ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ МИССИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ СУВОРОВЦЕВ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 11
1.1. Проблема формирования миссионной направленности личности
российских офицеров: исторический аспект 11
1.2. Особенности образовательного процесса современного СВУ в
17 рамках реализации ментально-миссионного
подхода
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности
воспитанников 24
СВУ
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МИССИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СУВОРОВЦЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СВУ 42
2.1. Организация опытно-поисковой работы по формированию миссионной направленности личности воспитанников СВУ: цель, задачи и этапы
2.2. Технологические аспекты решения проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном
процессе 52
СВУ
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 64
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ТЕЗАУРУС 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
В условиях социальных, экономических и технологических преобразований, происходящих в российском обществе, реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, перспективы создания боеспособной и мобильной армии, укомплектованной высококвалифицированными офицерами, во многом зависят от сформированности у них миссионной направленности личности, то есть, направленности офицеров на военно-профессиональную деятельность, сопряженной с выполнением миссии военного, окрашенной эмоционально-положительным отношением офицера к военно-профессиональной деятельности, определяемой целевой нравственной установкой на выполнение миссии военного.
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется противоречием между признанием важности формирования миссионной направленности личности будущего офицера и отсутствием в педагогической литературе описания системы формирования миссионной направленности личности суворовцев. Данное противоречие обусловлено с одной стороны, повышением в последнее время нравственной и правовой ответственности за выполнение своего военно¬профессионального долга в укреплении национальной безопасности, как офицеров, так и гражданских государственных служащих; другой стороны - отсутствием внимания педагогов исследователей к изучению и описанию самой системы формирования миссионной направленности личности будущих офицеров. На научно-теоретическом уровне определяется противоречием между необходимостью теоретического обоснования процесса формирования миссионной направленности личности суворовцев и недостаточностью теоретических исследований данной проблемы в педагогической литературе. На научно-методическом уровне актуальность проблемы и темы исследования определяется противоречием между объективной потребностью практического решения проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев и отсутствием методически обоснованной технологии ее решения. Анализ сложившейся ситуации в системе довузовского военного образования, в частности - суворовского довузовского военного образования, показывает, что необходимы срочные действия практического характера, направленные на обновление процесса образования в СВУ, характерные для целенаправленного формирования миссионной направленности личности будущего офицера.
Выявленные противоречия и недостаточная теоретическая и практическая разработанность обозначенной проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ».
Цель исследования - выявление, теоретическое обоснование и проверка комплекса педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе суворовского военного училища.
Объект исследования - образовательный процесс суворовского военного училища.
Предмет исследования: пути и средства формирования миссионной направленности личности суворовцев.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ будет более эффективным при реализации следующих условий: 1) использование голографического метода проекции в образовательном процессе СВУ на основе актуализации витагенного опыта и интеллектуально-психологического ресурса воспитанников; 2) развитие у воспитанников суворовского военного училища мотивации к военно-профессиональной деятельности на основе исследования системы формирования мотивационной сферы профессиональной деятельности российского офицерства и внедрения элементов этой системы в учебно-воспитательный процесс СВУ; 3) развитие у суворовцев личностной рефлексии с целью оптимизации присвоения ими профессионально-значимых качеств будущих офицеров.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой исследования были определены и решались следующие задачи: 1) оценить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике педагогического и военно-педагогического образования, выделить понятийный аппарат исследования; 2) выделить содержательные особенности, определить компоненты миссионной направленности личности суворовцев; 3) разработать методику реализации педагогических условий формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ.
Теоретико-методологической основой исследования выступают: концепция ментально-миссионного направления в образовании (А.С. Белкин, Н.С. Костоусов, В.И. Сабуров, Т.А. Сутырина, и др.); концепция российского менталитета (К.А. Альбуханова, Е.А. Ануфриев, И.Г. Дубов, В.В. Козловский, Л.Н. Пушкарев, Н.П. Рогальская и др.); социально-философский подход к исследованию развития личности (В.У. Агеевец, В.М. Выдрин, А.В. Петровский и др.); теория нравственности (А.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, М.И. Ковалева, А.А. Корзинкин, Н.С. Костоусов, Р. Райт и др.); теория духовно-нравственного воспитания (Г.С. Араквий, Л.М. Архангельский, Н.А. Бердяев, Н.И. Болдырев, Л.П. Буева, К.Н. Вентцель, Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов, Т.В. Цырлина, В.А. Черкасов и др.); теория патриотического воспитания (А.М. Бабаев, В. Бондаренко, А.С.
Гаязов, В.И. Караковский и др.); идеи о способах развития и саморазвития нравственных качеств и рефлексивной деятельности (В.И. Андреев, В.Г. Богин, С.В. Кондратьев и др.).
Организация, база, этапы и методы исследования. Опытно-поисковая работа по теме исследования осуществлялась в рамках образовательных процессов в Екатеринбургском суворовском военном училище (ЕкСВУ); в Санкт-Петербургском суворовском военном училище (СПбСВУ); в Казанском суворовском военном училище (КаСВУ).
На первом этапе поисково-констатирующем (2014-2015 гг.) осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования. Это разрешило сформулировать исходные позиции исследования, разработать понятийный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу, определиться с диагностическим аппаратом исследования. Данный этап был посвящен первичному сбору и анализу эмпирических данных; проведению констатирующего эксперимента; выявлению комплекса педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ; частичной разработке методики реализации выявленного комплекса педагогических условий. Основные методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация), эмпирические (наблюдение, тестирование, беседы, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент), методы математической статистики.
Второй формирующий этап (2015 - 2016 гг.) был направлен на уточнение и проверку комплекса педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ и методике их реализации; анализировался ход и результаты опытно-поисковой работы. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация), эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, обучающий эксперимент), методы математической статистики.
На третьем заключительно-корректирующем этапе (2016-2017 гг.) анализировались и обобщались итоги опытно-поискового исследования, выстраивалась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты. Методы, используемые на данном этапе: теоретические (обобщение и систематизация материала), методы математической статистики, компьютерной обработки результатов эксперимента и наглядного их представления.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыто содержательное наполнение категории эмиссионная направленность личности суворовцев (будущих офицеров)».
2. Выявлен, теоретически обоснован и апробирован комплекс педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ.
3. Разработана методика реализации педагогических условий формирования миссионной направленности личности суворовцев.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Расширено терминологическое поле проблемы за счет конкретизации содержательных характеристик понятий «образовательный процесс СВУ», «миссия военного», «миссия военной профессии», эмиссионная направленность личности», эмиссионная направленность личности суворовца».
2. Результаты исследования вносят вклад в теорию профессиональной подготовки учащихся довузовских военных образовательных учреждений, так как определяют роль и место миссионной направленности личности в системе довузовской подготовки будущих офицеров.
3. Результаты исследования способствуют совершенствованию содержания, форм, методов профессиональной подготовки суворовцев в образовательном процессе СВУ.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что:
1. Внедрение разработанных методических рекомендаций «Методика формирования миссионной направленности личности суворовцев в условиях образовательного процесса СВУ» по реализации комплекса педагогических условий способствует повышению эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев.
2. Обоснован диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень сформированности миссионной направленности личности суворовцев.
3. Результаты изыскания могут быть перенесены в организацию общеобразовательного процесса довузовского образовательного учреждения военного профиля.
На защиту выносятся:
1. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий повышение
эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ: 1) использование
голографического метода проекции в образовательном процессе СВУ на основе актуализации витагенного опыта и интеллектуально-психологического ресурса воспитанников; 2) развитие у воспитанников суворовского военного училища мотивации к военно-профессиональной деятельности на основе исследования системы формирования мотивационной сферы профессиональной деятельности российского офицерства и внедрения элементов этой системы в учебно-воспитательный процесс СВУ; 3) развитие у суворовцев личностной рефлексии с целью оптимизации присвоения ими профессионально-значимых качеств будущих офицеров (ответственность, справедливость, совестливость, честность, независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность).
2. Методика реализации педагогических условий формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ, включающая в себя комплекс средств, форм, методов обучения и воспитания, а также специально разработанные тренинги.
Личный вклад автора состоит в выявлении и теоретическом обосновании комплекса педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ; во внедрении результатов исследования в педагогическую практику довузовского военного образования; в анализе и обсуждении перспектив исследования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов устанавливается ясным определением исходных методологических предпосылок, использованием положений современных педагогических теорий; применением комплекса надежных методов и валидных методик диагностирования, повторяемостью результатов опытно-поискового исследования, репрезентативностью выборок, обработкой полученных данных с помощью вычислительной техники, а также положительными результатами внедрения методических разработок по материалам исследования в практику работы Екатеринбургского суворовского военного училища (ЕкСВУ), Санкт-Петербургского суворовского военного училища (СПбСВУ), Казанского суворовского военного училища (КаСВУ).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
1. Отчетов на заседаниях кафедр в Екатеринбургском суворовском военном училище (ЕкСВУ); в Санкт-Петербургском суворовском военном училище (СПбСВУ); в Казанском суворовском военном училищ (КаСВУ) по проблеме формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ.
2. Выступлений перед педагогами и офицерами-воспитателями Тюменского кадетского президентского корпуса на тему «Сходные и отличительные черты формирования миссионной направленности личности суворовцев (кадетов) от формирования миссионной направленности личности курсантов Высших военных учебных заведений»; выступлений среди педагогического и воспитательского состава кадетского класса колледжа «Юность» г. Верхняя Пышма Свердловской области на тему «Формирования миссионной направленности личности суворовцев и кадетов и пути достижения положительного результата».
3. Участия в научно-практических занятиях, открытых уроках среди воспитанников ЕкСВУ; СПбСВУ, КаСВУ.
4. Внедрения опыта формирования миссионной направленности личности суворовцев среди работников и офицеров-воспитателей ЕкСВУ, СПбСВУ, КаСВУ; проведение специальной работы со стажерами, из числа суворовцев старших классов, назначенными на должности воспитателя подразделения.
Основные результаты проведенного исследования использовались в процессе формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе в условиях Екатеринбургского суворовского военного училища» (ЕкСВУ); Санкт-Петербургского суворовского военного училища (СПбСВУ); Казанского суворовского военного училища (КаСВУ) с целью повышения эффективности данного процесса.
Основная гипотеза исследования, очерчивающая возможность формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ, соотносится с идеей реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, перспективой создания боеспособной и мобильной армии, укомплектованной высококвалифицированными офицерами. Подтверждение гипотезы реализовано в процессе решения основных задач исследования по: 1) формированию предварительно системного представления об объекте и предмете исследования; 2) выявлению педагогических условий эффективности протекания исследуемого процесса; 3) разработке технологических аспектов формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ; 4) разработке уровнево-критериального аппарата исследования.
Решение всех поставленных задач отражается в следующих выводах:
1. В исследовании доказана актуальность проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ, определенная общественно-экономическими, политическими, нравственно-патриотическими преобразованиями российского общества; проводимой модернизацией российской армии; значительностью проблемы для педагогов-практиков, безусловной личностной значимостью для будущих военнослужащих и недостаточной ее разработанностью в педагогической теории.
2. Отправная точка нашего исследования - анализ понятий «направленность личности», «миссия», «миссия военного», «миссия военной профессии», «миссионная направленность личности»; на этой основе конкретизация категории «миссионная направленность личности суворовца (будущего офицера)».
С нашей точки зрения, в широком понимании миссия - это выполнение роли, задания. Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности; характеризуется ее (личности) интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, установками, в которых выражается мировоззрение человека. Исходя из понимания понятий «миссия» и «направленность личности», можно сделать вывод, что миссионная направленность личности: 1) включает в себя: а) направленность человека на определенный вид деятельности, сопряженный с выполнением конкретной миссии; б) позитивное отношение личности к данному роду деятельности; в) целевую нравственную установку личности на выполнение этого вида деятельности; 2) выражается в присвоении определенных качеств личностью, необходимых для выполнения конкретной миссии; 3) осуществляется на основе самореализации в определенных поступках личности и поведении в целом, характерном для выполнения конкретной миссии; 4) характеризуется удовлетворенностью выполняемым видом деятельности, сопряженным с выполнением конкретной миссии.
Дополнительно определяя в своей работе понятие миссии военного как духовно-нравственное образование, отражающее социальное мировоззрение офицера как совокупность установок, идеалов, убеждений, определяющих способы военно-профессиональной деятельности и общения, принципы военно-профессионального бытия; понятие миссии военной профессии как государственную миссию, предназначение которой - служение своему Отечеству и своему народу на основе полного самопожертвования, доминированное верностью воинской присяге, сознательным отношением к воинскому долгу и воинским обязанностям; определяемое исторически сложившимися ценностями российского офицерства (честь, долг, гуманизм, коллективизм, верность присяге, патриотизм, нравственная свобода и др.); сопряженное с присвоением профессионально значимых качеств личности (ответственность, справедливость, совестливость, честность, независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность) мы смогли уточнить категорию «миссионная направленность личности суворовца».
Миссионная направленность личности суворовца (будущего офицера)
1) включает в себя а) направленность воспитанника СВУ на военно- профессиональную деятельность, сопряженную со знанием миссии военного; б) эмоционально-положительное отношение суворовца к дальнейшей военно¬профессиональной деятельности; в) целевую нравственную установку на выполнение миссии военного; 2) выражается в присвоении суворовцем личностно-значимых качеств будущих офицеров, необходимых для выполнения миссии военного и в стремлении к их развитию; 3) осуществляется на основе самореализации будущего офицера в поступках и линии поведения, свойственного российскому офицерству в рамках выполняемой ими миссии военного; 4) характеризуется
удовлетворенностью личности воспитанника осуществляемой в рамках УВП СВУ деятельностью, близкой по сути и содержанию к военно-профессиональной.
Сущность образовательного процесса СВУ заключается в специальной организации целенаправленного процесса обучения и воспитания суворовцев, сосредоточенного на формирование высокообразованной личности служащего, как на военном, так и на гражданском поприще.
Исходя из понимания данных категорий, мы считаем, что эффективному формированию миссионной направленности личности суворовцев содействует целеустремленное и регулярное взаимодействие преподавателей, офицеров-воспитателей и воспитанников, главной целью которого выдвигается другодоминантное со стороны взрослых формирование а) профессионального сознания будущих офицеров; б) положительного отношения к будущей профессиональной деятельности, сопряженной с выполнением миссии военного; в) профессионального поведения, основанного на самореализации в поступках и линии поведения, свойственного российскому офицерству в рамках выполняемой ими миссии военного, а также удовлетворенности осуществляемой деятельностью.
3. В исследовании выявлен, теоретически обоснован комплекс педагогических условий оптимизации изучаемого процесса комплекс педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ: 1) использование голографического метода проекции в образовательном процессе СВУ на основе актуализации витагенного опыта и интеллектуально-психологического ресурса воспитанников; 2) развитие у воспитанников суворовского военного училища мотивации к военно-профессиональной деятельности на основе исследования системы формирования мотивационной сферы профессиональной деятельности российского офицерства и внедрения элементов этой системы в учебно-воспитательный процесс СВУ; 3) развитие у суворовцев личностной рефлексии с целью оптимизации присвоения ими профессионально-значимых качеств будущих офицеров. Проведенное нами теоретико-практическое исследование показало, что эффективная реализация выявленного комплекса педагогических условий способствует повышению эффективности процесса формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ.
4. Методика реализации педагогических условий формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ (технологические аспекты) основана на механизмах перевода воспитанника в субъективную позицию. Выбор первого педагогического условия обусловлен тем, повышение эффективности процесса формирования миссионной направленности суворовцев должно обуславливаться активным включением в сотрудничество не только воспитанников, но и преподавателей, офицеров-воспитателей, что возможно при использовании голографического метода проекции в образовательном процессе СВУ на основе актуализации витагенного опыта и интеллектуально-
психологического ресурса воспитанников. В предлагаемом исследовании реализация голографического метода проекции осуществляется посредством использования следующих технологических приемов: стартовой
актуализации жизненного опыта будущих офицеров; конструирования незаконченной образовательной модели; ретроспективного сослагательного наклонения; творческого синтеза образовательных проекций; витагенного анализа; образовательных проекций; прием «жизненные перекрестки».
Выбор второго педагогического условия обусловлен тем, что по нашему глубокому убеждению, оптимизация процесса формирования миссионной направленности суворовцев обуславливается развитием у воспитанников суворовского военного училища мотивации к военно- профессиональной деятельности. Решение этой задачи возможно, с нашей точки зрения, при тщательном изучении системы формирования мотивационной сферы военно-профессиональной деятельности российского офицерства и внедрении элементов этой системы в учебно-воспитательный процесс СВУ.
Выбор третьего педагогического условия обусловлен тем, что, определяя миссию военного как духовно-нравственное образование, отражающее социальное мировоззрение офицера как совокупность установок, идеалов, убеждений, определяющих способы военно-профессиональной деятельности и общения, принципы военно-профессионального бытия, мы понимали, что для повышения эффективности процесса формирования миссионной направленности личности воспитанников СВУ у них необходимо развивать личностную рефлексию с целью оптимизации присвоения суворовцами профессионально-значимых качеств будущих офицеров, таких как ответственность, справедливость, совестливость, честность, независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность.
5. В исследовании определены и описаны уровни сформированности миссионной направленности личности суворовцев: недостаточный (низкий), средний, высокий.
6. С целью объективизации информации об уровне формирования миссионной направленности личности суворовцев мы выделили комплекс критериев:
1) уровень сформированности положительного отношения к будущей профессиональной деятельности, сопряженной с выполнением миссии военного (показатели: эмоционально положительное отношение к военно-профессиональной деятельности; целевая нравственная установка на выполнение миссии военного);
2) уровень сформированности личностно-значимых качеств будущего
офицера (показатели: ответственность, справедливость, честность,
независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность);
3) степень самореализации в учебно-воспитательной деятельности СВУ, близкой по сути и содержанию к военно-профессиональной (показатели: центрированность на проблеме, потребность в познании, оптимизм, другодоминантность, креативность (смекалка), спонтанность, автономность, самопонимание, контактность);
4) степень удовлетворенности учебно-воспитательной деятельностью СВУ, близкой по сути и содержанию к военно-профессиональной (показатели: удовлетворенность, неудовлетворенность, равнодушие).
Достоверность результатов проведенного исследования обеспечивалась использованием в качестве основного критерия сформированности миссионной направленности личности суворовца - его движение от низкого уровня к высокому, через промежуточный - средний.
7. Общедидактическая значимость результатов данного научного изыскания была обоснована в процессе внедрения выявленного комплекса педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в Екатеринбургском суворовском военном училище. Опытно-поисковая работа с учащимися ЕкСВУ обеспечила необходимый уровень сформированности миссионной направленности, доказательством чему являются полученные результаты.
8. В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами заключается в том, что: а) конкретизировано понятие эмиссионная направленность личности суворовца (будущего офицера)»; б) выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ; в) выделены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать уровень сформированности миссионной направленности личности суворовцев. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике довузовского военного образования.
9. Выполненное нами исследование и полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и санкционируют вывод о достижении поставленной цели исследования. Однако следует констатировать тот факт, что результаты проведенной работы охватили не весь спектр возможностей образовательного процесса СВУ по формированию миссионной направленности личности суворовцев , не все нюансы исследуемой проблемы изучены в полной мере. К примеру, перспективными для нас представляются следующие направления: 1) изучение общей проблемы формирования миссионной направленности личности, принадлежащей сфере государственной службы; 2) изучение мотивации и миссионной направленности личности в области военно-профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной практике; 3) исследование предрасположенности личности к беззаветному служению Родины, выполнению миссии военного в конкретных видах профессиональной деятельности. Чрезвычайно важным направлением исследования проблемы формирования миссионной направленности личности будущего офицера, с нашей точки зрения, выступает целесообразность особой подготовки (переподготовки) педагогических и офицерских кадров, обоснованной необходимостью в профессиональной деятельности, четко ориентированной на формирование миссионной направленности личности суворовцев в рамках ментально-миссионного подхода в образовании. Наряду с этим, в ходе исследования раскрылась актуальность проблемы разработки целевых программ формирования миссионной направленности личности подростков, обучающихся в кадетских классах общеобразовательных школ с учетом возможностей образовательного процесса МОУ СОШ, который ключевым образом отличается от образовательного процесса СВУ. Анализ выявленной проблемы показал, что реализация разработанной нами методики формирования миссионной направленности личности суворовцев в рамках образовательного процесса МОУ СОШ - невозможна, или возможна, но ограниченно частично, что не может привести к ожидаемым результатам. Исследование проблемы формирования миссионной направленности личности будущих военнослужащих необходимо проводить в обозначенных направлениях.
Результатом внедрения методики формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательный процесс суворовских военных училищ России, по нашему глубокому убеждению, должны стать: а) на уровне конкретики - увеличение количества выпускников СВУ, желающих продолжить образование в высших военных учебных заведениях (в идеале - до 100%); б) на широком уровне - преодоление порога дискредитации миссии российского военного.
1. Абдуллина О. Инновации и стандарты: мониторинг
педагогического образования // Высшее образование в России. - 1999. - № 5. - С. 78 - 82.
2. Агеевец В.У. Педагогический меморандум// Вестник Балтийской педагогической академии: Актуальные проблемы педагогической теории, практики, воспитания, физической культуры, спорта и здоровья народа. - СПб, 2005. Вып. 59.- С. 45-50.
3. Аксенкин А.П. Воспитание чести и достоинства у старших подростков: дисс. ... канд. пед. наук.- Киев, 1981.- 164 с.
4. Алексеев Н. Г., Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семенов И.Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. - Новосибирск: НГУ, 1991. - 74 с.
5. Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России.- Рязань, 1948.- 390 с.
6. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа.- М.: Учпедгиз, 1958.- 310 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 340 с.
8. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд.- Казань, 2000.- 600 с.
9. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. - Казань : КГПУ, 1994. - 237 с.
10. Андрушкевич И. Превосходство идеи кадетского воспитания в современном глобальном мире: Альманах. Кадетский вестник России. Периодическое издание общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России». - М, 2009. - 244 с.
11. Анисимов А.Ф. Природа и общество в отражении сказки мифа.— «Ежегодник Музея истории религии и атеизма», [сб.] I. М.- Л., 1957.- 160 с.
12. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический феномен// СПЖ, 1997.- № 4.
13. Аркавий Г.С. Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2003. - 349 с.
14. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности.- М.: Мысль, 1974.- 221 с.
15. Арышева О. Изучение использования рефлексии подростками и студентами// Журнал практического психолога, № 3, 2004.
...