ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЕкСВУ...10
1.1. Межличностное взаимодействие обучающихся образовательной
организации: сущность, виды и значения на современном этапе 10
1.2. Структура и содержание межличностного взаимодействия
обучающихся образовательной организации на начальном этапе 15
1.3. Условия формирования межличностного взаимодействия
обучающихся в условиях современной образовательной организации на начальном этапе обучения 24
я межличностного взаимодействия воспитанников Суворовского
училища на начальном этапе
обучения 29
Выводы по материалам главы 1 38
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ
СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ . 40
2.1. Анализ проблемы межличностного взаимодействия
воспитанников Суворовского училища 40
2.2. Программа формирования межличностного взаимодействия
воспитанников Суворовского училища на начальном этапе обучения 54
2.3. Экспериментальная проверка результатов апробации теоретической
модели 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 87
Одной из задач современной системы образования является создание условий для успешного обучения и развития личности воспитанника. Современные условия характеризуются созданием широкой системы довузовской подготовки будущих офицеров Российской Армии. Так, в настоящее время в Российской Федерации функционирует девять суворовских военных училищ, обучение и воспитание в которых отличается от образования в общеобразовательных школах.
По сравнению с коллективом средней общеобразовательной школы психология суворовского коллектива имеет свои особенности. Наличие уставного порядка в училище облегчает воспитание дисциплинированности, способствует созданию определенного стиля работы и обуславливает характер взаимоотношений между суворовцами; в итоге создается «патриотичный, военных дух», который необходим для подготовки суворовцев к будущей военной службе.
Поступив в училище, юные суворовцы сталкиваются с совершенно новыми для них проблемами, такими как повышенная интенсивность изучения учебного материала, недостаточная сформированность навыков самостоятельной работы и т.д.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что именно в младшем подростковом возрасте, когда наиболее активно формируются черты характера и личность в целом, очень важно в процессе воспитания оградить суворовца от психологической или физической травмы, помочь ему адаптироваться (в короткие сроки) к непривычным для него условиям военно-учебного заведения «закрытого типа», где воспитанники проживают значительную часть своей жизни: здесь они обучаются, принимают различные решения, выражают свои чувства, формируют свое мнение, отношение к будущей профессии.
Из актуальности вытекают противоречия между необходимостью исследования проблемы формирования межличностного взаимодействия на начальных этапах обучения воспитанников суворовского военного училища, и отсутствием научных исследований в обозначенной сфере. До настоящего времени научные исследования в области изучения межличностного взаимодействия воспитанников 10-11 лет к условиям обучения, воспитания и жизни в суворовских военных училищах не проводились. Это связано с тем, что должность педагога-психолога в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ появилась лишь в 2011 г., профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» был утвержден совсем недавно, в 2015 году, поэтому работы по данным вопросам, имеющим психологический контекст, находятся пока в стадии наработок и анализа.
Из актуальности и приведенных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в необходимости формирования межличностностного взаимодействия воспитанников с первых дней пребывания в суворовском училище. В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Формирование межличностного взаимодействия обучающихся на начальном этапе обучения».
Объект исследования: межличностное взаимодействие обучающихся современной образовательной организации (на примере ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», далее - ЕкСВУ).
Предмет исследования: формирование межличностного взаимодействия воспитанников суворовского училища на начальном этапе обучения
Цель исследования: выявить и охарактеризовать модель формирования межличностного взаимодействия воспитанников ЕкСВУ на начальном этапе обучения и опытно-поисковым путем подтвердить ее эффективность.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей общей гипотезой: межличностное взаимодействие воспитанников суворовского училища на начальном этапе обучения станет эффективнее, если будут разработаны теоретическая модель и программа, содержащая мероприятия, направленные на формирование межличностного взаимодействия воспитанников в конкретных условиях суворовского училища, в том числе:
- мероприятия по формированию сплоченности коллектива обучающихся в интересах улучшения психологического климата;
- мероприятия по формированию адекватной самооценки суворовцев направленные на повышение статуса обучающегося в группе сверстников;
- мероприятия, направленные на межличностные взаимодействия в коллективе суворовцев с целью улучшения социально - психологического статуса суворовца в группе.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Произвести анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Провести анализ проблемы формирования межличностного взаимодействия воспитанников ЕкСВУ на начальном этапе обучения.
3. Разработать теоретическую модель и программу формирования межличностного взаимодействия воспитанников ЕкСВУ на начальном этапе.
4. Опытно - поисковым путем проверить результаты апробации теоретической модели формирования взаимодействия воспитанников суворовского училища на начальном этапе.
Методы исследования:
теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, моделирование.
экспериментальные методы: метод эмпирического исследования (анкетирование, опрос, беседа)
База исследования:
1 учебный курс суворовцев: 4 взвода (75 человек) Екатеринбургского военного суворовского училища.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных теоретических положений, внутренней логикой исследования, применением надежных и апробированных методов, диагностических методик, адекватных сущности изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, репрезентативности выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана теоретическая модель формирования межличностного взаимодействия суворовцев на начальном этапе обучения, которая увеличивает интенсивность обратной связи между воспитанниками и педагогом - организатором. Выявлено, что межличностные взаимодействия воспитанников складываются наиболее оптимально под влиянием специально разработанной программы, поскольку в основе образовательного процесса лежат принципы партнерства, взаимопомощи и сотрудничества.
2. Определена совокупность педагогических условий, способствующих формированию межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Теоретическая значимость: Разработана теоретическая модель формирования межличностного взаимодействия воспитанников суворовского училища на начальном этапе обучения.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработанная автором программа по формированию межличностного взаимодействия воспитанников суворовского училища на начальном этапе, улучшает межличностное взаимодействие воспитанников, отвечает требованиям воспроизводимости, и может быть использована в образовательном процессе. Кроме того, разработаны психолого - педагогические рекомендации по формированию взаимодействия суворовцев на начальном этапе обучения.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в образовательном процессе на базе первого учебного курса суворовцев ЕкСВУ (75 человек).
На защиту выносится:
Положение 1. Теоретическая модель формирования межличностного взаимодействия воспитанников Суворовского училища на начальном этапе, включающая:
- целевой компонент (цели, задачи, принципы формирования межличностного взаимодействия обучающихся на начальном этапе обучения в Суворовском военном училище);
- организационно - инструментальный компонент, включающий в себя формы, методы, методики формирования межличностного взаимодействия обучающихся на начальном этапе обучения в Суворовском военном училище;
- содержательный компонент в виде программы формирования межличностного взаимодействия обучающихся на начальном этапе обучения в суворовском военном училище, которая включает систему коррекционно - развивающих занятий для суворовцев;
- контрольно - оценочный компонент, выраженный в диагностике самооценки, социально - психологического самочувствия, психологического климата;
- результативный компонент в виде сформированности межличностных взаимодействий суворовцев.
Положение 2. Педагогические условия формирования межличностного взаимодействия обучающихся в ЕкСВУ.
Положение 3. Отличительной чертой разработанной программы формирования межличностного взаимодействия суворовцев 1 курса, включающей в себя тренинги, групповые занятия, индивидуальную работу, является то, что она не только активно влияет на различные стороны личности суворовца, его эмоциональную, интеллектуальную, познавательную сферу, но и направлена на раскрепощение группы, на развитие личности, как подростков, так и педагогов, что является средством для установления доверительных отношений в системе «ученик-учитель», «ученик - ученик» в условиях суворовского училища, позволяющим формировать взаимодействие на разных уровнях.
Положение 4. Результат оценки формирования межличностного взаимодействия свидетельствует о росте диалогичности между воспитанниками, доверительности отношений в системе «ученик-педагог- организатор»; интенсивности обратной связи между воспитанниками и педагогом-организатором; формирующий благоприятный психологический климат в коллективе суворовцев, отсутствие недопонимания, участие в коллективных творческих делах, повышение групповой сплоченности, осознанность важности и ценности межличностного общения всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, что позволит повысить уровень межличностного общения и скорректировать некоторые личностные качества воспитанников.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 108 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 59 источника, приложений.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что вопрос межличностного взаимодействия обучающихся суворовского военного училища на начальном этапе не нашел своего отражения в исследованиях педагогов и психологов. Различными авторами изучались разные аспекты межличностного взаимодействия безотносительно к обучающимся суворовских училищ. Для целей настоящего исследования межличностное взаимодействие обучающихся образовательной организации на современном этапе мы определяем как процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов образовательного процесса друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности. В структуре межличностного взаимодействия как процесса исследователи выделяют три основных составляющих компонента: поведенческий, гностический, аффективный.
2. Проведенный анализ проблемы формирования межличностного взаимодействия воспитанников суворовского училища на начальном этапе обучения позволил определить, что уровень межличностного взаимодействия у суворовцев на начальном этапе обучения является недостаточным для осуществления полноценных общения, восприятия, взаимоотношений, взаимовлияния и взаимопонимания суворовцев.
3. Была разработана теоретическая модель формирования межличностного взаимодействия воспитанников суворовского училища на начальном этапе обучения, которая включает в себя совокупность целевого, организационно - инструментального, содержательного, контрольно - оценочночного и результативного компонентов. Содержательный компонент предполагал реализацию одноименной программы, рассчитанной на две учебных четверти с периодичностью занятий 2 раза в неделю.
4. Были проверены опытно - поисковым путем результаты апробации теоретической модели формирования взаимодействия воспитанников суворовского училища на начальном этапе обучения, которые нашли свое основание в практической части исследования.
Апробация результатов работы в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» показала высокую ее эффективность. Выборку составили все обучающиеся 1 курса (что соответствует 5 классу общеобразовательной школы, 75 человек). После повторной диагностики мы наблюдали значительное изменение уровня межличностного взаимодействия в группе суворовцев. Если на начальном этапе по трем методикам (Диагностическая методика «Психологический климат классного коллектива» (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева), Методика интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире» (В.В. Новиков), Социометрия Дж. Морено) уровня межличностного взаимодействия на 1 курсе был средним, близким к низкому, то на заключительном этапе - средним. Близком к высокому. Начальная гипотеза исследования подтвердилась: межличностное взаимодействие воспитанников суворовского училища на начальном этапе обучения можно формировать, если будут разработаны модель и программа, содержащая мероприятия, направленные на гармонизацию межличностного взаимодействия воспитанников в конкретных условиях суворовского училища.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута. Вместе с тем, можно указать направления дальнейшего продолжения работы и развития использованных в ней идей: исследование особенностей межличностного взаимодействия воспитанников суворовских училищ на последующих этапах обучения, изучение их взаимоотношений с педагогическим коллективом СВУ, а также с обучающимися гражданских образовательных организаций.
1. Абрамов А.П. Становление личности в системе средних специальных военно-учебных заведений: монография. - Курск: ООО «Учитель», 2009. 160 с.
2. Аксанова А.Р., Росихина Г.Ш., Чумаченко Г.П. Особенности обучения и воспитания в суворовском военном училище // Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей: сборник научных трудов Международной научно- практической конференции, посвященной 25-летию Российского общества Януша Корчака / под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: Изд-во «Отечество», 2016. - С. 18-25.
3. Алексеева А. Уверенность, обобщенное доверие и межличностное доверие: критерии различения // Социальная реальность. - 2008. - № 7.
С.85-98.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Проспект, 1996. - 206 с.
5. Анцибор Ю.А. Профессиональная деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению адаптации воспитанников в суворовских военных училищах: дис. ...канд. псих. наук: 19.00.03/ Ю.А. Анцибор; Тверской гос. университет - Тверь, 2016. - 222 с.
6. Ароксон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме / Э.Ароксон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт. - СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2010. - 560 с.
7. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Московского психолого - социального института. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2002. - 256 с.
8. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения: учебное пособие / А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев. - М.: Изд-во Попурри 2014. - 245 с.
9. Болтов Д. А. Формирование личности подростка в кадетском корпусе.- Казань: ООО издательство «Молодой ученый». — 2009. — №3. — С. 172-177.
10. Валисова Т.В. Взаимосвязь мотивации к учению и межличностных отношений учащихся класса Кропоткинского казачьего кадетского корпуса им. Г. Н. Трошева // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 15 февраля - 31 марта 2013 года. - М.: РАЕ, 2013. - С.139 -140
11. Герасимов А.П. Патриотическое воспитание суворовцев на основе военно-музыкальных традиций: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.05./А.П. Герасимов ; МГУКИ - Москва - 2014. - 268 с.
12. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 112 с.
13. Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплочённости // Социальная психология. Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 2009. - 473 с.
14. Доронцова О.А. Межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса в контексте формирования автономии подростков // Педагогическое образование в России.- Москва: Изд - во Московского гос. университета им. М.В. Ломоносова - 2016. - № 2. - С. 137¬142.
15. Духновский С. В. Психология отношений личности : монография. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 380 с.
...