ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Формирование лексикона как основная задача речевого развития
детей дошкольного возраста 7
1.2. Характеристика словаря старших дошкольников 16
1.3. Формы, методы, приёмы работы по формированию словаря
детей старшего дошкольного возраста 23
1.4. Программное обеспечение речевого развития детей старшего
дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42
2.1. Исследование уровня словарного запаса у детей старшего
дошкольного возраста 42
2.2. Комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря
детей старшего дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уровень речевой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, законов логики и строгого следования им, но и от владения его богатствами, умения пользоваться ими в процессе коммуникации.
Российский язык по праву именуют одним из максимально состоятельных и цивилизованных языков общества. Достаток его заключается: в многочисленном резерве лексики и фразеологии; в семантической интенсивности словаря; в безмерных способностях фонетики, словообразования и сочетания текстов; в разнообразии лексических, идиоматичных и грамматических синонимов и альтернатив; синтаксических систем и интонаций. Все это без исключения, дает возможность высказывать детальнейшие оннотационные и чувственные цвета.
Богатство речи отдельного человека обусловливается тем, какими языковыми знаниями обладает и в какой степени «искусно в согласовании с вхождением, вопросом и проблемой выражения выделяется в определенные условия». Разговор будет состоятельнее, если обширнее применяются в нем различные ресурсы и методы формулировки одной и той же идеи, одного и того же грамматического смысла, и чем реже повторяется в отсутствии особого коммуникативного поручения, тем непроизвольнее одна и та же языковая часть.
На благополучность преподавания, кардинально воздействует степень формирования словаря, богатства речи и выступления в полном объеме. Практическая деятельность свидетельствует о том, что дети с обеспеченным лексикографическим запасом и значительной степенью формирования речи, не претерпевают затруднения в учении, моментально овладевают умениями чтения и письма. У детей с невысокой степенью лексического формирования выявляются проблемы в общении, в обучении грамоте. Ребята с посредственной степенью - различаются непостоянностью удач в учебе.
На это обстоятельство влияет то, что проблемы преподавания в школе в значительной мере, сопряжены с неудовлетворительным интересом к формированию выступления, а также, с формированием словаря, что отражается в трудах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина. Согласно сведениям психолого-педагогических изучений, в истоке преподавания, практически 90% детей ощущают разнообразные проблемы, и больше половины данных проблем, сопряжены с формированием выступления.
На нынешней стадии научных исследований, учеными подтверждена огромная значимость раннего дошкольного возраста в накоплении познаний, создание богатства речи. Благополучие выступления ребенка создается за счёт знаний, находящихся вокруг реальности, настоящего общества.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития корректируется, как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника [19]. Речевое развитие ребенка 6 лет представляется интенсивным обогащением словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.
Основным из ключевых компонентов развития личности является развитие речи и словаря ребенка, освоение богатства родного языка, изучение произведенных ценностей государственной культуры, непосредственно сопряженное с интеллектуальным, моральным, эстетическим развитием, представляется приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Многие исследователи занимались проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина изучали специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
Объект исследования: процесс формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приёмы формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать особенности психического и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать программное содержания работы по развитию словаря детей старшей группы детского сада.
4. Выявить особенности содержания, форм и приемов в работе по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста, которые предлагаются в современных методических разработках по развитию речи дошкольников.
5. Провести опытно-практическую работу по формированию словаря старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- опытно-практическая работа по формированию словаря старших дошкольников.
База исследования - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Чебурашка» п. Большой Исток.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложений.
Своевременное развитие словаря - одно из существенных условий подготовки к школьному обучению. Дети, не обладающие необходимым лексическим запасом, чувствуют немалые проблемы в обучении, не обретя оптимальных слов для формулировки собственных идей. Педагоги замечают, что обучающиеся с достаточно обильным словарем правильнее принимают решение арифметических задач, проще овладевают навыком чтения, грамматикой, конструктивнее в интеллектуальном труде на уроках.
Развитие речи и словаря дошкольника, освоение обилием родного языка является одним из ключевых компонентов развития личности, усвоения выработанных ценностей национальной культуры, непосредственно сопряжено с интеллектуальным, моральным, эстетическим развитием, считается приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Проводя лексикографическую работу, мы в то же время находим решение проблемы нравственного и эстетического воспитания. Посредством слова создаются мораль, навыки действия. В отечественной методологии преподавания русскому языку деятельность над словом рассматривается не только лишь в тесном, прагматическом нюансе (развитие речевых способностей). Устои уроков родного языка - это задания воспитания нравственности, гражданственности (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и иные). Значительную роль содержит педагогический потенциал лексики, способствующий сформировать нравственные ориентиры.
Отличительная черта словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, то что она связана со всей воспитательно-образовательной деятельный. Обогащение лексикографического запаса проходит в процессе ознакомления с находящейся вокруг средой, в совершенно абсолютно всех типах детской работы, повседневном существовании, общении.
Деятельность над одним словом устанавливает взгляды детей, углубляет его эмоции, образует общественный навык. Все это определяет отличительную роль в дошкольном возрасте, так как непосредственно в этом месте закладываются основные принципы формирования мышления и речи, проистекает формирование общественных контактов, образовывается индивидуальность.
В процессе анализа литературы были выделены следующие принципы словарной работы в детском саду:
- Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
- Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе непосредственной образовательной деятельности.
- Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.
- Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.
Лексикографическая деятельность в упражнениях основывается на выделение свойств и качеств объектов, по этой причине педагог обязан обладать способностью сформировать их кропотливое сенсорное исследование. Методы обследования закладываются у ребенка в ходе обучения на этих же упражнениях.
Формирование приемов обследования предполагает четких предписаний педагога к употреблению исследовательского воздействия, соответственного вычленяемому качеству (к примеру, надави - для определения твердости, погладь - для определения гладкости, шероховатости плоскости, сомни - для определения мягкости и т. п.).
Наглядный материал предоставляется для функциональных исследовательских операций любому ребенку, для того чтобы гарантировать усвоение слов, означающих свойства и качества объектов, на базе их определения и восприятия.
Формирование способностей речевого общения дошкольников подразумевает вовлечение в жизнедеятельность детей в детском саду умышленно спроектированных ситуаций общения (персональных и групповых), в которых педагог определяет конкретные вопросы формирования речи, а дошкольник принимает участие в независимом общении. В этих моментах обогащается лексикон, накапливаются методы формулирования замысла, образовываются обстоятельства для улучшения осмысления речи.
При организации общих специально подобранных игр ребятам гарантирована вероятность подбора языковых средств, персонального «речевого вклада» в разрешение единой проблемы - в таких играх у ребенка созревает умение формулировать свои идеи, ожидание и чувства в регулярно модифицирующихся обстановках общения.
Обогащение и активизацию словаря нужно совершенствовать с самого раннего возраста детей. А в последующем необходимо ещё более модернизировать его и усиливать. Только лишь у детей, владеющих обильным словарным запасом способен развиться точный грамотный разговор.
Задача педагога предельно усовершенствовать процедуру развития речи и обогащения словаря. Используя разнообразные технологии обучения формирования речи и обогащения словаря, возможно, достичь наиболее значимых итогов, нежели в случае если использовать стереотипные способы. Отталкиваясь из перечисленного выше возможно сделать вывод, то что словарь детей считается фундаментом формирования речи ребенка.
В процессе проведение исследования выяснилось:
- при первичной диагностике был выявлен низкий уровень сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста;
- были определены трудности определения абстрактных существительных;
- дети недостаточно справились с заданиями на разъяснение значений слов, выбор синонимов и антонимов к установленным словам различных частей речи;
- результаты подтверждают о неудовлетворительной
сформированности ядра семантического поля;
- с целью увеличения объема активного словаря были подобраны и использованы в режимных моментах лексические упражнения и игры.
Таким образом, значимость слова как существенной единицы языка и выступления, его ценность в психическом формировании детей характеризуют роль словарной деятельности в единой концепции деятельности по формированию речи ребенка в детском саду.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2014. 811 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия»,
2012. 400 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 400 с.
4. Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями. М.: ТЦ Сфера, 2011. 123 с.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 272 с.
6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2015. 160 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 2012. 117 с.
9. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск: Академия Холдинг, 2011. 178 с.
10. Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе, М.: Сфера, 2016. 72 с.
11. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Педагогика, 2013. 305 с.
12. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. 79 с.
13. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. СПб.: Каро, 2012. 368 с.
14. Куликовская Т.Б. 100 упражнений для формирования словаря дошкольника. М.: АСТ Серия: Родничок, 2015. 93 с.
15. Лопухина И.С. Вопитательные 550 занимательных упражнений по развитию речи. М.: Аквариум, 2015. 384 с.
16. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на воспитательных занятиях. М.: Просвещение, 2011. 245 с.
17. Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов / Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение, 2012. 152 с.
18. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 2015. 64 с.
19. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. Изд 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 2016.304 с.
20. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 2014. 256 с.
21. Основные этапы нормального речевого развития ребенка //
Основы Воспитательной работы с детьми: учебное пособие для
Воспитателей, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. 2-е изд., испр. М.: АРКТИ, 2013. 240 с.
22. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Мозаика-Синтез, 2011.416 с
23. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 132 с.
24. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. М.: Просвещение,
2013. 223 с.
25. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Академический проспект, 2017. 399 с.
26. Сохин М. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 2015. 223 с.
27. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2011. 144 с.
28. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2013. 208 с.
29. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. 256 с.
30. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества: Игры, упражнения, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2014. 144 с.
31. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова., А.И. Максаков, Е.М. Струнина. М.: Изд-во «Совершенство», 2015. 368 с.
32. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение, 2015. 240 с.
33. Филичева Т.Б., Соболева А.В., Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. М.: Литур, 2013. 61 с.
34. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 2015. 239 с.
35. Чуковский К.И Обучение грамоте в детском саду. От двух до пяти. М.: Педагогика, 2014. 40 с.
36. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. М.: Просвещение, 2013. 64 с.
37. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2012. 168 с.