ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Возрастные и психологические особенности речевого развития
детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Звуковая культура речи, основные направления развития 11
1.3. Игра и ее дидактические возможности в развитии звуковой
культуры речи 17
1.4. Особенности развития звуковой культуры речи у детей среднего
дошкольного возраста 21
1.5. Анализ нормативных документов и методических разработок по
проблеме исследования 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи
у детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Описание комплекса педагогических мероприятий, направленного
на формирование звуковой культуры речи у детей в игровой деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Повышение эффективности развития речи детей среднего дошкольного возраста является одной из актуальных задач педагогики. Основное условие всестороннего и полноценного развития ребенка является правильная речь. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо своевременно заботится о формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждать и исправлять различные нарушения речи, считающиеся любыми отклонениями от общепринятых норм языка. Важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирования грамматического строя, развитие связной речи решаются на этапах раннего и дошкольного возраста.
Общество, на современном этапе развития, нуждается в воспитанной и образованной личности. Овладение речью, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» является основой воспитания и обучения. В данном документе сказано, что период дошкольного детства очень сенситивно к усвоению речи. А если определенный уровень развития речи не достигнут к пяти-шести годам, то на более поздних возрастных этапах этот путь, как правило, не может быть пройден успешно.
Исследования Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и др. доказали, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного становления и развития личности. Ребенок, развиваясь, активно усваивает основы родного языка и речи [12, с. 47]. По данным исследований В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, у детей среднего дошкольного возраста вырастает речевая активность. Запас слов быстро увеличивается. Дети начинают употреблять слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях. Выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Что доказывает, что воспитание основ культуры речи необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.
Актуальность данного исследования, для теории и практики, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка дошкольника. В жизни человека речь выполняет самые разнообразные функции: общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Функции речи диалектически связаны между собой. Они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой. Для своевременного появления и полноценной реализации функций речи необходимы соответствующие условия. Начиная говорить, ребенок с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова без наглядной и действенной опоры просто невозможно. Как регулятор действительности, речь ребенка в этот период функционирует весьма ограниченно. Для достижения всех функций речи, речь проходит большой и сложный путь развития, тесно связанный с общим психическим состоянием ребенка: обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, речь, являясь важным средством человеческого общения и познания действительности, служит основой приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а так же необходимым условием воспитания и обучения, становления личности ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать и описать комплекс педагогических мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования: методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить основные теоретические подходы к исследованию особенностей развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности;
3. Подобрать диагностику уровня сформированное™ звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста и описать полученные результаты.
4. Описать методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической и методологической литературы; изучение нормативных, методических и учебно-программных документов. Эмпирические - беседа, наблюдение, анализ документов.
База исследования: исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 52» Асбестовского городского округа Свердловской области. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Структура ВКР представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Вопрос развития речи дошкольников сегодня стоит особенно остро. Связано это с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесса, чем друг с другом. Дошкольный возраст, по утверждению психологов, является сенситивным периодом и наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Развитие речи ребенка трудоемкий и ответственный процесс, который требует определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. Одним из таких средств является игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. При помощи игровых средств создается игровая ситуация; актуализируются знания детей; объясняются правила; формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой деятельности; создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Используя игровые технологии, воспитатель повышает мотивацию к успешности в обучении детей. Н.М. Аскарина сказала: «В условиях обученного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельности. Необходимо проводить специальные занятия, но лучшим средством обучения остается дидактическая игра. Она закрепляет знания».
В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава слова. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом, его смысловой, фонематической стороной. Усвоением ребенком звуковой стороны слова это длительный процесс, осуществляющийся в различных видах деятельности. Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, воспринимаемое ребенком как неразрывно-звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.
Таким образом, анализ изученной литературы показал, что использование игры в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста в детском саду, является одной из благоприятных линий развития. Игры позволяют активизировать познавательную деятельность детей. Игра должна быть использована на всех этапах развития детей.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 1998. - 400 с.
2. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова. - М. : Просвешение, 1997. - 47 с.
3. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова ; худож. Н. Н. Бутусова [и др.]. - М. : Каисса, 2008. - 95 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактическая игра в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 75 с.
5. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда [Текст] : Учебно-методическое пособие / Л. С. Вакуленко. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. - 65 с.
6. Волина, В. В. Учимся играя [Текст] / В. В. Волина. - М. : Новая школа, 1994. - 63 с.
7. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 71 с.
8. Веракса, Н. Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка- дошкольника [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 142 с.
9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. - М. : Просвещение, 1999. - 206 с.
10. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] : Методическое пособие / Г. Г. Голубева. - СПб. : Издательство РПГУ им. А.И. Герцена - Издательство «Союз», 2000. - 65 с.
11. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 127 с.
12. Дубинина, А. С. Формирование фонематических функций у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / А. С. Дубинина. - СПб. : издательский Дом «Литера», 2009. - 34 с.
13. Ефименокова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефиминокова. - М. : Просвещение, 1995. - 27 с.
14. Ефимова, В. И. Игры со звуками и буквами [Текст] / В. И. Ефимова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 8. - С. 12-13.
15. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Гном и Д, 2000. - 49 с.
16. Максаков, А. И. Учите, играя [Текст] / А. И. Максаков, Г. А. Туманова. - М. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1983. - 70 с.
17. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А. И. Максаков. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 148 с.
18. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у
дошкольников [Текст] / А. И. Максаков. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 54 с.
19. Негневицкая, Е. И. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Е. Н. Негневицкая, А. М. Шахнарович. - М. : Просвещение, 1998. - 148 с.
20. Нищева, Н. В. ИГРАЙКА. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения [Текст] / Н. В. Нищева.
- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 350 с.
21. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] / Е. А. Пожиленко - М. : Владос, 2001. - 270 с.
22. Селиверстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] : пособие для логопедов и воспитателей детсадов / В. И. Селиверстов.
- 3-е изд. - М. : Просвещение, 1981. - 192с.
23. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [Текст] /
В. И. Селиверстов. - М. : ВЛАДОС, 1994. - 344 с.
24. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1982. - 95 с.
25. Сохин, Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного основы возраста [Текст] / Ф. А. Сохин. - М. : Просвещение, 1970. - 218 с.
26. Терехина, О. В. Путешествие в страну звуков [Текст] / О. В. Терехина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 20-22.
27. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] / Г. А. Тумакова - М. : Просвещение, 1999. - 96 с.
28. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 1976. - 206 с.
29. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
30. Филичева, Т. Е. Учись говорить правильно [Текст] / Т. Е. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : Просвещение, 1993 . - 350 с.
31. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1999. - 230 с.
32. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений и др. / М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
33. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития [Текст] / Г. С. Швайко. - М. : Просвещение, 1997. - 71 с.
34. Шевченко, И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников [Текст] / И. Н. Шевченко - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 170 с.
35. Шорохова, О. А. Речевое развитие ребенка [Текст] / И. Н. Шевченко. - М. : Сфера, 2009. - 127 с.