ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста 10
1.3. Коммуникация как психолого-педагогическое понятие 13
1.4. Особенности коммуникации детей дошкольного возраста 17
1.5. Роль литературы в речевом развитии ребенка 23
1.6. Программное содержание работы по формированию
коммуникативных умений детей дошкольного возраста 28
1.7. Методы и приемы формирования коммуникативных умений детей
дошкольного возраста 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ЛИТЕРАТУРЫ 37
2.1. Диагностика коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста 37
2.2. Комплекс игр по формированию коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы 45
2.3. Динамика сформированности коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
Актуальность темы исследования связана с тем, что в последнее время усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов общения, так как это обеспечивает успешную социализацию. Самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры, важной составляющей которой выступают коммуникативные умения. Общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, имеют развитые коммуникативные умения.
Дошкольный возраст - оптимальный этап для развития коммуникативных умений. Уже в раннем дошкольном возрасте ребёнок начинает вступать в диалог, т. е. активно общаться с окружающими людьми, на основе развития речи развиваются его умственные способности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) выделено содержание социально-коммуникативной области, одна из задач которой - «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» [54, с. 32]. Основой развернутого общения и социального взаимодействия являются коммуникативные умения, формируемые в детском возрасте.
Проблеме изучения коммуникативной сферы детей дошкольного возраста посвящены работы отечественных психологов и педагогов (А. Г. Арушанова, А. М. Богуш, Л. А. Дубина, О. В. Дыбина, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, А. Г. Самохвалова, Л. В. Скитская, Е. О. Смирнова и др.). Все авторы утверждают, что становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка, и это имеет большое значение, так как именно через активное общение ребенок превращается в личность.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей и особенности восприятия произведений литературы дошкольниками раскрыты в работах В. А. Бородиной, Л. М. Гурович, Н. С. Карпинской, Т. А. Репиной, О. С.Ушаковой, Е. А. Флериной, Т. Н. Ушаковой и др. Среди средств, способствующих формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, называют ознакомление с произведениями литературы (О. В. Акулова, В. А. Бородина, О. С. Ушакова и др.). Полнота читательских переживаний, полноценность возрастной читательской активности выступают необходимым условием развития личности ребенка, обеспечивают его переход на новый возрастной этап восприятия художественного текста.
Все это определило проблему нашего исследования: методические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Предмет исследования - комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Цель исследования: внедрить комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Определить уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс игр по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляет концепция деятельности.
Методы исследования: анализ литературы (труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии и педагогики, по проблеме исследования), диагностическое исследование.
Данная работа была представлена на ХХ Областной конкурс «Научный олимп», где ей был присвоен диплом I степени. По результатам данной работы была опубликована статья в сборнике Международной научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства» 14 апреля 2017 г.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Формирование коммуникативных умений - это сложный процесс и результат положительных качественных изменений в речевой и эмоциональной сферах индивидуально-психологических и социальных связей и отношений ребенка. Основными коммуникативными умениями, которыми должен овладеть дошкольник, являются умения понимать эмоциональное состояние партнера по общению, получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, внимательно слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, желаниям, спокойно высказывать и отстаивать свое мнение.
Общение со сверстниками занимает значительное место в жизни ребенка старшего дошкольного возраста и влияет на его коммуникативные умения. От того, как благополучно формируется данное общение, зависит темп развития дошкольника, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Одним из средств формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста является ознакомление с произведениями литературы. Литературные произведения обладают большим потенциалом, положительно влияющим на речевое развитие ребенка, в том числе и на его коммуникативные способности. В них даны образцы правильной литературной речи, описаны различные переживания героев, их поступки, диалоги, ситуации общения и т. д. При чтении и обсуждении литературных произведений обогащается опыт ребенка в общении.
В основных образовательных программах дошкольного образования при овладении содержанием образовательных областей «Социально-коммуникативное» и «Речевое развитие» поставлены задачи по формированию коммуникативных умений старших дошкольников и отмечено, что способом ее решения может являться процесс ознакомления детей с произведениями литературы.
Наиболее эффективными для формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста являются игровые методы и приемы, основанные на разных видах игр - сюжетно-ролевых, театрализованных, игр- драматизаций. Они могут применяться по отдельности или в комплексе в ходе чтения и обсуждения программных литературных произведений.
Для диагностической оценки уровня сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в нашем исследовании использовались 3 методики, разработанные О. В. Дыбиной.
По результатам исходной диагностики было установлено, что половина (50%) детей имеют допустимый уровень сформированности коммуникативных умений, что свидетельствует о необходимости использования дополнительных средств, для формирования этих умений.
Нами был разработан и внедрен в образовательную деятельность по ознакомлению с произведениями литературы комплекс игр, направленных на формирование коммуникативных умений старших дошкольников.
Работа с детьми проходила в 2 этапа.
1 этап. Чтение программных художественных произведений и коммуникативные игры на формирование коммуникативных умений.
2 этап. Коммуникативные игры-превращения на закрепление коммуникативных умений детей.
На первом этапе использовались 3 группы игр.
1 группа. Коммуникативные игры на формирование умения понимать эмоциональное состояние партнера по общению.
2 группа. Коммуникативные игры на формирование умений выслушать другого человека и спокойно высказывать свое мнение.
3 группа. Коммуникативные игры на формирование умений получать информацию и вести диалог.
На втором этапе работы с детьми для закрепления коммуникативных умений старших дошкольников был проведен ряд мероприятий по теме «Общаемся с книгой», а также коммуникативные игры-превращения на закрепление коммуникативных умений детей.
Сравнение результатов исходной и итоговой диагностики детей показало положительную динамику в формировании коммуникативных умений детей. На 25% (т. е. на 5 детей) увеличилось количество детей с оптимальным уровнем. На 10% (2 чел.) уменьшилось количество детей с допустимым уровнем. Не осталось детей с критическим уровнем.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что предложенный нами комплекс коммуникативных игр, которые мы использовали в процессе ознакомления детей с произведения литературы, показал положительное влияние на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Представленный нами комплекс игр по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы может быть рекомендован педагогам старших групп и родителям дошкольников для использования в практической деятельности, для организации досугов и развлечений в детском саду и в семье.
Цель работы достигнута. Задачи полностью решены.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Академия, 2012. - 672 с.
2. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника [Текст] / под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 285 с.
3. Акулова, О. В. Образовательная область «Чтение художественной литературы» [Текст] / О. В. Акулова. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 192 с.
4. Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи у детей [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия , 2014. - 400 с.
5. Арушанова, А. Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Сфера, 2014. - 96 с.
6. Богуш, А. М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Богуш. - Минск: Ранок, 2013. - 84 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2010. - 400 с.
8. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 194 с.
9. Викулов, Л. Г. Основы теории коммуникации [Текст] : практикум / Л. Г. Викулов. - М. : ACT: ACT МОСКВА : Восток - Запад, 2012. - 316 с.
10. Виноградова, Н. Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» [Текст] / Н. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 34 с.
11. Вологодская, О. П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам [Текст] / О. П. Вологодская. - М. : Центрполиграф, 2017. - 192 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2012. - 352 с.
13. Гриценко, З. А. Положи твое сердце у чтения [Текст] / З. А. Гриценко. - М. : Просвещение, 2014. - 80 с.
14. Гурович, Л. М. Ребенок и книга [Текст] : Книга для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 156 с.
15. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Т. Н. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - М. : Детство-Пресс, 2016 . - 352 с.
16. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина. - М. : Книголюб, 2010. - 64 с.
17. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / О. В. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2016. - 64 с.
18. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературных произведений [Текст] / А. В. Запорожец. - СПб. : Детство- пресс, 2013. - 143 с.
19. Зимняя, И. А. Осваиваем социальные компетентности [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : МПСИ, 2011. - 592 с.
20. Ивакина, И. О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников [Текст] / И. О. Ивакина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
21. Карпенко, Л. А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве [Текст] / Л. А. Карпенко // Мир психологии. - 2015. - №4. - С. 77-81.
22. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская. - М. : Мозаика-синтез, 2012. - 183 с.
23. Картушина, М. Ю. Коммуникативные игры для дошкольников [Текст] : метод. пособ. / М. Ю. Картушина - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013. - 176 с.
24. Кларина, Л. М. Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии [Текст] / Л. М. Кларина. - М. : Мозаичный ПАРК, 2015. - 128с.
25. Кошелева, А. Д. Детский практический психолог [Текст] /
А. Д. Кошелева. - М. : Academia, 2016. - 256 с.
26. Куликовская, Т. А. Формирование, развитие и активизация словаря у дошкольников [Текст] / Т. А. Куликовская. - М. : Детство-пресс, 2016. - 176 с.
27. Лашкова, Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Л. Лашкова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. - С. 34-39.
28. Леушина, А. М. О своеобразии образов в речи маленьких детей [Текст] / А. М. Леушина // Психология дошкольника: Хрестоматия. - М. : Академия, 2010. - С. 81-90.
29. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2014. - 456 с.
31. Новикова, Т. А. Детская литература в развитии личности
дошкольника, её восприятие ребенком [Текст] / Т. А. Новикова // Библиотечное дело-2009: Традиции и инновации развития в
информационном обществе: материалы XIV междунар. науч. конф. (Москва, 21-30 апр. 2009 г.). - М. : МГУКИ, 2015. - С. 169-173.
32. Обухова, Е. А. Коммуникативные игры с детьми и родителями [Текст] / Е. Обухова // Ребенок в детском саду. - 2010. - №5. - С. 78-79.
33. Основы теории коммуникации [Текст] / сост. А. П. Пономарев. - М. : МГТУ ГА, 2011. - 154 с.
34. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 352 с.
35. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Н. Н. Поддьяков. - СПб. : Речь, 2015. - 144 с.
36. Психология общения. Энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. А. Бодалева. - М. : Когито-Центр, 2011. - 1018 с.
37. Репина, Т. А. Роль иллюстраций в понимание литературных произведений детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Репина // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М. : Детство-пресс, 2013. - С. 23-38.
38. Речевая коммуникация [Текст] : учеб. пособ. / Е. Н. Роготнева - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 60 с.
39. Рузская, А. Г. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / А. Г. Рузская. - М. : МОДЭК, 2011. - 240 с.
40. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Питер, 2016.- 420 с.
41. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности ребенка:
проблемы, диагностика, коррекция [Текст]: учеб.-метод. пособие /
А. Г. Самохвалова. - СПб. : изд-во Речь, 2011. - 175 с.
42. Скитская, Л. В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Скитская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. - Педагогика и психология. - 2013. - № 2. - С. 50-57.
43. Скитская, Л. В. К вопросу оптимизации коммуникативного общения детей старшего дошкольного возраста в воспитательно¬образовательном процессе ДОУ [Текст] / Л. В. Скитская, Ю. И. Щербаков // Мир науки, культуры, образования. - 2013.- № 5 (42). - С.84-87.
44. Словарь педагогических терминов [Электронный ресурс] //
Электронная библиотека МГ11ПУ. URL:
http://nsportal.ru/user/598329/page/slovar-pedagogicheskih-terminov (дата
обращения 14.04.2017).
45. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2016. - 236 с.
46. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников.
Диагностика проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова,
В. М. Холомогорова. - М. : Владос, 2013. - 158с.
47. Сомкова, О. Н. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Сомкова. - М. : Центр педагогического образования, 2014. - 240 с.
48. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. - М. : МПСИ 2013. - 224с.
49. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Сфера, 2011. - 288 с.
50. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 289 с.
51. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т. Н. Ушакова. - М. : PerSe, 2015. - 256 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М. : Перспектива, 2016. - 32 с.
53. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / авт.-сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Academia, 2014. - С. 35-41.
54. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье [Текст] / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушина. - М. : ЭКСМО-пресс, 2014. - 223 с.
55. Чиндилова, О. В. Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации [Текст] / О. Чиндилова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №1.- С. 36-41.
56. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет) [Текст] / Л. М. Шипицына. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 384 с.
57. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Academia, 2015. - 384 с.
58. Юсупова, Г. Н. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Н. Юсупова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №8. - С.28-29.