ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика интереса к чтению произведений детской художественной литературы
и фольклора 7
1.2. Особенности восприятия произведений художественной
литературы детьми старшего дошкольного возраста 11
1.3. Условия, способствующие развитию интереса к чтению у старших
дошкольников 15
1.4. Методика работы с детской книгой 18
1.5. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 21
1.6. Анализ методических пособий по ознакомлению дошкольников с
художественной литературой 27
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Диагностика развития интереса к чтению у старших дошкольников 32
2.2. Комплекс занятий и заданий, направленный на развитие интереса к
чтению у старших дошкольников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
Одной из главных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Психолог Л.С. Выготский справедливо утверждал: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе - и к чтению, будет стабильным при условии, если ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [11, с. 127].
Бесценный опыт и научный вклад в педагогику детского чтения внес Л.Н. Толстой. Всю свою жизнь он беспрестанно занимался педагогической деятельностью, организовывая в Яснополянской школе чтение своих учеников, создав «Азбуку», «Новую азбуку» и «Книги для чтения». Л.Н. Толстой был убежден, что лишь тогда, когда обучающимся будет понят смысл и пригодность книжного познания для жизни, станет действенным сам подход к познанию при помощи книг. То, что человек формально умеет читать, считал Толстой, не говорит о том, что он умеет работать с книгой. Важным является умение понять прочитанное, осмыслить его самостоятельно и связать полученные знания с жизнью. Львом Николаевичем поддерживалось мнение, что способность сопереживать необходимо пробуждать и целенаправленно формировать в детях, начиная с ранних лет [69, с. 115-117].
Великим русским педагогом К.Д. Ушинским воспитание детей рассматривалось в качестве единого, специально организованного процесса по формированию и развитию личности. В этом процессе значимая роль отводилась им чтению. По мысли К.Д. Ушинского, эффективным является то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому он должным образом подготовлен [58, с. 46].
Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. Когда взрослые проявляют интерес к книгам, читают и говорят о них, а дома или в детском саду имеется хотя бы небольшая библиотека, детьми довольно быстро усваивается модель поведения, демонстрируемая родителями или педагогами. Посредник в общении с подходящим литературным изданием в лице родителя или педагога должен помочь открыть ребенку притягательный мир художественного слова, подобрать нужную книгу и прочесть ее текст, понять и поделиться мыслями, возникшими в процессе чтения и, в конце концов, стать ребенку читателем.
С.Я Маршак видел в открытии в ребенке «таланта читателя» основную задачу взрослых. Он считал, что именно в детском возрасте лежат истоки читательского таланта. Книга призвана научить понимать человека, вглядываться в него, воспитывать в самом себе человечность, в этом случае чтение выступает источником духовного обогащения. Задача педагогов - прививать любовь к книгам, воспитывать культуру и постоянную потребность в чтении, развивать эстетическое восприятие литературы, учить думать [29, с. 36]. Основной проблемой здесь является, по мнению З.А. Гриценко, почти полное отсутствие потребности в чтении, собственном творческом выражении и в общении с искусством «у находящихся рядом с малышом взрослых» [17, с. 40]. Следствием этого является отсутствие у современного ребенка положительного примера, которому он бы мог следовать, а также среды, побуждающей естественное развитие тяги к книге и художественному слову. Это обусловливает необходимость планирования и проведения специальной работы, направленной на формирование у детей интереса к книге и чтению, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества
Одна из основных задач ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - это формирование интереса и любви к книге, направленности к общению с ней. Однако ребенок может сам захотеть прочитать книгу, если его, например, заинтересует ее обложка. В предоставленной работе представлены некоторые мнения писателей, педагогов, ученых, психологов на проблему приобщения ребенка к чтению.
Основные черты, присущие талантливому читателю, помогают определить работы ученых (Л.М. Гурович, Р.И. Жуковской, М.М. Кониной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной), в которых он определен как человек, любящий книгу, постоянно общающийся с ней. Подлинный читатель интересуется не только движением сюжета произведения, но и концепцией, идеей, в нем заложенной, авторским ощущением мира и отношением к событиям, героям, их чувствам и переживаниям.
Объектом исследования является процесс развития интереса к детской художественной литературе и фольклору у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс занятий и заданий, направленный на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий и заданий, направленный на повышение интереса старших дошкольников к детской литературе и фольклору.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ методической, педагогической и психологической литературы по данной теме.
2. Выявить особенность общей характеристики понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей дошкольного возраста.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к детской художественной литературе.
5. Выявить уровни восприятия и интереса у детей дошкольного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
6. Разработать комплекс занятий и заданий, направленный на развитие интереса к чтению у старших дошкольников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анализ работ детей, исследования: теоретически обоснованный комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса старших дошкольников к чтению, может быть использован воспитателями и методистами ДОУ в практике воспитания и обучения.
Проектировочная работа проводилась на базе МДОУ - детский сад № 23 «Лучик». В исследовании принимали участие дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 13 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее мира. А главное - учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть» [66, с. 189]. Это слова В.А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.
Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Надеюсь, что положительное отношение к произведениям художественной литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
1. Акулова, О. В., Гуревич, Л. М. Чтение художественной литературы [Текст] / О. В. Акулова, Л. М. Гуревич. - М. : Издательство «Детство-Пресс», Сфера, 2012. - 192 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алиев, Ю. Б. Основы эстетического воспитания школьников [Текст] : учебное пособие для вузов / Ю. Б. Алиев, Г. Н. Ардаширов. - М. : Просвещение, 1986. - 150 с.
4. Алиева, Т. И. Истоки [Текст] : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. ; под ред. М. Н. Лазутова. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
5. Алиева, Т. Ребенок в мире образа [Текст] / Т. Алиева // Дошкольное воспитание. - 1996. - №2. - С. 68-73.
6. Андреева, Е. В. Развитие [Текст] : Образовательная программа дошкольного образования / Е. В. Андреева, В. И. Бардина и др. ; под ред. А. И. Булычевой. - М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2016. - 173 с.
7. Бабаева, Т. И. Детство [Текст] : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
8. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений в 13 томах [Текст] : Т. 4 / В. Г. Белинский. - М. : Просвещение, 1970. - 107 с.
9. Бондаренко, Т. М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж : ИП С. С. Лакоценин, 2010. - 176 с.
10. Васильева С. В. Правовое регулирование лоббизма и иные механизмы продвижения частных интересов [Электронный ресурс]. - URL: https://pravo.hse.ru/data/2011/10/05/1231502172/Правовое%20регулирование%20лоббизма.рдГ(дата обращения 15.09.15).
11. Васюкова, Н. Е., Алиева, Т. И. Художественная литература для детей 5-7 лет [Текст] : методическое пособие / Н. Е. Васюкова, Т. И. Алиева. - М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2015. - 224 с.
12. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 520 с.
13. Гельвеций, К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании [Текст] / К. А. Гельвеций. - М. : СОЦЭКГИЗ, 1938. - 484 с.
14. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] : учебное пособие / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с.
15. Гольбах, П. А. Избранные философские произведения в 2-х томах [Текст]: Т. 1 / П. А. Гольбах. - М. : Мысль, 1963. - 576 с.
16. Гризик, Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - С. 54-59.
17. Гриценко, З. А. Положи твое сердце у чтения [Текст] : Пособие для родителей по орг. чтения дошкольникам. - 2-е изд. / З. А. Гриценко. - М. : Просвещение: РОСМЭН, 2004. - 77 с.
18. Гриценко, З. А. Пришли мне чтения доброго [Текст] : Пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (с метод. рекомендациями) / З. А. Гриценко. - М. : Просвещение, 2003. - 93с.
19. Гриценко, З. А. Ребенок и книга [Текст] / З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 49-52.
20. Гурович, Л. М. Ребенок и книга [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. - 3-е изд. - М. : Издательство «Детство- Пресс», 2007 - 128 с.
21. Гурович, Л. М. Ребенок и книга [Текст] / Л. М. Гурович,
Л. Б. Береговая, В. И. Логинова ; под ред. В. И. Логиновой. - М. :
Просвещение, 1992. - 64 с.
22. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] : Пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
23. Денисова, С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек [Текст] / С. А. Денисова // Родительское собрание по детскому чтению. - 2008. - С. 30-32.
24. Джери, Д. Большой толковый социологический словарь [Текст] : в 2-х т. / пер. с англ. Н. Н. Марчук. - М. : Вече ; АСТ, 1999. - 544 с.
25. Добрынина, Н. Постигая художественный образ [Текст] / Н. Добрынина // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3. - С. 92-94.
26. Доронова, Т. Н. Из детства - в творчество [Текст] : Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. - М. : Просвещение, 2007. - 303 с.
27. Доронова, Т. Н. Радуга [Текст] : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон и др. - М. : Просвещение. - 232 с.
28. Дубровина, Н. В. Современные педагогические технологии [Текст] / Н. В. Дубровина // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. - № 17. - С. 44-48.
29. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 35-39.
30. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А. В. Запорожец // Избр. психологические труды. - М. : Педагогика, 1986. - 323 с.
31. Запорожец, А. В. Развитие эмоционально регуляции действий у ребенка [Текст] / А. В. Запорожец // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. - Тбилиси, 1971. - С. 647-648.
32. Зубарева Е. Е. Детская литература [Текст] : Учебное пособие для педагогических училищ / Е. Е. Зубарева. - М. : Просвещение, 1989. -398 с.
33. Иванова, К. В., Черкунова, С. Н., Ознакомление дошкольников с окружающим и художественной литературой. Сценарии спектаклей [Текст] : учебное пособие / К. В. Иванова, С. Н. Черкунова. - М. : Издательство «Центр педагогического образования», 2008. - 96 с.
34. Иванова, О. А. Учимся читать художественную литературу [Текст] : Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий / О. А. Иванова.
- М. : Шк. пресса, 2004. - 80 с.
35. Кант, И. Сочинения [Текст] : Т. 4. Ч. 1 / И. Кант. - М. : Мысль, 1965.
- 544 с.
36. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор [Электронный ресурс]:
учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т.М. Колядич. - 2-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА: Наука, 2011. - 317 с. - URL:
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=454235(дата обращения 15.09.2015).
37. Карпинская, Н. С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / Н. С. Карпинская. - М. : Известие АПН РСФСР. Вып. 69, 1955. - 200 с.
38. Кац, Э. Литературное чтение [Текст] : Учебно-методическоепособие для подготовки к школе / Э. Кац. - М. : Издательство «Астрель», 2014. - 82 с.
39. Кирьянова, Р. А. Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению [Текст] / Р. А. Кирьянова // Дошкольная педагогика.
- 2005. - № 3. - С. 7-12.
40. Колесникова, Е. В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет [Текст] : Учебно-методическое пособие / Е. В. Колесникова. - 3-е изд., перераб. - М. : Издательство «Ювента», 2016. - 64 с.
41. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /
А. Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М. : Академия, 2003. - 176 с.
42. Крупская, Н. К. К вопросу об оценке детской книжки [Текст] : Собр. соч. в 10 т. Т.6. / Н. К. Крупская. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1960. - С. 75-76.
43. Кудрявцева, Л. С. Художники детской книги [Текст] : Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Л. С. Кудрявцева. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 208 с.
44. Лебединская, Л. Воспитание литературой [Текст] / Л. Лебединская // Дошкольное воспитание. - 1984. - №12. - С. 44-46.
45. Леонтьев, А. Н. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2001. - 286 с.
46. Ливанова, О. А. Учимся читать художественную литературу [Текст] / О. А. Ливанова. - М. : Школьная пресса, 2004. - 80 с.
47. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] : Учеб. пособие по спецкурсу для педагогических. институтов / Б. Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1985. - 175 с.
48. Лосев, А. Ф. Проблема художественного стиля [Текст] / А. Ф. Лосев. - Киев : Издательство «Киевская Академия Евробизнеса», 1994. - 288 с.
49. Маркс, К. Сочинения [Текст] : Т. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1995. - 792 с.
50. Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу? [Текст] / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.
51. Михайлова, А. Прочитаем заново [Текст] / А. Михайлова // Дошкольное воспитание. - 1999. - №12 - С. 42-48.
52. Мокина, М. Чтение - основа грамотности [Текст] / М. Мокина // Этносфера. - 2008. - № 12. - С. 21-22.
53. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. - М. : Сфера, 2007. -110 с.
54. Мотяшов, И. Щедрость таланта [Текст] / И. Мотяшов // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 3. - С.40-43.
55. Назарук, В. М. Пусть всегда будет солнце [Текст] / В. М. Назарук // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - С. 83-88.
56. Никифоров, А. И. Сказка, её бытование и носители [Текст] / А. И. Никифоров. - М. : Просвещение, 1930 - 105с.
57. Петровский, А. В. Общая психология [Текст] : Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1976. - 479 с.
58. Полозова, Т. Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке [Текст] : учеб. пособие / Т. Д. Полозова, Г. А. Иванова, Г. П. Туюкина и др. - М. : МГИК, 1992. - 222 с.
59. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Текст] // Российская газета от 5 марта 2010 г. N 46 (утратил силу с 1 января 2014 г.).
60. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Российская газета от 25 ноября 2013 г. N 265.
61. Прихожан, А. М. Психология [Текст] : учебник / А. М. Прихожан, И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова. - 2-е изд., стер.. - М. : Академия, 2003 - 464 с.
62. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология [Текст] /
A. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб. : Питер, 2000. - 416 с.
63. Репина, Т. А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений [Текст] / Т. А. Репина // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М. : Учпедгиз, 1998. - С. 77-86.
64. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубенштейн. - 2-е издание. - СПб. : Питер, 2009. - 720 с.
65. Стародубова, Н. А. Теория и методика речи дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. учреждений высш. образования / Н. А. Стародубоваэ. - 6-е изд., перераб. и доп.. - М. : Академия, 2013. - 256 с.
66. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] /
B. А. Сухомлинский. - Минск : Народная асвета, 1981 - 287 с.
67. Тихомирова, И. И. Растить сердечного читателя [Текст] / И. И. Тихомирова // Начальная школа. - 1997 - №11. - С. 52-55.
68. Тихомиров, Ю. А. Публичное право: падения и взлеты [Текст] / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. - 1996. - № 1. - С. 56-72.
69. Тодоров, Л. В. Л. Н. Толстой о руководстве детским чтением и творчестве [Текст] / Л. В. Тодоров // Советская педагогика. - 1975. - №10. -
C. 113-118.
70. Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя [Текст] / Ю. Тюнников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31-38.
71. Урман, Ф. И. Формирование осознанного чтения в начальной школе [Текст] / Ф. И. Урман // Школа. - 2003. - № 3. - С. 41-42.
72. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] : Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина ; под ред. Урунтаевой Г. А. - М. : Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
73. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой [Текст] : Конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 224 с.
74. Урман, Ф. И. Формирование осознанного чтения в начальной школе [Текст] / Ф. И. Урман // Школа. - 2003. - № 3. - С. 41-42.
75. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : Учеб.-метод. пособие для воспитателей ДОУ / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
76. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев и др. - М. : Просвещение, 1984. - 240 с.
77. Художественное творчество в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1974. - 425 с.
78. Чичеров, В. И. Русское народное творчество [Текст] / В. И. Чичеров. - М. : Издательство Московского университета, 1959. - 525 с.
79. Чудинова, В. П. Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения» [Текст] / В. П. Чудинова // Социологические исследования. - 1999. - №8. - С. 25-30.
80. Шевелев, И. Н. Афоризмы, мысли, эмоции [Текст] : книга жизни / И.Н. Шевелев. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
81. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Сфера, 2004. - 192 с.