ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ 6
1.1. Особенности психологического и речевого развития детей
старшего дошкольного возраста 6
1.2. Лингвистические основы подготовки обучения грамоте детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Моделирование как средство подготовки детей старшего
дошкольного возраста к обучению грамоте 18
1.4. Анализ программного содержания в аспекте проблемы
подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ 30
2.1. Диагностика сформированности умений по подготовке
к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по подготовке детей старшего дошкольного
возраста к обучению грамоте в процессе моделирования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
Актуальность темы исследования. Актуальность темы определяется тем, что каждый год дошкольные учреждения готовят детей к поступлению в школу. При переходе они должны быть подготовлены, как физически, так и морально, а также быть обучены начальным основам грамоты. Без этих составляющих адаптация ребенка в новом для него образовательном учреждении будет очень проблематична. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Согласно А.А. Леонтьеву [19], в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. Чтение и письмо - виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б.Г. Ананьев) [2]. В отечественной психологии вопрос о специфике психического развития дошкольника и необходимости целенаправленной подготовки детей к систематическому школьному обучению был поставлен К.Д. Ушинским. Согласно высказыванию К.Д. Ушинского «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку» [34]. Выбор тем определяется содержанием основной программы, которая является базовой в дошкольном учреждении.
В 2013 г. был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) [36], где заявлено, что дошкольник должен овладеть: речью, как средством общения и культуры; обогащением активного словаря; развитием связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитием речевого творчества; развитием звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучению грамоте.
В условиях модернизации образования многообразие программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [37]. В соответствии с п. 3 ст.17 Закона РФ «Об образовании», программа начальной школы должна базироваться на образовательной программе дошкольного учреждения.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс заданий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения моделированию.
Объект исследования: процесс подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения моделированию.
Предмет исследования: комплекс заданий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения моделированию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Указать особенности психологического и речевого развития детей старшего дошкольного возраста
2. Исследовать лингвистические основы подготовки обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
3. Рассмотреть моделирование как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
4. Провести анализ программного содержания в аспекте проблемы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
5. Провести проектировочную работу по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе моделирования.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы - анализ литературы, сравнение, обобщение;
2) эмпирические методы - тестирование детей, методы
математической и графической обработки результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и обобщения нашего исследования могут быть успешно использованы педагогами, родителями старших дошкольников для решения проблем подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе моделирования. Предложенный в работе комплекс заданий будет способствовать формированию умений, связанных с подготовкой к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (43 источников) и одного приложение.
Нами были выявлены новые психологические и физические возможности детей указанного периода. А также выявлено, что мыслительная деятельность ребенка старшего дошкольного возраста стремительно развивается и с каждым днем ребенок прилагает все больше умственных усилий для решения различных задач. Особое внимание стоит уделить развитию произвольного внимания. Так как именно оно является залогом успешного обучения ребенка в школе. Следует отметить, что все этапы обучения грамоте являются последовательными, взаимосвязанными и обязательными. Работу по обучению дошкольников речевой грамоте следует разделить на несколько возрастных групп в каждой, из которой необходимо определить ряд задач. После изучения основ речевой грамоты следует начать прививать навык письма. Нами отмечено, что при освоении лингвистических основ обучения грамоте большое значение имеет фонетика. К сожалению, достаточно часто старшие дошкольники демонстрируют не очень высокое качество фонетической речи. Если вовремя не проработать с ребенком формирование слоговой структуры, то в дальнейшем могут возникнуть серьезные фонетические нарушения речи.
Также был рассмотрен процесс моделирования и его применение при обучении грамоте старших дошкольников. Моделирование является неотъемлемой частью в процессе обучения дошкольников. При помощи моделирования через систему символов и знаков дети развивают свои творческие способности и легче усваивают учебную информацию. Процесс моделирования это практический метод обучения, который заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных моделей, помогающих ему воспринимать свойства различных объектов и задач.
Для исследования степени сформированности навыка грамоты у старших дошкольников нами было организовано и проведено исследование. В ходе исследования выявлено, что уровень сформированности умений по подготовке к обучению грамоте недостаточный. На основании качественной и количественной интерпретации результатов констатирующего этапа исследования нами был разработан и комплекс заданий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в процессе обучения модулированию.
Проектировочная работа осуществлялась в несколько этапов, и включал значительное количество заданий на моделирование.
В завершении следует отметить, что подготовка к обучению грамоте при помощи моделирования позволяет не просто подготовить дошкольников к овладению навыками чтения и письма. Данная работа помогает ориентироваться детям старшего дошкольного возраста в звуковой действительности языка. В ходе занятий по моделированию происходит интенсивное умственное развитие детей, формируются некоторые учебные действия.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
3. Васильева М.А, Гербова В.В, Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 208 с.
4. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А «От рождения до
школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
5. Виноградова Н.Ф. Проект основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предшкольная пора / Авторский коллектив: Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина.; при участии Е.А. Дубровской. М.: Вентана-Граф, 2012. 50 с.
6. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до позд. зрелости: Учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Сфера: Юрайт, 2003. 461 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 353 с.
8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1986. 400 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Лабиринт, 2016. 470 с.
10. Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2012. 471 с.
11. Грибанов В.И., Капустняк А.К., Шупта А.Б. Общее и дошкольное образование: сб. нормативных правовых документов. М.: МЦФЭР, 2005. 448 с.
12. Гризик Т.И, Тимощук Л.Е Развитие речи детей 5-6- лет. М.: Просвещение, 2006. 200 с.
13. Детство: Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования / сост. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 280 с.
14. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.: «Педагогика», 1978. 78 с.
15. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. М.: Баласс, 2012. 250 с.
16. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре
(старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 2003. №4.
С. 18-25.
17. Кулешова Л.А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. 128 с.
18. Лазаренко О.И., Спорышева Е.Б. Конспекты занятий по формированию у детей 5 лет творческого мышления и культуры устной речи. М.: Айрис-Пресс, 2008. 110 с.
19. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному. М.: Москов. ин-та, 1970. 87 с.
20. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.
21. Леонтьев, А.Н., Леонтьев А.А. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. 312 с.
22. Максаков А.И. Развитие правильной речи в семье. М.: Мозаика- Синтез, 2008. 144 с.
23. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 304 с.
24. Парамонова Л.Г. Говори правильно. СПб.: Декото, 1996. 55 с.
25. Психология развития / Под ред. Е. Строгановой. СПб.: Питер, 2001. 508 с.
26. Парциновская Т.Д., Мирютина Т.М., Стефаненко Т.Г. и др Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол: учеб. заведений; 2-е изд., перераб. и доп.. М.: «Академия», 2005. 528 с.
27. Радуга: программа воспитания, образования и Р15 развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада (Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва) М.: Просвещение, 2010. 111 с.
28. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве: методическое пособие для негосударственных ДОО авт. сост. Н.В. Багичева, Л.С. Дёмышева, М.Л. Кусова, Д.О. Иваненко; ФГБОУ ВО Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. 150 с.
29. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2007. 256 с.
30. Управителева Л.В. Подготовка к школе в детском саду: счет, чтение, речь, мышление. Ярославль: Академия развития, 2009. 360 с.
31. Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009. 135 с.
32. Ушакова О.С Методика развития речи детей дошкольного
возраста. М: ВЛАДОС, 2004. 98 с.
33. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного
возраста в детском саду М.: ТЦ Сфера 2002. 134 с.
34. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения / Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). М.: Академии наук РСФСР, 1945. 475 с.
35. Фалькович, Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. М.: Вако, 2015. 250 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897. М.: ТЦ Сфера, 2015. 32 с.
37. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
38. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / Моск. психол-социал. ин-т; Сост. Л.М. Семенюк; Гл. Ред. Д.И. Фельдштейн. 2-е изд., испр. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 399 с.
39. Шабельникова Е.Ю. Обучение детей 5-6 лет английскому языку. Волгоград: Учитель, 2009. 127 с.
40. Широких Т.Д. Учим стихи развиваем пам'ять // Ребёнок в детском саду. 2014. № 2. С. 59-62.
41. Шмелев Р.Н. Современный русский язык. Лексика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Русский язык и литература». М.: Просвещение, 1977, С. 49-50.
42. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. СПб.: Детство-Пресс, 2012. 311 с.
43. Якубинский Л.П. Язык и его функционирование / Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука, 1986. 208 с.