ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические основы совершенствования
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы совершенствования выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Методические основы совершенствования выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3.1 Методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 19
1.3.2 Анализ примерных общеобразовательных программ и методических пособий ДОО с точки зрения возможности совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностика уровня сформированности выразительности речи у
детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Речь в жизни каждого человека является основным средством общения. Именно речь дает возможность человеку налаживать контакт с людьми и передавать свои мысли. Обогащенная языковыми средствами речь, которая позволяет передавать разнообразие эмоций, чувств, наполняющих человека в момент общения, является выразительной. Однако одно и то же высказывание, может быть произнесено по-разному и нести совершенно разный смысл.
Выразительная речь позволяет не только донести знания до собеседника, но и вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным и умелым отбором языковых средств с учетом условий и задач общения, что в свою очередь требует хорошего знания языка, его выразительных возможностей и особенностей функциональных стилей.
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский [8], С.Л. Рубинштейн [30].
В дошкольном возрасте происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, что требует специального обучения и речевого воспитания. Процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем, поэтому ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, через которую ребенок знакомится со всеми аспектами окружающей действительности, учится решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, постигает правила поведения, историю и культуру своего народа.
Выразительность речи возникает тогда, когда ребенок хочет передавать не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем и как говорится.
Старший дошкольный возраст можно охарактеризовать, как наиболее благоприятный для совершенствования выразительности речи, потому что является периодом интенсивного речевого развития. В этот период важно научить ребенка менять темп, регулировать силу голоса, интонационную выразительность.
Владение выразительностью речи делает человека интересным собеседником.
Объект исследования: процесс совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и составить комплекс игр, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования
2. Охарактеризовать методы и приемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностическое исследование сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать материал для комплекса игр, направленного на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, диагностирование уровня сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, статистическая обработка полученных данных (качественный, количественный анализ).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида «Надежда» № 523 города Екатеринбурга. В практической работе принял участие 21 ребенок старшей группы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Для развития речи большое значение имеет степень сформированности таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление.
Выразительность речи - это коммуникативное качество речи, направленное на умение внятно, убедительно выражать свои мысли, чувства, эмоции. А также пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, интонационными, лексическими).
Овладение родным языком играет важную роль в процессе развития и становления личности, дошкольное детство является сензитивным периодом для развития навыков коммуникации, а развитие речи является одной из основных задач в дошкольном возрасте. Поэтому развитие устной речи в дошкольном возрасте создает фундамент для развития навыков и умений выразительности речи и умения применять полученный опыт в общении и обучении в будущем.
В дошкольном возрасте происходит развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, что требует специального обучения и речевого воспитания. В этот период детства важно научить ребенка регулировать силу голоса, менять темп речи, вырабатывать четкую дикцию, правильность речевого дыхания, выделять главное слово логическим ударением, интонационную выразительность. Процесс познания детей происходит эмоционально-практическим путем, поэтому ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра, через которую ребенок знакомится со всеми аспектами окружающей действительности, учится решать конфликтные ситуации, взаимодействовать со сверстниками, постигает правила поведения, историю и культуру своего народа.
Для совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста нужно создать такие условия, в которых ребенок может выразить все свои чувства, желания, эмоции, знания.
В развитии выразительности речи большую помощь могут оказать театрализованные игры, игры-инсценировки, в которых дети учатся менять темп речи, регулировать силу голоса, изменять интонацию в зависимости от содержания высказывания.
Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, в которых дети учатся выделять логическим ударением главное слово, подбирать к словам синонимы и антонимы, а также регулировать силу голоса, менять темп речи, изменять интонацию в зависимости от ситуации.
Воспитатель, владея различными средствами выразительности (интонацией, силой голоса, темпом речи), способствует не только совершенствованию выразительности речи у детей, но становится объектом для подражания.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Данная работа была ориентирована на описание условий, необходимых для совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования раскрыты поставленные задачи.
Проанализировав психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по теме исследования, мы определили понятия выразительности речи и совершенствование в игровой деятельности. Чем богаче и выразительнее речь, тем глубже, шире и разнообразнее содержание речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Охарактеризованы методы и приемы, которые направлены на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Описана проектировочная деятельность по совершенствованию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Проведена диагностика, результаты которой показали, что существуют трудности в развитии выразительности речи, поэтому необходимо вести целенаправленную работу по совершенствованию выразительности речи. Пополнять предметно-пространственную среду современным материалом для творчества, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по развитию речи.
В связи с этим для преодоления трудностей нами был разработан комплекс игр, который направлен на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 24-32.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 400 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие лексической стороны речи детей: методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 296 с.
4. Богуш А.М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста / А.М. Богуш, Е.П. Аматьева, С.К. Хаджирадева. Х.: изд. «Ранок», 2011. 288 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 4-е изд. М.: Просвещение , 1999. 256 с.
6. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Изд. 12-е, стер. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 537 с.
7. Воронцова Т.А. Культура речи: учебное пособие. Ижевск, 2011. 141 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозайка-Синтез, 2007. 64 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи: учебник. М.: Чистые пруды, 2008. 32 с.
11. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1988. 320 с.
12. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М.: Культура и спорт, ЮНИ, 1997. 268 с.
13. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5 - 6 лет: метод. пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2015. 152 с.
14. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. / сост. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. СПб.: Мозаика-Синтез, 2015. 250 с.
15. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет / под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2010. 256 с.
16. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник. / М.: Речь, 2006. 343 с.
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. /М.: Академия, 2006. 434 с.
18. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. / М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
19. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
20. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. / Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозайка - Синтез, 2005. 64 с.
21. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: / Пособие для работников дошк. учреждений. М.:ТЦ «Сфера», 2001.
22. Мерзлякова С.И. Театрализованные игры. / М.: Обруч, 2012.
152 с.
23. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: / Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 96 с.
24. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: /учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2008. 456 с.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. /М.: Тривола, 2006. 203 с.
26. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. 9-е изд., стереотип изд. М.: Мозаика- Синтез, 2014. 368 с.
27. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. / М.: ВАКО, 2010. 192 с.
28. Привалова С.Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: / учебное пособие; Урал. гос. пед. и-т. Екатеринбург, 2015. 203 с.
29. Развитие речи детей дошкольного возраста: / Пособие для
воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. М.:
Просвещение, 1979. 223 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: / учебник. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
31. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб.пособие для студентов пед. вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене ; Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, Центр пед. исслед. "Покров". М.: Покров, 2004. - 143с.
32. Смаль В.Н. Словарь терминов и понятий по методике развития речи детей дошкольного возраста / В.Н. Смаль. Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2014. 96 с.
33. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. /Пособие для суд. учреждений высш. проф. Образования / Стародубова Н.А. 5 изд., сер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. 256 с.
34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. / М.: Академия, 2001.
336 с.
35. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: / Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1995. 291 с.
36. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н.В. Федина. М.: Просвещение, 2015. 140 с.
37. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: / Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / М.: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
39. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: / пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение, 1969. 320 с.
40. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от
рождения до 7 лет. / М: Учпедгиз, 2006. 456 с.
41. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. /М.: Академия, 2008. 115с.