ГЛАВА 1. НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ... 9
1.1 История возникновения понятия «наглядности» 9
1.2 Классификация наглядных пособий по биологии 12
1.2.1 Натуральные пособия 12
1.2.2 Изобразительные пособия 15
1.2.3 Лабораторное оборудование 18
1.2.4 Техническое оборудование 19
1.3 Методика применения наглядности на уроках биологии в старших
классах 20
ГЛАВА 2. МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ
СРЕДСТВО НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ 24
2.1 Характеристика и классификация мультимедийного оборудования . 24
2.1.1 Характеристика понятия мультимедиа 24
2.1.2 Классификация мультимедийного оборудования 25
2.2. Интерактивная доска, как современное средство наглядности для старшеклассников 31
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ» 33
3.1. Программа элективного курса 33
3.2. Методические рекомендации по использованию интерактивной
доски для учителей биологии 39
ГЛАВА 4. АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ В
СТАРШИХ КЛАССАХ» 45
4.1. Тест по элективному курсу для будущих учителей биологии 45
4.2. Результаты тестирования до и после элективного курса 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня образовательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения и повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.
В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом «Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ»[31].
Курс биологии в школе призван вооружить учеников элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты и практические работы [35].
Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать и видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, а также мультимедийное оборудование [37]. На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока. В связи с совершенствованием современного мира учебным заведениям доступны более новые и продвинутые технологии, которые отражаются также и в наглядных средствах обучения, что позволяет более качественно усваивать материал.
ИКТ стремительно вошли в жизнь и в процесс обучения, дав мощный импульс развитию образовательной системы в целом. Мы понимаем, что образование сегодня - это качество нашей жизни завтра. Использование в образовании мультимедийного оборудования вносит в учебный процесс новое качество, поскольку открывает такие возможности, которые раньше просто не существовали. Современному педагогу все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему средств обучения.
Можно выделить три главные причины, требующие от учителя адекватного подхода к обучению в условиях информационного общества:
Во-первых, изменилось время, общество и визуальная среда, в которой живет ребенок [20]. Когда он приходит в школу, ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный. Иначе - скучно, иначе он успевает воспринять и отключиться. Он думает быстрее, чем предполагает традиционное преподавание.
Вторая причина вытекает из первой: если скорость реакции ученика растет, значит необходимо предусмотреть возможность «ведения» ученика самими мультимедийными средствами.
В-третьих, в современном информационном пространстве ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных [20].
Поэтому ни у кого не возникает сомнения в необходимости внедрения новых средств обучения. Между тем, по самым оптимистичным данным лишь 10% учителей регулярно используют электронные средства обучения[2].
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: методические особенности использования будущими учителями мультимедийного оборудования на уроках биологии в старших классах. Проблема исследования вытекает из необходимости обучения преподавателей биологии для более качественного использования ими мультимедийного оборудования в учебном процессе.
Цель исследования заключается в разработке учебно-методического элективного курса «Использование мультимедийного оборудования на занятиях биологии в старших классах»для преподавателей биологии.
В соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи:
1. изучить теоретический материал по теме исследования;
2. разработать содержание программы элективного курса и его учебно-методическое обеспечение;
3. провести тестирование будущих учителей на предмет владения мультимедийным оборудованием;
4. создать методические материалы в помощь учителю биологии при работе с мультимедийным оборудованием.
Объектом исследования является процесс обучения преподавателей биологии по особенностям применения мультимедийного оборудования на уроках в старших классах, а предметом исследования качество использования будущим учителями мультимедийного оборудования.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Разработка классификации наглядных средств обучения;
3. Синтез и разработка программы элективного курса;
4. Сравнение различных моделей тестов и создание собственного теста;
5. Тестирование будущих учителей биологии на предмет владения мультимедийным оборудованием.
Практическое значение. Материалы выпускной квалификационной работы и ее выводы могут быть использованы в работе школьных учителей биологии. А также они призваны побудить интерес у студентов педагогических заведений к данной теме. При повышении качества использования мультимедийного оборудования после использования материалов выпускной квалификационной работы у учителей, они смогут более свободно использовать мультимедию на уроках биологии.
Апробация работы. Материалы выпускной квалификационной работы были апробированы на базе Уральского Государственного Педагогического Университета г. Екатеринбурга. Апробация производилась на студентах выпускного курса географо-биологического факультета, профиля «биология». Было апробировано 4 часа элективного курса.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.Во введении обосновывается актуальность исследования и выбранной темы, выявляется проблема, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования. В первой главе "Наглядные средства обучения и их использование на уроках биологии в старших классах" рассматриваются основные виды наглядных пособий, их методика использования на всех этапах урока в старших классах. Приводятся исторические сведения о возникновении наглядности. Во второй главе "Мультимедийное оборудование как современное средство наглядности на уроках биологии в старших классах" представлена классификация мультимедийного оборудования, а также подробно охарактеризована интерактивна доска, как современное средство наглядности для старшеклассников. В третей главе "Элективный курс для будущих учителей биологии «Использование мультимедийного оборудования на занятиях биологии в старших классах»" описывается методика проведения элективного курса. Также в главе приводятся фрагменты уроков с использованием наглядности и даны методические рекомендации по использованию интерактивной доски для учителей биологии. В 4 главе "Апробация элективного курса «Использование мультимедийного оборудования на занятиях биологии в старших классах»" описаны результаты тестирования, которые отражают разницу качества использования мультимедийного оборудования будущими учителями до и после проведения элективного курса.
В заключении изложены основные выводы по проделанной работе.
Наглядность обучения является одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные [26]. Среди основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения и лабораторное оборудование [26].
Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Использование мультимедийного оборудования учителями биологии повышает интерес старшеклассников к знаниям, делает более легким процесс усвоения знаний, поддерживает внимание ученика, содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
К сожалению, материалов и разработок уроков, описания таких методик - очень мало. И то, что есть не может удовлетворить потребности учителя, который хотел бы работать по-новому. Многие педагоги признают, что методика мультимедийного урока только зарождается и говорить об умении вести преподавание на основе этой методики в нашей стране могут буквальное единицы учителей.
Освоение этой методикой является на сегодняшний день самой большой проблемой современной школы.
Нами был разработан элективный курс «Использование мультимедийного оборудования на занятиях биологии в старших классах» и в результате апробации нами было выяснено положительное влияние элективного курса на качество использования будущими учителями мультимедийного оборудования. По результатам тестирования уровень качества использования мультимедийного оборудования испытуемых студентов повысился с «средний уровень» 3 балла до «выше среднего» 4 балла по пятибалльной шкале.
С помощью данного исследования мы изучили теоретический материал по наглядным средствам обучения, разработали программу элективного курса и его учебно-методическое обеспечение. Также мы провели тестирование будущих учителей на предмет владения мультимедийным оборудованием до и после элективного курса и создали методические материалы в помощь учителю биологии при работе с мультимедийным оборудованием.
Данный элективный курс может быть применен как для студентов педагогического высшего учебного заведения, так и для выпускников и действующих учителей биологии.
1. Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технология использования систем мультимедиа - СПб: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. - 260 с.
2. Андреева И.Ю. Электронное пособие как интерактивное средство обучения // Биология в школе. - 2008. - №1. - 49 с.
3. Баранов С. П. Сущность процесса обучения: учебное пособие для студентов - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
4. Батуев А. С. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. - М.: Дрофа, 1999. - 668 с.
5. Биология. Животные: Учебник для 10-11 классов средней школы / под ред. М.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1991. 256 с.
6. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания
биологии: Учебник для биологических факультетов педагогических
институтов - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 103с.
7. Воробьева Е. А., Губарь А. В., Софьянникова Е. Б. Анатомия и физиология - М.: Медицина. 1975. - 252 с.
8. Давыдов В. В. Развивающее обучение. - М., 1986. - 154 с.
9. Даниленко О. В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / под ред. Т.Е. Сергеева, Г.Б. Сидалинова и др. - Орск: Издательство ОГТИ, 2005. - 220 с.
10. Заяц Р. Г., Рачковская И. В., Стамбровская В. М. Биология для
поступающих в вузы - М.: Высшая шк., 2000. - 526 с.
11. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене
человека - М.: Просвещение 1983. - 123 с.
12. Зозуля Ю.Н. Windows XP на 100%. - СПб.: Питер, 2005. - 97с.
13. Информатика. 10 - 11 класс/ Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер,
2006. - 260 с.
14. Калинова Г. С., Кучменко В. С. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002. - 158с.
15. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. - М.: Академия, 2002. - 256 с.
16. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1982. - 243 с.
...