ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Исторические предпосылки к исследованию проблем воспитания
дисциплины в системе военного
образования 9
1.2. Теоретические подходы к исследованию проблем дисциплины и
профилактики правонарушений 14
1.3. Специфика воспитательной работы в суворовских
училищах 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1. История дисциплинарной практики Екатеринбургского суворовского
военного училища 38
2.2. Система работы по укреплению дисциплины и профилактике
правонарушений в Екатеринбургском суворовском военном училище 42
2.3. Опытно-поисковая работа по реализации системы укрепления дисциплины и профилактике правонарушений в Екатеринбургском
суворовском военном училище 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 94
Социально-экономические процессы, происходящие в последние десятилетия в нашей стране, отразились на общественном сознании. Произошла частичная девальвация ранее существовавшей системы ценностей. У части молодёжи не сформированы антикриминальные установки. В ситуациях морально¬нравственного выбора личности мотивы желаемого доминируют над мотивами долженствования. Всё это существенно влияет на состояние гражданского общества и повышает риски, связанные с укреплением обороноспособности нашего государства.
Образовательные организации Министерства обороны Российской Федерации придают большое значение вопросам формирования сознательной дисциплины будущих военнослужащих, так как выпускникам предстоит в будущей профессиональной деятельности самостоятельно принимать ответственные решения, от которых зависит жизнь и здоровье многих людей. Поэтому эффективная система воспитания дисциплинированности будущих военнослужащих является одним из факторов их профессионального становления и укрепления обороноспособности страны в целом.
Актуальность исследования на научно-педагогическом уровне определяется противоречием между потребностью общества и Вооружённых Сил России в военнослужащих, имеющих высокие морально-волевые качества, уважающих закон и правопорядок, способных сознательно следовать нормам дисциплины, и недостаточной теоретической и методической разработанностью механизма укрепления дисциплины и профилактики правонарушений в образовательных организациях Министерства обороны РФ.
Актуальность настоящей работы на социально-педагогическом уровне вытекает из особенности жизнедеятельности обучающихся в суворовских военных училищах. Суворовские училища представляют собой учреждения закрытого типа. Постоянно находясь в период учёбы в стенах училища,
обучающиеся имеют ограниченные возможности взаимодействия с социумом. Период обучения в училище (с 5 по 11 классы) приходится на подростковые и юношеские годы жизни (так называемый переходный возраст) воспитанников. Он характеризуется возникающим у человека психологическим дискомфортом, вспышками раздражительности и агрессии, а это приводит к конфликтам и нарушениям дисциплины.
Актуальность работы на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью детального рассмотрения проблемы формирования сознательной дисциплины обучающихся и выбора оптимальных форм и методов профилактики правонарушений в условиях суворовских училищ.
Проблемное поле исследования заключается в разработке системы укрепления дисциплины, правопорядка в подразделениях и профилактики правонарушений обучающихся суворовских училищ. В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Система работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений обучающихся на примере Екатеринбургского суворовского военного училища».
Объект исследования: дисциплина и правопорядок в подразделениях Екатеринбургского суворовского военного училища.
Предмет исследования: система работы с обучающимися по укреплению дисциплины профилактике правонарушений в Екатеринбургском суворовском военном училище.
Цель исследования: разработать и проверить опытным путём систему работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений обучающихся в Екатеринбургском суворовском военном училище.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: основными факторами укрепления дисциплины и отсутствия правонарушений в училище являются
- наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей управление процессами укрепления дисциплины и профилактики правонарушений;
- взаимодействие училища с правоохранительными органами, общественными организациями по вопросам укрепления дисциплины и профилактики её нарушений;
- постоянный анализ нарушений дисциплины и правопорядка в подразделениях и их причин;
- внедрение наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы и внеурочной деятельности суворовцев, профессионально¬должностной подготовки воспитателей;
- постоянный мониторинг воспитанности суворовцев.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические подходы к исследованию проблем дисциплины и профилактики правонарушений.
2. Изучить и проанализировать состояние проблемы воспитания дисциплинированной личности в истории военного образования.
3. Выявить специфику воспитательной работы в суворовских училищах.
4. Разработать, теоретически обосновать, экспериментально проверить модель управления процессами укрепления дисциплины и профилактики правонарушений в училище.
Теоретическим обоснованием нашего исследования являются теории: о сущности феноменов «свобода и ответственность», «нравственность», «сознательность», о ценностях личности (Дробницкий О.Г., Журавлева Н.А.), о формировании и развитии личности в коллективе (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.), исследования по психолого-педагогическим проблемам (Белкин А.С., Дудина М.Н.), в области личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.).
В исследовании мы опирались на государственные нормативные документы по проблемам отечественного образования: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413, Профессиональный стандарт педагога, утверждённый Приказом Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (воспитатель, учитель)», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической, методической, специальной литературы по тематике исследования; анализ планов воспитательной работы и отчётного материала о её проведении в подразделениях училища, сравнительный анализ учебно-методических пособий, опыта проведения мероприятий по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений в суворовских училищах;
2) эмпирические: мониторинг воспитанности суворовцев, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, контент-анализ портфолио суворовцев, анализ результатов деятельности воспитателей училища, анализ состояния дисциплины и правопорядка в подразделениях;
3) статистические: количественная и качественная обработка статистических данных, графическое представление полученных результатов.
База исследования: Екатеринбургское суворовское военное училище.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- разработана и внедрена модель управления процессами укрепления дисциплины в суворовских училищах, обеспечивающая сокращение количества правонарушений обучающихся;
- разработана и внедрена система мониторинга воспитанности суворовцев, позволяющая контролировать уровень дисциплинированности конкретных обучающихся и подразделения в целом.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается теоретическими положениями о роли дисциплины в подготовке будущих воинов, анализом достижений психолого-педагогической мысли, выбором и реализацией методов исследования проблемы формирования дисциплинированности, степенью воспроизводимости его результатов и достоверности полученных в результате эксперимента данных, проверкой результатов исследования на различных этапах, количественным подтверждением выдвинутой гипотезы.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Обобщены и систематизированы теоретические подходы к понятию дисциплины.
Теоретически обоснована система работы по укреплению дисциплины и профилактике правонарушений в суворовских училищах.
Практическая значимость исследования:
Разработана модель управления процессами укрепления дисциплины и профилактики правонарушений в суворовских училищах. Разработано методическое обеспечение эффективного функционирования модели. Использование разработанной нами модели укрепления дисциплины и профилактики правонарушений привело к значительному сокращению правонарушений в Екатеринбургском суворовском военном училище.
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в Екатеринбургском суворовском военном училище (в 2015¬2016 учебном году обучалось 515 суворовцев). Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих научных конференциях: научно-методическая конференция по теме
«Профессиональный стандарт педагога как ресурс повышения качества образования» (май 2016 г.), Всероссийская военно-историческая конференция «Наследники Суворова: от первых кадет до наших дней» (апрель 2017 г.).
На защиту выносится:
Положение 1. Постоянный качественный анализ нарушений дисциплины в подразделениях, диагностика причин её нарушения позволяет выявить основные факторы укрепления дисциплины в училище.
Положение 2. Мониторинг воспитанности обучающихся позволяет определять уровень дисциплинированности суворовцев на каждом этапе и корректировать процесс воспитания.
Положение 3. Взаимодействие педагогического коллектива с правоохранительными органами, общественными организациями в вопросах профилактики правонарушений, правового и нравственного воспитания является важным условием совершенствования системы укрепления дисциплины в училище.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 101 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 85 источников, 3 приложений.
Анализ теоретических основ дисциплины показал:
1. Первоначально понятие «дисциплина» означало порядок, обычай, закон, отражая регулирующую функцию в социуме.
2. Философско-этическая трактовка дисциплины расширяет её социальную функцию и определяет это понятие как феномен морали, как ограничение свободы в соответствии с определенными нормами общежития.
3. Со временем подход к дисциплине прибрел психолого¬педагогический акцент. Дисциплина с этих позиций является механизмом организации и регулирования деятельности людей, обеспечивающим их сознательное нормативное поведение.
4. В сфере воинской службы дисциплина рассматривается как основа организованности, исполнительности и порядка в армии, как залог доблести и героизма военнослужащих. Поскольку готовность подчинения у воина основана на чувстве долга, сознательность - основная характеристика воинской дисциплины.
В работе проведён анализ состояния дисциплины в подразделениях обучающихся Екатеринбургского суворовского военного училища. а дисциплинированность воспитанников представляет собой динамичный результат целого комплекса педагогических действий и психолого¬педагогических условий. В результате анализа дисциплинарной практики Екатеринбургского суворовского военного училища автор выделяет положительно решённые вопросы:
1. Сохранение традиций кадетского образования и воспитания в Екатеринбургском суворовском военном училище; воплощение в образовательную деятельность основных положений и принципов суворовской военной науки.
2. Постоянный распорядок дня.
3. Приоритет гражданско-патриотического воспитания в системе образования училища. Проведение традиционных воинских ритуалов, участие в мероприятиях войск Центрального военного округа.
4. Строгий учёт дисциплинарных проступков и правонарушений в подразделениях училища. Ведение статистики в целом по училищу.
Но вместе с тем на момент начала эксперимента в училище оставались нерешённые вопросы:
1. Наличие в подразделениях грубых дисциплинарных нарушений.
2. Недостаточная разработка нормативной базы училища, регламентирующей жизнедеятельность обучающихся и систему мер воспитательного воздействия.
3. Отсутствие в дисциплинарной практике училища глубокого психолого-педагогического анализа причин правонарушений и недисциплинированного поведения конкретных обучающихся и подразделений в целом.
4. Слабое взаимодействие училища с социальными партнёрами, правоохранительными органами, общественными организациями, в том числе по правовому воспитанию, по профилактике правонарушений.
В связи с этим целесообразно систематизировать управление процессом укрепления дисциплины в училище. С этой целью необходимо:
1. Разработать нормативно-правовые локальные акты, регламентирующие и регулирующие процессы организации и контроля образовательной и повседневной деятельности обучающихся;
2. Проводить мониторинг воспитанности обучающихся, анализировать причины их недисциплинированного поведения, принимать меры к их устранению и профилактике. Уделить особое внимание организации индивидуальной воспитательной работы.
3. Организовать и координировать тесное взаимодействие с правоохранительными органами, социальными партнёрами, общественными организациями в целях эффективного правового просвещения и социализации обучающихся.
4. Выявлять и внедрять наиболее эффективные формы организации внеурочной деятельности обучающихся, методы их воспитания.
5. Внедрять наиболее эффективные формы профессионально¬должностной подготовки воспитателей. Особое внимание уделять психологической подготовке педагогических работников.
Апробация системы работы по укреплению дисциплины в Екатеринбургском суворовском военном училище показала, что формирование дисциплинированности суворовцев идет более успешно в той группе, где в образовательный процесс внедрён весь комплекс условий укрепления дисциплины. Таким образом, можно объективно говорить о том, что эффективность системы работы по укреплению дисциплины в училище выше, чем внедрение её компонентов по отдельности.
Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основание считать, что цель достигнута, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, а внедрение результатов исследования позволяет утверждать, что работа имеет значимость для теории и практики воспитания суворовцев и кадет как будущих воинов. Внедрение модели управления процессами укрепления дисциплины обучающихся приведёт к сокращению количества правонарушений в суворовских училищах.
Вместе с тем, можно указать направления продолжения работы и развития использованных в ней идей: необходимо изучение внешних рисков, влияющих на дисциплину в подразделениях училища, и дальнейшее развитие и совершенствование системы воспитания дисциплинированности суворовцев как будущих воинов.
1. Федеральный закон. «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. // Российская газета, № 303, 2012. С. 2 - 12.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р.// Российская газета, № 122, 2015. С. 2 - 4.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты (утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413). // Российская газета, № 139, 2012. С. 2 - 10.
4. Профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н).
// Российская газета, № 285, 2013. С. 2 - 6.
5. Аванесов Г.А. Социальные нормы и образ жизни / Г. Аванесов, К. Игошев, - М. Прогресс, 1983. С. 183.
6. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России Х1Х века // Советская педагогика, № 1, 1944. С. 18-21
7. Андрюхина Л.М., Огоновская И.С. Правовая культура в системе ценностей современного образования // Право и мораль: тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. - Екатеринбург: Институт развития регионального образования, 2003. С. 301.
8. Акиндинов В. История становления и традиции офицерского корпуса русской армии // Ориентир, № 3, 2001. С. 11-13.
9. Апресян Р.Г. Коммуникативный источник морального долженствования // Этическая мысль, 2011. С. 29.
10. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - СПб.: - 2007. С. 45.
11. Барабанщиков А.В., Киряшов А.П., Феденко Н.Ф. Советская военная педагогика в годы Великой Отечественной войны. - М.: ВПА, 1987. С. 97.
12. Большой толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, 2012. С. 761.
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2009. С. 192.
14. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 192.
15. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном. Москва-Воронеж: МПСИ, 2010. С. 144.
16. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика, № 3. - М.: 2010. С. 110-113.
...