Совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА
С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 7
1.1. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста
художественной литературы 7
1.2. Возрастные особенности формирования звуковой культуры речи
у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Лингвистические основы совершенствования звуковой культуры
речи у детей старшего дошкольного возраста 16
1.4. Методы и приемы совершенствования звуковой культуры речи
у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 21
1.5. Анализ программ ДОО в аспекте проблемы совершенствования
звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 29
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
в процессе знакомства с художественной литературой 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА
С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 7
1.1. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста
художественной литературы 7
1.2. Возрастные особенности формирования звуковой культуры речи
у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Лингвистические основы совершенствования звуковой культуры
речи у детей старшего дошкольного возраста 16
1.4. Методы и приемы совершенствования звуковой культуры речи
у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 21
1.5. Анализ программ ДОО в аспекте проблемы совершенствования
звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 29
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
в процессе знакомства с художественной литературой 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
Проблема развития детской речи, ее звуковой культуры - одна из актуальных в педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Г.А. Урунтаева правомерно утверждает, что «общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов» [41]. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Это один из ее разделов, «характеризующий степень соответствия речи орфоэпическим нормам литературного языка, т. е. это произносительная сторона речи» [6].
Актуальность темы исследования связана с тем, что, согласно ФГОС ДО, речевое развитие является приоритетным на этапе дошкольного детства. Одна из задач этой образовательной области - «развитие и совершенствование звуковой и интонационной культуры речи детей» [49]. Для решения этой задачи педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста организуется воспитателями по следующим направлениям: развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха, воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тоном, тембром, темпом, силой голоса, интонацией) [34].
Проблема совершенствования звуковой культуры речи у дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов: М.М. Алексеева и В.И. Яшина, А.Н. Гвоздев, А.И. Максаков, А.П. Усова, О.С. Ушакова и Е.М. Струнина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др. В работах этих авторов отмечается, что важность совершенствования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста связана с тем, что, по словам М.М. Алексеевой, «звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения» [1].
В трудах Л.М. Гурович, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, О.В. Чиндиловой, Е.А. Флериной, и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
Понимание и использование детьми старшего дошкольного возраста языковых средств звуковой культуры - это важнейшее условие их дальнейшего своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. В исследованиях Н.С. Карпинской, в работах А.В. Запорожца, К.И. Чуковского, показано, что непонимание детьми в старшем дошкольном возрасте средств языковой звуковой культуры существенно тормозит у них развитие эстетического восприятия произведений художественной литературы. Это приводит к нежеланию слушать и читать рассказы, стихи или к формальному воспроизведению текста художественного произведения без попытки проникнуть в его художественную систему образов. Вследствие этого у ребенка не формируется читательский интерес и потребность в чтении книг. А это отрицательно влияет на его интеллектуальное, познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие.
Среди многочисленных исследований звуковой культуры речи у старших дошкольников мы не обнаружили тех, в которых имелись бы описание научно обоснованной педагогической работы и подбор упражнений по совершенствованию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с малыми формами фольклора.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Объект исследования - процесс совершенствования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
2. Определить критерии и показатели, подобрать методики для оценки уровня сформированности звуковой культуры речи у старших дошкольников.
3. Провести диагностическое изучение уровня сформированности звуковой культуры речи у старших дошкольников.
4. Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение психолого-
педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная,
качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: Березовское Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 25 п. Лосиный. В опытно - поисковой работе приняли участие 20 детей старшей группы в возрасте 5 - 6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в нашей работе комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой имеет практическую ценность для работников дошкольных организаций и для родителей детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (57 источников) и двух приложений.
Актуальность темы исследования связана с тем, что, согласно ФГОС ДО, речевое развитие является приоритетным на этапе дошкольного детства. Одна из задач этой образовательной области - «развитие и совершенствование звуковой и интонационной культуры речи детей» [49]. Для решения этой задачи педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста организуется воспитателями по следующим направлениям: развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха, воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тоном, тембром, темпом, силой голоса, интонацией) [34].
Проблема совершенствования звуковой культуры речи у дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов: М.М. Алексеева и В.И. Яшина, А.Н. Гвоздев, А.И. Максаков, А.П. Усова, О.С. Ушакова и Е.М. Струнина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др. В работах этих авторов отмечается, что важность совершенствования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста связана с тем, что, по словам М.М. Алексеевой, «звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения» [1].
В трудах Л.М. Гурович, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, О.В. Чиндиловой, Е.А. Флериной, и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
Понимание и использование детьми старшего дошкольного возраста языковых средств звуковой культуры - это важнейшее условие их дальнейшего своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. В исследованиях Н.С. Карпинской, в работах А.В. Запорожца, К.И. Чуковского, показано, что непонимание детьми в старшем дошкольном возрасте средств языковой звуковой культуры существенно тормозит у них развитие эстетического восприятия произведений художественной литературы. Это приводит к нежеланию слушать и читать рассказы, стихи или к формальному воспроизведению текста художественного произведения без попытки проникнуть в его художественную систему образов. Вследствие этого у ребенка не формируется читательский интерес и потребность в чтении книг. А это отрицательно влияет на его интеллектуальное, познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие.
Среди многочисленных исследований звуковой культуры речи у старших дошкольников мы не обнаружили тех, в которых имелись бы описание научно обоснованной педагогической работы и подбор упражнений по совершенствованию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с малыми формами фольклора.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Объект исследования - процесс совершенствования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
2. Определить критерии и показатели, подобрать методики для оценки уровня сформированности звуковой культуры речи у старших дошкольников.
3. Провести диагностическое изучение уровня сформированности звуковой культуры речи у старших дошкольников.
4. Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение психолого-
педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная,
качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: Березовское Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 25 п. Лосиный. В опытно - поисковой работе приняли участие 20 детей старшей группы в возрасте 5 - 6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в нашей работе комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой имеет практическую ценность для работников дошкольных организаций и для родителей детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (57 источников) и двух приложений.
Совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста - актуальная проблема речевого развития детей.
Изучение специальной литературы по проблеме нашего исследования показало, что произносительная сторона речи является важным компонентом звучащей речи, который делает речь понятной для окружающих, яркой и выразительной.
Как отмечали классики педагогики и психологии, звуковая культура речи способствует общему психическому развитию ребенка, его коммуникативным умениям, облегчает общение и обучение.
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы и произведений фольклора состоят в том, что дети этого возраста активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведения, пытаются давать оценочные суждения. В процессе совершенствования звуковой культуры речи старших дошкольников необходимо широко использовать малые формы фольклора, которые оказывают благоприятное воздействие на все стороны речи, в том числе и на ее звуковую культуру.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают правильным звукопроизношением, у них достаточно хорошо развит речевой слух. Совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста - это многоаспектная задача. В нее входят задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения.
Лингвистическими основами совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста являются закономерности овладения правильным звукопроизношением, словопроизношением и средствами интонационной выразительности речи.
Совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста включает работу по формированию четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также развитию умений использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи, необходимый тембр голоса и различные интонационные средства выразительности (мелодику).
Основными методами и приемами совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста являются словесные, игровые и практические методы. Воспитатели вполне могут использовать малые формы фольклора, давая с их помощью детям образцы правильной звучащей речи.
Нами было проведено изучение уровня сформированности звуковой культуры речи у старших дошкольников. Использовалась методика О.И. Лазаренко и предложенные этим автором диагностические задания на оценку силы, темпа, тембра и мелодики. Было установлено, что большинство детей (50%) имеют средний уровень сформированности звуковой культуры речи и 40% - низкий уровень. Эти результаты привели нас к выводу, что необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по совершенствованию звуковой культуры речи детей под руководством воспитателей.
Для этой работы нами был разработан и апробирован комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой посредством малых форм фольклора. Весь речевой материал этого комплекса составляют малые формы фольклора.
Комплекс включает 5 групп упражнений:
1. Упражнения на отработку дикции - заучивание скороговорок; использование мнемотехники.
2. Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса - колыбельные песни, потешки, прибаутки.
3. Упражнения на совершенствование темпа речи - потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры-потешки.
4. Упражнения на совершенствование тембра голоса - прибаутки, пословицы, поговорки, заклички, потешки.
5. Упражнения на совершенствование мелодики речи, ее интонационной выразительности - пословицы, небылицы.
Мы убедились, что малые формы фольклора - это эффективное средство совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Они привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы, направленной на совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, делает речь детей более выразительной, яркой, мелодичной.
Разработанный нами комплекс упражнений по совершенствованию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой посредством малых форм фольклора может быть рекомендован для практического применения в работе специалистов дошкольного образования и родителям - для развития речи детей в семье.
Изучение специальной литературы по проблеме нашего исследования показало, что произносительная сторона речи является важным компонентом звучащей речи, который делает речь понятной для окружающих, яркой и выразительной.
Как отмечали классики педагогики и психологии, звуковая культура речи способствует общему психическому развитию ребенка, его коммуникативным умениям, облегчает общение и обучение.
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы и произведений фольклора состоят в том, что дети этого возраста активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведения, пытаются давать оценочные суждения. В процессе совершенствования звуковой культуры речи старших дошкольников необходимо широко использовать малые формы фольклора, которые оказывают благоприятное воздействие на все стороны речи, в том числе и на ее звуковую культуру.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают правильным звукопроизношением, у них достаточно хорошо развит речевой слух. Совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста - это многоаспектная задача. В нее входят задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения.
Лингвистическими основами совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста являются закономерности овладения правильным звукопроизношением, словопроизношением и средствами интонационной выразительности речи.
Совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста включает работу по формированию четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также развитию умений использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи, необходимый тембр голоса и различные интонационные средства выразительности (мелодику).
Основными методами и приемами совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста являются словесные, игровые и практические методы. Воспитатели вполне могут использовать малые формы фольклора, давая с их помощью детям образцы правильной звучащей речи.
Нами было проведено изучение уровня сформированности звуковой культуры речи у старших дошкольников. Использовалась методика О.И. Лазаренко и предложенные этим автором диагностические задания на оценку силы, темпа, тембра и мелодики. Было установлено, что большинство детей (50%) имеют средний уровень сформированности звуковой культуры речи и 40% - низкий уровень. Эти результаты привели нас к выводу, что необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по совершенствованию звуковой культуры речи детей под руководством воспитателей.
Для этой работы нами был разработан и апробирован комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой посредством малых форм фольклора. Весь речевой материал этого комплекса составляют малые формы фольклора.
Комплекс включает 5 групп упражнений:
1. Упражнения на отработку дикции - заучивание скороговорок; использование мнемотехники.
2. Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса - колыбельные песни, потешки, прибаутки.
3. Упражнения на совершенствование темпа речи - потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры-потешки.
4. Упражнения на совершенствование тембра голоса - прибаутки, пословицы, поговорки, заклички, потешки.
5. Упражнения на совершенствование мелодики речи, ее интонационной выразительности - пословицы, небылицы.
Мы убедились, что малые формы фольклора - это эффективное средство совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Они привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы, направленной на совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, делает речь детей более выразительной, яркой, мелодичной.
Разработанный нами комплекс упражнений по совершенствованию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой посредством малых форм фольклора может быть рекомендован для практического применения в работе специалистов дошкольного образования и родителям - для развития речи детей в семье.
Подобные работы
- Совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения книжной культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с книжной культурой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной речи детей дошкольного возраста в инсценировании сказочных сюжетов (Шадринский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Организация деятельности педагога по совершенствованию умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



