ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Основные понятия исследования и их сущностная характеристика 9
1.2. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий в современной теории и практике начального образования 17
1.3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших
школьников при обучении орфографии 25
1.4. Анализ учебника по учебно-методическому комплекту «Школа России»
на предмет представленности заданий по формированию регулятивных универсальных учебных действий
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 36
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы 47
2.3. Контрольный этап опытно-поисковой работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Глобальные изменения в сфере образования кардинальным образом изменили представления о целях образования и путях их достижения. Сегодня цель обучения - это формирование умения учиться, формирование умений организовывать учебную деятельность и осмысливать её.
В настоящее время приоритетной задачей современных государственных образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала, в силу этого актуальным становится обеспечение развития универсальных учебных действий у учащихся: «В результате изучения всех без исключения предметов, у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться» [24, с. 16].
«Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и
самосовершенствованию» [19, с. 89].
На значимость формирования общеучебных умений у младшего школьника обращали пристальное внимание П.Я. Гальперин, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Н.А. Лошкарёва, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Впервые Д.Б. Элькониным, В.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, В.В. Давыдовым была предложена программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся.
В последнее десятилетие различные аспекты формирования общеучебных умений учащихся были раскрыты в диссертационных работах Т.Е. Демидовой, Е.А. Прибытковой, Г.В. Александровой, М.П. Ильиной, И.А. Юмашевой, Л.Н. Чипышевой.
Регулятивные универсальные учебные действия в формировании умения учиться занимают едва ли не самое важное место. Для успешной социализации современный человек должен обладать следующими регулятивными действиями: уметь ставить конкретную цель, «определять план действий для её достижения, планировать свою жизнь» [1, с. 22].
В концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов под руководством А.Г. Асмолова, указывается, что потенциально все учебные предметы имеют возможность формирования универсальных учебных действий. В частности на уроках русского языка при изучении орфографии есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию регулятивных универсальных учебных действий. Русский язык, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, «имеет особый статус, поскольку в системе школьного образования он является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом» [10, с. 4].
Особое внимание формированию универсальных учебных действий следует уделять в младшем школьном возрасте, так как именно в начальной школе закладываются основы умения учиться, формируются базовые умения, которые в основной школе будут совершенствоваться. «В период обучения в начальной школе, в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в качестве одной из целей образования определено развитие 4
личности обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий» [22, с. 49].
В результате изучения учебного курса «Русский язык» в 1 классе «обучающийся получит возможность для формирования регулятивных универсальных учебных действий:
• принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
• понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника - в памятках) при работе с учебным материалом;
• высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
• проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы» [34, с. 195].
Таким образом, становится актуальным развитие у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка. Организация внимания детей, самостоятельная постановка целей и задач является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование регулятивных умений учащихся ведет к повышению качества учебного процесса.
Всё вышеназванное определило тему магистерской диссертации «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка». В исследовании введено ограничение: мы рассматриваем формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать формирование регулятивных универсальных учебных действий, разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений, способствующий более успешному их формированию у младших школьников на уроках русского языка.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
• проанализировать литературу по проблеме исследования;
• уточнить основные понятия по теме исследования и представить их сущностную характеристику;
• изучить пути решения проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младшего школьника в современной теории и практике начального образования;
• выявить уровни сформированности регулятивных универсальных учебных действий;
• на основе анализа теоретической и научно-методической литературы разработать комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование регулятивных у младших школьников на уроках русского языка;
• адаптировать критериально-диагностический инструментарий.
Гипотеза. Мы предположили, что для успешного формирования регулятивных универсальных учебных действий необходимо использовать специально разработанный комплекс заданий и упражнений, способствующий формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
Элементы новизны, представленные в работе: разработан комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• основные положения системно-деятельностного подхода, который рассматривает развитие личностных качеств на основе формирования универсальных учебных действий учащихся (А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, А.М. Кондаков, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина и др.);
• теория формирования и развития учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, И.И. Ильясов, К.П. Мальцева, А.К. Маркова, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин и др.);
• концепция формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов и др.);
• изучение особенностей развития универсальных учебных действий у младших школьников (П.Я. Гальперин, Л.О. Выготский, A.A. Люблинская, H.A. Лошкарева, С.Т. Шацкий и др.);
• развитие и формирование универсальных учебных действий у младших школьников (В.В. Давыдов, B Репкин, Д.Б. Эльконин и др.)» [52, с. 79].
Методологическую основу работы составили труды по психологии усвоения русской орфографии А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский; труды по русской орфографии К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, Д.И. Тихомирова, Г.М. Дьяченко, В.П. Шереметевский.
В теоретической литературе изучением в области методики русской орфографии в начальной школе занимались такие лингвисты как П.С. Жедек, В.В. Репкин, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Р.Н. Бунеев, М.М. Разумовская, Л.И. Божович.
Исследователи Д.Н. Богоявленский, М.Р. Львов, С.Ф. Жуйков, Г.Г. Граник, П.С. Жедек, В.В. Репкин, методисты М.М. Разумовская, А.В. Текучев, Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Н.С. Рождественский, Е.Г. Шатова подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от степени развитости у обучающихся способности обнаруживать в тексте орфограммы.
Исследованиями по формированию орфографических умений у младших школьников занимались Н.С. Рожденственский, М.М. Разумовский, Т.Г. Рамзаева, П.С. Жедек, М.Р. Львов, Н.Н. Алгазина.
Нормативно-правовая основа исследования: Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, федеральный базисный учебный план, образовательная программа МОУ- СОШ №4 города Богдановича.
Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов работы, включающих:
• теоретический анализ проблемы;
• эмпирические методы: тестирование;
• методы анализа и интерпретации результатов.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе МОУ-СОШ № 4 города Богданович. Школа работает по программе «Школа России». В исследовании принимали участие учащиеся 1 «Б» класса в количестве 24 человек.
Апробация работы. Материалы исследования заслушивались:
• на заседании кафедры русского языка и методики его
преподавания в начальных классах УрГПУ;
• на научно-практической конференции учителей начальных
классов городского округа Богданович 23 мая 2017 года по теме «Начальная школа XXI века» - школа современных технологий обучения (достижения, опыт, практика). Тема научного доклада «Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка»;
• материалы исследования представлены в научном журнале
«Молодой педагог», № 30 (134), декабрь, 2016. Тема научной статьи «Формирование универсальных учебных действий у младшего школьника на уроках русского языка».
Структура магистерской диссертации содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Проблема формирования универсальных учебных действий у младших школьников приобретает в современной системе образования всё большую актуальность. Это связано с процессом перехода системы образования в новую образовательную парадигму. Необходимость реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в области создания новой личностно ориентированной модели развивающего обучения младшего школьника ставит перед образовательным учреждением задачу: организовать овладение учениками универсальными учебными действиями, которые позволят сформировать у них способность к самоорганизации своей деятельности.
Одно из важных место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия. Для успешной реализации в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями: уметь ставить себе конкретную цель, определять план действий для её достижения, планировать свою жизнь.
Анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка со всей очевидностью показывает необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов организации обучения. Теоретически обосновать формирование регулятивных универсальных учебных действий, разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений, способствующий более успешному их формированию у младших школьников на уроках русского языка, являлось основной целью нашего исследования.
На достижение этой цели были направлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Уточнить основные понятия по теме исследования и представить их сущностную характеристику.
3. Проанализировать проблему формирования регулятивных универсальных учебных действий у младшего школьника в современной теории и практике начального образования
4. Выявить уровни сформированности регулятивных
универсальных учебных действий.
5. На основе теоретического анализа научно-методической литературы разработать комплекс заданий и упражнений по формированию регулятивных у младших школьников на уроках русского языка.
6. Адаптировать критериально-диагностический инструментарий.
Опытно-поисковая работа, проведённая нами на базе 1 класса, подтвердила выдвинутую гипотезу, в результате чего мы получили и следующие результаты:
1. Нами была проанализирована литература по проблеме формирования универсальных учебных действий у младших школьников в современной теории и практике начального образования.
2. Изучены основные характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Теоретически обосновано понятие «регулятивные универсальные учебные действия».
4. Выявлены критерии сформированности компонентов
регулятивных универсальных учебных действий.
5. На основе теоретического анализа научно-методической литературы разработали и апробировали комплекс упражнений, по формированию регулятивных у младших школьников на уроках русского языка.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МОУ-СОШ № 4, города Богданович. Школа работает по программе «Школа России». В исследовании принимали участие учащиеся 1 «Б» класса в количестве 24 человек.
В качестве диагностического инструментария для выявления уровня сформированности компонентов регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников нами были проведены следующие методики:
• Метод наблюдения, который позволил отследить действия учащихся на протяжении первого месяца обучения. Для фиксации результатов мы применили «Диагностическую карту формирования универсальных учебных действий для 1 класса».
• Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Данная методика использовалась для изучения действий целеполагания, контроля, оценки, прогнозирования.
• Методика «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая). Данная методика использовалась для изучения действия контроля и коррекции как компонента регулятивных универсальных учебных действий.
Исходя из анализа данных первой методики в 1 «Б» классе имеют следующие уровни сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
• высокий уровень имеют 8 % (2 человека);
• средний уровень 50 % (12 человек);
• низкий уровень 42 % (10 человек).
Таким образом, анализируя результаты диагностики исходного уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 1 класса, можно сказать, что у учащихся исследуемого класса они развиты не в полном объёме и требуют дальнейшего развития.
Исходя из результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы, мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса заданий и упражнений, способствующих более успешному формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
В результате апробации комплекса упражнений показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий в исследуемой группе учащихся значительно изменились в положительную сторону:
• высокий уровень имеют 42 % (10 человек);
• средний уровень 58 % (14 человек);
• низкий уровень 0 %.
Увеличился процент высокого и среднего уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий по всем исследуемым показателям. Наиболее высокая динамика наблюдается в результатах высокого уровня, это говорит о том, что обучающиеся научились сохранять цель до конца урока, работают сосредоточенно, соответственно допускают меньше ошибок и умеют контролировать себя и свои действия.
Таким образом, поставленные задачи успешно выполнены, из чего следует, что гипотеза подтвердилась, и цель нашего исследования достигнута.
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст] / Н. Н. Алгазина. - М. : Просвещение, 2009. - 158 с.
2. Арямова, О.С. Обучение решению орфографических задач [Текст] / О. С. Арямова // Журнал «Начальная школа». - 2014. - №4. - С. 17-18
3. Арутюнов, А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка [Текст] /А.Р.Арутюнов. - М. : Русский язык, 2015. - 361 с.
4. Асмолов, А.Г. Принципы системно-деятельностного подхода - конкретно-научной методологии изучения человека в психологии [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Академия, 2007. - 184 с.
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 2001. - 560 с.
6. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс] // URL: http://www.twirpx.com/file/364438/(дата обращения: 29.09.16).
7. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения
орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский. - М. : Начальная школа, 2003. - 39 с.
8. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский. - М. : Начальная школа, 2008. - 416 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс] // URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya- lichnosti_2001/fs,1/(дата обращения: 29.09.16).
10. Бондаренко, С.М. Беседы о грамотности [Текст] / С.М.Бондаренко. - М. : Знание, 2007. - 97 с.
11. Борисенко, И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию [Текст] / И.В. Борисенко // Журнал «Начальная школа». -2003. - № 7. - С. 20-22.
12. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] // Журнал «Начальная школа». - 2002. - № 11
- С. 90-94.
13. Бунеев, Р.Н. Русский язык (первые уроки) [Текст] / Р.Н. Бунеев. - М. : Ба-лас, 2002. - 64 с.
14. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка [Текст] / Ф.И. Буслаев. - М. : Просвещение, 2009. - 248 с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 2006. - 362 с.
16. Гальперин П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - М. : Книжный дом "Университете", 2001. - 332 с.
17. Граник, Г.Г. Секреты орфографии [Текст] : книга для учащихся / Г. Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая ; под редакцией Г.Г. Гранник.
- М. : Просвещение, 2006. - 224 с.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения [Электронный ресурс] // URL: http://www.twirpx.com/file/556399/(дата обращения 15.11.16).
19. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / П.С. Жедек ; под редакцией М.С.Соловейчик. - М. : Просвещение, 2013. - 306 с.
20. Жедек, П.С., Списывание в обучении правописанию [Текст] / П.С. Жедек, М.И.Тимченко. - М. : Начальная школа ; 2015. - 21 с.
21. Жуйков, С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников русскому языку [Текст] / С.Ф. Жуйков. - М. : Педагогика, 2011. - 184 с.
22. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе [Текст] / Н.С. Рождественский. - М. : Просвещение, 2000. - 239 с.
23. Канакина В.П. Русский язык. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М. : Просвещение; 2014. - 143с.
24. Карабанова, О.А. Универсальные учебные действия [Текст] / О.А. Карабанова // Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Раздел «Теория и практика управления инновациями. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
25. Коробкина А.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии в 4 классе [Электронный ресурс] // URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2455/29268(дата доступа 14.09.2017).
26. Кустарёва, В.А. Методика русского языка [Текст] / В.А.Кустарёв, Н.С. Рождественский. - М. : Просвещение, 2013. - 306 с.
27. Лошкарёва Н.А. Педагогические условия формирования общеучебных умений у младших подростков в процессе обучения [Текст] : автореф. дис. кандидата пед. наук : 13.00.01. / Н.А. Лошкарёва ; Тула. гос. пед. ун-т. - Тула, 2003. - 167 с.
28. Лурия, А.М. Теория речевой деятельности [Текст] / А.М. Лурия. - М. : Просвещение, 2004. - 143 с.
29. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. для вузов / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М. : Просвещение, 2000. - 345 с.
30. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. М. : Просвещение, 2008. - 415 с.
31. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов. - М. : Просвещение, 2003. - 153 с.
32. Маркова, А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности
школьников [Электронный ресурс] // URL:
http://www.voppsy.ru/issues/1980/805/805047.htm(дата доступа 14.09.2017).
33. Поль, Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка [Текст] / Е.С. Поль. - М. : Начальная школа, 2016. - 29 с.
34. Прибыткова Е.А. Педагогическая система мониторинга качества
профессионального образования в учреждениях начального общего образования [Электронный ресурс] // URL:
http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-sistema-monitoringa- kachestva-professionalnogo-obrazovaniya-v-uchrezhdeniya(дата обращения 10.10.16).
35. Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе [Текст] / М.М. Разумовская. - М. : Просвещение, 2012. - 192 с.
36. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность [Электронный ресурс] // URL: http://www.experiment.lv/htm(дата обращения 10.10.16).
37. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе [Текст] / Н.С.Рождественский. - М. : Просвещение, 1960. - 328 с.
38. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э.
Розенталь, И.Б Голуб, М.А. Теленкова. - М. : Высш. шк., 2007. - 572 с.
39. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии [Текст] / С.А. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 2010. - 496 с.
40. Рыболова, З.Д. Формирование орфографических навыков [Текст] / З.Д. Рыболова. - М. : Журнал «1 сентября». - 2006. - № 11. - С. 15-17.
41. Савинова, З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости [Текст] / З.А.Савинова. - М. : Начальная школа, 2013. - 45 с.
42. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения [Текст] / М.С.Соловейчик. - М. : Просвещение, 2000. - 482 с.
43. Ушинский К.Д. Русская школа [Электронный ресурс] // URL: http://www.klex.ru/iix(дата обращения 10.10.16).
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 18.09.2016).
45. Фролова, Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников [Текст] / Л.А. Фролова // Журнал "Начальная школа". - 2001. - № 5. - С. 26-29.
46. Цукерман, Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребёнка: Комментарии к видеозаписям уроков [Текст] / Г.А. Цукерман. - М. : АПК и ПРО, 2004. - 76 с.
47. Чипышева Л.Н. Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка [Электронный ресурс] // URL: http://test.lib.ua- ru.net/diss/cont/279288.html(дата обращения 08.09.2016).
48. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок [Текст] / Л.Н.Чистякова // Журнал "Начальная школа". - 2012. - № 4. - С. 82-84.
49. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения [Электронный ресурс] // http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=shatsky_ped- soch_t1_1962(дата обращения 08.09.2016).
50. Шатова, Е.Г. Методика формирования у учащихся обобщений при изучении орфографии [Текст] / Е.Г. Шатова.- М. : 1991. - 56 с.
51. Шереметевский В.П. Сочинения. [Электронный ресурс] // URL: http://elib.gnpbu.ru/text/sheremetevsky_cochineniya_1897/fs,1/(дата обращения 11.12.2016).
52. Эльконин Д.Б. Детская психология [Электронный ресурс] // http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm(дата обращения 11.12.2016).
53. Юмашева И.А. Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-obshcheuchebnykh-umenii- shkolnika-v-adaptivnoi-obrazovatelnoi-srede(дата обращения 11.12.2016).
54. Ясова, А.М., Самостоятельная работа учащихся над
орфографическими ошибками [Текст] / А.М. Ясова. - М. : Начальная школа, 2001. - 7 с.