Совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ 5
1.1. Особенности психического развития ребенка дошкольного
возраста 5
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Речь как психолого-педагогическое понятие 17
1.4. Особенности совершенствования выразительной речи детей
старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой 19
1.5. Анализ образовательных программ дошкольного обучения и
воспитания 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ 29
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе 29
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности
речи детей старшего дошкольного возраста 35
2.3. Диагностика уровня сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ 5
1.1. Особенности психического развития ребенка дошкольного
возраста 5
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Речь как психолого-педагогическое понятие 17
1.4. Особенности совершенствования выразительной речи детей
старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой 19
1.5. Анализ образовательных программ дошкольного обучения и
воспитания 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ 29
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе 29
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности
речи детей старшего дошкольного возраста 35
2.3. Диагностика уровня сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
В нашем мире сложилась такая ситуация, в которой необходимы конкурентно способные личности, умеющие грамотно и эффективно общаться. Культура речи в жизни каждого человека очень важна. Именно речь позволяет налаживать контакт людей друг с другом и передавать свои мысли как устно, так и письменно. Очень важное место в речи играет ее выразительность, которая позволяет передавать все многообразие чувств, наполняющих человека в момент речи. Выразительная речь очень продуктивна. Красивая выразительная речь действует на разум, чувства и воображение слушателя. Выразительная речь заинтересовывает, поддерживает внимание к теме разговора.
Старший дошкольный возраст - время активного речевого развития. Именно в возрасте 5-7 лет ребенок учится не только передавать свои мысли, но также и делиться своими переживаниями, чувствами, объяснять происходящее вокруг. Этот возраст можно охарактеризовать, как самый благоприятный для развития не просто речи, а выразительной речи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для решения проблем развития речи дошкольников в ФГОС ДО в структуре содержания основной программы ДОО отдельной образовательной областью выделено «Речевое развитие». Однако практика показывает не высокий результат решения задач по развитию выразительности речи. Дети не могу выразить свои чувства словами, передать чувства и эмоции в процессе разговора. В работе по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой используем материал произведений входящих в программу ДОО.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (В. В. Виноградов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Монтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Л. В. Щерба, Д. Б. Эльконин) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей.
Цель данного исследования - разработать и апробировать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить критерии для диагностики уровня
сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня сформированности
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы.
Объект исследования - совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Старший дошкольный возраст - время активного речевого развития. Именно в возрасте 5-7 лет ребенок учится не только передавать свои мысли, но также и делиться своими переживаниями, чувствами, объяснять происходящее вокруг. Этот возраст можно охарактеризовать, как самый благоприятный для развития не просто речи, а выразительной речи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для решения проблем развития речи дошкольников в ФГОС ДО в структуре содержания основной программы ДОО отдельной образовательной областью выделено «Речевое развитие». Однако практика показывает не высокий результат решения задач по развитию выразительности речи. Дети не могу выразить свои чувства словами, передать чувства и эмоции в процессе разговора. В работе по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой используем материал произведений входящих в программу ДОО.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (В. В. Виноградов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Монтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Л. В. Щерба, Д. Б. Эльконин) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей.
Цель данного исследования - разработать и апробировать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить критерии для диагностики уровня
сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня сформированности
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы.
Объект исследования - совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают шире использовать все характеристики устной речи. Необходимо продолжать воспитывать у дошкольников выразительную сторону устной речи в процессе знакомства с книжной культурой: чтением стихов, рассказов, загадок, поговорок, скороговорок и т. д. Для совершенствования выразительной речи старших дошкольников необходимо проводить речевые упражнения и игры, которые решают разные задачи воспитания выразительной речи.
Подводя итог проведённой работы, можно сказать следующее - развивать и совершенствовать выразительную речь старших дошкольников необходимо комплексно. Всю работу необходимо проводить постепенно, систематично, доступно для дошколят. На всех этапах обучения использовать образец литературного произношения, чтение стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок и т. д.
Диагностика детей, проведённая до внедрения комплекса упражнений, и после показала, насколько улучшилось качество выразительной речи у детей. Так же у детей повысился интерес к устному народному творчеству, дети активно стали использовать в своей речи, в играх потешки, пословицы, поговорки, прибаутки.
В ходе практических исследований было установлено, что при регулярной и целенаправленной работе с дошколятами по совершенствованию выразительности речи, с использованием художественной литературы, произведениями устного народного творчества уровень выразительности речи детей значительно повышается.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены. Педагогические исследования подтверждают, что процесс совершенствования выразительности речи должен носить комплексный характер, присутствовать и отрабатываться в игровой среде, как в основном виде деятельности дошкольника.
Подводя итог проведённой работы, можно сказать следующее - развивать и совершенствовать выразительную речь старших дошкольников необходимо комплексно. Всю работу необходимо проводить постепенно, систематично, доступно для дошколят. На всех этапах обучения использовать образец литературного произношения, чтение стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок и т. д.
Диагностика детей, проведённая до внедрения комплекса упражнений, и после показала, насколько улучшилось качество выразительной речи у детей. Так же у детей повысился интерес к устному народному творчеству, дети активно стали использовать в своей речи, в играх потешки, пословицы, поговорки, прибаутки.
В ходе практических исследований было установлено, что при регулярной и целенаправленной работе с дошколятами по совершенствованию выразительности речи, с использованием художественной литературы, произведениями устного народного творчества уровень выразительности речи детей значительно повышается.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены. Педагогические исследования подтверждают, что процесс совершенствования выразительности речи должен носить комплексный характер, присутствовать и отрабатываться в игровой среде, как в основном виде деятельности дошкольника.
Подобные работы
- Совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения книжной культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование умений монологической речи
у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства
с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Использование словесных игр в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Развитие связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов (Шадринский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Организация работы педагога по формированию текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста при обучении их пересказу
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



