Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 10
1.3. Коммуникация как психолого-педагогическое понятие 13
1.4. Особенности коммуникации детей дошкольного возраста 17
1.5. Роль литературы в речевом развитии ребенка 23
1.6. Программное содержание работы по формированию
коммуникативных умений детей дошкольного возраста 28
1.7. Методы и приемы формирования коммуникативных умений детей
дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЛИТЕРАТУРЫ 37
2.1. Диагностика коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс игр по формированию коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы 45
2.3. Динамика сформированности коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 10
1.3. Коммуникация как психолого-педагогическое понятие 13
1.4. Особенности коммуникации детей дошкольного возраста 17
1.5. Роль литературы в речевом развитии ребенка 23
1.6. Программное содержание работы по формированию
коммуникативных умений детей дошкольного возраста 28
1.7. Методы и приемы формирования коммуникативных умений детей
дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЛИТЕРАТУРЫ 37
2.1. Диагностика коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс игр по формированию коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы 45
2.3. Динамика сформированности коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
Актуальность темы исследования связана с тем, что в последнее время усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов общения, так как это обеспечивает успешную социализацию. Самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры, важной составляющей которой выступают коммуникативные умения. Общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, имеют развитые коммуникативные умения.
Дошкольный возраст - оптимальный этап для развития коммуникативных умений. Уже в раннем дошкольном возрасте ребёнок начинает вступать в диалог, т. е. активно общаться с окружающими людьми, на основе развития речи развиваются его умственные способности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) выделено содержание социально-коммуникативной области, одна из задач которой - «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» [54, с. 32]. Основой развернутого общения и социального взаимодействия являются коммуникативные умения, формируемые в детском возрасте.
Проблеме изучения коммуникативной сферы детей дошкольного возраста посвящены работы отечественных психологов и педагогов (А. Г. Арушанова, А. М. Богуш, Л. А. Дубина, О. В. Дыбина, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, А. Г. Самохвалова, Л. В. Скитская, Е. О. Смирнова и др.). Все авторы утверждают, что становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка, и это имеет большое значение, так как именно через активное общение ребенок превращается в личность.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей и особенности восприятия произведений литературы дошкольниками раскрыты в работах В. А. Бородиной, Л. М. Гурович, Н. С. Карпинской, Т. А. Репиной, О. С.Ушаковой, Е. А. Флериной, Т. Н. Ушаковой и др. Среди средств, способствующих формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, называют ознакомление с произведениями литературы (О. В. Акулова, В. А. Бородина, О. С. Ушакова и др.). Полнота читательских переживаний, полноценность возрастной читательской активности выступают необходимым условием развития личности ребенка, обеспечивают его переход на новый возрастной этап восприятия художественного текста.
Все это определило проблему нашего исследования: методические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Цель исследования: внедрить комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Определить уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс игр по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляет концепция деятельности.
Методы исследования: анализ литературы (труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики, по проблеме исследования), диагностическое исследование.
Данная работа была представлена на ХХ Областной конкурс «Научный олимп», где ей был присвоен диплом I степени. По результатам данной работы была опубликована статья в сборнике Международной научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства» 14 апреля 2017 г.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Дошкольный возраст - оптимальный этап для развития коммуникативных умений. Уже в раннем дошкольном возрасте ребёнок начинает вступать в диалог, т. е. активно общаться с окружающими людьми, на основе развития речи развиваются его умственные способности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) выделено содержание социально-коммуникативной области, одна из задач которой - «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» [54, с. 32]. Основой развернутого общения и социального взаимодействия являются коммуникативные умения, формируемые в детском возрасте.
Проблеме изучения коммуникативной сферы детей дошкольного возраста посвящены работы отечественных психологов и педагогов (А. Г. Арушанова, А. М. Богуш, Л. А. Дубина, О. В. Дыбина, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, А. Г. Самохвалова, Л. В. Скитская, Е. О. Смирнова и др.). Все авторы утверждают, что становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка, и это имеет большое значение, так как именно через активное общение ребенок превращается в личность.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей и особенности восприятия произведений литературы дошкольниками раскрыты в работах В. А. Бородиной, Л. М. Гурович, Н. С. Карпинской, Т. А. Репиной, О. С.Ушаковой, Е. А. Флериной, Т. Н. Ушаковой и др. Среди средств, способствующих формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, называют ознакомление с произведениями литературы (О. В. Акулова, В. А. Бородина, О. С. Ушакова и др.). Полнота читательских переживаний, полноценность возрастной читательской активности выступают необходимым условием развития личности ребенка, обеспечивают его переход на новый возрастной этап восприятия художественного текста.
Все это определило проблему нашего исследования: методические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Цель исследования: внедрить комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Определить уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс игр по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляет концепция деятельности.
Методы исследования: анализ литературы (труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики, по проблеме исследования), диагностическое исследование.
Данная работа была представлена на ХХ Областной конкурс «Научный олимп», где ей был присвоен диплом I степени. По результатам данной работы была опубликована статья в сборнике Международной научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства» 14 апреля 2017 г.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Формирование коммуникативных умений - это сложный процесс и результат положительных качественных изменений в речевой и эмоциональной сферах индивидуально-психологических и социальных связей и отношений ребенка. Основными коммуникативными умениями, которыми должен овладеть дошкольник, являются умения понимать эмоциональное состояние партнера по общению, получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, внимательно слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, желаниям, спокойно высказывать и отстаивать свое мнение.
Общение со сверстниками занимает значительное место в жизни ребенка старшего дошкольного возраста и влияет на его коммуникативные умения. От того, как благополучно формируется данное общение, зависит темп развития дошкольника, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Одним из средств формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста является ознакомление с произведениями литературы. Литературные произведения обладают большим потенциалом, положительно влияющим на речевое развитие ребенка, в том числе и на его коммуникативные способности. В них даны образцы правильной литературной речи, описаны различные переживания героев, их поступки, диалоги, ситуации общения и т. д. При чтении и обсуждении литературных произведений обогащается опыт ребенка в общении.
В основных образовательных программах дошкольного образования при овладении содержанием образовательных областей «Социально-коммуникативное» и «Речевое развитие» поставлены задачи по формированию коммуникативных умений старших дошкольников и отмечено, что способом ее решения может являться процесс ознакомления детей с произведениями литературы.
Наиболее эффективными для формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста являются игровые методы и приемы, основанные на разных видах игр - сюжетно-ролевых, театрализованных, игр- драматизаций. Они могут применяться по отдельности или в комплексе в ходе чтения и обсуждения программных литературных произведений.
Для диагностической оценки уровня сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в нашем исследовании использовались 3 методики, разработанные О. В. Дыбиной.
По результатам исходной диагностики было установлено, что половина (50%) детей имеют допустимый уровень сформированности коммуникативных умений, что свидетельствует о необходимости использования дополнительных средств, для формирования этих умений.
Нами был разработан и внедрен в образовательную деятельность по ознакомлению с произведениями литературы комплекс игр, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников.
Работа с детьми проходила в 2 этапа.
1 этап. Чтение программных художественных произведений и коммуникативные игры на формирование коммуникативных умений.
2 этап. Коммуникативные игры-превращения на закрепление коммуникативных умений детей.
На первом этапе использовались 3 группы игр.
1 группа. Коммуникативные игры на формирование умения понимать эмоциональное состояние партнера по общению.
2 группа. Коммуникативные игры на формирование умений выслушать другого человека и спокойно высказывать свое мнение.
3 группа. Коммуникативные игры на формирование умений получать информацию и вести диалог.
На втором этапе работы с детьми для закрепления коммуникативных умений старших дошкольников был проведен ряд мероприятий по теме «Общаемся с книгой», а также коммуникативные игры-превращения на закрепление коммуникативных умений детей.
Сравнение результатов исходной и итоговой диагностики детей показало положительную динамику в формировании коммуникативных умений детей. На 25% (т. е. на 5 детей) увеличилось количество детей с оптимальным уровнем. На 10% (2 чел.) уменьшилось количество детей с допустимым уровнем. Не осталось детей с критическим уровнем.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что предложенный нами комплекс коммуникативных игр, которые мы использовали в процессе ознакомления детей с произведения литературы, показал положительное влияние на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Представленный нами комплекс игр по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы может быть рекомендован педагогам старших групп и родителям дошкольников для использования в практической деятельности, для организации досугов и развлечений в детском саду и в семье.
Цель работы достигнута. Задачи полностью решены.
Общение со сверстниками занимает значительное место в жизни ребенка старшего дошкольного возраста и влияет на его коммуникативные умения. От того, как благополучно формируется данное общение, зависит темп развития дошкольника, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Одним из средств формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста является ознакомление с произведениями литературы. Литературные произведения обладают большим потенциалом, положительно влияющим на речевое развитие ребенка, в том числе и на его коммуникативные способности. В них даны образцы правильной литературной речи, описаны различные переживания героев, их поступки, диалоги, ситуации общения и т. д. При чтении и обсуждении литературных произведений обогащается опыт ребенка в общении.
В основных образовательных программах дошкольного образования при овладении содержанием образовательных областей «Социально-коммуникативное» и «Речевое развитие» поставлены задачи по формированию коммуникативных умений старших дошкольников и отмечено, что способом ее решения может являться процесс ознакомления детей с произведениями литературы.
Наиболее эффективными для формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста являются игровые методы и приемы, основанные на разных видах игр - сюжетно-ролевых, театрализованных, игр- драматизаций. Они могут применяться по отдельности или в комплексе в ходе чтения и обсуждения программных литературных произведений.
Для диагностической оценки уровня сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в нашем исследовании использовались 3 методики, разработанные О. В. Дыбиной.
По результатам исходной диагностики было установлено, что половина (50%) детей имеют допустимый уровень сформированности коммуникативных умений, что свидетельствует о необходимости использования дополнительных средств, для формирования этих умений.
Нами был разработан и внедрен в образовательную деятельность по ознакомлению с произведениями литературы комплекс игр, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников.
Работа с детьми проходила в 2 этапа.
1 этап. Чтение программных художественных произведений и коммуникативные игры на формирование коммуникативных умений.
2 этап. Коммуникативные игры-превращения на закрепление коммуникативных умений детей.
На первом этапе использовались 3 группы игр.
1 группа. Коммуникативные игры на формирование умения понимать эмоциональное состояние партнера по общению.
2 группа. Коммуникативные игры на формирование умений выслушать другого человека и спокойно высказывать свое мнение.
3 группа. Коммуникативные игры на формирование умений получать информацию и вести диалог.
На втором этапе работы с детьми для закрепления коммуникативных умений старших дошкольников был проведен ряд мероприятий по теме «Общаемся с книгой», а также коммуникативные игры-превращения на закрепление коммуникативных умений детей.
Сравнение результатов исходной и итоговой диагностики детей показало положительную динамику в формировании коммуникативных умений детей. На 25% (т. е. на 5 детей) увеличилось количество детей с оптимальным уровнем. На 10% (2 чел.) уменьшилось количество детей с допустимым уровнем. Не осталось детей с критическим уровнем.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что предложенный нами комплекс коммуникативных игр, которые мы использовали в процессе ознакомления детей с произведения литературы, показал положительное влияние на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Представленный нами комплекс игр по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы может быть рекомендован педагогам старших групп и родителям дошкольников для использования в практической деятельности, для организации досугов и развлечений в детском саду и в семье.
Цель работы достигнута. Задачи полностью решены.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста (на материале сказок)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Формирование текстовых умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование умений монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование умений монологической речи
у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства
с художественной литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТВОРЧЕСТВОМ Ю.И. КОВАЛЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019



