Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий как средство индивидуализации образовательного процесса

Работа №98695

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 9
1.1. Понятие «индивидуализация обучения», педагогические условия и формы индивидуализации
обучения 9
1.2. Дидактические возможности обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий 23
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СХЕМЫ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 32
2.1. Теоретическое обоснование схемы процесса индивидуализации обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий 32
2.2. Проект реализации индивидуализации обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60


Система образования вследствие постоянного и быстрого обновления знаний должна формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования. В нормативно¬правовых документах всех уровней заявляется о необходимости формирования личности способной творчески мыслить, находить нестандартные решения. Важность раскрытия способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире является не просто правовой нормой, которой должна руководствоваться школа, а запросом времени, общества и будущего. В условиях социального запроса на активную и творческую личность особую остроту и значимость приобрела проблема индивидуализации обучения. Основным условием реализации данной проблемы является изучение и учет индивидуальных психологических, возрастных особенностей учащихся и построение на этой основе личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Вместе с тем, в реальной практике современной системы образования существует противоречие, обусловленное с одной стороны необходимостью раскрытия способностей каждого ученика в соответствии с запросами времени и общества, и существованием классно-урочной системы, которая в ситуации совместного пребывания и взаимодействия одновременно многих обучающихся, препятствует индивидуализации образования.
Необходимость разрешения указанного противоречия определяет проблему исследования, суть которой заключается в том, что существующая
классно-урочная система в современных социокультурных и экономических условиях является устаревшей, не учитывает индивидуальные способности
учеников, что в свою очередь приводит к поиску альтернативных форм организации образовательного процесса в современной школе. Одним из
средств индивидуализации обучения в текущих условиях может стать организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий [7].
Объектом данного исследования является индивидуализация процесса обучения в современной школе.
Предмет настоящего исследования - дистанционные образовательные технологии как средство индивидуализации обучения учащихся.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать схему процесса индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Гипотеза исследования: процесс индивидуализированного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий будет эффективным, если:
- осуществлять индивидуализированное обучение на основе схемы данного процесса, предполагающей взаимодействие совокупности инвариативных элементов и организацию полного цикла познавательных действий по овладению знаниями, осуществление контроля и самоконтроля за качеством обучения;
- обеспечивать в рамках реализации схемы процесса индивидуализации единовременно необходимый комплекс условий индивидуализации обучения (процессуальные, содержательные и управленческие).
Задачи исследования:
- изучить развитие научных представлений по проблеме индивидуализации обучения, выявить условия и формы индивидуализации процесса обучения в современной школе;
- уточнить содержание понятия «дистанционные образовательные технологии», выделить организационно-педагогические условия эффективности процесса индивидуализированного обучения школьников с использованием дистанционных образовательных технологий;
- разработать схему процесса индивидуализации обучения в школе с использованием дистанционных образовательных технологий и представить проект индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Методологической основой исследования являются:
- системно-деятельностный подход в педагогике (А.Г. Асмолов, Н.Ф. Талызина, и др.);
- компетентностный подход (И.Я. Зимняя, А.В. Хуторской и др.);
- личностно-ориентированный подход к анализу процесса обучения, системообразующим стержнем которого является личность как субъект познания (JI.C. Выготский, И.С. Якиманская и др.).
Теоретическую основу исследования составляют:
- теория индивидуализации обучения, проблемы индивидуализации и индивидуального подхода (А.А. Бударный, А.А. Кирсанов, В.Б. Лебединцев, Е.С. Рабунский, И.Э.Унт и др.);
- идеи осуществления дистанционного образования (А.А. Андреев, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин и др.);
- основные положения теории технологизации процесса обучения (В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко и др.).
Реализация поставленной цели и задач исследования обусловили выбор комплекса методов исследования: теоретических (анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования, моделирование) и эмпирических (наблюдение, анализ документации).
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе автором был проведен анализ научной литературы и опытной работы по изучению проблемы индивидуализации обучения, изучены различные подходы к трактовке понятия индивидуализации обучения и необходимых условий для ее реализации.
На втором этапе изучались и анализировались концепции, подходы и технологии индивидуализации обучения, что послужило основой для разработки схемы процесса индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Также было осуществлено научное обоснование процесса индивидуализации, обозначены психолого¬педагогические условия, при осуществлении которых возможно эффективное внедрение индивидуализации обучения в практику общеобразовательных школ.
На третьем этапе был разработан и начал реализовываться в практике муниципальной общеобразовательной организации гимназии №120 города Екатеринбурга инновационный проект «Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий как средство индивидуализации образовательного процесса» для обучающихся среднего общего образования, посредством реализации данного проекта планируется экспериментальная проверка эффективности схемы процесса индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №120 г. Екатеринбурга.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе уточнено понятие «дистанционные образовательные технологии», проблема индивидуализации обучения рассматривается с позиции поиска новых форм организации процесса обучения. Разработана и обоснована схема процесса индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, направленная на выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся.
Исследование вносит вклад в развитие концепции индивидуализации обучения в условиях всеобщего образования массовой школы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого использования и реализации в практике общеобразовательных школ схемы процесса индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Основные положения работы, выносимые на защиту:
1. Уточнена трактовка понятия «дистанционные образовательные технологии».
Под дистанционными образовательными технологиями мы будем понимать совокупность информационно-коммуникационных, компьютерных технологий, с помощью которых происходит осуществление учебного процесса на расстоянии при регулярном взаимодействии субъектов данного процесса.
2. Схема процесса обучения с использованием дистанционных образовательных технологий как средство индивидуализации обучения, которая представлена в виде следующих ключевых компонентов: целевой, содержательный, процессуальный и результативный.
Логика исследования предопределила следующую структуру изложения: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Во Введении обоснована актуальность, научная новизна, практическая значимость работы, определены объект и предмет исследования, сформулированы гипотеза, цели и задачи.
В первой главе магистерской диссертации, которая носит название «Индивидуализация обучения как психолого-педагогическая проблема», рассмотрены основные подходы к трактовке понятия «индивидуализация обучения», проанализированы особенности индивидуализации и дифференциации обучения. Выделены основные условия и формы индивидуализации, а также обозначены ключевые различия между индивидуализацией обучения и индивидуальным подходом. При анализе форм индивидуализации обучения, осуществлено их соотнесение с обозначенными в главе условиями.
Также в первой главе исследования проведен анализ понятий дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии. Уточнено определение «дистанционные образовательные технологии». Выявлены дидактические преимущества обучения с использованием 7
дистанционных образовательных технологий как формы организации процесса обучения.
Вторая глава носит название «Проектирование процесса индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий». В данной главе осуществлено теоретическое обоснование схемы процесса индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Представлен проект реализации индивидуализированного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на базе образовательной организации города Екатеринбурга.
В Заключении, делаются ключевые выводы исследования.
Полный объем работы составляет 73 страницы. Библиография насчитывает список из 81 наименования.
Данное исследование далеко не полностью исчерпывает проблемы индивидуализации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и нуждается в дальнейшем изучении. В частности, актуальными, на наш взгляд являются необходимость исследования эффективности реализации в общеобразовательной организации модели смешанного обучения (Blended Learning), предусматривающей сочетание традиционной классно-урочной системы и дистанционного обучения, а также рассмотрение проблемы системы оценки качества дистанционного обучения, которая должна основываться не только на контроле итоговых результатов обучающихся, а также и процессов обучения, их организации и применяемых средств.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях демократизации и гуманизации средней школы, смены образовательной парадигмы особую актуальность приобретают вопросы раскрытия природных дарований каждой личности, создания условий для самореализации творческого потенциала школьников, развития их индивидуальности, которые возможно решить через всестороннее изучение и учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.
После проведенного анализа педагогической литературы, практики работы школ города, видна актуальность как в теоретическом, так и в практическом плане, проблемы индивидуализации процесса обучения. Это дает возможность сделать вывод о необходимости индивидуализации процесса обучения в современной школе. Но, вместе с тем существует ряд трудностей в практической реализации индивидуализации образования в связи с сложившейся на протяжении нескольких веков и утвердившейся в системе образования классно-урочной системой.
В данной работе была предпринята попытка разрешения указанного противоречия. Представим основные результаты, полученные при решении задач исследования.
В ходе исследования было выявлено, что основной тенденцией в понимании индивидуализации обучения на современном этапе является ее трактовка как процесса создания условий для развития индивидуальности и личности школьника в единстве. Такими условиями является взаимосвязанный комплекс процессуальных, содержательных и управленческих характеристик. Данные условия способны активизировать в процессе индивидуализации обучения свойства и качества личности обучающегося. При соотнесении существующих форм индивидуализации обучения с обозначенными условиями, было выявлено, что эффективная реализация названных условий возможна при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
В то же время, существующее разнообразие в научной литературе трактовок понятия «дистанционные образовательные технологии», привело к необходимости уточнить определение данной дефиниции. Наиболее точной нам видится следующая трактовка: дистанционные образовательные технологии - совокупность информационно-коммуникационных, компьютерных технологий, с помощью которых происходит осуществление учебного процесса на расстоянии при регулярном взаимодействии субъектов данного процесса. Таким образом, дистанционные образовательные технологии являются, на наш взгляд, средством обучения, а не образовательной технологией.
На основании теоретического исследования, была разработана схема процесса индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Схема изображена в виде взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический и результативный. Эффективность индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий согласно данной схеме обусловлена деятельностью учителя по организации познавательной деятельности учеников с учебным материалом в соответствии с педагогическими условиями.
Взаимосвязь и взаимодействие компонентов схемы обеспечивается наличием прямых и обратных связей между субъектами процесса обучения и также между целевым и диагностическим компонентами. Указанная особенность схемы является, по-нашему мнению, наиболее значимой для осуществления индивидуализации, поскольку практика дистанционного обучения, сложившаяся в нашей стране, зачастую ставит во главу угла удалённость освоения материала без систематической обратной связи между учителем и учеником.
В процессе функционирования дистанционных курсов на основе разработанной схемы можно вносить необходимые корректировки в достижения индивидуальных планируемых результатов обучения.
Несмотря на удаленное взаимодействие субъектов обучения, интерактивность и систематическая обратная связь способствуют эффективной реализации процесса индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Данная схема является универсальной и может быть реализована при разработки дистанционных куров в любой существующей на рынке системе дистанционного обучения.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования в практике общеобразовательных организаций разработанной схемы индивидуализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Данное исследование в полной мере не раскрывает проблемы индивидуализации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и нуждается в дальнейшем исследовании. В частности, автору предстоит разработка и апробация дистанционных курсов, разработанных в соответствии с представленной в работе схемой.



1. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской
Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2012 ; одобрен Советом Федераций 26.12.2012]. - URL:
https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 11.06.2017).
2. Российская Федерация. Закон. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ : [принят Гос. Думой 21.12.2010 ; одобрен Советом Федераций 24.12.2010]. - URL: https://rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html (дата обращения: 12.06.2017).
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 - URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?
docbody=&nd=102349659&rdk=&backlink=1 (дата обращения: 15.04.2017).
4. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
- URL : http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 10.06.2017).
5. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 9 января 2014 г. № 2. - URL : https://rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html (дата обращения: 14.07.2017).
6. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016 - 2018 годы [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 12 февраля 2016 г. № 110.
- URL : http://docs.cntd.ru/document/420351698 (дата обращения: 24.06.2017).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 10.06.2017).
8. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28 июня 2016 г. № 2/16-з. - URL : http://fgosreestr.ru/registry/primernaya- osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения : 24.03.2017).
9. Программа развития электронного обучения на 2014-2020 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://open.spbstu.ru/wp- content/uploads/2016/02/PREO_2014.pdf (дата обращения: 02.09.2017).
10. Об утверждении государственной программы Свердловской области
«Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» [Электронный ресурс] : постановление Правительства
Свердловской области от 29.12.2016 № 919-ПП. - URL : http://docs.cntd.ru/document/429094102 (дата обращения: 10.09.2017).
11. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст] / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - с.295.
12. Андреев, А.В. Практика электронного обучения с использованием Moodle [Текст] / А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
13. Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Текст] / Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 84 с.
14. Бова, В.В. Дистанционные технологии в образовании. Часть I [Текст]: учебное пособие / В.В. Бова. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. - 125 с.
15. Большой толковый словарь русского языка: А-Я [Текст] / сост. С.А. Кузнецов. — СПб. : Норинт, 1998. — 1534 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ