Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе работы со сказкой

Работа №98701

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 7
1.1. Характеристика понятия «коммуникативные умения» 7
1.2. Возрастные особенности развития общения детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Роль сказки в развитии коммуникативных умений детей 21
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ (ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1. Изучение начального уровня развития коммуникативных
умений дошкольников 29
2.2. Описание деятельности педагога по использованию сказки
как средства развития коммуникативных умений детей 35
2.3. Анализ результатов исследования 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62

Актуальность исследования.
Ведущие педагоги отмечают возрастающую важность развития социально-коммуникативных умений у детей. Актуальность данной проблемы в современных условиях объясняется изменениями в социальном окружении ребенка, которому присуще дефицит доброжелательности, воспитания, речевой культуры во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в содержании образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений особое внимание должно быть уделено достижению целей и задач социально-коммуникативного развития.
Социализация важнейшее условие гармоничного развития ребенка. Процесс социализации начинается с момента рождения ребенка: малыш социальное существо, требующее для удовлетворения своих потребностей помощи другого человека. Приобщение ребенка к культуре, многовековому опыту человечества строится на основе взаимодействия в рамках социума. Сформированное умение взаимодействовать с людьми в рамках вербального и невербального общения позволяет ребенку не испытывать дискомфорт в обществе людей. В процессе общения происходит познание ребёнком взрослого, сверстника, самого себя. Данные теоретические положения подтверждены работами отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожеца, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной,
Е.В. Субботских и др. [8].
В первые годы жизни у человека происходит формирование первоначальных основ характера и поведения. Восприимчивость и любознательность детей напрямую зависят от внешних обстоятельств, социального окружения, условий проживания и многих других факторов. В детском возрасте происходит формирование основных коммуникативных явлений (общительности, умения находить общий язык с собеседником, тактичности, склонности к эмпатии).
В рамках взаимодействия с любыми представителями общества крайне важны коммуникативные умения. Для полноценной социализации становления человека как личности для человека важно уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, уметь распознать чувства и эмоции человека.
В основном, ребенок изучает окружающий мир через взаимодействие со взрослыми. Именно на родителях, законных представителях, педагогах дошкольных образовательных учреждений возлагается основная ответственность за полноценное развитие дошкольника, сформированности у него коммуникативных навыков. В исследованиях ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов ведущее место занимает проблема общения (коммуникации) [5].
Нормальное психологическое развитие ребенка возможно только при полноценном формировании коммуникативных качеств личности. Социальное развитие личности происходит уже в рамках дошкольного образовательного учреждения: группа - первый коллектив, в котором у ребенка возникает необходимость взаимодействовать со сверстниками. Важно, чтобы этот первый опыт был положительный. От этого зависит дальнейшее социальное и личностное развитие ребенка.
В старшем дошкольном возрасте происходит формирование образного мышления, являющегося одной из характеристик умственного развития ребенка. В этом возрасте дошкольник приобретает умения воссоздавать предмет в памяти, сравнивать его с другим объектом, даже не видя объект сравнения. Дошкольник способен образовывать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Ведущим средство создания подобных моделей является сказка, выступающая в роли знаковой системы. Сказка позволяет дошкольнику интерпретировать окружающую действительность [33].
Процесс объединения ребенка и взрослых не возможен без сказки, которая дает возможность взрослому и ребёнку друг друга.
В психологии и педагоги древнейший метод интеграции личности в области развитие коммуникативных умений - сказка, которая развивает творческие способности, совершенствуя взаимодействие с окружающим миром [20].
Таким образом, цель исследования: доказать эффективность работы со сказкой для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, выделим объект и предмет исследования.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы работы со сказкой, направленные на развитие коммуникативных умений детей.
В процессе достижения цели необходимо подтвердить гипотезу исследования.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений детей будет эффективным, если:
• подобраны сказки, содержание которых детям понятно, интересно и способствует диалогу и обмену мнениями;
• педагог использует разнообразные методы работы со сказкой, позволяющие детям рассуждать, сочинять, обогащать словарный запас;
• педагог использует методы педагогической поддержки детского речевого творчества.
Цель работы и гипотеза исследования определяют решение задач:
• изучить научную и методическую литературу по теме исследования;
• подобрать диагностические методики и выявить уровень развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста;
• подобрать методы работы со сказкой, нацеленные на развитие коммуникативных умений детей и проверить возможности сказки в развитии коммуникативных умений детей в процессе опытно-поисковой работы.
Практическая значимость работы состоит в обобщении теоретического и практического материала по проблеме развития коммуникативных умений детей, а также в разработке конспектов НОД по работе со сказкой, которые могут быть использованы педагогами в своей работе.
База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад № 4 города Красноуфимска.
Структура работы. В структуру работы входит: содержание, введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы со сказкой — это сложный, продолжительный процесс освоению ребёнком способов взаимодействия со сверстником.
Развитие коммуникативных умений — первоочередная задача, которая стоит перед воспитателем, работающим со старшими дошкольниками. Ведь от того, как ребенок овладевает общепринятыми нормами общения зависит, взаимодействие с людьми зависит его дальнейшее развитие и социализация. Именно поэтому перед работниками детских дошкольных учреждений встает вопрос о том, каким образом выстроить работу по формированию коммуникативных умений.
Проанализировав психолого-педагогическую, публицистическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что работа со сказкой
• это один ведущих способов развития коммуникативных умений, так как:
• сказка - это именно то общение, которое больше всего понятно ребенку. Она не только воспитывает, но и улучшает отношения между сверстниками, что помогает избежать некоторых конфликтных ситуаций в будущем.
• композиция сказки - яркое противопоставление добра и злости которые, доступны пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает ему понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
В связи свыше сказанным, считаем, что проведённые занятия по развитию коммуникативных умений должны строиться на основе работы со сказкой. Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную, игровую обстановку. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так проявляется двойственность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.
Теоретические сведения позволили провести исследование по
использованию сказок определить уровень сформированности коммуникативных умений детей старшей группы МБДОУ № 4
г. Красноуфимска.
Исследование было проведено в три этапа. На первом этапе была определена целевая аудитория исследования. Для определения развитости коммуникативных умений детей было проведено наблюдение за их свободным общением в различных видах деятельности, методика В.И. Яшиной по выявлению я различных коммуникативно-речевых умений.
В результате первичной диагностики было, что у детей коммуникативно-речевые умения, связанные с диалогической формой речевого общения, развиты на среднем уровне, то есть дети могут составлять короткие предложения, отвечая на наводящие вопросы. Коммуникативно­речевые умения, связанные с монологической формой речи, развиты немного выше, то есть ребенок способен составить небольшой рассказ о себе из 2-3 предложений и рассказать его. Коммуникативные умения, связанные с использованием неязыковых средств общения, так же в основном находятся на среднем уровне.
В связи с полученными данными первого этапы было принято решение о разработке календарно-тематический план, направленных на развитие коммуникативных умений.
На формирующем этапе работа с народными и авторскими сказками проводилась в форме игры, но при этом сохраняя различные элементы познавательного и учебного общения с целью развития коммуникативных умений. Задача состояла в том, чтобы отойти от традиционных методов и приёмов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также 55
создавать предпосылки для сочинения ребёнком собственной сказки. При этом учитывались индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдался принцип «От простого к сложному»; создавалась в группе комфортная предметно - пространственная развивающая среда.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика детей, которая показала положительную динамику развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента может свидетельствовать об эффективности работы со сказкой, как средства развития коммуникативных умений дошкольника. Результаты детей улучшились. В процессе работы были замечены такие изменения: дети чаще стали проявлять сочувствие к сверстникам, у них появилось желание помогать товарищу, способность высказывать свое мнение, выступать с защитой интересов друзей.
В связи свыше сказанным, что нам удалось достичь поставленной цели: доказать эффективность работы со сказкой для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. В ходе работы нам удалось подтвердить гипотезу исследования: развитие коммуникативных умений детей будет эффективным, если: подобраны сказки, содержание которых детям понятно, интересно и способствует диалогу и обмену мнениями; педагог использует разнообразные методы работы со сказкой, позволяющие детям рассуждать, сочинять, обогащать словарный запас; педагог использует методы педагогической поддержки детского речевого творчества.
Считаем, что работа носит практический характер. Разработанный календарно - тематический план работы со сказками с целью развития творческого коммуникативных умений может быть использован в любом дошкольном учреждении.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Акад. проект, 2006. - 704 с.
2. Азбука общения [Текст] : развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками для детей от 3 до 6 лет / Л. М. Шипицына [и др]. - СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 384 с.
3. Арушанова, А. М. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы [Текст]: ст. дошкол. возраст / А. М. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2. - С. 76-82.
4. Богат, В. В. Развитие творческого мышления [Текст] /
В. В. Богат // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1. - С. 17-19.
5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / М. В. Матюхина [и др.] ; под ред. М. В. Гамезо [и др.]. - М. : Просвещение, 1984. 256 с.
6. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. В. Зацепих [и др.]; сост. И. В. Дубровина [и др.]. - М. : Академия, 2003. - 368 с.
7. Волков, Б. С. Психология общения детей в детском возрасте [Текст]: практ. пособие студентам пед. вузов и колледжей и работникам дошкол. учреждений / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Пед. о-во России,
2003. - 239 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. - 92 с.
9. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Электронный ресурс] / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 2. - URL : http://practic.childpsy.ru/development/articles.php?ID=10255 (дата обращения: 22.03.2017).
10. Гавриш, С. В. Проблемы коммуникативного поведения у
дошкольников [Электронный ресурс] / С. В. Гавриш // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 2. - URL : http://psychlib.ru/mgppu/periodica/-
RvDS012003/GPK-019.HTM# (дата обращения: 22.03.2017).
11. Гриценко, З. А. Положи твое сердце у чтения [Текст] : пособие для родителей по орг. чтения дошкольникам / З. А. Гриценко. - М. : Просвещение : РОСМЭН, 2004. - 79 с.
12. Гриценко, З. А. Пришли мне чтения доброго... [Текст] : пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни : (с метод. рекомендациями) / З. А. Гриценко. - М. : Просвещение, 2003. - 96 с.
13. Гриценко, З. А. Ты сказку детям расскажи [Текст] : учебник /
З. А. Гриценко. - М. : Линка-Пресс, 2003. - 176 с.
14. Детская практическая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2000. - 255 с.
15. Зедгенидзе, В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников [Текст] : пособие для практ. работников дошкол. образоват. учреждений / В. Я. Зедгенидзе. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 112 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ