Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений обучающихся на примере Екатеринбургского суворовского военного училища

Работа №98713

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Исторические предпосылки к исследованию проблем воспитания
дисциплины в системе военного
образования 9
1.2. Теоретические подходы к исследованию проблем дисциплины и
профилактики правонарушений 14
1.3. Специфика воспитательной работы в суворовских
училищах 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1. История дисциплинарной практики Екатеринбургского суворовского
военного училища 38
2.2. Система работы по укреплению дисциплины и профилактике
правонарушений в Екатеринбургском суворовском военном училище 42
2.3. Опытно-поисковая работа по реализации системы укрепления дисциплины и профилактике правонарушений в Екатеринбургском
суворовском военном училище 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94

Социально-экономические процессы, происходящие в последние десятилетия в нашей стране, отразились на общественном сознании. Произошла частичная девальвация ранее существовавшей системы ценностей. У части молодёжи не сформированы антикриминальные установки. В ситуациях морально¬нравственного выбора личности мотивы желаемого доминируют над мотивами долженствования. Всё это существенно влияет на состояние гражданского общества и повышает риски, связанные с укреплением обороноспособности нашего государства.
Образовательные организации Министерства обороны Российской Федерации придают большое значение вопросам формирования сознательной дисциплины будущих военнослужащих, так как выпускникам предстоит в будущей профессиональной деятельности самостоятельно принимать ответственные решения, от которых зависит жизнь и здоровье многих людей. Поэтому эффективная система воспитания дисциплинированности будущих военнослужащих является одним из факторов их профессионального становления и укрепления обороноспособности страны в целом.
Актуальность исследования на научно-педагогическом уровне определяется противоречием между потребностью общества и Вооружённых Сил России в военнослужащих, имеющих высокие морально-волевые качества, уважающих закон и правопорядок, способных сознательно следовать нормам дисциплины, и недостаточной теоретической и методической разработанностью механизма укрепления дисциплины и профилактики правонарушений в образовательных организациях Министерства обороны РФ.
Актуальность настоящей работы на социально-педагогическом уровне вытекает из особенности жизнедеятельности обучающихся в суворовских военных училищах. Суворовские училища представляют собой учреждения закрытого типа. Постоянно находясь в период учёбы в стенах училища,
обучающиеся имеют ограниченные возможности взаимодействия с социумом. Период обучения в училище (с 5 по 11 классы) приходится на подростковые и юношеские годы жизни (так называемый переходный возраст) воспитанников. Он характеризуется возникающим у человека психологическим дискомфортом, вспышками раздражительности и агрессии, а это приводит к конфликтам и нарушениям дисциплины.
Актуальность работы на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью детального рассмотрения проблемы формирования сознательной дисциплины обучающихся и выбора оптимальных форм и методов профилактики правонарушений в условиях суворовских училищ.
Проблемное поле исследования заключается в разработке системы укрепления дисциплины, правопорядка в подразделениях и профилактики правонарушений обучающихся суворовских училищ. В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Система работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений обучающихся на примере Екатеринбургского суворовского военного училища».
Объект исследования: дисциплина и правопорядок в подразделениях Екатеринбургского суворовского военного училища.
Предмет исследования: система работы с обучающимися по укреплению дисциплины профилактике правонарушений в Екатеринбургском суворовском военном училище.
Цель исследования: разработать и проверить опытным путём систему работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений обучающихся в Екатеринбургском суворовском военном училище.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: основными факторами укрепления дисциплины и отсутствия правонарушений в училище являются
- наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей управление процессами укрепления дисциплины и профилактики правонарушений;
- взаимодействие училища с правоохранительными органами, общественными организациями по вопросам укрепления дисциплины и профилактики её нарушений;
- постоянный анализ нарушений дисциплины и правопорядка в подразделениях и их причин;
- внедрение наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы и внеурочной деятельности суворовцев, профессионально¬должностной подготовки воспитателей;
- постоянный мониторинг воспитанности суворовцев.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические подходы к исследованию проблем дисциплины и профилактики правонарушений.
2. Изучить и проанализировать состояние проблемы воспитания дисциплинированной личности в истории военного образования.
3. Выявить специфику воспитательной работы в суворовских училищах.
4. Разработать, теоретически обосновать, экспериментально проверить модель управления процессами укрепления дисциплины и профилактики правонарушений в училище.
Теоретическим обоснованием нашего исследования являются теории: о сущности феноменов «свобода и ответственность», «нравственность», «сознательность», о ценностях личности (Дробницкий О.Г., Журавлева Н.А.), о формировании и развитии личности в коллективе (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.), исследования по психолого-педагогическим проблемам (Белкин А.С., Дудина М.Н.), в области личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.).
В исследовании мы опирались на государственные нормативные документы по проблемам отечественного образования: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413, Профессиональный стандарт педагога, утверждённый Приказом Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (воспитатель, учитель)», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической, методической, специальной литературы по тематике исследования; анализ планов воспитательной работы и отчётного материала о её проведении в подразделениях училища, сравнительный анализ учебно-методических пособий, опыта проведения мероприятий по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений в суворовских училищах;
2) эмпирические: мониторинг воспитанности суворовцев, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, контент-анализ портфолио суворовцев, анализ результатов деятельности воспитателей училища, анализ состояния дисциплины и правопорядка в подразделениях;
3) статистические: количественная и качественная обработка статистических данных, графическое представление полученных результатов.
База исследования: Екатеринбургское суворовское военное училище.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- разработана и внедрена модель управления процессами укрепления дисциплины в суворовских училищах, обеспечивающая сокращение количества правонарушений обучающихся;
- разработана и внедрена система мониторинга воспитанности суворовцев, позволяющая контролировать уровень дисциплинированности конкретных обучающихся и подразделения в целом.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается теоретическими положениями о роли дисциплины в подготовке будущих воинов, анализом достижений психолого-педагогической мысли, выбором и реализацией методов исследования проблемы формирования дисциплинированности, степенью воспроизводимости его результатов и достоверности полученных в результате эксперимента данных, проверкой результатов исследования на различных этапах, количественным подтверждением выдвинутой гипотезы.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Обобщены и систематизированы теоретические подходы к понятию дисциплины.
Теоретически обоснована система работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений в суворовских училищах.
Практическая значимость исследования:
Разработана модель управления процессами укрепления дисциплины и профилактики правонарушений в суворовских училищах. Разработано методическое обеспечение эффективного функционирования модели. Использование разработанной нами модели укрепления дисциплины и профилактики правонарушений привело к значительному сокращению правонарушений в Екатеринбургском суворовском военном училище.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в Екатеринбургском суворовском военном училище (в 2015¬2016 учебном году обучалось 515 суворовцев). Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих научных конференциях: научно-методическая конференция по теме
«Профессиональный стандарт педагога как ресурс повышения качества образования» (май 2016 г.), Всероссийская военно-историческая конференция «Наследники Суворова: от первых кадет до наших дней» (апрель 2017 г.).
На защиту выносится:
Положение 1. Постоянный качественный анализ нарушений дисциплины в подразделениях, диагностика причин её нарушения позволяет выявить основные факторы укрепления дисциплины в училище.
Положение 2. Мониторинг воспитанности обучающихся позволяет определять уровень дисциплинированности суворовцев на каждом этапе и корректировать процесс воспитания.
Положение 3. Взаимодействие педагогического коллектива с правоохранительными органами, общественными организациями в вопросах профилактики правонарушений, правового и нравственного воспитания является важным условием совершенствования системы укрепления дисциплины в училище.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 101 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 85 источников, 3 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических основ дисциплины показал:
1. Первоначально понятие «дисциплина» означало порядок, обычай, закон, отражая регулирующую функцию в социуме.
2. Философско-этическая трактовка дисциплины расширяет её социальную функцию и определяет это понятие как феномен морали, как ограничение свободы в соответствии с определенными нормами общежития.
3. Со временем подход к дисциплине прибрел психолого¬педагогический акцент. Дисциплина с этих позиций является механизмом организации и регулирования деятельности людей, обеспечивающим их сознательное нормативное поведение.
4. В сфере воинской службы дисциплина рассматривается как основа организованности, исполнительности и порядка в армии, как залог доблести и героизма военнослужащих. Поскольку готовность подчинения у воина основана на чувстве долга, сознательность - основная характеристика воинской дисциплины.
В работе проведён анализ состояния дисциплины в подразделениях обучающихся Екатеринбургского суворовского военного училища. а дисциплинированность воспитанников представляет собой динамичный результат целого комплекса педагогических действий и психолого¬педагогических условий. В результате анализа дисциплинарной практики Екатеринбургского суворовского военного училища автор выделяет положительно решённые вопросы:
1. Сохранение традиций кадетского образования и воспитания в Екатеринбургском суворовском военном училище; воплощение в образовательную деятельность основных положений и принципов суворовской военной науки.
2. Постоянный распорядок дня.
3. Приоритет гражданско-патриотического воспитания в системе образования училища. Проведение традиционных воинских ритуалов, участие в мероприятиях войск Центрального военного округа.
4. Строгий учёт дисциплинарных проступков и правонарушений в подразделениях училища. Ведение статистики в целом по училищу.
Но вместе с тем на момент начала эксперимента в училище оставались нерешённые вопросы:
1. Наличие в подразделениях грубых дисциплинарных нарушений.
2. Недостаточная разработка нормативной базы училища, регламентирующей жизнедеятельность обучающихся и систему мер воспитательного воздействия.
3. Отсутствие в дисциплинарной практике училища глубокого психолого-педагогического анализа причин правонарушений и недисциплинированного поведения конкретных обучающихся и подразделений в целом.
4. Слабое взаимодействие училища с социальными партнёрами, правоохранительными органами, общественными организациями, в том числе по правовому воспитанию, по профилактике правонарушений.
В связи с этим целесообразно систематизировать управление процессом укрепления дисциплины в училище. С этой целью необходимо:
1. Разработать нормативно-правовые локальные акты, регламентирующие и регулирующие процессы организации и контроля образовательной и повседневной деятельности обучающихся;
2. Проводить мониторинг воспитанности обучающихся, анализировать причины их недисциплинированного поведения, принимать меры к их устранению и профилактике. Уделить особое внимание организации индивидуальной воспитательной работы.
3. Организовать и координировать тесное взаимодействие с правоохранительными органами, социальными партнёрами, общественными организациями в целях эффективного правового просвещения и социализации обучающихся.
4. Выявлять и внедрять наиболее эффективные формы организации внеурочной деятельности обучающихся, методы их воспитания.
5. Внедрять наиболее эффективные формы профессионально¬должностной подготовки воспитателей. Особое внимание уделять психологической подготовке педагогических работников.
Апробация системы работы по укреплению дисциплины в Екатеринбургском суворовском военном училище показала, что формирование дисциплинированности суворовцев идет более успешно в той группе, где в образовательный процесс внедрён весь комплекс условий укрепления дисциплины. Таким образом, можно объективно говорить о том, что эффективность системы работы по укреплению дисциплины в училище выше, чем внедрение её компонентов по отдельности.
Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основание считать, что цель достигнута, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, а внедрение результатов исследования позволяет утверждать, что работа имеет значимость для теории и практики воспитания суворовцев и кадет как будущих воинов. Внедрение модели управления процессами укрепления дисциплины обучающихся приведёт к сокращению количества правонарушений в суворовских училищах.
Вместе с тем, можно указать направления продолжения работы и развития использованных в ней идей: необходимо изучение внешних рисков, влияющих на дисциплину в подразделениях училища, и дальнейшее развитие и совершенствование системы воспитания дисциплинированности суворовцев как будущих воинов.



1. Федеральный закон. «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. // Российская газета, № 303, 2012. С. 2 - 12.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р.// Российская газета, № 122, 2015. С. 2 - 4.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты (утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). // Российская газета, № 139, 2012. С. 2 - 10.
4. Профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н).
// Российская газета, № 285, 2013. С. 2 - 6.
5. Аванесов Г.А. Социальные нормы и образ жизни / Г. Аванесов, К. Игошев, - М. Прогресс, 1983. С. 183.
6. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России Х1Х века // Советская педагогика, № 1, 1944. С. 18-21
7. Андрюхина Л.М., Огоновская И.С. Правовая культура в системе ценностей современного образования // Право и мораль: тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. - Екатеринбург: Институт развития регионального образования, 2003. С. 301.
8. Акиндинов В. История становления и традиции офицерского корпуса русской армии // Ориентир, № 3, 2001. С. 11-13.
9. Апресян Р.Г. Коммуникативный источник морального долженствования // Этическая мысль, 2011. С. 29.
10. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - СПб.: - 2007. С. 45.
11. Барабанщиков А.В., Киряшов А.П., Феденко Н.Ф. Советская военная педагогика в годы Великой Отечественной войны. - М.: ВПА, 1987. С. 97.
12. Большой толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, 2012. С. 761.
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2009. С. 192.
14. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 192.
15. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном. Москва-Воронеж: МПСИ, 2010. С. 144.
16. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика, № 3. - М.: 2010. С. 110-113.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ