ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА
С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 7
1.1. Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста
художественной литературы 7
1.2. Возрастные особенности формирования звуковой культуры речи
у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Лингвистические основы совершенствования звуковой культуры
речи у детей старшего дошкольного возраста 16
1.4. Методы и приемы совершенствования звуковой культуры речи
у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой 21
1.5. Анализ программ ДОО в аспекте проблемы совершенствования
звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 29
2.1. Диагностика сформированности звуковой культуры речи у детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2. Комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
в процессе знакомства с художественной литературой 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
Проблема развития детской речи, ее звуковой культуры - одна из актуальных в педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Г.А. Урунтаева правомерно утверждает, что «общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов» [41]. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Это один из ее разделов, «характеризующий степень соответствия речи орфоэпическим нормам литературного языка, т. е. это произносительная сторона речи» [6].
Актуальность темы исследования связана с тем, что, согласно ФГОС ДО, речевое развитие является приоритетным на этапе дошкольного детства. Одна из задач этой образовательной области - «развитие и совершенствование звуковой и интонационной культуры речи детей» [49]. Для решения этой задачи педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста организуется воспитателями по следующим направлениям: развитие правильного звукопроизношения и речевого слуха, воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тоном, тембром, темпом, силой голоса, интонацией) [34].
Проблема совершенствования звуковой культуры речи у дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов: М.М. Алексеева и В.И. Яшина, А.Н. Гвоздев, А.И. Максаков, А.П. Усова, О.С. Ушакова и Е.М. Струнина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др. В работах этих авторов отмечается, что важность совершенствования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста связана с тем, что, по словам М.М. Алексеевой, «звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения» [1].
В трудах Л.М. Гурович, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, О.В. Чиндиловой, Е.А. Флериной, и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
Понимание и использование детьми старшего дошкольного возраста языковых средств звуковой культуры - это важнейшее условие их дальнейшего своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. В исследованиях Н.С. Карпинской, в работах А.В. Запорожца, К.И. Чуковского, показано, что непонимание детьми в старшем дошкольном возрасте средств языковой звуковой культуры существенно тормозит у них развитие эстетического восприятия произведений художественной литературы. Это приводит к нежеланию слушать и читать рассказы, стихи или к формальному воспроизведению текста художественного произведения без попытки проникнуть в его художественную систему образов. Вследствие этого у ребенка не формируется читательский интерес и потребность в чтении книг. А это отрицательно влияет на его интеллектуальное, познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие.
Среди многочисленных исследований звуковой культуры речи у старших дошкольников мы не обнаружили тех, в которых имелись бы описание научно обоснованной педагогической работы и подбор упражнений по совершенствованию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с малыми формами фольклора.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Объект исследования - процесс совершенствования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
2. Определить критерии и показатели, подобрать методики для оценки уровня сформированности звуковой культуры речи у старших дошкольников.
3. Провести диагностическое изучение уровня сформированности звуковой культуры речи у старших дошкольников.
4. Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов исследования:
1) теоретические методы: анализ и обобщение психолого-
педагогической и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
2) практические методы: тестирование детей, количественная,
качественная и графическая обработка полученных данных.
База исследования: Березовское Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 25 п. Лосиный. В опытно - поисковой работе приняли участие 20 детей старшей группы в возрасте 5 - 6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в нашей работе комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой имеет практическую ценность для работников дошкольных организаций и для родителей детей.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (57 источников) и двух приложений.
Совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста - актуальная проблема речевого развития детей.
Изучение специальной литературы по проблеме нашего исследования показало, что произносительная сторона речи является важным компонентом звучащей речи, который делает речь понятной для окружающих, яркой и выразительной.
Как отмечали классики педагогики и психологии, звуковая культура речи способствует общему психическому развитию ребенка, его коммуникативным умениям, облегчает общение и обучение.
Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы и произведений фольклора состоят в том, что дети этого возраста активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведения, пытаются давать оценочные суждения. В процессе совершенствования звуковой культуры речи старших дошкольников необходимо широко использовать малые формы фольклора, которые оказывают благоприятное воздействие на все стороны речи, в том числе и на ее звуковую культуру.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают правильным звукопроизношением, у них достаточно хорошо развит речевой слух. Совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста - это многоаспектная задача. В нее входят задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения.
Лингвистическими основами совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста являются закономерности овладения правильным звукопроизношением, словопроизношением и средствами интонационной выразительности речи.
Совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста включает работу по формированию четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также развитию умений использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи, необходимый тембр голоса и различные интонационные средства выразительности (мелодику).
Основными методами и приемами совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста являются словесные, игровые и практические методы. Воспитатели вполне могут использовать малые формы фольклора, давая с их помощью детям образцы правильной звучащей речи.
Нами было проведено изучение уровня сформированности звуковой культуры речи у старших дошкольников. Использовалась методика О.И. Лазаренко и предложенные этим автором диагностические задания на оценку силы, темпа, тембра и мелодики. Было установлено, что большинство детей (50%) имеют средний уровень сформированности звуковой культуры речи и 40% - низкий уровень. Эти результаты привели нас к выводу, что необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по совершенствованию звуковой культуры речи детей под руководством воспитателей.
Для этой работы нами был разработан и апробирован комплекс упражнений, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой посредством малых форм фольклора. Весь речевой материал этого комплекса составляют малые формы фольклора.
Комплекс включает 5 групп упражнений:
1. Упражнения на отработку дикции - заучивание скороговорок; использование мнемотехники.
2. Упражнения, способствующие совершенствованию силы голоса - колыбельные песни, потешки, прибаутки.
3. Упражнения на совершенствование темпа речи - потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, народные игры, игры-потешки.
4. Упражнения на совершенствование тембра голоса - прибаутки, пословицы, поговорки, заклички, потешки.
5. Упражнения на совершенствование мелодики речи, ее интонационной выразительности - пословицы, небылицы.
Мы убедились, что малые формы фольклора - это эффективное средство совершенствования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Они привлекают внимание детей своей краткой формой, яркими поэтическими образами и художественными средствами, вызывают у детей положительные эмоции. Все это вместе повышает эффективность работы, направленной на совершенствование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, делает речь детей более выразительной, яркой, мелодичной.
Разработанный нами комплекс упражнений по совершенствованию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой посредством малых форм фольклора может быть рекомендован для практического применения в работе специалистов дошкольного образования и родителям - для развития речи детей в семье.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2015. - 407 с.
2. Аникин, В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках на народном языке [Текст] / В. П. Аникин. - М. : Детская литература, 1988. - 176 с.
3. Болотина, Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ [Текст] : метод. пособие / Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М. : Айрис-пресс, 2014. - 236 с.
4. Бухвастова, С. С. Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / С. С. Бухвостова. - Курск : Академия Холдинг, 2012. - 178с.
5. Василенко, В. И. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество [Текст] / В. И. Василенко. - М. : Детство-пресс,
2013. - 345 с.
6. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л.А. Введенская и др. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 493 с.
7. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка [Текст] : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Владос,
2014. - С. 302-311.
8. Герасимова, А. В. Уникальная методика развития речи дошкольника (формирование произношения всех звуков русского языка) [Текст] / А. В. Герасимова. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 686 с.
9. Гурович, Л. М. Ребенок и книга [Текст] : Книга для воспитателя детского сада ; под редакцией В. И. Логиновой / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 156 с.
10. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Авт.-сост. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - 321 с.
11. Дунаев, Н. О. Значение художественной литературы в формирование личности ребенка [Текст] / Н. О. Дунаев // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 34-36.
12. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки [Текст] : метод. пособие / Н. В. Дурова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
13. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературных произведений [Текст] / А. В. Запорожец / Избран. психол. труды в 2-х томах. - М. : Академический проект, 2012. - Т.1. - 435 с.
14. Зубарева, Е. Е. Детская литература [Текст] / Е. Е. Зубарева, З. П. Пахомова. - М. : Просвещение, 2014. - 312 с
15. Иванова, О. А. Учимся читать художественную литературу: программа, тематическое планирование, конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / О. А. Иванова. - М. : Школьная Пресса, 2012. - 80 с.
16. Истоки : Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / сост. Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и др. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 169 с.
17. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская. - М. : Сфера, 2012. - 183 с.
18. Клименко, Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Г. Клименко // Дошкольное воспитание. - 2016. - №5. - С. 34-35.
19. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Речь, 2014. - 145 с.
20. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей
5-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2016. - 62 с.
21. Колесникова, Е. В. Раз - словечко, два - словечко [Текст] Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2016. - 64 с.
22. Косинова, Е. М. Учимся говорить правильно [Текст] / Е. М. Косинова. - М. : Росмэн-Пресс, 2014. - 120 с.
23. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст] : метод. пособие / О. И. Лазаренко. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 64 с. - ( Библиотека Журнала « Логопед»)
24. Литературная энциклопедия. - Т. 6. - [Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-5143.htm (дата обращения: 26.09.2017).
25. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] / А. И. Максаков. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 64 с.
26. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор [Текст] /
М.Н.Мельников. - М. : Просвещение, 2015. - 272 с.
27. Мельниченко, Я. И. Развитие словаря детей старшего дошкольного
возраста средствами малых форм фольклора [Текст] / Я. И. Мельниченко, А. М. Ибряева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 март 2017 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - № 1 (10). -
С. 181-183.
28. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л. П. Федоренко. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 264 с.
29. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова. - М. : Владос, 2013. - 152с.
30. Никулина, Т. Л. Развитие речевого творчества через приобщение дошкольника к миру художественной литературы [Текст] / Т. Л. Никулина. - Старый Оскол, 2011. - 140 с.
31. Новикова, Т. А. Воспитание дошкольника как читателя [Текст] / Т. А. Новикова. - Дмитров : Вести, 2014. - 20 с.
32. Новикова, Т. А. Детская литература в развитии личности дошкольника, её восприятие ребенком [Текст] / Т. А. Новикова // Библиотечное дело - 2009: Традиции и инновации развития в информационном обществе: материалы XIV междунар. науч. конф. (Москва, 21-30 апр. 2009 г.). - М. : МГУКИ, 2009. - С. 169-173.
33. Новиковская, О. А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения [Текст] / О. А. Новиковская. - СПб. : Детство-пресс, 2014. - 48 с.
34. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 334 с.
35. Померанцева, Э. В. Детский фольклор. Русский фольклор [Текст] / Э. В. Померанцева. - М. : Просвещение, 2013. - 268 с.
36. Радуга. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / сост. С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. - М. : Просвещение, 2017. - 256 с.
37. Родионова, Ю. Н. Развитие интонационной выразительности в речи дошкольников [Текст] / Ю. Н. Родионова // Ребенок в детском саду. 2014. - № 1. - С. 26-31.
38. Стрельцова, Л. Учите детей родному языку: фольклорные потешки, прибаутки, забавные вопросы [Текст] / Л. Стрельцова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 23-24.
39. Стрижевская, О. Я. Чудесный мир звучащего слова. Логопедическое пособие по коррекции просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Е. Стрижевская. - Тамбов, 2014. - 30 с.
40. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Владос, 2014. - 245 с.
41. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Владос, 2012. - 456 с.
42. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М. : Детство-пресс, 2012. - 78 с.
43. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой [Текст] / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : Детство-пресс, 2013. - 227 с.
44. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 289 с.
45. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера. - 2012. - 196 с.
46. Ушакова, О. С. Развитие речи при ознакомлении с
художественной литературой [Текст] / О. С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2014. - С. 12-34.
47. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 240 с.
48. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т. Н. Ушакова. - М. : Per Se, 2015. - 256 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс].
- URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.09.2017).
50. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата
обращения: 20.09.2017).
51. Чернякова, В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений [Текст] / В. Н. Чернякова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
52. Чиндилова, О. В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного
образования [Текст] : автореф. дисс. ... докт. пед. наук ; 13.00.02 /О. В. Чиндилова ; ЧГПУ. - Челябинск, 2011. - 43 с.
53. Чуковский, К. И. От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 256 с.
54. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : учеб пособие / Н. Х. Швачкин. - М. : Лабиринт, 2014. - 330 с.
55. Швецова, Н. В. Приобщение дошкольников к культуре чтения [Текст] / Н. В. Швецова // Школа: день за днем. Педагогический альманах.- 2012. - № 7.- С. 56-61.
56. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 348 с.
57. Яшина, В. И. Е. А. Флерина - выдающийся теоретик и педагог [Текст] / В. И. Яшина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С. 71-72.