Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система работы с детьми-сиротами в суворовском училище как фактор их социализации в обществе

Работа №98694

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ 9
1.1. Проблема социального сиротства в России 9
1.2. Теоретические подходы к проблеме социализации детей-сирот в
трудах зарубежных и российских авторов 14
1.3. Специфика и условия социализации детей-сирот в суворовских
училищах 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ В УСЛОВИЯХ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО СВУ 34
2.1. Модель воспитательной работы с детьми-сиротами
Екатеринбургского СВУ как фактор их социализации 34
2.2. Рекомендации по воспитательной работе с детьми-сиротами в
Екатеринбургском СВУ 45
2.3. Результаты реализации системы воспитательной работы с детьми-
сиротами в условиях Екатеринбургского СВУ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88


Одной из задач современной системы образования является воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.
Актуальность настоящей работы на социально-педагогическом уровне вытекает из противоречия между потребностью в социализации обучающихся в образовательных организациях детей-сирот и отсутствием системы работы в этом направлении в образовательных организациях.
Суворовские училища представляют собой учреждения закрытого типа. Постоянно находясь в период учёбы в стенах училища, воспитанники имеют ограниченные возможности взаимодействия с разными людьми и социальными институтами. В отличие от других воспитанников дети-сироты зачастую пребывают в стенах училища даже в каникулярный период. Это связано с их нежеланием или невозможностью возвращаться в детский дом, из которого они прибыли, или в семью опекуна, с которой возникают трудности общения.
Кроме того дети этой категории имеют травмированную психику, низкий уровень воспитанности, узкую сферу интересов и требуют особых подходов к их воспитанию и развитию.
Актуальность на научно-педагогическом уровне определяется противоречием между существующими проблемами воспитания и социализации детей-сирот и отсутствием теоретических разработок в этом направлении.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью детального рассмотрения проблем воспитания и социализации категории детей-сирот и выбора оптимальных методов их осуществления.
В связи с вышесказанным, проблема исследования заключается в невозможности успешной социализации детей-сирот, обучающихся в суворовских училищах без отлаженной системы воспитательной работы на основе расширения сферы их интересов и активного взаимодействия с социальными партнёрами.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Воспитательная работа с детьми-сиротами в суворовском училище как фактор их социализации в обществе».
Объект исследования: процесс социализации детей-сирот - воспитанников суворовских училищ.
Предмет исследования: воспитательная работа с детьми-сиротами, как фактор их социализации в условиях Екатеринбургского суворовского военного училища.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить модель воспитательной работы с детьми-сиротами в Екатеринбургском суворовском военном училище.
Для достижения поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: осуществить процесс социализации детей сирот в условиях суворовских училищ возможно при соблюдении следующих условий:
1. Создание комфортной воспитательной среды;
2. Отлаженная система сотрудничества и взаимодействия с социальными партнёрами;
3. Комплексный подход к осуществлению необходимых мер по охране и защите прав несовершеннолетних;
4. Расширение сфер деятельности и вовлечение подростков в разнообразную внеурочную, в том числе, социально значимую деятельность.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность проблемы социального сиротства в России.
2. Изучить теоретические подходы к проблеме социализации детей- сирот в трудах зарубежных и российских авторов.
3. Изучить специфику и условия социализации детей-сирот в суворовских училищах.
4. Разработать и теоретически обосновать модель работы с детьми- сиротами в суворовских училищах.
5. Разработать рекомендации по воспитательной работе с детьми- сиротами в Екатеринбургском СВУ.
6. Проверить результаты реализации модели воспитательной работы с детьми-сиротами в условиях Екатеринбургского СВУ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
- по системному подходу методологической основой воспитания, как фактора социализации, выступают принципы, обозначенные рядом учёных (И.П. Смирновым, Е.В. Ткаченко)
- по философии и методологии образования - положения теоретических исследований А.Г. Асмолова, А.С. Белкина, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, А.М. Новикова, В.Д. Семенова;
- по деятельностному подходу к развитию личности - работы Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева;
- исследования в области социализации Л.А. Амирова, Э.Ф. Зеера,
И.С. Кона, А. Маслоу, А.В. Мудрика.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
1. Теоретические: изучение и анализ педагогической, методической, специальной литературы по тематике исследования; анализ планов воспитательной работы и отчётного материала о её проведении в подразделениях училища, сравнительный анализ учебно-методических пособий, опыта развития системы воспитания детей-сирот в суворовских училищах;
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, анализ результатов деятельности воспитателей училища, анализ уровня воспитанности обучающихся в училище детей- сирот;
3. Статистические: количественная и качественная обработка статистических данных, графическое представление полученных результатов.
База исследования: Екатеринбургское суворовское военное училище.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Разработана модель воспитания детей-сирот в суворовских училищах.
2. Определены критерии и показатели воспитанности (социализации) суворовца:
- патриотизм и гражданственность (уважение героического прошлого России, осознанное принятие национальных ценностей, готовность к служению Отечеству и его защите, участие в социально значимых проектах);
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию (целеустремленность, любознательность, принятие ценностей здорового образа жизни, посещение кружков, факультативов, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах);
- сформированность мировоззрения, осознание своего места в поликультурном мире (способность к сотрудничеству, умение вести диалог с представителями других народов и наций, терпимость и дружелюбие, умение высказывать собственное мнение, критические суждения, умение строить жизненные планы в соответствии с убеждениями);
- нравственное поведение (знание правовых норм и правил поведения, требовательность к себе, трудолюбие, готовность помочь, защитить, ответственность, умение держать слово).
3. Разработано методическое обеспечение реализации модели воспитательной работы с детьми-сиротами в суворовских училищах.
4. Обоснована роль образовательных учреждений закрытого типа (суворовских училищ) в решении вопросов социальной интеграции детей- сирот в общество.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Выявлены критерии воспитанности суворовцев.
5. Разработана и теоретически обоснована модель воспитательной работы с детьми-сиротами в суворовских училищах.
Практическая значимость исследования:
1. Апробирована модель воспитательной работы с детьми- сиротами.
2. Выявлена динамика социализации детей-сирот ЕкСВУ.
3. Разработаны методические рекомендации для воспитателей ЕкСВУ по применению модели работы с детьми-сиротами в суворовских училищах.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается процедурой валидизации состава критериев и показателей социализации воспитанников (по отношению к теоретически выделенному перечню) и установлением значимости каждого оцениваемого показателя воспитанности (на основе вычисления весовых коэффициентов).
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в Екатеринбургском СВУ (в 2015-2016 учебном году обучалось 86 детей-сирот, в 2016-2017 - 63).
На защиту выносится:
Положение 1. Воспитательную работу можно осуществлять как механизм социализации, имеющий факторные признаки. Мы разработали такой механизм как структурно-функциональную модель.
Модель включает следующие блоки:
- диагностический (цели и задачи воспитательной работы с детьми- сиротами);
- субъектный (субъекты воспитательной работы и их взаимодействие);
- организационный (условия и направления воспитания);
- содержательный (виды деятельности обучающихся детей-сирот);
- технологический (формы и методы воспитания);
- результативный (результаты воспитания).
Положение 2. Основными условиями для реализации модели воспитания детей-сирот являются следующие:
- комфортная педагогическая среда в подразделениях в училище в целом;
- повышение профессионализма педагогических работников в соответствии с профессиональными стандартами;
- отлаженная система социального партнёрства;
- комплексный подход к осуществлению мер по охране и защите прав несовершеннолетних;
- расширение сфер деятельности детей-сирот, вовлечение их в социально значимую деятельность.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 107 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 94 источника, 1 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Проведён анализ библиографических данных, посвященных проблеме работы с детьми-сиротами в образовательных организациях закрытого типа с целью выявления особенностей воспитательной работы с ними. Проведенный анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет сделать вывод о том, что проблематика социального сиротства и их социализации в литературе недостаточно разработана в аспекте проблемы социализации детей-сирот в условиях общеобразовательных учреждений закрытого типа. В диссертации предпринимается попытка восполнить эти теоретико-методологические пробелы.
2. Исследована специфика социализации детей-сирот в условиях суворовских училищ. Суворовские училища представляют собой учреждения закрытого типа. Постоянно находясь в период учёбы в стенах училища, воспитанники имеют ограниченные возможности взаимодействия с разными людьми и социальными институтами. В отличие от других воспитанников дети-сироты зачастую пребывают в стенах училища даже в каникулярный период. Суворовское училище - это особое образовательное пространство, где задается множество отношений, осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию личности, ее самоопределению, самореализации и социальному развитию детей, которое осуществляется в процессе «погружения» в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, включения в разнообразное деятельностное поле. Здесь, в отличие от других коллективов, воспитанник круглосуточно находится в окружении своих товарищей, интенсивно общается с ними, активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности.
3. Разработана, теоретически обоснована и апробирована модель воспитательной работы с детьми-сиротами в суворовских училищах.
Апробация результатов воспитательной работы в Екатеринбургском суворовском военном училище показала: выявленные нами признаки воспитанности детей-сирот в контрольной группе детей-сирот - воспитанников ЕкСВУ подтверждают выдвинутую гипотезу: при реализации модели воспитания детей-сирот в Екатеринбургском суворовском военном училище, вне зависимости от изучаемых дисциплин, от содержания учебного плана возможно создать необходимые условия для эффективной социализации обучающихся в училище детей-сирот. Результатом их социализации является:
- познавательная и творческая активность детей-сирот контрольной группы;
- готовность к саморазвитию, к профессиональной деятельности;
- навыки самоконтроля и самодисциплины;
- самостоятельность;
- эмоциональная устойчивость;
- социальная активность;
- ответственность;
- уважение к себе и к другим;
- навыки сотрудничества, ведения диалога;
- инициативность.
4. Выявлены наиболее результативные формы и методы воспитательной работы с детьми-сиротами, влияющими на их социализацию. Это активные и интерактивные методы, которые в училище реализуются в форме дискуссий («круглого стола», «дебатов», «мозгового штурма»), эвристической беседы, поисковой работы по группам, игровых видов деятельности.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута. Вместе с тем, можно указать направления продолжения работы и развития использованных в ней идей: исследование дальнейшего жизненного пути выпускников категории детей-сирот, апробация методов, формирующих лидерские способности детей данной категории.



1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 53. Ст. 7598.
2. Об опеке и попечительстве : федер. закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 17. Ст. 1755.
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. Ст. 5880.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. - 2015. - № 6693 (122). - С. 13.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования) : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Российская газета. - 2012. - № 5812 (139). - С. 17-18.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н // Российская газета. - 2013. - № 6261 (285). - С. 20.
7. Алмазов Б.Н. Особенности деятельности специалистов по социальной работе в сфере социальной реабилитации // Социальная работа. 1992. - № 1. - С. 23-31.
8. Алмазов Б.Н. Психология социального отчуждения. - Екатеринбург : Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2007. - 192 с.
9. Амирова Л.А., Амиров А.Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации: монография / Л.А. Амирова, А.Ф. Амиров. - Уфа: Вагант, 2011. - 194 с.
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1980. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР) Т. 2 / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - 1980. - С. 268-271.
11. Артюхов А.В. Государственная семейная политика в России // Социол.исслед. 2002. - № 7. - С. 108-111.
12. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
13. Бедельбаева X., Смирнова Е. Общение со взрослыми основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 2. - С .32.
14. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
15. Бестужев-Лада И.В. От Содома к Гомфе: Необходим культ родительской семьи, чтобы спасти человечество от вырождения // Лит. газ. 2002. - № 27. - С. 5.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ