ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Проблема изучения формирования звукопроизношения в онтогенезе.... 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 11
1.3. Характеристика звукопроизношения у обучающихся с дизартрией 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИЗАРТРИЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР 21
2.1. Цель, задачи, методики и организация логопедического обследования.. 21
2.2. Результаты логопедического обследования обучающихся 22
2.3. Характеристика нарушений звукопроизношения у обучающихся с
дизартрией на основании результатов констатирующего эксперимента 30
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИЗАРТРИЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР 36
3.1. Принципы и направления логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у обучающихся с дизартрией 36
3.2. Содержание работы по коррекции звукопроизношения у обучающихся
с дизартрией на музыкальных занятиях в начальной школе для детей с ТНР 39
3.3. Результаты обучающего эксперимента и их анализ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Дизартрия является достаточно распространенным нарушением речи, для которого нарушение звукопроизношения является ведущим дефектом наряду с нарушением моторной сферы, дыхания и просодики. При этом нарушения звукопроизношения сходны с другими артикуляторными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической сторон речи, снижают эффективность школьного обучения детей. Дети с дизартрией могут испытывать значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Исследованиями в данной области занимались такие авторы, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие [5, 20, 28, 35].
Работа над коррекцией звукопроизношения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится практически на каждом уроке. Но взаимодействие учителя-логопеда музыкального работника зачастую развито на недостаточном уровне, отсутствует комплексное воздействие на речевые нарушения. Однако именно музыкальное воспитание может оказать значительную помощь в коррекционной работе. При условии правильно подобранных приемов под влиянием музыкальных упражнений формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, речь становится более грамотной. В работах Г. А. Волковой, И. С. Лопухиной, Е. А. Медведевой, Г. Р. Шашкиной [6, 23, 38] и других исследователей описана и доказана значимость музыкальных занятий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Это определяет актуальность темы данной работы.
Объект исследования - нарушения звукопроизношения у обучающихся с дизартрией.
Предмет исследования - коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с дизартрией.
Цель исследования - провести коррекционную работу по устранению нарушений звукопроизношения у обучающихся с дизартрией на музыкальных занятиях.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Логопедическое обследование группы обучающихся в ходе проведения констатирующего эксперимента для выявления группы детей с дизартрией.
3. Анализ полученных результатов.
4. Разработка содержания логопедической работы по коррекции звукопроизношения у обучающихся с дизартрией на музыкальных занятиях.
5. Проведение обучающего эксперимента.
6. Анализ результатов обучающего эксперимента.
Характер поставленных задач определил выбор методов исследования: анализ литературы, педагогический эксперимент, математические и статистические методы (шкалирование), составление библиографии.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проведенный анализ научной литературы показал, группа обучающихся с дизартрией на сегодняшний день является самой многочисленной в сравнении с другими речевыми нарушениями. Нарушения звукопроизношения, являющиеся ведущим дефектом при дизартрии и обусловленные моторными расстройствами, влекут за собой нарушения всех сторон речи и могут быть причиной затруднений в освоении школьных знаний, навыков чтения, письма.
Особый интерес представляет система взаимодействия учителя- логопеда и музыкального руководителя учебного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи. Установление данного взаимодействия, планирование совместной коррекционно-образовательной работы способствует повышению эффективности логопедической работы с обучающимися с дизартрией.
Неоценимый вклад в изучение данной темы был внесен такими исследователями, как Е. Н. Винарская, Г. А. Волкова, А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, А. Н. Корнев, А. А. Леонтьев, Л. В. Лопатина,
Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, и другие. Из их научных трудов были получены данные о закономерностях развития
звукопроизношения и речи в целом, о психолого-педагогических особенностях детей с дизартрией, о характеристике звукопроизношения у детей с дизартрией, о возможностях коррекции нарушений звукопроизношения с использованием музыкальных технологий и на музыкальных занятиях.
Анализ данных, полученных в результате проведения констатирующего этапа исследовательской работы, позволил отметить значительные нарушения в развитии всех видов моторики, отклонения в мышечном тонусе и координации движений. В ходе логопедического обследования были отмечены нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, навыков звукового анализа и лексикограмматической стороны речи. Была выявлена непосредственная связь между уровнем сформированности моторной сферы, звукопроизношением и фонематическими процессами.
На основе результатов констатирующего этапа работы была сформирована экспериментальная группа обучающихся в составе 10 человек. С данной группой детей проводилась работа по подробному изучению звукопроизношения у обучающихся с дизартрией. Результаты показали, что у 70 % детей из группы обучающихся с дизартрией было отмечено мономорфное нарушение звукопроизношения - нарушение произношения сонорных звуков. У 20 % детей наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, из них у 10 % наблюдается нарушение произношения шипящих и сонорных звуков, у 10 % - нарушение произношения всех групп звуков. Исходя из этого, были составлены индивидуальные планы коррекционной работы, в соответствии с которыми строилась дальнейшая работа по коррекции нарушений звукопроизношения.
В рамках обучающего эксперимента было проведено 70 индивидуальных занятий по развитию моторной сферы, постановке и дифференциации звуков. Также было установлено взаимодействие с музыкальным руководителем образовательной организации, что позволило проводить работу по коррекции звукопроизношения на музыкальных занятиях. Особенности организации уроков музыки стали причиной невозможности проведения всех этапов работы по коррекции звукопроизношения, поэтому для логопедической работы на музыкальных занятиях были выбраны такие направления, как развитие моторики и автоматизация или дифференциация звуков. Для этого использовалась артикуляционная гимнастика, различные упражнения, логопедические распевки. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у обучающихся с дизартрией на музыкальных занятиях проводилась в течение 7 недель, по 1 занятию в неделю.
Для оценки эффективности проведенной коррекционной работы был организован контрольный эксперимент. Результаты эксперимента дают возможность сделать вывод о наличии определенной положительной динамики в развитии моторики, звукопроизношения и фонематического слуха. Но в то же время можно сказать о недостаточной продолжительности подобного рода коррекционной работы, т.к. множество нарушений звукопроизношения и моторики на всех уровнях не удалось скорригировать, а достижение некоторыми детьми возрастной нормы навыков звукопроизношения и фонематического слуха обусловлено проводимой учителем-логопедом работой по устранению нарушений данной сферы.
В целом можно отметить определенную эффективность проведения работы по коррекции звукопроизношения на музыкальных занятиях. Полученные результаты могут быть полезны для дальнейшего построения взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Итоги работы служат основанием для подтверждения актуальности данной проблемы исследования. Цель работы была достигнута, поставленные задачи исследования были решены.
1. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] /
B. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия. [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
3. Бессонова, Т. П. Специфика коррекционного обучения I этапа учащихся с общим недоразвитием речи (в условиях школьного логопедического пункта) [Текст] / Т. П. Бессонова // Дефектология. - 1988. - № 4. - С. 52-55
4. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением [Текст] / О. С. Боромыкова. - СПб. : Речь, 1999. - 296 с.
5. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, 2005. - 141 с.
6. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
7. Гавришева, Л. Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры [Текст] / Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-пресс, 2007. - 32 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
9. Гуровец, Г. В. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии [Текст] / Г. В. Гуровец, Л. Р. Давидович,
C. И. Маевская // Изучение и коррекция речевых расстройств — Л., 1986. с. 73-79
10. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики. [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Эксмо, 2011. - 288 с.
11. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : УНПЦ «Энергомаш», 1994. - 325 с.
12. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М., 1973. - 296 с.
13. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
14. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2006. - 380 с.
15. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 1997. - 287 с...