Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья педагога на примере Екатеринбургского суворовское военного училища

Работа №98711

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 15
1.1. Понятие психолого-педагогического сопровождения
профессионального здоровья педагога в психологии образования и педагогике 15
1.2. Проблематика психолого-педагогического сопровождения
профессионального здоровья педагога в зарубежной и отечественной науке 29
1.3. Технологии профилактики и коррекции профессионального
здоровья педагогов, работающих в сфере «человек-человек» 45
Выводы по 1 главе 57
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА 60
2.1. Анализ данных по профессиональному здоровью педагога в ФГКОУ
«Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации 60
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения
профессионального здоровья педагога в ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации 68
2.3. Методические рекомендации по организации психолого¬
педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога 81
Вывод по 2
главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92


В современном российском обществе, здоровье является одной из ценностей на государственном уровне. Здоровье есть ключевая составляющая с позиции государства, поскольку здоровье нации и всего общества в целом зависит от состояния здоровья каждого отдельного человека.
Актуальность исследования. В последние годы тема здоровья характеризуется повышенным вниманием общества. Здоровьесбергающий фактор оказывается приоритетным не только на государственном уровне всего общества в целом, но и является ценностью в профессиональной сфере, в частности в сфере педагогического образования.
Позиция государства по вопросу здоровья и образования обозначена в таких нормативных документах, как Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [84], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в который включена статья о здоровье обучающихся, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», федеральная программа развития образования, национальная доктрина в образовании Российской Федерации до 2025 года и других.
На состояние своего здоровья обращают внимание педагоги не только среднего и пожилого возраста, но и молодые. В профессионально-педагогической сфере здоровье оказывает прямое влияние на результат и успех выполняемой деятельности, поскольку здоровый работник лучше работает, он способен развиваться, образовываться, повышать свою квалификацию, больше уделять внимание учащимся и педагогическому процессу, а также склонен к творчеству. Согласно научной публикации М.И.Петуховой, «еще основатель педагогической психологии П.Ф.Каптерев говорил о здоровье педагогов. Он утверждал, что «важно укреплять здоровье педагога, потому что от него зависит здоровье ребенка и человек со слабым здоровьем не способен оказывать помощь другим» [62], то есть обучать и выполнять профессиональную деятельность, а также совершенствоваться и развиваться.
Однако, как отмечают ряд авторов, таких как В.В.Бойко, Л.М.Митина, Г.Ш.Габдреева и другие, проблема здоровья в современном обществе касается и молодых педагогов. По данным исследования выявлено, что «молодые педагоги часто обращаются в учреждения здравоохранения с жалобами по состоянию здоровья. Наиболее распространенными профессиональными заболеваниями среди молодых педагогов являются сердечно-сосудистые заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, а также заболевания неврогенного характера» [87].
Ухудшение здоровья педагога есть «национальное бедствие» по словам Л. М. Митиной, а также показатель того, что одна из самых значимых и преданных профессий подвержена моральной апатии и нравственной депрессии» [40, С.43].
В педагогической деятельности специалист выполняет многоаспектные функции, должен преобразовывать себя в рамках профессии, переосмысливать свои ожидания, преодолевать психологические барьеры в развитии и развивать у себя профессионально-важные качества. Педагогический процесс является динамичным и педагогу следует быстро и мобильно реагировать на изменяющиеся условия, и зачастую справиться с высокой нагрузкой в своей деятельности он не способен, из-за чего и могут проявляться вспышки гнева, снижаться профессиональная активность и ухудшаться самочувствие.
Если вовремя не будет оказано психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья, то состояние педагога ухудшится, что может привести «к стагнации в профессиональном развитии, профессиональным и личностным кризисам, и даже к
профессиональному выгоранию» [80, С.3].
Проблемы сохранения здоровья и профессиональное выгорание преподавателей является острой и значимой проблемой по мнению таких ученых как Э.Ф.Зеер и Э.Э.Сыманюк, которые изучали кризисы профессионального становления личности [30], Л.М. Митиной, которая рассматривала тему профессионального развития учителя [38, С. 320],
А.В.Бутылина, изучавшего особенности профессионального выгорания, и других [17, С.15].
Профессия педагога по мнению В.Шебеко и Е.Семеновой, есть «работа сердца и нервов», которая требует ежедневного расходования душевных сил. А одним из главных показателей является умение владеть собой и держать себя в руках при выполнении профессиональной деятельности, именно от этого, по словам авторов, зависит успех педагога и его психологическое здоровье» [87].
Деятельность педагогов принадлежит к той сфере, которая остро на сегодняшний день, нуждается в психолого-педагогическом сопровождении профессионального здоровья, ведь состояние педагога сказывается на качестве всего образовательного процесса и способно привести даже к выгоранию, если вовремя не принять меры и не оказывать сопровождение.
Вопрос сохранения здоровья педагога в психологии образования и педагогике становится актуальным по ряду причин, таких как:
1. У педагогов наблюдается низкий уровень психологического здоровья так как, культура самосбережения здоровья недостаточное развитие.
2. В программах повышения квалификации, переподготовки педагогов недостаточно уделяется внимание современным подходам, методиками и технологиям, которые способны были бы полноценно обеспечивать готовность педагога к реализации культуры самосбережения здоровья в профессиональной деятельности.
3. Педагог сможет повысить качество работы, а также профессиональную компетентность в целом, если овладеет культурой самосбережения [8].
Опираясь на вышеизложенные причины, стоит отметить, чтобы овладеть культурой самосбережения, и раннего предупреждения профессиональных кризисов, необходим комплекс мероприятий, направленный на сопровождение профессионального здоровья педагогов.
Тем самым, деятельность педагога связана с высокой стрессогенностью, что способно привести к кризисам и профессиональной деформации. Для избегания и ранней профилактики кризисов у педагога необходимо психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья, и разработка программы, которая должна состоять из комплекса профилактических мероприятий.
В научной литературе тему психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога изучали в той или иной степени разные авторы и исследователи. Огромный вклад в разработку культурологических оснований содержания и технологий педагогического образования внесли Л.Л.Вербицкий, Е.В.Бондаревская, И.А.Зимняя, И.И.Зарецкая, И.Ф.Исаев, Л.М.Митина,
B. А.Сластенин, и другие.
Сущностью изучения понятия здоровья занимались такие исследователи как, А.А.Шалабанова, Г.П.Артюнина, Н.Т.Гончар,
C. А.Игнатькова. Связь профессиональной деятельности и здоровья педагога изучали О.А.Анисимова, М.М.Безруких, Н.К.Смирнов и другие. Профессиональное здоровье изучали Г.С.Никифоров, А.Г.Маклаков, Е.АШатрова. В современной психологии также выделяют психологию стресса в профессиональной деятельности, которой занимались такие ученые, как Н.Е.Водопьянова, Ж.М.Аткинсон, и другие.
Сущность изучения сопровождения в разных аспектах рассматривали такие авторы, как А.П.Овчарова, О.С.Литовченко, Э.Ф.Зеер, Э.М.Александровская, О.Е.Лебедев, и другие. Проблемами психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога занимались разные ученые и исследователи, как зарубежные, так и отечественные.
Среди зарубежных исследователей можно отметить: Джордж Эверли, Джей Рэймонд, Д.Вуд, У. Патрик, Дж. Барлинг, Т. Кокс, С. Лека, Б.А. Баккер, Д. Деркс, Т.Теорелль, Е.К. Келлоуэй и Ю. Барлинг, Бернхард Зиланд.
Отечественные исследователи: БерезовскаяР.А. и КирилловаА.А., Г.С.Никифоров, С.А.Бугрова, Г.А.Маклаков, Л.М.Митина, Г.Г.Вербина, Э.Ф.Зеер, Герьянская и другие.
Профессиональное здоровье педагога изучали М.А.Иванова и Т.В.Плотникова, Содержанию психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья посвящена статья О.С.Литовеченко.
Диссертационные исследования по теме педагогических условий формирования культуры самосбережения здоровья педагога было написано А.В.Бахметовым, по теме психологических кризисов и профессионального становления личности педагога опубликовано Э.Э.Сыманюк.
Однако в представленной литературе недостаточно освещен вопрос разработки комплекса мероприятий, направленных на организацию психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагогов в образовательной организации.
Актуальность темы исследования позволила нам выделить следующие противоречия:
1) между практической подготовкой педагогов в образовательных организациях, ориентированной на общие Гостандарты высшего образования, в которых отсутствует вопрос сбережения здоровья и потребностью, обусловленной в современном обществе в специалистах педагогического профиля, которые способны сохранять и поддерживать свое здоровье на высоком уровне, избегать профессиональных деформаций, и быть психологически здоровой личностью;
2) между необходимостью обеспечения профессионального здоровья педагогов образовательной организации и недостаточностью разработанности научно-методического подхода в решении данного вопроса;
3) между значимостью и важностью ценности здоровья педагога в современных условиях и недостаточной осмысленностью форм и путей, позволяющих сохранять его в условиях его профессиональной деятельности.
Опираясь на вышеизложенные противоречия, нами была сформулирована проблема исследования: каковы формы и пути сохранения профессионального здоровья педагога в образовательной организации?
Выявленные противоречия и проблема исследования, позволили нам сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья педагога на примере екатеринбургского суворовского училища».
В связи с этим, целью настоящего исследования является на основе теоретического анализа литературы по теме диссертационной работы, разработать систему и методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога в образовательной организации.
Объект исследования: профессиональное здоровье
преподавателей.
Предмет исследования: создание условий для сохранения профессионального здоровья педагога образовательной организации.
Гипотеза исследования: решить проблему сохранения профессионального здоровья педагогов образовательной организации возможно при разработке программы и методических рекомендаций психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога в психологии образования и педагогике.
2. На теоретическом уровне выявить и описать проблематику психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья в зарубежной и отечественной науке.
3. Провести теоретический обзор существующих технологий по профилактике и коррекции профессионального здоровья педагогов, работающих в сфере «человек-человек».
4. Проанализировать данные по профессиональному здоровью педагогов в образовательной организации Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации».
5. Разработать программу «Профилактика профессионального здоровья педагога» и методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованная система психолого-педагогического сопровождения педагогов в учреждении Министерства обороны РФ.
Практическая значимость определена тем, материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы в различных образовательных организациях, решающих аналогичные проблемы.
Методологической основой исследования являются ведущие принципы, подходы, положения и концепции в психологии: системно-структурный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, Б.Ф .Ломов, и др.); комплексный подход (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко); принцип единства личности и деятельности (Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); общетеоретические и экспериментальные подходы к изучению синдрома «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной психологии (В.В. Бойко, Э.Ф. Зеер, Н.Е. Водопьянова, Л.М.Митина, В.Е.Орел, Е.С. Старченкова, Т.И. Ронгинская, и др.); сбережение здоровье педагогов (О.А. Анисимова, Л.П. Вашлаева, Е.А. Баишакова, М.Ю. Чуркина, М.А. Иванова, В. Шебеко и Е. Семенова, и другие.
Методы исследования: теоретический анализ, вербально-коммуникативный метод (анкетирование, опрос).
База исследования: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
- определение понятия профессиональное здоровье. Профессиональное здоровье педагога - это некий уровень характеристик или свойство организма человека, которое соответствует требованиям, предъявляемым к определенному типу профессии и благодаря которому профессионал (педагог) эффективен в своей работе.
- определение понятия психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья педагога представляет собой оказание помощи в решении проблем, профилактике и предупреждении трудностей, а также заболеваний, которая организуется в рамках образовательного процесса.
1. Психолого-педагогическое сопровождение педагога в образовательной организации Министерства обороны РФ может осуществляться в двух направлениях: по индивидуальной программе, которая включает в себя набор приемов и техник, которые педагог самостоятельно подбирает для себя. Пользуется ими на протяжении всей своей жизни, чтобы сохранить, укрепить и поддержать свое здоровье. И в форме групповых тренинговых программ по сохранению профессионального здоровья и профилактике эмоционального выгорания. Групповые программы разрабатываются психологами. Такие программы могут проводиться в школах, колледжах, училищах, вузах и быть представлены отдельными центрами, которые занимаются проблемами сохранения профессионального здоровья и эмоционального выгорания педагогов.
2. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации, которые включают в себя методы самодиагностики и профилактики профессионального выгорания педагога:
1) готовность педагога изменить отношение к своему здоровью, которое должно стать критерием оценки профессиональной деятельности;
2) расширение информационного поля по проблеме профессионального здоровья педагога;
3) владение знанием признаков и последствий негативных состояний стресса, фрустрации, развития профессионального выгорания (стадии состояния);
4) адекватная оценка своего здоровья (психического, физического, нравственного);
5) готовность к использованию оптимальной системы оценки параметров профессионального здоровья (анкетирование, диагностика);
6) анализ и обобщение полученных результатов совместно со специалистом с выходом на профилактику и (или) коррекцию;
7) добровольное, активное, мотивированное участие в групповой коррекционно-развивающей тренинговой работе для формирования культуры профессионального здоровья педагогов;
8) формирование у педагога потребности в системе мониторинга (в том числе, осуществление алгоритма профилактики и коррекции), результаты которого могут быть использованы на индивидуальном, профессионально-групповом, управленческом уровнях);
9) повышение уровня психолого-педагогической компетентности по вопросам преодоления педагогом критических возрастных периодов;
10) овладение педагогом навыком позитивных установок
(преодоление фиксации на негативной стороне бытия через принятия себя в мире и мира в себе, в повышении роли сотрудничества, дающего возможность гармоничного сосуществования с другими людьми и миром в целом);
11) развитие стремления к раскрытию педагогом своего личностного потенциала (разума - интеллектуальный аспект здоровья, воли - личностный аспект здоровья, чувств - эмоциональный аспект здоровья, тела - физический аспект здоровья, общественный потенциал - социальный аспект здоровья, креативный потенциал - творческий аспект здоровья, духовный потенциал - духовный аспект здоровья).
Степень достоверности и апробации результатов.
Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается непротиворечивостью методологических оснований, адекватностью выбранных методов эмпирического исследования, экспериментальной апробацией материалов и результатов исследования, опытом использования их на практике в рамках федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации».
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в лекционных материалах и тренинговой программе Екатеринбургского суворовского военного училища.
Разработанная в диссертационном исследовании программа психолого¬педагогического сопровождения профессионального здоровья нашла свое отражение и была апробирована на практике в Суворовском военном училище на педагогах.
Эффективность внедрения результатов исследования в практику определяется, разработанностью в диссертации теоретических и методических положений, которые в работе сформулированы в виде конкретных рекомендаций по организации психолого- педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования, а также научная новизна и практическая значимость.
Первая теоретическая глава посвящена вопросу профессионального здоровья педагога. В ней рассмотрены вопросы: понятие психолого-педагогического сопровождения
профессионального здоровья педагога в психологии образовании и педагогике; изучены проблемы психолого-педагогического сопровождения в отечественной и зарубежной литературе; а также представлены технологии профилактики и коррекции профессионального здоровья педагогов, работающих в сфере «человек- человек».
Вторая глава является опытно-поисковой, и в ней проведен анализ данных по профессиональному здоровью педагога в образовательной организации Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»; разработана программа психолого- педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога в Суворовском военном училище; и сформулированы методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога. В заключение приведен экскурс в виде выводов, которые мы сформировали за время диссертационного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое исследование возможностей психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога позволяет подвести следующие итоги:
1. Во время проведенного теоретического анализ понятия «психолого¬педагогического сопровождения профессионального здоровья» в психологии образования и педагогике установлено, что между профессиональной деятельностью и здоровьем имеется тесная связь, поскольку только физически и психологически здоровый профессионал способен выполнять свою деятельность хорошо и быть успешным в своем деле. Здоровье - это баланс физического, психического и душевного состояния. Профессиональное здоровье педагога - это некий уровень характеристик или свойство организма человека, которое соответствует требованиям, предъявляемым к определенному типу профессии и благодаря которому профессионал (педагог) эффективен в своей работе.
На профессиональное здоровье способны оказывать, как внешние факторы окружающей среды и к ним можно отнести изменения, происходящие в образовании, так и внутренние, к которым относятся личные негативные установки, убеждения и взгляды педагога, представляющие стресс для личности.
Сопровождение дословно понимается, как действие, сопутствующее чему-либо. В психологии сопровождение является системной комплексной технологией социально-психологической помощи личности. В образовании сопровождение является областью научно-практической деятельности разных специалистов. В педагогике можно определить сопровождение, как оказание помощи личности в решении трудностей на определенном этапе.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального здоровья педагога представляет собой оказание помощи в решении
проблем, профилактике и предупреждении трудностей, а также заболеваний. Такая помощь организуется в рамках образовательного процесса и включает в себя различные направления, в частности диагностику, консультирование
и коррекцию.
2. На теоретическом уровне мы выявили и описали проблематику психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья в зарубежной и отечественной науке.
В литературе профессиональное здоровье изучается как отечественными, так и зарубежными авторами, и исследователями. Все зарубежные и отечественные исследования подчеркивают важность и необходимость проведение профилактических мер, для поддержания профессионального здоровья педагогов.
В отечественной и зарубежной науке присутствует большое количество различных исследований, в той или другой степени, затрагивающие вопросы профессионального развития педагога, но несмотря на это присутствует значительная нехватка разработок по программам, которые были
бы направлены на сохранения и поддержание профессионального здоровья педагогов и эффективность которых была бы подтверждена на практике.
В литературе и практике можно выделить большой комплекс приемов, технологий профилактики и коррекции профессионального здоровья педагогов, работающих в сфере «человек-человек». Выделены два основных направления: индивидуальные программы для педагогов и групповые тренинговые программы по сохранению профессионального здоровья и профилактике эмоционального выгорания.
3. Теоретический анализ литературы по теме профессионального здоровья позволяет сделать вывод, что для педагога необходима, как индивидуальная, так и групповая программа по сохранению профессионального здоровья. Индивидуальные программы педагогом могут быть сформированы самостоятельно для саморегуляции и релаксации в перерывах выполнения профессиональной деятельности и после рабочего дня.
А групповые программы должны быть разработаны, апробированы
и внедрены в образовательную практику, и быть утверждены на федеральном, региональном и городском уровнях.
4. Проанализировав данные по профессиональному здоровью педагогов в образовательной организации Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» мы пришли к выводу, что первостепенными являются следующие проблемы:
- необходимость повышения уровня психологической компетентности педагогов и воспитателей в вопросах профессионального здоровья и его профилактики;
- незнание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения;
- неумение адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя.
Сопоставив полученные данные, мы пришли к выводу, что составленная и апробированная Программа профилактики профессионального здоровья может быть признана успешно реализованной.
Все выше изложенное говорит о высокой эффективности, результативности важности и нужности проделанной работы в рамках реализации программы. Необходимо отметить, что комплексный подход к организации и проведению профилактики профессионального выгорания повышает уровень профессионального здоровья и делает его объектом внимания и заботы педагога.
5. Согласно задаче исследования нами разработана программа профессионального здоровья педагога и методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации. Так, в частности мы считаем, что психологическую атмосферу коллектива определяет социальная цель его деятельности и взаимодействия. Управленческая деятельность руководителя должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого сотрудника, его душевный комфорт, а это лежит в основе сохранения профессионального и психологического здоровья.
Подводя итог, можно сказать, что гипотеза исследования подтверждена, цель исследования достигнута.



1. Александровская Э. М., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1. с.40-63.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд- во ЛГУ, 1968. - 339 с.
3. Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. Том 2. Псков. 2003. с. 68.
4. Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни (учебное пособие для студентов педагогических вузов). Т.1. - Псков: 2003. с. 12
5. Анисимова O.A., Митина Л.М., Митин Г.В. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Л.М. Митиной-М., ACADEMIA, 2005.362 с.
6. Башмакова Е.А. Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций педагога. Дисс. канд. пед. наук., ВВК-код 4489.511,6(2)221,0 М., 2007.
7. Батаршев Анатолий Васильевич Актуальные проблемы психолого¬
педагогического сопровождения профессионального становления и личностного развития педагога // Концепт. 2014. №6. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-psihologo-pedagogicheskogo- soprovozhdeniya-professionalnogo-stanovleniya-i-lichnostnogo-razvitiya- pedagoga
8. Бахметов А.В. Педагогические условия формирования культуры самосбережения здоровья педагога: диссертация кандидата педагогических наук. Москва. 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-formirovanija- kultury-samosberezhenija-zdorovja-pedagoga.html, РГБ ОД, 61 11-13/1226
9. Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития. // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 14.
10. Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития. // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 12.
11. Березовская Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития. // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. С. 13.
12. Березовская Р.А., Кириллова А.А. К вопросу о становлении психологии профессионального здоровья в России. Актуальные психологические исследования. 2011. с. 71. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/91373/1/71-75.pdf
13. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общ ении. В.В.Бойко. - СПб, 2009. - 278 с.
14. Бондаревская Е.В. Методологические стратегии личностно ориентированного воспитания // Известия Российской Академии Образования. 1999. - № 3.
15. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Москва. психолого-социальный институт, 2004. 240 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ