ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УЧАЩИХСЯ 9
1.1. Понятие универсальных учебных действий в педагогике 9
1.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках иностранного языка 17
1.3. Развитие связной речи как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших
школьников 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 56
2.1. Организация и методы и исследования, констатирующего
эксперимента 56
2.2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младших классов на уроках английского языка МКОУ «Средняя образовательная школа №2» города Ревда, Свердловской
области 64
2.3.Определение и анализ результатов опытно-поисковой работы по формировании УУД у младших школьников на уроках английского
языка 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
Актуальность работы обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действийу учащихся младшей школы, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, что является требованием ФГОС. Недостаточное теоретическое и практическое обоснование формирование коммуникативных умений на уроках английского языка затрудняет освоение программы, что составляют проблему исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий получила отражение в работах (А.Г. Асмолова, А.Ф. Ануфриева, В.В. Давыдова, Е.В. Коротяева, С.Н. Костроминой, О.А. Яшнова и др.). В начальной школе проблемой формирования коммуникативных умений освещены в работах Различные аспекты данной проблемы в начальной школе получили освещение в работах: (С.П. Баранова, Л.И. Буровой, И.А. Гришановой,
А.Ж. Овчинниковой.Г.А. Цукерман и др.).Данная проблема разработана на уровне образовательных программ устаревшего образца, в которых коммуникативным умениям не уделялось должного внимания.
Тема исследования: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках английского языка.
Цель исследования: Выявить и апробировать способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках английского языка.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет исследования: Способы формирования
Коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действиймладших школьников на уроках английского языка будет успешным, если
- реализован диалогический подход, обеспечивающий изучение языка и овладения речью в контексте культуры путем координации всех уровней владения языком (вербально-семантического, лингвокогнитивного, мотивационно-прагматического), основанный на развитии связной речи;
- определены критерии оценивания сформированности коммуникативных УУД в диалогической, монологической, письменной речи; аудирования; лексико-грамматических навыков, навыков чтения.
- обеспечены поддержка инициативы младших школьников в ходе обучения иностранному языку при помощи развития связной речи; содействие развитию творческого потенциала младших школьников; учет индивидуальной настроенности младших школьников на участие на уроках с применением подхода по развитию связной речи;
- разработаны программы и цикл учебных занятий с использованием заданий, направленных на развитие связной речи и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
- разработана диагностическая методика, в основу которой положены критерии и показатели оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Для реализации цели исследования и проверки данной гипотезы были поставлены следующие научно-теоретические и практические задачи:
1. Проанализировать теоретические содержания понятия коммуникативные универсальные учебные действия в педагогике.
2. Изучить и сравнить УМК по английскому языку, использующиеся в настоящее время в школьном образовании с целью выбора основы для разработки цикла уроков.
3. Разработать критерии оценки уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников.
4. Разработать цикл уроков по формированию коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте на основе подхода развития связной речи.
5. Апробировать и определить действенность цикла уроков по формированию коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте на уроках английского языка на основе подхода развития связной речи.
Теоретическо-методологическую основу исследования составили: теория коммуникативных умений Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, В.А. Тищенко, Ю.М. Жукова, К.В. Егорова; проблема формирования коммуникативных умений Е.А. Архиповой, А.Г. Антоновой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной; характеристика коммуникативных умений Л.В. Кузнецовой; общие научные труды по коммуникации О.Ю. Афанасьева, Е.Ю. Никитина; теория УУД А.Г. Асмолова,О.А. Карабановой; диагностика уровня коммуникации у младших школьников К.В. Егоровой, Е.В. Гавриленко, Е.А. Зырянова, О.Г. Мишанова.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:теоретический анализ ФГОС НОО, анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; теоретическое и практическое моделирование занятий, основанных на развитии связной речи и традиционных учебных занятий; эмпирический диагностический метод, метод педагогического формирующего эксперимента.
Диагностический инструментарий представлен диагностическим анкетным блоком.
Этапы исследования.
Экспериментальное исследование осуществлялось поэтапно.
На первом этапе (октябрь 2015 - август 2016) осуществлялся теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках английского языка. Разрабатывалась специальная программа по формированию коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте на основе развития связной речи.
На втором этапе (сентябрь 2015 - январь 2016) было реализовано опытно-эмпирическое исследование возможностей развития коммуникативных УУД младших школьников на уроках английского языка на основе развития связной речи.
Третий этап (февраль 2017 - март 2017) предполагал количественную и качественную обработку результатов исследования, анализ и интерпретацию данных, формулирование выводов и заключения, оформление исследования.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №2» города Ревда, Свердловской области. Общий объем выборки составил 50 младших школьников. В эксперименте приняли участие 5 педагогов (учителей английского языка), 10 родителей.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечивается объективностью и непротиворечивостью исходных методологических подходов, комплексным использованием методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью объема материала, качественным и количественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы, верификацией теоретических положений педагогического эксперимента в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Средней образовательной школе №2» города Ревда, Свердловской области.
Научная новизна исследования заключается в том, что была разработана модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках английского языка на основе диалогического подхода, обеспечивающего изучение языка и овладения речью в контексте культуры путем координации всех уровней владения языком (вербально-семантического, лингвокогнитивного, мотивационно- прагматического).основанной на развитии связной речи, включающая критерии оценки формирования коммуникативных УУД у младших школьников, программы и цикл учебных и вне учебных занятий.
Теоретическая значимость: Уточнено понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» на основе анализа ФГОС НОО, выявлены особенности применения диалогического подхода развития связной речи, обеспечивающего изучение языка и овладения речью в контексте культуры путем координации всех уровней владения языком (вербально¬семантического, лингвокогнитивного, мотивационно-
прагматического).основанной на развитии связной речи. разработана диагностическая методика, в основу которой положены критерии и показатели оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что теоретические положения, выводы, научно-методические рекомендации создают предпосылки для успешного решения проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, созданы критерии оценки уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников на уроках английского языка. Основные идеи, разработанные материалы, полученные результаты, представленные в диссертации, могут быть востребованы и использованы в школьной практике на уроках иностранного языка. Разработанная методика формирования коммуникативных УУД учащихся позволяет осуществлять обучение учащихся на основе развития связной речи.
Основные положения, разработанные материалы, полученные результаты, представленные в диссертации обсуждались на методическом и педагогическом советах учителей МКОУ « СОШ №2» г. Ревда, в ходе работы инновационных площадок на августовском совещании педагогов г. Ревда. Вопросы теории и практики формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках английского языка освещались в публикациях по теме диссертации. Данная модель формирования коммуникативных УУД позволяет осуществлять обучение учащихся на основе развития связной речи.
На защиту выносятся следующие положения:
- диалогический подход обеспечивает изучение языка и овладение речью в контексте культуры путем координации всех уровней владения языком (вербально-семантического, лингвокогнитивного, мотивационно¬прагматического) .
- модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка основана на использовании диалогического подхода и развитии связной речи;
- критерии оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в диалогической, монологической, письменной речи; аудировании; лексико-грамматических навыков, навыков чтения.
- цикл учебных занятий с использованием заданий, направленных на развитие связной речи и формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Структура магистерской работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список. В библиографическом списке представлено94 источников по проблеме исследования, в том числе б интернет - источника. Работа иллюстрирована 6 таблицами, 4рисунками. Общий объем магистерской работы составил 106 страниц.
Универсальные учебные действия» или УУД в широком понимании означают умение учиться или способность человека к самостоятельному развитию и совершенствованию с помощью осознанного и активного приобретения нового социального опыта
В узком понимании УУД определяются как способы действия ученика, обеспечивающие его способность к самостоятельному овладению новыми знаниями и умениями, и к организации данного процесса.
УУД отличаются своим метапредметным характером. Ученик, владеющий УУД, общекультурно, личностно и познавательно развит, ему присущ высокий уровень самообразования. Полезными оказываются УУД и для процесса обучения в школе, поскольку они обеспечивают преемственность всех ступеней образования и лежат в основе деятельности школьника по любому предмету.
В ходе работы изучены и сравнены требвания традиционного обучения и ФГОС НОО, УМК по английскому языку, использующиеся в настоящее время в школьном образовании с целью выбора основы для разработки цикла уроков; разработан цикл уроков по формированию коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте на основе диалогического подхода развития связной речи; апробированы и определены эффективность цикла уроков по формированию коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте на уроках английского языка на основе диалогического подхода и развития связной речи.
В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что у испытуемых на основе традиционных методов в обучении иностранному языку, был сформирован недостаточный уровень коммуникативных УУД. У основной массы учащихся отсутствовал необходимый уровень коммуникативных УУД. Большинство учащихся не испытывали стремления к личностному совершенствованию, потребности в формировании и воспитании собственной коммуникативных умений, оставаясь лишь потребителями учебного материала, поставляемого учителями, и не выходя за рамки учебной программы.
На этапе формирующего эксперимента внедрен цикл учебных занятий, разработанных в рамках диалогического подхода, основанного на развитии связной речи при формировании коммуникативной компетенции младших школьников на занятиях английского языка.
Тематика цикла занятий была подобрана таким образом, чтобы осветить актуальные проблемы, интересные для обсуждения данной категории детей. Представленные уроки английского языка имеют практическую значимость в формировании личности учащегося.
После формирующего эксперимента с использованием диалогического подхода проводился контрольный этап с целью проверки формирования коммуникативных УУД младших школьников на основе использованного подхода на уроках английского языка. Результат формирующего эксперимента демонстрирует положительную динамику в формировании коммуникативных УУД. Это свидетельствует о том, что проведенный формирующий эксперимент является эффективным.
Таким образом, диалогический подход, основанный на развитии связной речи, является наиболее продуктивным и эффективным в формировании коммуникативных УУД младших школьников на уроке иностранного языка, чем традиционные подходы в обучении.
Таким образом, считаем, что цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков [Текст]. / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб.: Златоуст,
2005. - 472 с.
2. Аитов В.Ф. Виноградова Р.И. Взаимосвязанное обучение иноязычным видам речевой деятельности на неязыковых факультетах в вузе на основе проблемного подхода [Текст] / В.Ф. Аитов, Р.И. Виноградова // Вестник Башкирского университета. - 2006. - № 2. - С.97-101.
3. Акишина Т.Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской речи [Текст] / А.А. Акишина. - М.: Просвещение, 2010. - 235 c.
4. Аксенова Г.Н. Интенсификация обучения иностранным языкам в неязыковом вузе в рамках традиционной методики: Учебное пособие. [Текст] / Г.Н. Аксенова - Уфа: Башк. ун-т, 1987. - 52 с.
5. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. [Текст] / Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина. - М.: НИИВО, 1994. - 44 с.
6. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
7. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении ИЯ в неязыковом вузе. [Текст] / Н.И. Алмазова. Дис. д-ра пед. наук. 13.00.01. - СПб., 2003. - 430 с.
8. Андреева Н.Г. Логопедические упражнения по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. Пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред.Р.И. Лалаевой. - М.: ВЛАДОС,
2006. - 247с.
9. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение. - 2008. - 151 с.
10. Ахтырский С.П. Компетентностный подход как средство определения качества содержания пед.образования в современный период [Текст] / Ахтырский, С.П. Режим доступа // http://rspu.edu.ru/science/conferences/03 11 10/Ahtirskv.html
11. Беляевой А.П. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования [Текст] / Под ред. А.П. Беляевой. - СПб.: НИИ ПТО, 1992. - 72 с.
12. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе». [Текст] / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. - М., 1959. - 200 с.
13. Борисов Р.В. Языковая компетентность как средство выражения
этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодёжи: дис. канд. пед. наук 19.00.07 [Текст] / Р.В. Борисов. - Махачкала, 2007. - 230 с.- Режим доступа http://nauka-
pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-yazykovaya-kompetentnost- kak-sredstvo-vyrazheniya-etnicheskoy-identichnosti-i-formirovaniya- mezhetnicheskoy-tolerantnosti
14. Бородуллина В.И. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В.И. Бородуллина, А.П. Горкина. - М.: 2002. - 462 с.
15. Борозенец Г.К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: Дис. д-ра пед. Наук. 13.00.08. [Текст] / Г.К. Борозенец. - Тольятти, 2005. - 434 с.
...