Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Возрастные и психологические особенности речевого развития
детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Звуковая культура речи, основные направления развития 11
1.3. Игра и ее дидактические возможности в развитии звуковой
культуры речи 17
1.4. Особенности развития звуковой культуры речи у детей среднего
дошкольного возраста 21
1.5. Анализ нормативных документов и методических разработок по
проблеме исследования 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи
у детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий, направленного
на формирование звуковой культуры речи у детей в игровой деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Возрастные и психологические особенности речевого развития
детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Звуковая культура речи, основные направления развития 11
1.3. Игра и ее дидактические возможности в развитии звуковой
культуры речи 17
1.4. Особенности развития звуковой культуры речи у детей среднего
дошкольного возраста 21
1.5. Анализ нормативных документов и методических разработок по
проблеме исследования 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи
у детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий, направленного
на формирование звуковой культуры речи у детей в игровой деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Повышение эффективности развития речи детей среднего дошкольного возраста является одной из актуальных задач педагогики. Основное условие всестороннего и полноценного развития ребенка является правильная речь. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо своевременно заботится о формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждать и исправлять различные нарушения речи, считающиеся любыми отклонениями от общепринятых норм языка. Важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирования грамматического строя, развитие связной речи решаются на этапах раннего и дошкольного возраста.
Общество, на современном этапе развития, нуждается в воспитанной и образованной личности. Овладение речью, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» является основой воспитания и обучения. В данном документе сказано, что период дошкольного детства очень сенситивно к усвоению речи. А если определенный уровень развития речи не достигнут к пяти-шести годам, то на более поздних возрастных этапах этот путь, как правило, не может быть пройден успешно.
Исследования Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и др. доказали, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного становления и развития личности. Ребенок, развиваясь, активно усваивает основы родного языка и речи [12, с. 47]. По данным исследований В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, у детей среднего дошкольного возраста вырастает речевая активность. Запас слов быстро увеличивается. Дети начинают употреблять слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях. Выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Что доказывает, что воспитание основ культуры речи необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.
Актуальность данного исследования, для теории и практики, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка дошкольника. В жизни человека речь выполняет самые разнообразные функции: общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Функции речи диалектически связаны между собой. Они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Для своевременного появления и полноценной реализации функций речи необходимы соответствующие условия. Начиная говорить, ребенок с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова без наглядной и действенной опоры просто невозможно. Как регулятор действительности, речь ребенка в этот период функционирует весьма ограниченно. Для достижения всех функций речи, речь проходит большой и сложный путь развития, тесно связанный с общим психическим состоянием ребенка: обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, речь, являясь важным средством человеческого общения и познания действительности, служит основой приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а так же необходимым условием воспитания и обучения, становления личности ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования: методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить основные теоретические подходы к исследованию особенностей развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности;
3. Подобрать диагностику уровня сформированное™ звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста и описать полученные результаты.
4. Описать методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической и методологической литературы; изучение нормативных, методических и учебно-программных документов. Эмпирические - беседа, наблюдение, анализ документов.
База исследования: исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 52» Асбестовского городского округа Свердловской области. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Структура ВКР представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Общество, на современном этапе развития, нуждается в воспитанной и образованной личности. Овладение речью, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» является основой воспитания и обучения. В данном документе сказано, что период дошкольного детства очень сенситивно к усвоению речи. А если определенный уровень развития речи не достигнут к пяти-шести годам, то на более поздних возрастных этапах этот путь, как правило, не может быть пройден успешно.
Исследования Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и др. доказали, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного становления и развития личности. Ребенок, развиваясь, активно усваивает основы родного языка и речи [12, с. 47]. По данным исследований В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, у детей среднего дошкольного возраста вырастает речевая активность. Запас слов быстро увеличивается. Дети начинают употреблять слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях. Выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Что доказывает, что воспитание основ культуры речи необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.
Актуальность данного исследования, для теории и практики, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка дошкольника. В жизни человека речь выполняет самые разнообразные функции: общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Функции речи диалектически связаны между собой. Они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Для своевременного появления и полноценной реализации функций речи необходимы соответствующие условия. Начиная говорить, ребенок с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова без наглядной и действенной опоры просто невозможно. Как регулятор действительности, речь ребенка в этот период функционирует весьма ограниченно. Для достижения всех функций речи, речь проходит большой и сложный путь развития, тесно связанный с общим психическим состоянием ребенка: обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, речь, являясь важным средством человеческого общения и познания действительности, служит основой приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а так же необходимым условием воспитания и обучения, становления личности ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования: методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить основные теоретические подходы к исследованию особенностей развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности;
3. Подобрать диагностику уровня сформированное™ звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста и описать полученные результаты.
4. Описать методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической и методологической литературы; изучение нормативных, методических и учебно-программных документов. Эмпирические - беседа, наблюдение, анализ документов.
База исследования: исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 52» Асбестовского городского округа Свердловской области. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Структура ВКР представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Вопрос развития речи дошкольников сегодня стоит особенно остро. Связано это с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесса, чем друг с другом. Дошкольный возраст, по утверждению психологов, является сенситивным периодом и наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Развитие речи ребенка трудоемкий и ответственный процесс, который требует определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Одним из таких средств является игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. При помощи игровых средств создается игровая ситуация; актуализируются знания детей; объясняются правила; формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой деятельности; создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Используя игровые технологии, воспитатель повышает мотивацию к успешности в обучении детей. Н.М. Аскарина сказала: «В условиях обученного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельности. Необходимо проводить специальные занятия, но лучшим средством обучения остается дидактическая игра. Она закрепляет знания».
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава слова. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом, его смысловой, фонематической стороной. Усвоением ребенком звуковой стороны слова это длительный процесс, осуществляющийся в различных видах деятельности. Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, воспринимаемое ребенком как неразрывно-звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.
Таким образом, анализ изученной литературы показал, что использование игры в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в детском саду, является одной из благоприятных линий развития. Игры позволяют активизировать познавательную деятельность детей. Игра должна быть использована на всех этапах развития детей.
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава слова. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом, его смысловой, фонематической стороной. Усвоением ребенком звуковой стороны слова это длительный процесс, осуществляющийся в различных видах деятельности. Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, воспринимаемое ребенком как неразрывно-звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.
Таким образом, анализ изученной литературы показал, что использование игры в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в детском саду, является одной из благоприятных линий развития. Игры позволяют активизировать познавательную деятельность детей. Игра должна быть использована на всех этапах развития детей.
Подобные работы
- Формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



