Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы совершенствования выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методические основы совершенствования выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3.1 Методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 19
1.3.2 Анализ примерных общеобразовательных программ и методических пособий ДОО с точки зрения возможности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи у
детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы совершенствования выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методические основы совершенствования выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3.1 Методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 19
1.3.2 Анализ примерных общеобразовательных программ и методических пособий ДОО с точки зрения возможности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи у
детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Речь в жизни каждого человека является основным средством общения. Именно речь дает возможность человеку налаживать контакт с людьми и передавать свои мысли. Обогащенная языковыми средствами речь, которая позволяет передавать разнообразие эмоций, чувств, наполняющих человека в момент общения, является выразительной. Однако одно и то же высказывание, может быть произнесено по-разному и нести совершенно разный смысл.
Выразительная речь позволяет не только донести знания до собеседника, но и вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский [8], С.Л. Рубинштейн [30].
В дошкольном возрасте происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, что требует специального обучения и речевого воспитания. Процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем, поэтому ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, через которую ребенок знакомится со всеми аспектами окружающей действительности, учится решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, постигает правила поведения, историю и культуру своего народа.
Выразительность речи возникает тогда, когда ребенок хочет передавать не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем и как говорится.
Старший дошкольный возраст можно охарактеризовать, как наиболее благоприятный для совершенствования выразительности речи, потому что является периодом интенсивного речевого развития. В этот период важно научить ребенка менять темп, регулировать силу голоса, интонационную выразительность.
Владение выразительностью речи делает человека интересным собеседником.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования
2. Охарактеризовать методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностическое исследование сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать материал для комплекса игр, направленного на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, диагностирование уровня сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, статистическая обработка полученных данных (качественный, количественный анализ).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида «Надежда» № 523 города Екатеринбурга. В практической работе принял участие 21 ребенок старшей группы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Выразительная речь позволяет не только донести знания до собеседника, но и вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский [8], С.Л. Рубинштейн [30].
В дошкольном возрасте происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, что требует специального обучения и речевого воспитания. Процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем, поэтому ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, через которую ребенок знакомится со всеми аспектами окружающей действительности, учится решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, постигает правила поведения, историю и культуру своего народа.
Выразительность речи возникает тогда, когда ребенок хочет передавать не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем и как говорится.
Старший дошкольный возраст можно охарактеризовать, как наиболее благоприятный для совершенствования выразительности речи, потому что является периодом интенсивного речевого развития. В этот период важно научить ребенка менять темп, регулировать силу голоса, интонационную выразительность.
Владение выразительностью речи делает человека интересным собеседником.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования
2. Охарактеризовать методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностическое исследование сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать материал для комплекса игр, направленного на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, диагностирование уровня сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, статистическая обработка полученных данных (качественный, количественный анализ).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида «Надежда» № 523 города Екатеринбурга. В практической работе принял участие 21 ребенок старшей группы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Для развития речи большое значение имеет степень сформированности таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление.
Выразительность речи - это коммуникативное качество речи, направленное на умение внятно, убедительно выражать свои мысли, чувства, эмоции. А также пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, интонационными, лексическими).
Овладение родным языком играет важную роль в процессе развития и становления личности, дошкольное детство является сензитивным периодом для развития навыков коммуникации, а развитие речи является одной из основных задач в дошкольном возрасте. Поэтому развитие устной речи в дошкольном возрасте создает фундамент для развития навыков и умений выразительности речи и умения применять полученный опыт в общении и обучении в будущем.
В дошкольном возрасте происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, что требует специального обучения и речевого воспитания. В этот период детства важно научить ребенка регулировать силу голоса, менять темп речи, вырабатывать четкую дикцию, правильность речевого дыхания, выделять главное слово логическим ударением, интонационную выразительность. Процесс познания детей происходит эмоционально-практическим путем, поэтому ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, через которую ребенок знакомится со всеми аспектами окружающей действительности, учится решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, постигает правила поведения, историю и культуру своего народа.
Для совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста нужно создать такие условия, в которых ребенок может выразить все свои чувства, желания, эмоции, знания.
В развитии выразительности речи большую помощь могут оказать театрализованные игры, игры-инсценировки, в которых дети учатся менять темп речи, регулировать силу голоса, изменять интонацию в зависимости от содержания высказывания.
Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, в которых дети учатся выделять логическим ударением главное слово, подбирать к словам синонимы и антонимы, а также регулировать силу голоса, менять темп речи, изменять интонацию в зависимости от ситуации.
Воспитатель, владея различными средствами выразительности (интонацией, силой голоса, темпом речи), способствует не только совершенствованию выразительности речи у детей, но становится объектом для подражания.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Данная работа была ориентирована на описание условий, необходимых для совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
Проанализировав психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по теме исследования, мы определили понятия выразительности речи и совершенствование в игровой деятельности. Чем богаче и выразительнее речь, тем глубже, шире и разнообразнее содержание речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Охарактеризованы методы и приемы, которые направлены на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Описана проектировочная деятельность по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Проведена диагностика, результаты которой показали, что существуют трудности в развитии выразительности речи, поэтому необходимо вести целенаправленную работу по совершенствованию выразительности речи. Пополнять предметно-пространственную среду современным материалом для творчества, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по развитию речи.
В связи с этим для преодоления трудностей нами был разработан комплекс игр, который направлен на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность речи - это коммуникативное качество речи, направленное на умение внятно, убедительно выражать свои мысли, чувства, эмоции. А также пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, интонационными, лексическими).
Овладение родным языком играет важную роль в процессе развития и становления личности, дошкольное детство является сензитивным периодом для развития навыков коммуникации, а развитие речи является одной из основных задач в дошкольном возрасте. Поэтому развитие устной речи в дошкольном возрасте создает фундамент для развития навыков и умений выразительности речи и умения применять полученный опыт в общении и обучении в будущем.
В дошкольном возрасте происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, что требует специального обучения и речевого воспитания. В этот период детства важно научить ребенка регулировать силу голоса, менять темп речи, вырабатывать четкую дикцию, правильность речевого дыхания, выделять главное слово логическим ударением, интонационную выразительность. Процесс познания детей происходит эмоционально-практическим путем, поэтому ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, через которую ребенок знакомится со всеми аспектами окружающей действительности, учится решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, постигает правила поведения, историю и культуру своего народа.
Для совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста нужно создать такие условия, в которых ребенок может выразить все свои чувства, желания, эмоции, знания.
В развитии выразительности речи большую помощь могут оказать театрализованные игры, игры-инсценировки, в которых дети учатся менять темп речи, регулировать силу голоса, изменять интонацию в зависимости от содержания высказывания.
Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, в которых дети учатся выделять логическим ударением главное слово, подбирать к словам синонимы и антонимы, а также регулировать силу голоса, менять темп речи, изменять интонацию в зависимости от ситуации.
Воспитатель, владея различными средствами выразительности (интонацией, силой голоса, темпом речи), способствует не только совершенствованию выразительности речи у детей, но становится объектом для подражания.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Данная работа была ориентирована на описание условий, необходимых для совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
Проанализировав психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по теме исследования, мы определили понятия выразительности речи и совершенствование в игровой деятельности. Чем богаче и выразительнее речь, тем глубже, шире и разнообразнее содержание речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Охарактеризованы методы и приемы, которые направлены на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Описана проектировочная деятельность по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Проведена диагностика, результаты которой показали, что существуют трудности в развитии выразительности речи, поэтому необходимо вести целенаправленную работу по совершенствованию выразительности речи. Пополнять предметно-пространственную среду современным материалом для творчества, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по развитию речи.
В связи с этим для преодоления трудностей нами был разработан комплекс игр, который направлен на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.



