Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе моделирования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ 6
1.1. Особенности психологического и речевого развития детей
старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы подготовки обучения грамоте детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Моделирование как средство подготовки детей старшего
дошкольного возраста к обучению грамоте 18
1.4. Анализ программного содержания в аспекте проблемы
подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ 30
2.1. Диагностика сформированности умений по подготовке
к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по подготовке детей старшего дошкольного
возраста к обучению грамоте в процессе моделирования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ 6
1.1. Особенности психологического и речевого развития детей
старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы подготовки обучения грамоте детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Моделирование как средство подготовки детей старшего
дошкольного возраста к обучению грамоте 18
1.4. Анализ программного содержания в аспекте проблемы
подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ 30
2.1. Диагностика сформированности умений по подготовке
к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по подготовке детей старшего дошкольного
возраста к обучению грамоте в процессе моделирования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
Актуальность темы исследования. Актуальность темы определяется тем, что каждый год дошкольные учреждения готовят детей к поступлению в школу. При переходе они должны быть подготовлены, как физически, так и морально, а также быть обучены начальным основам грамоты. Без этих составляющих адаптация ребенка в новом для него образовательном учреждении будет очень проблематична. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Согласно А.А. Леонтьеву [19], в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев) [2]. В отечественной психологии вопрос о специфике психического развития дошкольника и необходимости целенаправленной подготовки детей к систематическому школьному обучению был поставлен К.Д. Ушинским. Согласно высказыванию К.Д. Ушинского «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку» [34]. Выбор тем определяется содержанием основной программы, которая является базовой в дошкольном учреждении.
В 2013 г. был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) [36], где заявлено, что дошкольник должен овладеть: речью, как средством общения и культуры; обогащением активного словаря; развитием связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитием речевого творчества; развитием звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучению грамоте.
В условиях модернизации образования многообразие программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [37]. В соответствии с п. 3 ст.17 Закона РФ «Об образовании», программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе дошкольного учреждения.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения моделированию.
Объект исследования: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения моделированию.
Предмет исследования: комплекс заданий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения моделированию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Указать особенности психологического и речевого развития детей старшего дошкольного возраста
2. Исследовать лингвистические основы подготовки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть моделирование как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
4. Провести анализ программного содержания в аспекте проблемы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
5. Провести проектировочную работу по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе моделирования.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы - анализ литературы, сравнение, обобщение;
2) эмпирические методы - тестирование детей, методы
математической и графической обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и обобщения нашего исследования могут быть успешно использованы педагогами, родителями старших дошкольников для решения проблем подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе моделирования. Предложенный в работе комплекс заданий будет способствовать формированию умений, связанных с подготовкой к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (43 источников) и одного приложение.
В 2013 г. был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) [36], где заявлено, что дошкольник должен овладеть: речью, как средством общения и культуры; обогащением активного словаря; развитием связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитием речевого творчества; развитием звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучению грамоте.
В условиях модернизации образования многообразие программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [37]. В соответствии с п. 3 ст.17 Закона РФ «Об образовании», программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе дошкольного учреждения.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения моделированию.
Объект исследования: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения моделированию.
Предмет исследования: комплекс заданий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения моделированию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Указать особенности психологического и речевого развития детей старшего дошкольного возраста
2. Исследовать лингвистические основы подготовки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть моделирование как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
4. Провести анализ программного содержания в аспекте проблемы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
5. Провести проектировочную работу по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе моделирования.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы - анализ литературы, сравнение, обобщение;
2) эмпирические методы - тестирование детей, методы
математической и графической обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и обобщения нашего исследования могут быть успешно использованы педагогами, родителями старших дошкольников для решения проблем подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе моделирования. Предложенный в работе комплекс заданий будет способствовать формированию умений, связанных с подготовкой к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (43 источников) и одного приложение.
Нами были выявлены новые психологические и физические возможности детей указанного периода. А также выявлено, что мыслительная деятельность ребенка старшего дошкольного возраста стремительно развивается и с каждым днем ребенок прилагает все больше умственных усилий для решения различных задач. Особое внимание стоит уделить развитию произвольного внимания. Так как именно оно является залогом успешного обучения ребенка в школе. Следует отметить, что все этапы обучения грамоте являются последовательными, взаимосвязанными и обязательными. Работу по обучению дошкольников речевой грамоте следует разделить на несколько возрастных групп в каждой, из которой необходимо определить ряд задач. После изучения основ речевой грамоты следует начать прививать навык письма. Нами отмечено, что при освоении лингвистических основ обучения грамоте большое значение имеет фонетика. К сожалению, достаточно часто старшие дошкольники демонстрируют не очень высокое качество фонетической речи. Если вовремя не проработать с ребенком формирование слоговой структуры, то в дальнейшем могут возникнуть серьезные фонетические нарушения речи.
Также был рассмотрен процесс моделирования и его применение при обучении грамоте старших дошкольников. Моделирование является неотъемлемой частью в процессе обучения дошкольников. При помощи моделирования через систему символов и знаков дети развивают свои творческие способности и легче усваивают учебную информацию. Процесс моделирования это практический метод обучения, который заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных моделей, помогающих ему воспринимать свойства различных объектов и задач.
Для исследования степени сформированности навыка грамоты у старших дошкольников нами было организовано и проведено исследование. В ходе исследования выявлено, что уровень сформированности умений по подготовке к обучению грамоте недостаточный. На основании качественной и количественной интерпретации результатов констатирующего этапа исследования нами был разработан и комплекс заданий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения модулированию.
Проектировочная работа осуществлялась в несколько этапов, и включал значительное количество заданий на моделирование.
В завершении следует отметить, что подготовка к обучению грамоте при помощи моделирования позволяет не просто подготовить дошкольников к овладению навыками чтения и письма. Данная работа помогает ориентироваться детям старшего дошкольного возраста в звуковой действительности языка. В ходе занятий по моделированию происходит интенсивное умственное развитие детей, формируются некоторые учебные действия.
Также был рассмотрен процесс моделирования и его применение при обучении грамоте старших дошкольников. Моделирование является неотъемлемой частью в процессе обучения дошкольников. При помощи моделирования через систему символов и знаков дети развивают свои творческие способности и легче усваивают учебную информацию. Процесс моделирования это практический метод обучения, который заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных моделей, помогающих ему воспринимать свойства различных объектов и задач.
Для исследования степени сформированности навыка грамоты у старших дошкольников нами было организовано и проведено исследование. В ходе исследования выявлено, что уровень сформированности умений по подготовке к обучению грамоте недостаточный. На основании качественной и количественной интерпретации результатов констатирующего этапа исследования нами был разработан и комплекс заданий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения модулированию.
Проектировочная работа осуществлялась в несколько этапов, и включал значительное количество заданий на моделирование.
В завершении следует отметить, что подготовка к обучению грамоте при помощи моделирования позволяет не просто подготовить дошкольников к овладению навыками чтения и письма. Данная работа помогает ориентироваться детям старшего дошкольного возраста в звуковой действительности языка. В ходе занятий по моделированию происходит интенсивное умственное развитие детей, формируются некоторые учебные действия.



