Логопедическая работа по преодолению трудностей освоения чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня на основе развития фонематического восприятия в условиях школьного логопедического пункта
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности освоения навыка чтения у обучающихся в
норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 17
1.3. Роль фонематического восприятия в овладении навыком
чтения 26
1.4. Характеристика устной речи младших школьников с общим
недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 35
1.5. Особенности освоения чтения младшими школьниками с
общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 46
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 56
2.1. Принципы и организация исследования 56
2.2. Методика и результаты обследования неречевых функций у
обучающихся изучаемой группы 59
2.3. Методика и результаты изучения речевых функций у
обучающихся изучаемой группы 78
2.4. Методика и результаты обследования навыка чтения
обучающихся изучаемой группы 90
2.5. Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых
функций у обучающихся изучаемой группы 95
2.6. Анализ взаимосвязи сформированности фонематического восприятия и формирования навыка чтения у младших
школьников с общим недоразвитием речи III уровня и
псевдобульбарной дизартрией 100
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРАЖНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ... 104
3.1. Теоретическое обоснование и организация коррекционной
работы 104
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению трудностей освоения чтения у обучающихся экспериментальной
группы 111
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результатов 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 143
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности освоения навыка чтения у обучающихся в
норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 17
1.3. Роль фонематического восприятия в овладении навыком
чтения 26
1.4. Характеристика устной речи младших школьников с общим
недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 35
1.5. Особенности освоения чтения младшими школьниками с
общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией 46
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 56
2.1. Принципы и организация исследования 56
2.2. Методика и результаты обследования неречевых функций у
обучающихся изучаемой группы 59
2.3. Методика и результаты изучения речевых функций у
обучающихся изучаемой группы 78
2.4. Методика и результаты обследования навыка чтения
обучающихся изучаемой группы 90
2.5. Анализ взаимосвязи сформированности неречевых и речевых
функций у обучающихся изучаемой группы 95
2.6. Анализ взаимосвязи сформированности фонематического восприятия и формирования навыка чтения у младших
школьников с общим недоразвитием речи III уровня и
псевдобульбарной дизартрией 100
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРАЖНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ... 104
3.1. Теоретическое обоснование и организация коррекционной
работы 104
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению трудностей освоения чтения у обучающихся экспериментальной
группы 111
3.3. Контрольный эксперимент и анализ результатов 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 143
Актуальность исследования. Среди обучающихся младшего школьного возраста наиболее распространенным нарушением речи является псевдобульбарная дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова). Ведущим дефектом при псевдобульбарной дизартрии является нарушение просодической и звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем (Е.М. Мастюкова). Наличие комплекса вторичных нарушений при дизартрии обусловливает необходимость комплексной логопедической диагностики и коррекции. А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.И. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова указывают на то, что расстройства при дизартрии носят системный характер, то есть речь нарушается как системная функция, комплексный психический процесс.
Фонематическое восприятие входит в систему фонематических процессов. Овладение этим навыком необходимо для обучения письму и чтению. Комплексная логопедическая работа предполагает формирование фонематического восприятия, начиная с дошкольного возраста. Однако, из-за тяжести дефекта у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией, к началу обучения в школе навыки анализа и синтеза оказываются не сформированными и работа по их формированию продолжается в начальной школе.
Таким образом, выбор темы исследования связан с тем, что к моменту обучения в первом классе у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией фонематическое восприятие находится в стадии формирования, а его недоразвитие влечет за собой специфические трудности овладения письмом и чтением.
Объект исследования - уровень сформированное™ навыков фонематического восприятия и навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание коррекционной работы по формированию фонематического восприятия и навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III и псевдобульбарной дизартрией.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение уровня сформированности фонематического восприятия и навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III и псевдобульбарной дизартрией, изучение трудностей освоения чтения у обучающихся данной категории и влияния фонематического восприятия на освоение чтения, определение содержания коррекционной работы, апробация и проверка ее эффективности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- изучение психологической, психофизиологической, психолингвистической и специальной литературы по проблеме исследования;
- разработка, проведение и анализ данных констатирующего эксперимента, направленного на выявление причин, проявлений и последствий несформированности фонематического восприятия;
- определение направлений и содержания логопедической работы по формированию фонематического восприятия;
экспериментальной группы...
Фонематическое восприятие входит в систему фонематических процессов. Овладение этим навыком необходимо для обучения письму и чтению. Комплексная логопедическая работа предполагает формирование фонематического восприятия, начиная с дошкольного возраста. Однако, из-за тяжести дефекта у обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией, к началу обучения в школе навыки анализа и синтеза оказываются не сформированными и работа по их формированию продолжается в начальной школе.
Таким образом, выбор темы исследования связан с тем, что к моменту обучения в первом классе у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией фонематическое восприятие находится в стадии формирования, а его недоразвитие влечет за собой специфические трудности овладения письмом и чтением.
Объект исследования - уровень сформированное™ навыков фонематического восприятия и навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание коррекционной работы по формированию фонематического восприятия и навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III и псевдобульбарной дизартрией.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение уровня сформированности фонематического восприятия и навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III и псевдобульбарной дизартрией, изучение трудностей освоения чтения у обучающихся данной категории и влияния фонематического восприятия на освоение чтения, определение содержания коррекционной работы, апробация и проверка ее эффективности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- изучение психологической, психофизиологической, психолингвистической и специальной литературы по проблеме исследования;
- разработка, проведение и анализ данных констатирующего эксперимента, направленного на выявление причин, проявлений и последствий несформированности фонематического восприятия;
- определение направлений и содержания логопедической работы по формированию фонематического восприятия;
экспериментальной группы...
Проведённое исследование было направлено на раскрытие логопедической работы по преодолению трудностей освоения чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня на основе развития фонематического восприятия.
В процессе педагогического исследования была достигнута поставленная цель исследования: изучен уровень сформированности фонематического восприятия и навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III и псевдобульбарной дизартрией, изучены трудности освоения чтения у обучающихся данной категории, определена степень влияния фонематического восприятия на освоение чтения, определено содержание коррекционной работы, произведена апробация и проверка ее эффективности.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
• изучена психологическая, психофизиологическая,
психолингвистическая и специальная литература по проблеме исследования;
• разработан, проведён и проанализирован констатирующий эксперимент, направленный на выявление причин, проявлений и последствий несформированности фонематического восприятия;
• определены направления и содержания коррекционной логопедической работы по формированию фонематического восприятия;
• проведен обучающий эксперимент, направленный на формирование фонематического восприятия у обучающихся экспериментальной группы;
• проведен контрольный эксперимент с целью оценки эффективности проведенной коррекционной работы.
В результате анализа учебной, научной и методической литературы был сделан вывод о том, что коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией должна быть целенаправленной, систематической и дифференцированной.
Для определения уровня сформированности неречевых и речевых функций у обучающихся, был проведен констатирующий эксперимент. Данные эксперимента позволили выявить нарушения в моторной сфере, произносительной, фонематической и лексико-грамматической сторонах речевого развития обучающихся, а также показали нарушения освоения чтения. Исходя из данных исследования был сделан вывод, что нарушения фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией - вторичный дефект, в свою очередь приводящий к нарушениям освоения чтения.
На основе логопедических заключений и результатов обследования были намечены основные направления и содержание коррекционной работы по формированию навыков фонематического восприятия у обучающихся экспериментальной группы. Коррекционная работа была выбрана с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом принципов специальной педагогики. Для апробации коррекционной работы был проведен обучающий эксперимент, направленный на формирование навыков фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Для оценки эффективности коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, целью которого было проведение сравнительного анализа уровня успешности выполнения диагностических проб для проверки эффективности работы. Проведённое исследование позволило сделать вывод о том, что предложенная логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у обучающихся младшего школьного возраста была эффективна, исходя из индивидуальных показателей динамического роста обследуемых учеников. Также данные контрольного эксперимента показали улучшение навыка чтения у обучающихся экспериментальной группы. Анализ данных позволил установить, что сформированные навыки фонематического восприятия оказали влияние на уменьшение специфических ошибок чтения, связанных с недоразвитием фонематических процессов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что установление прямой зависимости между формированием навыка чтения и уровнем развития фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией, позволяет определить направления логопедической работы, нацеленные на преодоление трудностей освоения чтения у обучающихся данной категории, была подтверждена.
Исследование доказало что, логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией должна осуществляться с учетом характера речевого нарушения и его структуры. Работа должна вестись поэтапно, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития обучающихся, при четком соблюдении дидактических принципов.
В процессе педагогического исследования была достигнута поставленная цель исследования: изучен уровень сформированности фонематического восприятия и навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи III и псевдобульбарной дизартрией, изучены трудности освоения чтения у обучающихся данной категории, определена степень влияния фонематического восприятия на освоение чтения, определено содержание коррекционной работы, произведена апробация и проверка ее эффективности.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
• изучена психологическая, психофизиологическая,
психолингвистическая и специальная литература по проблеме исследования;
• разработан, проведён и проанализирован констатирующий эксперимент, направленный на выявление причин, проявлений и последствий несформированности фонематического восприятия;
• определены направления и содержания коррекционной логопедической работы по формированию фонематического восприятия;
• проведен обучающий эксперимент, направленный на формирование фонематического восприятия у обучающихся экспериментальной группы;
• проведен контрольный эксперимент с целью оценки эффективности проведенной коррекционной работы.
В результате анализа учебной, научной и методической литературы был сделан вывод о том, что коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией должна быть целенаправленной, систематической и дифференцированной.
Для определения уровня сформированности неречевых и речевых функций у обучающихся, был проведен констатирующий эксперимент. Данные эксперимента позволили выявить нарушения в моторной сфере, произносительной, фонематической и лексико-грамматической сторонах речевого развития обучающихся, а также показали нарушения освоения чтения. Исходя из данных исследования был сделан вывод, что нарушения фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией - вторичный дефект, в свою очередь приводящий к нарушениям освоения чтения.
На основе логопедических заключений и результатов обследования были намечены основные направления и содержание коррекционной работы по формированию навыков фонематического восприятия у обучающихся экспериментальной группы. Коррекционная работа была выбрана с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, а также с учетом принципов специальной педагогики. Для апробации коррекционной работы был проведен обучающий эксперимент, направленный на формирование навыков фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией.
Для оценки эффективности коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, целью которого было проведение сравнительного анализа уровня успешности выполнения диагностических проб для проверки эффективности работы. Проведённое исследование позволило сделать вывод о том, что предложенная логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у обучающихся младшего школьного возраста была эффективна, исходя из индивидуальных показателей динамического роста обследуемых учеников. Также данные контрольного эксперимента показали улучшение навыка чтения у обучающихся экспериментальной группы. Анализ данных позволил установить, что сформированные навыки фонематического восприятия оказали влияние на уменьшение специфических ошибок чтения, связанных с недоразвитием фонематических процессов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что установление прямой зависимости между формированием навыка чтения и уровнем развития фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией, позволяет определить направления логопедической работы, нацеленные на преодоление трудностей освоения чтения у обучающихся данной категории, была подтверждена.
Исследование доказало что, логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией должна осуществляться с учетом характера речевого нарушения и его структуры. Работа должна вестись поэтапно, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития обучающихся, при четком соблюдении дидактических принципов.





