Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности

Работа №98706

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития звуковой
культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 6
1.2. Лингво-методические основы развития звуковой культуры речи у
детей среднего дошкольного возраста 11
1.3. Дидактическая игра как средство формирования звуковой культуры
речи у детей среднего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗВРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Исследование первоначального уровня сформированности звуковой
культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 26
2.2. Формирующий этап проектировочной работы по формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66


Важным моментом в жизни каждого ребенка является поступление в школу. Непременным условием успешного обучения его в школе является полноценная речь. Поэтому работе по формированию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание. Формирование звуковой культуры речи является одной из главных задач развития речи детей дошкольного возраста и возможно только при условии создания полноценной речевой среды.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речи произношения, включающая в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности, элементами культурного общения, речевым слуховым.
В современных условиях систематическая работа над формированием звуковой культуры речи еще до поступления в школу поможет ребенку в совершенстве овладеть фонематической и орфоэпической стороной речи. Проблемы в усвоении устной речи отрицательно влияют на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно попадают в группу риска в определенных предметных областях, оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что на сегодняшний день речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива коррекции, а главное - нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
В среднем дошкольном возрасте наиболее эффективным средством формирования звуковой культуры речи является игровая деятельность. Игра является средством обучения, общения и накопления жизненного опыта. Многообразие форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмов проведения позволяет определить ее как сложный социокультурный феномен. Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста один из приемов преодоления пассивности учеников.
Дидактическая игра была впервые разработана Ф. Фребелем и М. Монтесори, является синтетической и многоплановой, так как представляет собой и игровой метод обучения детей среднего дошкольного возраста, и форму обучения, и самостоятельную игровую деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Дети в любом возрасте любят играть и даже к знакомым играм проявляют интерес.
Сущность дидактической игры заключается в том, что она является незаменимым средством для преодоления различных затруднений в речи дошкольников. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но общеизвестно, что цели деятельности будут достигнуты только при правильном подборе игр и их проведении, они должны соответствовать возрасту участников игры, иначе, в слишком сложные дети не смогут играть, а слишком легкие будут для них не интересны.
В соответствие с этим, возникает проблема - как достичь эффективного обучения детей звукопроизношению с использованием дидактической игры, так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка. Тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Проблема определила тему выпускной квалификационной работы: «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Актуальность выбора темы обусловлена поиском путей совершенствования условий и содержания формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы непрерывного образования, современной научно-методической литературы.
Объект исследования - звуковая культура речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования - комплекс игр и заданий, направленных на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и апробировать на практике комплекс игр и заданий, направленных на формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания и формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста;
2. дать характеристику особенностям и основам развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста;
3. провести диагностику звукопроизношения у детей среднего
дошкольного возраста;
4. обучить детей правильному звукопроизношению с помощью дидактической игры, доступной для детей среднего дошкольного возраста;
5. разработать рекомендации для родителей «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, диагностика и наблюдение.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Концепции дошкольного образования обозначен подход к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, как к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В данном документе подчеркивается, что проблема развития речи, как основного средства общения и познания у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением, поскольку от степени ее решения зависит во многом полноценное психическое и социальное развитие детей дошкольного возраста.
Проблема формирования звуковой культуры речи не теряет своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Среди главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи - одна из важных.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Речь является одним из первостепенных средств развития личности ребенка в целом. Анализ литературы показал, что ребенок, понятно выражающий свои мысли и желания с хорошо развитой речью легко социализируется в обществе, и наоборот, речь с дефектами произношения затрудняет общение с людьми.
2. Средний дошкольный возраст наиболее продуктивный для успешного овладения звуковой стороной языка. К пятому году ребенок владеет связанной речью, поэтому может пересказывать сюжет небольшого события или рассказа, обогащается словарный запас, развивается грамматический строй речи, усваивается строение слова и построение фразы. В норме ребенок должен улавливать значения «взрослых» слов. В этом возрасте ребенок самостоятельно образует слова, эта способность называется словотворчество.
3. Игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, поэтому, именно игровой деятельности отводится важная роль в построение занятий по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста возможно только при условии непрерывного общения детей с взрослыми и сверстниками.
4. В исследуемой группе при проведении диагностика на констатирующем этапе были получены следующие результаты: большинство воспитанников дифференцируют предметы по уточнению взрослого, при артикуляционной гимнастике длительно ищут позу и выполняют неполный объем движений, при выделении заданного звука из слова допускают ошибки, но исправляют после повторного воспроизведения, в слогах и словах не произносят свистящие или заменяют их, речь у половины воспитанников невнятная, с нарушением темпа и силы голоса. Данные показатели, характеризуют уровень формирования звуковой культуры речи ниже среднего.
5. Анализ работы педагога по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста подтвердил положительную динамику и эффективность применения игровой деятельности. Наблюдается значительное продвижение в развитии правильного звукопроизношения, дети лучше воспринимают, анализируют полученную информацию. В процессе игровой деятельности, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми дети не только усваивают социальный опыт, у них развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок старается выразить свои мысли и чувства, развивает с помощью игры речевые навыки.
6. Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста успешно осуществляется при комплексном, системном подходе к специально организованному обучению и при взаимодействии всех заинтересованных сторон: педагогов, детей и их родителей, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Одним из важных условий является активная поддержка ребенка со стороны семьи, тесное сотрудничество родителей и педагога при решении поставленных задач по развитию звуковой культуры речи, единство требований к работе по данной проблеме в семье и в дошкольном учреждении. Следовательно, чтобы эта работа проводилась постоянно, нами разработаны методические рекомендации для родителей по данной теме.



1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях по воспитанию умственной активности у детей дошкольного возраста. М.: Образование, 2003. 86 с.
2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. Ярославль: Академический проспект, 2005. 256 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2005. 160 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 117 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство- Пресс, 2007. 472 с.
6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе
детского сада. М.: Просвещение, 2009. 142 с.
7. Гербова В.В Развитие речи на занятиях с использованием
сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. 1998. № 2. С. 21-28.
8. Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика // Ребенок в детском саду. 2001. №3. С. 3-5.
9. Ефремова Н. Сказочная история // Дошкольное воспитание. 2003. № 11. С. 56-62.
10. Изгаршева В.М. Концепция дошкольного воспитания //
Дошкольное воспитание. 1989. № 9. С. 48-69.
11. Левшина Н.И. Диагностические методики речевого развития дошкольников: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.И. Левшина, Л.В. Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. 67 с.
12. Леонтьев А.Н. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1975. 158 с.
13. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. С. 49-55.
14. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1998. 456 с.
16. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии - 2-е издание. М.: ВЛАДОС, 2003. 688 с.
17. Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Изд. 3-е, испр. М.: Просвещение, 1977. 190 с.
18. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду. М.: Академия Развития, 2012. 256 с.
19. Носенко И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие. М.: ЦПО, 2009. 96 с.
20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.
21. Седов К.Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии (Л.С. Выготский и Н.И. Жинкин) // Научно-методический журнал «Мир Психологии». 1999. № 1. С. 54-65.
22. Сергеева Т. Логопедические сказки-помощницы // Дошкольное воспитание. 2000. № 10. С. 54-63.
23. Соловьева О.И. Методика развития речи в детском саду. 3-е изд. М.: Просвещение, 1996. 227 с.
24. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2012. 256 с.
25. «Скажи по-другому»: речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2005. 198 с.
26. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. 159 с.
Т1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного
возраста): пособие для педагогов. М.: Просвещение, 2007. 216 с
28. Топиченко С.В. Игра как форма общественного опыта ребенка дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1965. №12. С. 80-81.
29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Просвещение, 1998. 254 с.
30. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. М.: Сфера, 2012. 288 c.
31. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. М.: Сфера, 2013. 612 с.
32. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2004. 144 с.
33. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевич. М.: Дрофа, 1984. 240 с.
34. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. М.: Профессиональное образование, 1993. 320 с.
35. Филичева Т.Б. Дидактический материал для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, 2009. 240 с.
36. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1989. 148 с.
31. Швайко Г.С. Игры игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 2008. 56 с.
38. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Просвещение, 1960. 348 с.
39. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 2000. №3. С. 5-19.
40. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей. М.: Сфера, 2002. 276 с.
41. Яшина В.И. Методические принципы развития речи детей / Вопросы речевого развития дошкольников. М.: «Академия», 1998. 327 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ