихся процедур диагностических, которые проводятся с использованием методик количественных, максимально объективирующих показатели качественные выбранных объектов. В практической деятельности это система диагностических процедур, которые повторяются , например срезы уровня знаний дошкольников. Эти срезы знаний проводят на протяжении всего учебного года. Мониторинговая система способна не только зарегистрировать состояние ее на текущий момент, но и может давать необходимые материалы и основания для качественного анализа, для постоянного сравнения, для коррекции управленческих решений.
Организацию мониторинга можно связать с выбором и определением оптимального сочетания различных форм, способов и видов мониторинга с учетом особенностей определенной педагогической ситуации. Связь органическая мониторинга с разными функциями управления способна себя проявить в том, что каждая функция этого управления выдвигает себя как главной точкой мониторинга, значит, мониторинг затрагивает информацию, цели, решения, прогнозы, организацию и исполнение деятельности педагогической, коммуникационной и коррекционной.
В процессе работы проводимого мониторинга осуществляется целостное представление о состоянии дошкольного образования с точки зрения его соответствия установленным требованиям. Это поможет выявить самые сильные и наиболее слабые стороны в работе дошкольного учреждения, следовательно, провести анализ имеющихся причин несоответствия с нормами. Потом можно запланировать работу до их полного устранения, а позже провести корригирующие мероприятия.
Основная задача мониторинга заключается, прежде всего, в скорейшем предупреждении всевозможных нежелательных воздействий используемых педагогических технологий, стиля общения педагогов на здоровье и психоэмоциональное состояние дошкольников. Необходимая информация которую получили в ходе мониторинга, дает нам возможность
корректировать образовательный процесс и развивающую среду дошкольного учреждения. Мониторинг выступает одним из главнейших средств, благодаря которому меняется само пространство информационное, следовательно, увеличивается степень повышения объективности, оперативности и доступности самой информации.
Отсюда возникают противоречия:
• между недостаточной, неэффективной организацией осуществления мониторинга в ДОУ и между необходимостью создать условия для осуществления качественной, эффективной организации мониторинга в управлении качеством образования в ДОУ;
• между необходимостью организовать мониторинг управления качеством образования в ДОУ и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании всех выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта деятельности дошкольного учреждения была сформулирована проблема исследования. Она заключается в теоретическом осмыслении средств педагогических, которые обеспечивают высокий уровень управления качеством образования в ДОУ.
Все это вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Организация мониторинга в управлении качеством образования в ДОУ»...
В ходе данного исследования решены следующие поставленные задачи:
1. Проанализирована проблема управления качества образования в ДОУ. Под управлением качеством образования понимается целенаправленная деятельность, в которой её субъекты (органы управления образованием) посредством предоставления образовательных услуг и (или) решения управленческих задач обеспечивают в организации совместную деятельность потребителей образовательных услуг (воспитанников, педагогов и родителей), её направленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей.
2. Определены основные показатели мониторинга качества образования в ДОУ и подобраны соответствующие методики.
Мониторинг качества образования направлен на оценку успешности приближения дошкольного учреждения к запланированному уровню качества образовательного процесса. Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Он определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям дошкольников, специфике среды их жизнедеятельности. То есть, четкая организация работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга способствует достижению его эффективности.
3. Проведён мониторинг управления качества образования в ДОУ, представлен анализ результатов исследования 18 детей младшего дошкольного возраста и 10 педагогов МБДОУ «Детский сад № 18 «Радуга». По результатам диагностики выявлены 3 группы детей по уровню развития:
1 группа детей с высоким уровнем развития 10 детей (56 %) - у детей исследуемой группы (Образовательная область «Художественноэстетическое развитие») в достаточной мере развита способность, эмоционально откликаться на интересные образы, радоваться красивому предмету, рисунку.
2 группа - средний уровень развития (44 %) - у детей этого уровня наблюдалось избирательное участие в ситуациях эстетической направленности. Самые низкие результаты были получены по умению детьми по вопросам составлять по картинке рассказ из 3 - 4 простых предложений, называть предметы и объекты ближайшего окружения.
Это говорит о том, что у некоторых детей исследуемой группы (10 человек) в недостаточной мере развиты эти коммуникативные способности в силу недостаточного опыта детского возраста и темперамента.
3 группа - низкий уровень развития - 3 человека выявлен только для образовательной области «Речевое развитие».
По данным мониторинга педагогов 2016-2017 учебного года наглядно видно, что у педагогов недостаточно сформированы аналитические умения (3,0), проектировочные умения (3,3), конструктивные (3,1). Общий балл профессиональных качеств педагогического коллектива составил 3,4, что соответствует среднему уровню. Отсутствие высоких оценок и результаты анкетирования показывают недостаточность использования инновационных программ и технологий, методов и форм осуществления личностноориентированного образования, авторских пособий, проектов, программ и т.д.
4. Разработаны рекомендации и план мероприятий, реализуемых в МБДОУ «Детский сад № 18 «Радуга» для более успешного управления качеством образования дошкольным образовательным учреждением.
1. Алямовская, В. Г. Возможности дошкольного образовательного учреждения в оказании медико-социальной и психолого-педагогической поддержки детям [Текст] / В. Г. Алямовская, Т. А. Бекетова. - СПб. : Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2016. - 204 с.
2. Алямовская, В. Г. Психолого-педагогический мониторинг в дошкольном учреждении компенсирующего вида [Текст] / В. Г. Алямовская. - М. : Восхождение, 2017. - 210 с.
3. Белая, К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. [Текст] / К. Ю. Белая. - М. : АСТ, 2017. - 236 с.
4. Белкин, А. С. Знаете ли вы своего ребенка [Текст] / А. С. Белкин. - Екатеринбург : Педагогика, 2014. - 122 с.
5. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М. : Совершенство, 2017. - 298 с.
6. Богославец, Л. Г. Управление качеством дошкольного образования : Методическое пособие [Текст] / Л. Г. Богославец. - М. : ТЦ Сфера. - 2016. - 186 с.
7. Бойнович, Н. Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Бойнович. - СПб. : Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена. - 2015. - 321 с.
8. Болотов, В. А. Система оценки качества российского образования [Текст] / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 22-31.
9. Бордовский, Г. Л. Управление качеством образовательного процесса [Текст] / В. А. Богословский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. - СПб. : Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 359 с.
10. Воротилов, В. И. Определение качества образования в новой парадигме управления [Текст] / В. И. Воротилов. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 215 с.
11. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ : методическое пособие [Текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - 2 - е изд. - М. : Айрис-пресс, 2017. - 277 с.
12. Генов, Ф. Психология управления [Текст] / Ф. Генов. - М. : Восхождение, 2015. - 150 с.
13. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования : Учеб. пособие [Текст] / Э. Н. Гусинский. - М. : Логос, 2017. - 223 с.
14. Гличёв, А. В. Основы управления качеством продукции [Текст] / А. В. Гличев. - М. : АМИ, 2015. - 356 с.
15. Ладыженская, Т А. Культура речи как предмет преподавания в пед. Институте [Текст] / Т. А. Ладыженская // Педагогическое образование. - 2014. - № 3. - С. 32-35...