Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы

Работа №98691

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
1.1 Психолого-педагогические и возрастные особенности речевого
развития детей дошкольного возраста
1.2 Формирование звуковой культуры речи в дошкольном возрасте:
Этапы и закономерности развития
1.3. Особенности работы в разновозрастных группах в дошкольных
образовательных учреждениях
1.4. Анализ нормативных документов по исследуемой проблеме 32
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
2.1. Диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у
детей разновозрастной группы
2.2. Методы и приемы совершенствования звуковой культуры речи
детей в разновозрастной группе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 88


Актуальность данной темы заключается в необходимости определения психолого-педагогических основ совершенствования звуковой культуры речи дошкольников разновозрастной группы, так как воспитание правильной и чистой речи - одна из важных задач в общей системе работы в детском саду. В период дошкольного детства происходит интенсивное формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Проблемы звуковой культуры речи могут негативно отразиться на развитии личностных качеств ребенка: у него может проявиться резкость, неусидчивость, замкнутость. Возможно падение любознательности, а также умственное отставание, и, как следствие - не успешность в школьном обучении. Разновозрастные группы в детском саду снова становятся объективной реальностью нашего времени. Это связано с хронической нехваткой мест в дошкольных учреждениях, с возрождением малокомплектных детских садов, а также с появлением сети частных дошкольных учреждений.
ФГОС ДО рассматривает совершенствование звуковой культуры речи как одну из важнейших задач, предполагающей воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, воспитание отчетливого произношения, выразительности детской речи. Игровая деятельность, в силу своих характеристик - лучший способ добиться совершенствования звуковой культуры речи ребенка без использования методов принуждения. Она также способствует наиболее эффективному формированию звуковой культуры речи в разновозрастных группах.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучению проблем формирования и совершенствования речи посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как Л.С. Выготский, Ж. Годфруа, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, и др. В работах педагогов и психологов Р.И. Жуковской, Д.Б. Эльконина и др., раскрыты возможности игровой деятельности для развития речи. Большинство исследований, посвященных становлению и развитию речи, затрагивают объединения детей одного возраста. Вместе с тем, именно в разновозрастных объединениях заложены широкие потенциальные возможности личностного, социального и психического развития ребенка, что отмечают Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др. Такие исследователи, как Н.К. Виноградова, О.Г. Жукова и др. показали возможности успешного содружества детей разного дошкольного возраста.
Проведенный анализ литературных источников показывает, что ещё недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к совершенствованию звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы. Следовательно, потребность в изучении психолого-педагогических основ совершенствования звуковой культуры речи дошкольников разновозрастных групп обусловлена рядом противоречий (между предъявляемыми обществом требованиями к развитию звуковой культуры речи дошкольников, обусловленными региональными социально-экономическими, культурно-национальными особенностями, и несоответствием этим требованиям уровня звуковой культуры речи детей дошкольного возраста; между практической необходимостью дошкольных образовательных учреждений и недостаточной разработанностью технологий совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы; необходимостью обновления содержания подготовки педагогов по совершенствованию звуковой культуры речи у детей и недостаточностью систематизации научно-педагогических разработок, способствующих повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах).
Исходя из вышеизложенного, мы выделяем проблему исследования: недостаточная разработанность в педагогической практике дошкольных учреждений программ совершенствования звуковой культуры речи, у детей разновозрастной группы.
Объект исследования: процесс совершенствование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и описание методов и приемов, направленных на совершенствование звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы.
Задачи:
1. Проанализировать научную, методическую литературу по проблеме совершенствования звуковой культуры речи дошкольников разновозрастной группы.
2. Подобрать диагностические методики для изучения звуковой культуры речи у дошкольников младшего и среднего дошкольного возраста.
3. Подготовить и апробировать комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию звуковой культуры речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста разновозрастной группы.
Метод исследования: теоретический анализ научных материалов; диагностика развития звуковой культуры речи; анализ и обобщение результатов исследования, проектирование педагогической деятельности.
Методологической основой исследования являются: Теоретическая концепция Л.С. Выготского в рамках культурно-исторического подхода (К.А. Абульханова-Славская А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.); теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна , Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича и Д.Б. Эльконина и др.
Теоретическая основа исследования. Наиболее полно понятие звуковой культуры речи, раскрывается в работах А.М. Бородич, А.И. Максакова, О.И. Соловьевой, М.Ф. Фомичевой и многих других ученых. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов - А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой, Д.Б. Эльконина, и др. подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка. Эффективность использования игр в развитии речи детей доказана многими учеными: М.Г. Генинг, Н.А. Герман, Ю. Рязанцевой, О. Терехиной, Г.С. Швайко и многими другими педагогами-исследователями.
Практическая значимость. Знание психолого-педагогических основ совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы является важным для осуществления наиболее эффективной работы с детьми и предупреждения фонематических нарушений. Результаты данной работы могут применяться в работе психологов и педагогов дошкольного образования. Программа «Играю и учусь» для воспитанников разновозрастной группы может оказаться полезной для применения воспитателями как разновозрастных, так и односоставных младших и средних групп.
База исследования: деятельность по совершенствованию звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы проводилась в три этапа на базе разновозрастной группы МАДОУ «Детский сад «Колобок» п. Рефтинского в количестве 20 человек. Дети в возрасте 3,5-4 года - 10 человек (6 мальчиков и 4 девочки) и дети в возрасте 4,5-5лет - 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).
Структура ВКР: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель работы психолого-педагогических основ совершенствования звуковой культуры речи у детей разновозрастной группы.
За основу нашего исследования мы взяли концепцию Л.С. Выготского в рамках культурно-исторического подхода.
Существует прямая связь между развитием речи и интеллектом ребенка, развитием мускулатуры органов речи или развитием артикуляционных, произносительных, навыков.
Развитие звуковой культуры речи предполагает: развитие правильного звукопроизношения; совершенствование дикции; работу над словопроизношением, орфоэпической правильностью речи; формирование качеств голоса и темпа речи; воспитание выразительности речи; развитие речевого дыхания и речевого слуха.
Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника и также оказывает огромное влияние на развитие звуковой культуры речи.
Эффективным средством развития речи дошкольников могут стать дидактические игры. Работа по совершенствованию звуковой культуры речи дошкольников в разновозрастной группе в игровой деятельности представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду.
Целью опытно-поисковой части исследования являлось изучение развития звуковой культуры речи детей разновозрастной группы, включающей следующие ее составляющие - сформированность фонематического слуха; слоговая структура слов; состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение. Для диагностического обследования мы использовали методику Е.А. Стребелевой, выбрав из нее серии, имеющие отношение к звуковой культуре речи.
По результатам первичного обследования высокий уровень развития звуковой культуры речи у 10%, средний - 35%, ниже среднего - 25%, низкий - 30 % детей. Хуже всего у детей младшего и среднего возраста развиты активная связная речь, ее слоговая структура, а также артикуляция и звукопроизношение. Общий уровень развития звуковой культуры речи в разновозрастной группе не являлся достаточным, соответствующим возрасту, следовательно, дети нуждались в дополнительной работе по ее совершенствованию.
Для воспитанников разновозрастной группы мы подготовили программу «Играю и учусь». Ее цель: создание условий, способствующих развитию звуковой культуры речи дошкольников младшего и среднего возраста в игровой деятельности. Программа включает разнообразные игры и упражнения, и состоит из 6 блоков, составляющих отдельные мероприятия. Каждый блок направлен на решение определенных задач: 1) развитие артикуляционной моторики; 2) формированию правильного дыхания;
3) развитие мелкой моторики 4) развитие силы голоса; 5) активизация слухового внимания и фонематического слуха; 6) совершенствование звукопроизношения. Как дополнительный материал для наполнения мероприятий использовались чистоговорки и скороговорки, загадки, потешки, задания на договаривание стихотворения, загадки-складки и пр.
В целом, работу по программе «Играю и учусь» можно считать достаточно эффективной. Можно сделать вывод, что, формирование звуковой культуры речи детей разновозрастной группы будет более успешным, если в образовательном и воспитательном процессе будут активно использоваться возможности игровой деятельности.



1. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст] : учебник / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2009. - 286 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : ТЦ Сфера 2007.- 243 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : ТЦ Сфера 2009. - 341с.
4. Большакова, С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения [Текст] / С. Е. Большакова. - М. : АПО, 2008. - 417с.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 321 с.
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] : Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2011. - 364 с.
7. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. - М. : Изд-во Владос, 2012. - 272 с.
8. Воспитательный потенциал искусства в современном образовательном пространстве [Текст] : Материалы межвузовской научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 февраля 2011 г. [Текст] / Отв. ред. Н.Г. Куприна. - Екатеринбург : Урал.гос.пед. ун-т, 2011. - 163 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Академия развития, 2011. - 361 с.
10. Галагузова, М. А. Диссертационные исследования по педагогике: вопросы и ответы: научно-практическое пособие [Текст] / М. А. Галагузова. - Екатеринбург : «СВ-96», 2014. - 256 с.
11. Галигузова, Л. Н. Ступени общения от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. - М. : Изд-во Владос, 2013. - 321 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 2012. - 213 с.
13. Гоголева, М. Ю. Логоритмика в детском саду [Текст] / М. Ю. Гоголева. - М. : АСТ Академия развития, 2006. - 196 с.
14. Гимакаева, Т. И. Программа по профилактике звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста дидактическими играми и упражнениями [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/logopedics (дата обращения 03.04.17).
15. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. - М. : МГУ, 2009. - 213 с.
16. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург : АРД ЛТД, 2008. - 235 с.
17. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И. А. Зимняя // Русский язык. - 2009. - С. 14-15.
18. Казарцева, О. М. Культура речевого общения, теория и практика обучения [Текст] / О. М. Казарцева. - М. : Изд-во «Ювента», 2011. - 325 с.
19. Капинос, В. И. Развитие речи : Теория и практика обучения [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М. : Академия развития 2011. - 231 с.
20. Кликич С. Перспективный план по профилактике речевых нарушений у детей 3-5 лет [Электронный ресурс]. - URL : http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/09/02 (дата обращения 03.04 17).
21. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 304 с.
22. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4 - 5 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Изд-во «Ювента», 2012. - 432 с.
23. Комратова, Н. Г. Учимся говорить правильно [Текст] : Учеб.- метод. пособие по развитию речи детей 3-7 лет / Н. Г. Комратова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 325 с.
24. Крупенчук, О. И. Стихи для развития речи [Текст] / О. И. Крупенчук. - СПб. : ИД «Литера», 2013. - 132 с.
25. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Изд-во, 2009 - 135 с.
26. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст] / А. М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им А.И. Герцена. - 2011. - Т. 35. - 62 с.
27. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. методических рекомендаций [Текст] / Авторы-составители Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева и другие. - М. : САГА:ФОРУМ, 2006. - 272 с.
28. Лопухина, И. С. Логопедия - речь, ритм, движение [Текст] / И. С. Лопухина. - СПб. : Речь, 2007. - 255 с.
29. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М. Р. Львов. - М. : ИД «Литера», 2015. - 432 с.
30. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя [Электронный ресурс]. - URL:http://pedagogic.ru/ (дата обращения 23.04 17).
31. Нестерюк, Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика [Текст] / Т. В. Нестерюк. - М. : Сова, 2007. - 231с.
32. Новиковская, О. А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. [Текст] / О. А. Новиковская. - М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2008. - 256 с.
33. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. В. Новоторцева. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с
34. Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой [Электронный ресурс]. - URL:http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf (дата обращения 18.05 17).
35. Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л. А. Парамоновой [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Istoki.pdf (дата обращения 18.05.17).
36. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [Электронный ресурс]. - URL:http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf (дата обращения 18.05.17).
37. Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е. В. Соловьёвой [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf (дата обращения 18.05.17).
38. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под редакцией А. И. Булычевой. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Razvitie.pdf (дата обращения 18.05.17).
39. Педагогически речеведение [Текст] : Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской ; сост. А. А. Князьков. - М. : АСТ 2008. - 541 с.
40. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2004. - 164 с.
41. Развитие речи детей 4-5 лет [Текст] : Метод. пособие для воспитателей дош. образов. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е.Тимощук. - М. : Просвещение, 2014. - 541 с.
42. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2014. - 342 с.
43. Речь. Речь. Речь. [Текст] / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : АСТ, 2010. - 342 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М .: Педагогика, 2009. -488 с.
45. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Л. П. Савина. - М. : АСТ, 2009. - 234 с.
46. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в Д/с [Текст] / О. И. Соловьева. - М. : Педагогика, 2013. - 175 с.
47. Сохин, Ф. А. Задачи развития речи. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Педагогика, 2014. - 223 с.
48. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 2011. - 234 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty / 128-fgos-do (дата обращения 10.05.17).
50. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Просвещение, 2008. - 415 с.
51. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. - М. : Просвещение, 2010. - 431 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ