Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика интереса к чтению произведений детской художественной литературы
и фольклора 7
1.2. Особенности восприятия произведений художественной
литературы детьми старшего дошкольного возраста 11
1.3. Условия, способствующие развитию интереса к чтению у старших
дошкольников 15
1.4. Методика работы с детской книгой 18
1.5. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 21
1.6. Анализ методических пособий по ознакомлению дошкольников с
художественной литературой 27
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Диагностика развития интереса к чтению у старших дошкольников 32
2.2. Комплекс занятий и заданий, направленный на развитие интереса к
чтению у старших дошкольников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Общая характеристика понятия «интерес». Характеристика интереса к чтению произведений детской художественной литературы
и фольклора 7
1.2. Особенности восприятия произведений художественной
литературы детьми старшего дошкольного возраста 11
1.3. Условия, способствующие развитию интереса к чтению у старших
дошкольников 15
1.4. Методика работы с детской книгой 18
1.5. Анализ образовательных программ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой 21
1.6. Анализ методических пособий по ознакомлению дошкольников с
художественной литературой 27
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Диагностика развития интереса к чтению у старших дошкольников 32
2.2. Комплекс занятий и заданий, направленный на развитие интереса к
чтению у старших дошкольников 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
Одной из главных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Психолог Л.С. Выготский справедливо утверждал: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе - и к чтению, будет стабильным при условии, если ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [11, с. 127].
Бесценный опыт и научный вклад в педагогику детского чтения внес Л.Н. Толстой. Всю свою жизнь он беспрестанно занимался педагогической деятельностью, организовывая в Яснополянской школе чтение своих учеников, создав «Азбуку», «Новую азбуку» и «Книги для чтения». Л.Н. Толстой был убежден, что лишь тогда, когда обучающимся будет понят смысл и пригодность книжного познания для жизни, станет действенным сам подход к познанию при помощи книг. То, что человек формально умеет читать, считал Толстой, не говорит о том, что он умеет работать с книгой. Важным является умение понять прочитанное, осмыслить его самостоятельно и связать полученные знания с жизнью. Львом Николаевичем поддерживалось мнение, что способность сопереживать необходимо пробуждать и целенаправленно формировать в детях, начиная с ранних лет [69, с. 115-117].
Великим русским педагогом К.Д. Ушинским воспитание детей рассматривалось в качестве единого, специально организованного процесса по формированию и развитию личности. В этом процессе значимая роль отводилась им чтению. По мысли К.Д. Ушинского, эффективным является то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому он должным образом подготовлен [58, с. 46].
Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. Когда взрослые проявляют интерес к книгам, читают и говорят о них, а дома или в детском саду имеется хотя бы небольшая библиотека, детьми довольно быстро усваивается модель поведения, демонстрируемая родителями или педагогами. Посредник в общении с подходящим литературным изданием в лице родителя или педагога должен помочь открыть ребенку притягательный мир художественного слова, подобрать нужную книгу и прочесть ее текст, понять и поделиться мыслями, возникшими в процессе чтения и, в конце концов, стать ребенку читателем.
С.Я Маршак видел в открытии в ребенке «таланта читателя» основную задачу взрослых. Он считал, что именно в детском возрасте лежат истоки читательского таланта. Книга призвана научить понимать человека, вглядываться в него, воспитывать в самом себе человечность, в этом случае чтение выступает источником духовного обогащения. Задача педагогов - прививать любовь к книгам, воспитывать культуру и постоянную потребность в чтении, развивать эстетическое восприятие литературы, учить думать [29, с. 36]. Основной проблемой здесь является, по мнению З.А. Гриценко, почти полное отсутствие потребности в чтении, собственном творческом выражении и в общении с искусством «у находящихся рядом с малышом взрослых» [17, с. 40]. Следствием этого является отсутствие у современного ребенка положительного примера, которому он бы мог следовать, а также среды, побуждающей естественное развитие тяги к книге и художественному слову. Это обусловливает необходимость планирования и проведения специальной работы, направленной на формирование у детей интереса к книге и чтению, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества
Одна из основных задач ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - это формирование интереса и любви к книге, направленности к общению с ней. Однако ребенок может сам захотеть прочитать книгу, если его, например, заинтересует ее обложка. В предоставленной работе представлены некоторые мнения писателей, педагогов, ученых, психологов на проблему приобщения ребенка к чтению.
Основные черты, присущие талантливому читателю, помогают определить работы ученых (Л.М. Гурович, Р.И. Жуковской, М.М. Кониной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной), в которых он определен как человек, любящий книгу, постоянно общающийся с ней. Подлинный читатель интересуется не только движением сюжета произведения, но и концепцией, идеей, в нем заложенной, авторским ощущением мира и отношением к событиям, героям, их чувствам и переживаниям.
Объектом исследования является процесс развития интереса к детской художественной литературе и фольклору у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс занятий и заданий, направленный на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий и заданий, направленный на повышение интереса старших дошкольников к детской литературе и фольклору.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ методической, педагогической и психологической литературы по данной теме.
2. Выявить особенность общей характеристики понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей дошкольного возраста.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к детской художественной литературе.
5. Выявить уровни восприятия и интереса у детей дошкольного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
6. Разработать комплекс занятий и заданий, направленный на развитие интереса к чтению у старших дошкольников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анализ работ детей, исследования: теоретически обоснованный комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса старших дошкольников к чтению, может быть использован воспитателями и методистами ДОУ в практике воспитания и обучения.
Проектировочная работа проводилась на базе МДОУ - детский сад № 23 «Лучик». В исследовании принимали участие дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 13 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Психолог Л.С. Выготский справедливо утверждал: «Прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе - и к чтению, будет стабильным при условии, если ребенок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [11, с. 127].
Бесценный опыт и научный вклад в педагогику детского чтения внес Л.Н. Толстой. Всю свою жизнь он беспрестанно занимался педагогической деятельностью, организовывая в Яснополянской школе чтение своих учеников, создав «Азбуку», «Новую азбуку» и «Книги для чтения». Л.Н. Толстой был убежден, что лишь тогда, когда обучающимся будет понят смысл и пригодность книжного познания для жизни, станет действенным сам подход к познанию при помощи книг. То, что человек формально умеет читать, считал Толстой, не говорит о том, что он умеет работать с книгой. Важным является умение понять прочитанное, осмыслить его самостоятельно и связать полученные знания с жизнью. Львом Николаевичем поддерживалось мнение, что способность сопереживать необходимо пробуждать и целенаправленно формировать в детях, начиная с ранних лет [69, с. 115-117].
Великим русским педагогом К.Д. Ушинским воспитание детей рассматривалось в качестве единого, специально организованного процесса по формированию и развитию личности. В этом процессе значимая роль отводилась им чтению. По мысли К.Д. Ушинского, эффективным является то чтение, в котором ребенок заинтересован и к которому он должным образом подготовлен [58, с. 46].
Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. Когда взрослые проявляют интерес к книгам, читают и говорят о них, а дома или в детском саду имеется хотя бы небольшая библиотека, детьми довольно быстро усваивается модель поведения, демонстрируемая родителями или педагогами. Посредник в общении с подходящим литературным изданием в лице родителя или педагога должен помочь открыть ребенку притягательный мир художественного слова, подобрать нужную книгу и прочесть ее текст, понять и поделиться мыслями, возникшими в процессе чтения и, в конце концов, стать ребенку читателем.
С.Я Маршак видел в открытии в ребенке «таланта читателя» основную задачу взрослых. Он считал, что именно в детском возрасте лежат истоки читательского таланта. Книга призвана научить понимать человека, вглядываться в него, воспитывать в самом себе человечность, в этом случае чтение выступает источником духовного обогащения. Задача педагогов - прививать любовь к книгам, воспитывать культуру и постоянную потребность в чтении, развивать эстетическое восприятие литературы, учить думать [29, с. 36]. Основной проблемой здесь является, по мнению З.А. Гриценко, почти полное отсутствие потребности в чтении, собственном творческом выражении и в общении с искусством «у находящихся рядом с малышом взрослых» [17, с. 40]. Следствием этого является отсутствие у современного ребенка положительного примера, которому он бы мог следовать, а также среды, побуждающей естественное развитие тяги к книге и художественному слову. Это обусловливает необходимость планирования и проведения специальной работы, направленной на формирование у детей интереса к книге и чтению, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества
Одна из основных задач ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - это формирование интереса и любви к книге, направленности к общению с ней. Однако ребенок может сам захотеть прочитать книгу, если его, например, заинтересует ее обложка. В предоставленной работе представлены некоторые мнения писателей, педагогов, ученых, психологов на проблему приобщения ребенка к чтению.
Основные черты, присущие талантливому читателю, помогают определить работы ученых (Л.М. Гурович, Р.И. Жуковской, М.М. Кониной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной), в которых он определен как человек, любящий книгу, постоянно общающийся с ней. Подлинный читатель интересуется не только движением сюжета произведения, но и концепцией, идеей, в нем заложенной, авторским ощущением мира и отношением к событиям, героям, их чувствам и переживаниям.
Объектом исследования является процесс развития интереса к детской художественной литературе и фольклору у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс занятий и заданий, направленный на развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий и заданий, направленный на повышение интереса старших дошкольников к детской литературе и фольклору.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ методической, педагогической и психологической литературы по данной теме.
2. Выявить особенность общей характеристики понятия «интерес».
3. Выявить особенности развития интереса к произведениям детской литературы у детей дошкольного возраста.
4. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к детской художественной литературе.
5. Выявить уровни восприятия и интереса у детей дошкольного возраста к детской художественной литературе и фольклору.
6. Разработать комплекс занятий и заданий, направленный на развитие интереса к чтению у старших дошкольников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анализ работ детей, исследования: теоретически обоснованный комплекс мероприятий, направленный на развитие интереса старших дошкольников к чтению, может быть использован воспитателями и методистами ДОУ в практике воспитания и обучения.
Проектировочная работа проводилась на базе МДОУ - детский сад № 23 «Лучик». В исследовании принимали участие дети старшей группы (5-6 лет) в количестве 13 человек.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. В процессе общения с книгой ребёнок познаёт прошлое, настоящее, будущее мира. А главное - учится думать, анализировать, развиваться творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть» [66, с. 189]. Это слова В.А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.
Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Надеюсь, что положительное отношение к произведениям художественной литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства - это прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть» [66, с. 189]. Это слова В.А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.
Детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Надеюсь, что положительное отношение к произведениям художественной литературы, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Развитие интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по развитию интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Детская литература как средство развития интереса к природе
у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста (Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Развитие невербальных коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в коллективном музицировании на детских инструментах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



