ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Звуковая культура речи как одно из коммуникативных качеств 6
1.2. Особенности звуковой культуры речи детей 4-5 лет 10
1.3. Дидактическая игра как средство совершенствования звуковой
культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 14
1.4. Методика работы над звуковой культурой речи детей 4-5 лет
1.5. Анализ образовательных программ дошкольного образования в
аспекте совершенствования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика исходного уровня звуковой культуры речи у детей
среднего дошкольного возраста 30
2.2. Комплекс игр, направленный на совершенствование звуковой
культуры речи у детей 4-5 лет 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, она является одним из видов коммуникации человека: язык используется для общения людей друг с другом.
Речевое общение способствует познанию людей, организует совместную деятельность друг друга, является важным фактором в формировании и развитии межличностных отношений [41].
Речь выражает чувства и мысли людей. Как правило, человек создает ее не для себя, а для собеседника. Она имеет как автора, так и получателя. Автор заинтересован, чтоб речь была понятна и доступна слушателю. Для этого он должен уметь ясно и четко выражать свои мысли, говорить грамотно, уметь не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателя [4, с. 69]. Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается [4, с. 163].
Культура речи в процессе речевой коммуникации играет важную роль. На основании речи человека, можно сделать вывод об уровне его внутренней культуры, духовного и интеллектуального развития.
Культура речи - это владение правилами произношения - грамматики, ударения, словоупотребления и другими, умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием, а также нормами литературного языка [41].
Критериями культуры речи являются: логичность, точность, ясность, чистота, доступность, выразительность, разнообразие, эстетичность уместность.
Одним из разделов общей культуры речи, является звуковая культура речи и ее произносительная сторона, она характеризуется степенью соответствия речи говорящего с нормами литературного языка, и играет не менее важную роль, чем содержательная сторона [36, с. 8].
В русском языке звуковая сторона речи характеризуется певучестью гласных звуков, мягкостью произношения многих согласных, своеобразием произношения каждого согласного звука. Щедрость и эмоциональность русского языка выражаются в интонационном богатстве [2, с. 135].
Понятие «звуковая культура речи» включает: произносительные качества звучащей речи: звукопроизношение, дикция и т.д., элементы звуковой выразительности речи: интонация, темп и др., а также элементы культуры речевого общения [8, с. 10].
Воспитание звуковой культуры речи - является важной задачей развития речи в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети активно усваивают разговорный язык, происходит становление и развитие всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической [33, с. 5].
Воспитание звуковой культуры речи предполагает:
- формирование правильного звукопроизношения, для этого необходимо развитие речевого дыхания, речевого слуха, моторики артикуляционного аппарата;
- выработка дикции - внятного, отчетливого произношения каждого звука и слова в отдельности, а также целых фраз [2, с. 136];
- формирование выразительности речи - это владение средствами речевой выразительности, оно предполагает умение пользоваться силой голоса и высотой, ритмом и темпом речи, паузами, разнообразными интонациями;
- воспитание орфоэпически правильной речи - умение говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит произношение и ударение, оно является специфическим явлением устной речи.
Прежде всего, ребенок овладевает звуковым строем родного языка, правильным произношением звуков. Со временем, подражая и учась, он под воздействием взрослых усваивает в словах систему ударений, интонационный строй языка, произношение слов. Также, важной задачей взрослого является научить ребенка культуре поведения в процессе общения, сделать устойчивой привычкой правильную речевую манеру. Необходимо привить ему приветливый тон, умение держать себя в новом обществе, позу внимания и взгляд, обращенный к собеседнику и т.д.) [8, с. 4].
Объект исследования: процесс совершенствования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования: комплекс игр, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей 4-5 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр, направленный на совершенствование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогические особенности детей 4-5 лет;
2) изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования;
3) найти и провести диагностическое исследование детей для выявления уровня развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
4) подобрать игры, направленные на совершенствование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: филиал МБДОУ - детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида №523 города Екатеринбурга. В проектировочной деятельности приняли участие 20 детей средней группы.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Звуковая культура речи является важной составной частью общей культуры речи.
Культура речи - это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами: интонацией, грамматическими формами, лексическим запасом, в соответствии с содержанием высказывания и с учетом условий речевого общения [25, с. 35].
Именно звуковой культуре речи учатся малыши с ранних лет. Дети в дошкольном возрасте овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми. Дети овладевают всем изобилием действительности - миром предметов и действий с ними, речью, отношениями с близкими и всеми человеческими способностям -только с помощью взрослых людей. [20, с. 18]. Взрослые, которые воспитывают и обучают ребенка, являются носителями всего, того чем должен овладеть ребенок в ходе жизни [36, с. 19].
В процессе развития ребенок овладевает важнейшим средством общения людей - речью: системой, лексических, грамматических и фонетических средств, необходимых для выражения собственных мыслей и чувств.
Для полноценного развития речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, обоняние, осязание, зрение, - были достаточно сформированы. Особенно важно для становления речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов [36, с. 7].
Для нормального становления речи большое значение имеют степень сформированности таких психических процессов, как внимание, восприятие, мышление, память, а также активность поведения [36, с. 5].
Во всех исследованиях педагогов подчеркивается, что у детей дошкольного возраста интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно и его речевой слух: ощущение силы звука, высоты тона, тембра и ритма [17, с. 86]. Все исследователи делают вывод о том, что по формированию и совершенствованию произносительной речи детей должна проводится специальная работа [17, с. 87].
Основными задачами развития речи являются: воспитание звуковой культуры речи, развитие активного и пассивного словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, все они решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение задач, меняются методы обучения [34, с. 3].
Каждый элемент звуковой стороны речи по-разному влияет на связанность изложения текста: от темпа речи, ее громкости зависит понимание содержания, от дикции - смысловое восприятие произносимого высказывания. От сознания звуковой стороны речи во многом зависит сила и глубина воздействия высказывания на слушателя [17, с. 88].
Воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте так как оно формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.
Для успешного формирования правильной устной речи детей дошкольного возраста необходима высокая культура речи взрослых, находящихся рядом, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе [8, с. 128].
1. Акшонова М.Ю. Развитие речевого дыхания у ребенка // Логопед. 2013. № 9.С. 82-84.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Алтынник Е.В. Поиграем с непоседой: картотека игр для детей 4-5 лет / Е.В. Алтынник, С.И. Васютина // Логопед. 2015. № 4. С. 110-115.
4. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 218 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 1991. 160 с.
6. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. 26-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 539 с.
7. Выготский. Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. 352 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. 255с., ил.
9. Гербова В.В. занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 84с.
10. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1988. 320 с.
11. Гризик Т.И. развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. 2-е изд. М.: Просвещение, 2005. 221с.: ил.
12. Губанова Н.Ф. развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 160 с.
13. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с.
14. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978. 415 с.
15. Епифанова О.В. Современные методы обследования речевого развития ребенка // Логопед. 2013. № 5. с. 6-17.
16. Занятия по развитию речи в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; под. ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1993. 271с.
17. Иванова А.И. К вопросу о диагностике речевого развития ребенка / А.И. Иванова, Г.А. Карпухина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. № 7. С. 110-121.
18. Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы: методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. 32 с.
19. Круглова А.М. Говорим правильно. Логопедические игры и упражнения. М.: РИПОЛ классик, 2012. 96 с.
20. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 64 с.
21. Менджрицкая Д.В. воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Т.А. Макаровой. М.: Просвещение, 1982. 128 с., ил.
22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр.и доп. М.: Мозайка-Синтез, 2014. 368с.
23. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2010. 192с.
24. Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Вентана-Граф, 2008. 192с.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с, ил., 4 л. ил.
26. Скоробогатова А.И. Методика развития речи: учеб. пособие. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. 119 с.
27. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1982. 96с.
28. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и младшего возраста). Изд.3-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1967. 216с. с илл., портр.
29. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. 96с.
30. Успех: основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ [Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Н.Е. Веракса и др.; под ред. Н.Е. Фединой]. М.: Просвещение, 2015. - 237с.
31. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников / [сост. Е.А. Бойко]. М.: Рипол классик, 2011. 256 с.
32. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. № 7. С. 16-27.
33. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 240 с.
34. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.№1155). М.: ТЦ Сфера, 2015. 32 с.
36. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 03.08 «Дошк. Воспитание». М.: Просвещение, 1989. 239 с.: ил.
37. Швайко Г.С. игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ / Г.С. Швайко; [под ред. В.В. Гербовой]. 5-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 176с.
38. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
39. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования /В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 448 с.