ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ
НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Становление грамматически оформленного высказывания в
онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 10
1.3. Характеристика состояния грамматического оформления
высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1. Организация и принципы изучения состояния грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием
речи и дизартрией 20
2.2. Методика и анализ полученных результатов 22
2.3. Взаимосвязь выявленных нарушений у обследуемых младших
школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией 41
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ .. 45 3.1. Организация и принципы логопедической работы по коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией 45
3.2. Содержание направлений логопедической работы по коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших
школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией 49
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Актуальность выбранной темы обоснована важностью правильного оформления устного высказывания в монологической и диалогической речи, так как несформированность грамматической системы языка у младших школьников является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи ребенка и отрицательно влияет на качество его коммуникативной способности, что влечет за собой появление ошибок на письме и в устной речи, а также, может отразиться в дальнейшем на социализации ребенка в обществе.
Существенный вклад в изучение данной темы внесли А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Л. В. Щерба, Т. Н. Ушакова и др. Их работы в значительной мере способствовали исследованию высказывания с точки зрения его правильного грамматического оформления.
Среди обучающихся школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) преобладают дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. По данным авторов исследований в этой области (Е. М. Мастюкова, Л. В. Лопатина и др.) количество детей, имеющих дизартрию, увеличивается.
Псевдобульбарная дизартрия — распространенное нарушений речи в детском возрасте, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизносительной стороны речи, артикуляторные расстройства, представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи.
Объект исследования - состояние грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
Задачи:
^Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования;
2. Экспериментально определить состояние сформированности
грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией;
3. Подобрать методики формирования и коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией;
^Экспериментально апробировать и проанализировать эффективность выбранных методик формирования и коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• эксперимент;
• анализ результата исследования.
Обследование осуществлялось на базе государственного казённого общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургской школы-интерната №6, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы». Приняли участие 10 детей в возрасте 9 лет. По заключению ПМПК у всех детей «ОНР III ур. у ребенка с псевдобульбарной дизартрией (ТНР)».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Псевдобульбарная дизартрия — часто встречающееся в детском возрасте расстройство речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения фонетической стороны речи, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической и лексикограмматической стороны речи.
Несформированность грамматической системы языка у младших школьников является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи ребенка и отрицательно влияет на качество его коммуникативной способности, что влечет за собой появление ошибок на письме и в устной речи, а также, может отразиться в дальнейшем на социализации ребенка в обществе. Формирование правильного грамматического оформления высказывания у младших школьников является важным условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку и язык, и речь участвуют в развитии мышления и речевого общения.
Перед нами стояла цель - теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией.
В соответствии с целью были решены следующие задачи:
^Проанализирована научно-методическая литература по вопросам исследования;
2.Экспериментально определено состояние сформированности грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией;
З.Подобраны методики формирования и коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией;
^Экспериментально апробирована и проанализирована эффективность выбранных методик формирования и коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией.
Анализ представленных в литературе сведений о состоянии грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией показал, что при данной речевой патологии первичным дефектом является нарушение фонетической стороны речи. Недостатки произношения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на развитие лексико-грамматической стороны речи, а именно грамматического оформления высказывания в устной и письменной речи. Таким образом, коррекция грамматического оформления высказывания строится во взаимосвязи грамматической работы с лексической и фонетической, с формированием связной речи, а также во взаимосвязи с познавательным интересом.
При проведении констатирующего эксперимента, мы исследовали уровень речевого развития и состояние грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией. Логопедическое обследование включало в себя следующие этапы: обследование моторных функций, изучения звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия, лексической стороны речи, грамматической стороны речи, процессов чтения и письма, при осуществлении которых мы выявили степень нарушения речи обследуемых детей. Это младшие школьники с общим недоразвитием речи III уровня, легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
При анализе полученных данных нами были выявлены нарушения общей моторики, произвольной моторики пальцев рук, моторики органов артикуляционного аппарата. Исследование звукопроизношения выявило у всех младших школьников с ОНР и дизартрией различный уровень сформированности фонетической стороны речи, который характеризуется мономорфными нарушениями, а также антропофоническими дефектами звукопроизношения. Выявлена преимущественная слабость развития фонематического слуха детей, а также трудности, свидетельствующие о нарушении развития фонематического восприятия. Во время проведения обследования были выявлены нарушения импрессивной и экспрессивной речи.
Обследование грамматического строя у детей выявило следующие виды окказионализмов при формообразовании: игнорирование чередований конечных согласных; устранение наращения или изменения суффиксов; отсутствие супплетивизма при формообразовании. При обследовании грамматического строя у детей отмечались следующие ошибки в грамматическом оформлении высказывания: нарушение словоизменения; нарушение словообразования; нарушение навыка согласования и управления.
При обследовании чтения у детей наблюдаются послоговое чтение, недифференцированность букв с зеркальным изображением и букв сходных по начертанию. При обследовании письма у младших школьников отмечались: диспраксические ошибки, нарушение границ слова и
предложения, орфографические ошибки, аграмматические и графические ошибки.
Результаты обследования свидетельствовали о наличии аграмматизмов в устной и письменной речи младших школьников с ОНР и дизартрией. На основе полученных данных, можно сделать вывод, что младшим школьникам с ОНР и дизартрией требуется коррекционная работа для устранения нарушений грамматического оформления высказывания.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи и дизартрией требует системного и
комплексного подхода. Логопедическая коррекция основывается на подходе, при котором учитывается специфика речевых и неречевых нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.
Нами была составлена логопедическая работа по коррекции нарушений грамматического оформления высказывания у младших школьников с ОНР и дизартрией, которая включала в себя несколько этапов:
1) Развитие общей моторики;
2) Развитие мелкой моторики;
3) Развитие артикуляционной моторики;
4) Развитие звукопроизношения:
5) Развитие фонематического слуха и восприятия;
6) Развитие лексического строя речи;
7) Развитие грамматического строя речи, а именно коррекция нарушений грамматического оформления высказывания путем:
• формирования навыка словоизменения;
• формирования навыка словообразования;
• формирования навыка согласования и управления;
• формирования грамматически правильного оформления фразы;
8) Развитие навыков чтения и письма.
Основываясь на полученных, в ходе экспериментального исследования, данных, можно сделать вывод, что комплекс заданий и игр, направленный на коррекцию нарушений грамматического оформления высказывания, позволяет целенаправленно и эффективно привести к положительному результату. Об этом свидетельствовала диагностика уровня сформированности грамматического строя речи младших школьников с ОНР и дизартрией после проведения формирующего этапа эксперимента, показав положительную динамику в развитии правильного грамматического оформления высказывания. Однако необходимо отметить, что времени на полную коррекцию данных функций оказалось недостаточно.
Основываясь на полученных, в ходе экспериментального исследования, 74
данных, можно сделать вывод, что комплекс заданий и игр, направленный на коррекцию нарушений грамматического оформления высказывания позволяет целенаправленно и эффективно привести к положительному результату. Об этом свидетельствовала диагностика уровня сформированности грамматического строя речи младших школьников с ОНР и дизартрией после проведения формирующего этапа эксперимента, показав положительную динамику в развитии правильного грамматического оформления высказывания. Однако необходимо отметить, что времени на полную коррекцию данных функций оказалось недостаточно.
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1997. - 296 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
3. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34-40.
4. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для педагогических институтов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 680 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. -М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
6. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. - М. : Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. -
С. 272-317.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : «Детство-пресс», 2007. - 472 с.
8. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 1949. - 268 с.
9. Грибова, О. Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова, Н. Л. Ипатова и др. - М. : Просвещение, 1992. - С. 34-41.
10. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] : Кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1991. - 224 с.
11. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
12. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] : Учеб . метод. пособие / Н. С. Жукова. - М. : Соц.-полит., журн., 1994. - 96 с.
13. Зайцева, Л. А. Обследование детей с речевой патологией [Текст] : Методические рекомендации / Л. А. Зайцева. - Мн. : НМ Центр, 1994. - 20 с.
14. Захарова, А. В. К вопросу о развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. кан. пед. наук (по психологии) / А. В. Захарова. - М. : АПН РСФСР, 1955. - 16 с.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда. 2-е изд. испр. и дополн. [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с...