ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ 5
1.1. Особенности психического развития ребенка дошкольного
возраста 5
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Речь как психолого-педагогическое понятие 17
1.4. Особенности совершенствования выразительной речи детей
старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой 19
1.5. Анализ образовательных программ дошкольного обучения и
воспитания 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ 29
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе 29
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности
речи детей старшего дошкольного возраста 35
2.3. Диагностика уровня сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
В нашем мире сложилась такая ситуация, в которой необходимы конкурентно способные личности, умеющие грамотно и эффективно общаться. Культура речи в жизни каждого человека очень важна. Именно речь позволяет налаживать контакт людей друг с другом и передавать свои мысли как устно, так и письменно. Очень важное место в речи играет ее выразительность, которая позволяет передавать все многообразие чувств, наполняющих человека в момент речи. Выразительная речь очень продуктивна. Красивая выразительная речь действует на разум, чувства и воображение слушателя. Выразительная речь заинтересовывает, поддерживает внимание к теме разговора.
Старший дошкольный возраст - время активного речевого развития. Именно в возрасте 5-7 лет ребенок учится не только передавать свои мысли, но также и делиться своими переживаниями, чувствами, объяснять происходящее вокруг. Этот возраст можно охарактеризовать, как самый благоприятный для развития не просто речи, а выразительной речи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что для решения проблем развития речи дошкольников в ФГОС ДО в структуре содержания основной программы ДОО отдельной образовательной областью выделено «Речевое развитие». Однако практика показывает не высокий результат решения задач по развитию выразительности речи. Дети не могу выразить свои чувства словами, передать чувства и эмоции в процессе разговора. В работе по совершенствованию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой используем материал произведений входящих в программу ДОО.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов (В. В. Виноградов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Монтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Л. В. Щерба, Д. Б. Эльконин) создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей.
Цель данного исследования - разработать и апробировать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить критерии для диагностики уровня
сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня сформированности
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по результатам опытно-поисковой работы.
Объект исследования - совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают шире использовать все характеристики устной речи. Необходимо продолжать воспитывать у дошкольников выразительную сторону устной речи в процессе знакомства с книжной культурой: чтением стихов, рассказов, загадок, поговорок, скороговорок и т. д. Для совершенствования выразительной речи старших дошкольников необходимо проводить речевые упражнения и игры, которые решают разные задачи воспитания выразительной речи.
Подводя итог проведённой работы, можно сказать следующее - развивать и совершенствовать выразительную речь старших дошкольников необходимо комплексно. Всю работу необходимо проводить постепенно, систематично, доступно для дошколят. На всех этапах обучения использовать образец литературного произношения, чтение стихов, потешек, скороговорок, чистоговорок и т. д.
Диагностика детей, проведённая до внедрения комплекса упражнений, и после показала, насколько улучшилось качество выразительной речи у детей. Так же у детей повысился интерес к устному народному творчеству, дети активно стали использовать в своей речи, в играх потешки, пословицы, поговорки, прибаутки.
В ходе практических исследований было установлено, что при регулярной и целенаправленной работе с дошколятами по совершенствованию выразительности речи, с использованием художественной литературы, произведениями устного народного творчества уровень выразительности речи детей значительно повышается.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены. Педагогические исследования подтверждают, что процесс совершенствования выразительности речи должен носить комплексный характер, присутствовать и отрабатываться в игровой среде, как в основном виде деятельности дошкольника.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М.: Академия, 1999. 560 с.
2. Антропова Т.А., Мареева Г.А. Страна чудесных слов: методическое пособие. М.: ТЦ СФЕРА, 2016. 64 с.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
4. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. М.: Академия, 2012. 528 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
6. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск: Академия Холдинг, 1976. 178 с.
7. Васильева Е.В. Развиваем речь с помощью стихов: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ТЦ СФЕРА, 2016. 64 с.
8. Введенская Л.А., Кашаева Е.Ю., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. М.: Феникс, 2014. 539 с.
9. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013. 150 с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. 4-е издание, перераб. СПб.: Питер, 2009. 146 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 470 с.
14. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 144 с.
15. Гурович Л.М. Ребёнок и книга М.: Просвещение, 1999. 178 с.
16. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 112 с.
17. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. 143 с.
18. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. М.: Педагогика, 2013. 261 с.
19. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. М.: Гном-пресс, 1999. 64 с.
20. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: учебное пособие для студентов. М.: Флинта, 1998. 108 с.
21. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 345 с.
23. Логинова В.И. К.Д. Ушинский как основоположник методики развития речи // Дошкольное воспитание. 1979. №1. С. 5-7.
24. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у
дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:
Мозаика-Синтез, 2007. 64 с.
25. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
26. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2010. 687 с.
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. 442 с.
28. Привалова С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. 203 с.
образования «Мир открытий». М.: Издательство Национальное образование, 2015. 336 с.
30. Примерная образовательная программа дошкольного
образования «Успех». М.: Просвещение, 2015. 235 с.
31. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 416 с.
32. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 1973. 208 с.
33. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2008. 366 с.
34. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. 344 с.
35. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2010. 224 с.
36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: НПО МОДЭК, 2002. 224 с
37. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд. М.: Издательский центр Академия, 2012. 256 с.
38. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 671 с.
39. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Вопросы психологии. 1971. №6. С. 122-131.
40. Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 2. М.: АСТ, 2014. 702 с.
41. Усова А.П. Родной язык в детском саду // Дошкольное воспитание. 2009. №6. С. 10-16.
42. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Владос, 2013. 288 с.
43. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011. 288 с.
44. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей детского сада и родителей. 3-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2016. 208 с.
45. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008. 240 с.
46. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации». Екатеринбург: Издательский Дом Ажур, 2017. 163 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2015. 25 с.
48. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Николаевича А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Лабиринт, 1984. 240 с.
49. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. М.: Сфера, 2012. 128 с.
50. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. М.: АСТ, 2009. 222 с.
51. Шелестова З.А. Основы методики выразительного чтения и рассказывания. М.: Издательство Спутник, 2014. 620 с.
52. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 384 с.