ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ 9
1.1. Проблема социального сиротства в России 9
1.2. Теоретические подходы к проблеме социализации детей-сирот в
трудах зарубежных и российских авторов 14
1.3. Специфика и условия социализации детей-сирот в суворовских
училищах 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ В УСЛОВИЯХ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО СВУ 34
2.1. Модель воспитательной работы с детьми-сиротами
Екатеринбургского СВУ как фактор их социализации 34
2.2. Рекомендации по воспитательной работе с детьми-сиротами в
Екатеринбургском СВУ 45
2.3. Результаты реализации системы воспитательной работы с детьми-
сиротами в условиях Екатеринбургского СВУ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
Одной из задач современной системы образования является воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления.
Актуальность настоящей работы на социально-педагогическом уровне вытекает из противоречия между потребностью в социализации обучающихся в образовательных организациях детей-сирот и отсутствием системы работы в этом направлении в образовательных организациях.
Суворовские училища представляют собой учреждения закрытого типа. Постоянно находясь в период учёбы в стенах училища, воспитанники имеют ограниченные возможности взаимодействия с разными людьми и социальными институтами. В отличие от других воспитанников дети-сироты зачастую пребывают в стенах училища даже в каникулярный период. Это связано с их нежеланием или невозможностью возвращаться в детский дом, из которого они прибыли, или в семью опекуна, с которой возникают трудности общения.
Кроме того дети этой категории имеют травмированную психику, низкий уровень воспитанности, узкую сферу интересов и требуют особых подходов к их воспитанию и развитию.
Актуальность на научно-педагогическом уровне определяется противоречием между существующими проблемами воспитания и социализации детей-сирот и отсутствием теоретических разработок в этом направлении.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью детального рассмотрения проблем воспитания и социализации категории детей-сирот и выбора оптимальных методов их осуществления.
В связи с вышесказанным, проблема исследования заключается в невозможности успешной социализации детей-сирот, обучающихся в суворовских училищах без отлаженной системы воспитательной работы на основе расширения сферы их интересов и активного взаимодействия с социальными партнёрами.
В рамках указанной проблемы нами определена тема исследования: «Воспитательная работа с детьми-сиротами в суворовском училище как фактор их социализации в обществе».
Объект исследования: процесс социализации детей-сирот - воспитанников суворовских училищ.
Предмет исследования: воспитательная работа с детьми-сиротами, как фактор их социализации в условиях Екатеринбургского суворовского военного училища.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить модель воспитательной работы с детьми-сиротами в Екатеринбургском суворовском военном училище.
Для достижения поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: осуществить процесс социализации детей сирот в условиях суворовских училищ возможно при соблюдении следующих условий:
1. Создание комфортной воспитательной среды;
2. Отлаженная система сотрудничества и взаимодействия с социальными партнёрами;
3. Комплексный подход к осуществлению необходимых мер по охране и защите прав несовершеннолетних;
4. Расширение сфер деятельности и вовлечение подростков в разнообразную внеурочную, в том числе, социально значимую деятельность.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность проблемы социального сиротства в России.
2. Изучить теоретические подходы к проблеме социализации детей- сирот в трудах зарубежных и российских авторов.
3. Изучить специфику и условия социализации детей-сирот в суворовских училищах.
4. Разработать и теоретически обосновать модель работы с детьми- сиротами в суворовских училищах.
5. Разработать рекомендации по воспитательной работе с детьми- сиротами в Екатеринбургском СВУ.
6. Проверить результаты реализации модели воспитательной работы с детьми-сиротами в условиях Екатеринбургского СВУ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:
- по системному подходу методологической основой воспитания, как фактора социализации, выступают принципы, обозначенные рядом учёных (И.П. Смирновым, Е.В. Ткаченко)
- по философии и методологии образования - положения теоретических исследований А.Г. Асмолова, А.С. Белкина, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, А.М. Новикова, В.Д. Семенова;
- по деятельностному подходу к развитию личности - работы Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева;
- исследования в области социализации Л.А. Амирова, Э.Ф. Зеера,
И.С. Кона, А. Маслоу, А.В. Мудрика.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
1. Теоретические: изучение и анализ педагогической, методической, специальной литературы по тематике исследования; анализ планов воспитательной работы и отчётного материала о её проведении в подразделениях училища, сравнительный анализ учебно-методических пособий, опыта развития системы воспитания детей-сирот в суворовских училищах;
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, анализ результатов деятельности воспитателей училища, анализ уровня воспитанности обучающихся в училище детей- сирот;
3. Статистические: количественная и качественная обработка статистических данных, графическое представление полученных результатов.
База исследования: Екатеринбургское суворовское военное училище.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Разработана модель воспитания детей-сирот в суворовских училищах.
2. Определены критерии и показатели воспитанности (социализации) суворовца:
- патриотизм и гражданственность (уважение героического прошлого России, осознанное принятие национальных ценностей, готовность к служению Отечеству и его защите, участие в социально значимых проектах);
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию (целеустремленность, любознательность, принятие ценностей здорового образа жизни, посещение кружков, факультативов, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах);
- сформированность мировоззрения, осознание своего места в поликультурном мире (способность к сотрудничеству, умение вести диалог с представителями других народов и наций, терпимость и дружелюбие, умение высказывать собственное мнение, критические суждения, умение строить жизненные планы в соответствии с убеждениями);
- нравственное поведение (знание правовых норм и правил поведения, требовательность к себе, трудолюбие, готовность помочь, защитить, ответственность, умение держать слово).
3. Разработано методическое обеспечение реализации модели воспитательной работы с детьми-сиротами в суворовских училищах.
4. Обоснована роль образовательных учреждений закрытого типа (суворовских училищ) в решении вопросов социальной интеграции детей- сирот в общество.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Выявлены критерии воспитанности суворовцев.
5. Разработана и теоретически обоснована модель воспитательной работы с детьми-сиротами в суворовских училищах.
Практическая значимость исследования:
1. Апробирована модель воспитательной работы с детьми- сиротами.
2. Выявлена динамика социализации детей-сирот ЕкСВУ.
3. Разработаны методические рекомендации для воспитателей ЕкСВУ по применению модели работы с детьми-сиротами в суворовских училищах.
Обоснованность и достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается процедурой валидизации состава критериев и показателей социализации воспитанников (по отношению к теоретически выделенному перечню) и установлением значимости каждого оцениваемого показателя воспитанности (на основе вычисления весовых коэффициентов).
Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлялась в Екатеринбургском СВУ (в 2015-2016 учебном году обучалось 86 детей-сирот, в 2016-2017 - 63).
На защиту выносится:
Положение 1. Воспитательную работу можно осуществлять как механизм социализации, имеющий факторные признаки. Мы разработали такой механизм как структурно-функциональную модель.
Модель включает следующие блоки:
- диагностический (цели и задачи воспитательной работы с детьми- сиротами);
- субъектный (субъекты воспитательной работы и их взаимодействие);
- организационный (условия и направления воспитания);
- содержательный (виды деятельности обучающихся детей-сирот);
- технологический (формы и методы воспитания);
- результативный (результаты воспитания).
Положение 2. Основными условиями для реализации модели воспитания детей-сирот являются следующие:
- комфортная педагогическая среда в подразделениях в училище в целом;
- повышение профессионализма педагогических работников в соответствии с профессиональными стандартами;
- отлаженная система социального партнёрства;
- комплексный подход к осуществлению мер по охране и защите прав несовершеннолетних;
- расширение сфер деятельности детей-сирот, вовлечение их в социально значимую деятельность.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 107 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 94 источника, 1 приложения.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:
1. Проведён анализ библиографических данных, посвященных проблеме работы с детьми-сиротами в образовательных организациях закрытого типа с целью выявления особенностей воспитательной работы с ними. Проведенный анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет сделать вывод о том, что проблематика социального сиротства и их социализации в литературе недостаточно разработана в аспекте проблемы социализации детей-сирот в условиях общеобразовательных учреждений закрытого типа. В диссертации предпринимается попытка восполнить эти теоретико-методологические пробелы.
2. Исследована специфика социализации детей-сирот в условиях суворовских училищ. Суворовские училища представляют собой учреждения закрытого типа. Постоянно находясь в период учёбы в стенах училища, воспитанники имеют ограниченные возможности взаимодействия с разными людьми и социальными институтами. В отличие от других воспитанников дети-сироты зачастую пребывают в стенах училища даже в каникулярный период. Суворовское училище - это особое образовательное пространство, где задается множество отношений, осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию личности, ее самоопределению, самореализации и социальному развитию детей, которое осуществляется в процессе «погружения» в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, включения в разнообразное деятельностное поле. Здесь, в отличие от других коллективов, воспитанник круглосуточно находится в окружении своих товарищей, интенсивно общается с ними, активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности.
3. Разработана, теоретически обоснована и апробирована модель воспитательной работы с детьми-сиротами в суворовских училищах.
Апробация результатов воспитательной работы в Екатеринбургском суворовском военном училище показала: выявленные нами признаки воспитанности детей-сирот в контрольной группе детей-сирот - воспитанников ЕкСВУ подтверждают выдвинутую гипотезу: при реализации модели воспитания детей-сирот в Екатеринбургском суворовском военном училище, вне зависимости от изучаемых дисциплин, от содержания учебного плана возможно создать необходимые условия для эффективной социализации обучающихся в училище детей-сирот. Результатом их социализации является:
- познавательная и творческая активность детей-сирот контрольной группы;
- готовность к саморазвитию, к профессиональной деятельности;
- навыки самоконтроля и самодисциплины;
- самостоятельность;
- эмоциональная устойчивость;
- социальная активность;
- ответственность;
- уважение к себе и к другим;
- навыки сотрудничества, ведения диалога;
- инициативность.
4. Выявлены наиболее результативные формы и методы воспитательной работы с детьми-сиротами, влияющими на их социализацию. Это активные и интерактивные методы, которые в училище реализуются в форме дискуссий («круглого стола», «дебатов», «мозгового штурма»), эвристической беседы, поисковой работы по группам, игровых видов деятельности.
Таким образом, следует считать, что задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута. Вместе с тем, можно указать направления продолжения работы и развития использованных в ней идей: исследование дальнейшего жизненного пути выпускников категории детей-сирот, апробация методов, формирующих лидерские способности детей данной категории.
1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 53. Ст. 7598.
2. Об опеке и попечительстве : федер. закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 17. Ст. 1755.
3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. Ст. 5880.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р // Российская газета. - 2015. - № 6693 (122). - С. 13.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования) : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 // Российская газета. - 2012. - № 5812 (139). - С. 17-18.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н // Российская газета. - 2013. - № 6261 (285). - С. 20.
7. Алмазов Б.Н. Особенности деятельности специалистов по социальной работе в сфере социальной реабилитации // Социальная работа. 1992. - № 1. - С. 23-31.
8. Алмазов Б.Н. Психология социального отчуждения. - Екатеринбург : Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2007. - 192 с.
9. Амирова Л.А., Амиров А.Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации: монография / Л.А. Амирова, А.Ф. Амиров. - Уфа: Вагант, 2011. - 194 с.
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1980. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР) Т. 2 / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - 1980. - С. 268-271.
11. Артюхов А.В. Государственная семейная политика в России // Социол.исслед. 2002. - № 7. - С. 108-111.
12. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
13. Бедельбаева X., Смирнова Е. Общение со взрослыми основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 2. - С .32.
14. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
15. Бестужев-Лада И.В. От Содома к Гомфе: Необходим культ родительской семьи, чтобы спасти человечество от вырождения // Лит. газ. 2002. - № 27. - С. 5.
...