Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

Работа №98674

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития ребенка младшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей младшего
дошкольного возраста 13
1.3. Программное содержание деятельности педагога по формированию
звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста 21
1.4. Организация деятельности педагога по формированию звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ деятельности педагога по формированию звуковой культуры
речи детей младшего дошкольного возраста 38
2.2. Проектирование деятельности педагога по формированию звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Ребенок младшего дошкольного возраста овладевает только одной формой речи - устной речью. Основу устной речи составляют фонетические средства языка: его фонетическая система, ударение, интонация.
Для дошкольника устная форма речи - единственное средство реализации коммуникативной функции языка. Ребенок с недостаточно сформированной звуковой культурой языка испытывает трудности в общении, окружающие плохо его понимают, над ним нередко смеются сверстники. Плохо говорящего ребенка не принимают в игры, с ним мало разговаривают другие дети. Поэтому овладение звуковой культурой речи социально и личностно значимо для ребенка дошкольного возраста.
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста важно и в плане подготовки к обучению в школе: устная форма речи широко используется в учебной деятельности, на ее основе происходит овладение ребенком правильной письменной речью.
Формирование звуковой культуры речи всегда считалось одним из ключевых вопросов речевого развития в дошкольном возрасте (М. М. Алексеева, А. Н. Гвоздев, А. И. Максаков, Г. А. Тумакова, М. Ф. Фомичева, Н. Х. Швачкин, В. И. Яшина и др.). Исследователи заостряли внимание, что одновременно с работой над правильным звукопроизношением важно заниматься всеми элементами звуковой стороны речи, т. к. для оформления высказывания имеют большое значение все компоненты (темп, дикция, сила голоса, интонация).
Дошкольное детство - сензитивный период для умственного, эстетического и нравственного развития детей, которое проходит максимально эффективно при полноценном владении родным языком. Чем в более раннем возрасте начинается обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в будущем.
Задачи развития речи дошкольников нашли отражение в программных документах по дошкольному воспитанию. В новом законе «Об образовании в РФ», федеральных государственных стандартах дошкольного образования говорится, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры детей, частью которой является речевая культура.
ФГОС ДО выделяет речевое развитие в особое направление, включающее в том числе и развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Все вышесказанное определяет необходимость усиления внимания к формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Это определило проблему исследования: каково содержание деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста?
Этим определяется актуальность темы исследования: «Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
В исследование введено ограничение: формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста рассматривается в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у младших дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть программное содержание деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс мероприятий по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей.
Методы исследования: изучение и анализ литературы и документов, анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации, проектирование.
Практическая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад № 5 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были изучены особенности формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ литературы показал, что исследователи считают младший дошкольный возраст сензитивным для развития многих психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, речи.
Звуковая культура речи представляет собой составную часть общей речевой культуры и включает все аспекты звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, скорость и громкость речевого высказывания, тембр, ритм, паузы, логическое ударение и др.
Особенности формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников определяются спецификой их физического развития. Главными направлениями работы являются совершенствование артикуляционного аппарата детей и техники речевого дыхания. Продолжается формирование правильного звукопроизношения, речевого и фонематического слуха. Также развивается способность управлять своим голосовым аппаратом.
Содержание деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста определяется образовательной программой дошкольного образования.
При анализе примерных образовательных программ дошкольного образования было установлено, что основным направлением работы педагога с детьми младшего дошкольного возраста является работа над формированием звукопроизношения. Одновременно с выработкой правильного звукопроизношения воспитатель предусматривает работу над формирование речевого дыхания, речевого слуха, дикции, словопроизношения, темпа речи, качеств голоса.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются игровые приемы и ситуации, дидактические игры, потешки, чистоговорки, стихи и сказки.
Практический этап работы проходил на базе МБДОУ детский сад № 5 г. Екатеринбурга.
Анализ деятельности воспитателя младшей группы по формированию звуковой культуры речи детей показал, что работа в этом направлении проводится в соответствии с образовательной программой, специальные занятия по развитию звуковой культуры речи включены в комплексно - тематическое и календарное планирование.
Нами были подобраны задания для диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Диагностика выявила недостаточный уровень сформированности звуковой культуры речи.
Анкетирование родителей младших дошкольников обнаружило слабую их осведомленность о значении и способах формирования звуковой культуры речи. Однако в план работы с родителями младшей группы не включены мероприятия по ознакомлению со значением формирования звуковой культуры речи у дошкольников, способами и приемами ее формирования в семье.
Далее был составлен комплекс мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей. Основными задачами комплекса являются следующие: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, познакомить их с приемами формирования звуковой культуры речи ребенка в семье, привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе в дошкольной образовательной организации.
В комплекс вошли такие интерактивные формы работы с родителями, как индивидуальные консультации, мастер-классы, День открытых дверей, совместный игровой досуг, Круглый стол. Также включены другие формы работы с родителями: родительское собрание, открытые занятия по развитию речи, анкетирование, оформление наглядной информации.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Анфилатова, И. В. Формы работы с родителями по развитию произношения звуков у старших дошкольников [Электронный ресурс] : URL: ййр://открытыйурок.рф/статьи/638511/ (дата обращения: 25.09.2017).
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архирова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
4. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова. - М. : Каисса, 2008. - 95с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 90 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - Л. : Государственное социально-экономическое издательство, 1934. - 362 с.
9. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 60 с.
10. Генинг, М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи [Текст] / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары : Чувашское книжное изд-во, 1980. - 120 с.
11. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 104 с.
12. Голубева, В. Проект «Воспитание звуковой культуры речи в ДОУ» [Электронный ресурс] : URL: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-vospitanie- zvukovoi-kultury-rechi-v-dou.html(дата обращения: 20.09.2017).
13. Гризик, Т. И. Речевое развитие детей 3-4 лет [Текст] : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2017. - 80 с.
14. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
15. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2002. - 120 с.
16. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] : метод. руковод. для работ. дошкольн. образов. учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мурсиенко. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. - 224 с.
17. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст]. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
18. Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Г. Каменская. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 287 с.
19. Кларина, М. Л. Семейно-педагогическая общность как основа взаимодействия сотрудников дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников [Текст] / М. Л. Кларина // Развитие родительских компетенций (материалы всероссийской научно-практической конференции). - М. : Изд-во «Спутник», 2015. - С. 37-43.
20. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий [Текст] : из опыта работы. - М. : ГНОМ и Д, 2001. - 80 с.
21. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии [Текст] / Е. В. Коротаева. - М. : Academia, 2007. -256 с.
22. Кощиенко, И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях
группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
И. В. Кощиенко ; Моск. гум. ун-т. - М., 2012. - 25 с.
23. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
24. Кусова, М. Л. Звуковая культура речи как языковая основа овладения речевыми умениями в дошкольном детстве [Текст] / М. Л. Кусова // Филологический класс. - 2003. - № 9. - С. 16-21.
25. Леонова, Т. А. Взаимодействие педагогов и родителей детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. А. Леонова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 3. - С. 31-34.
26. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2009. - 320 с.
27. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А. А. Люблинская. - М. : Просвещение, 1971. - 410 с.
28. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
29. Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Для занятий с детьми от рождения до семи лет [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / А. И. Максаков. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 222 с.
30. Маханева, М. Д. Перспективная модель организации деятельности ДОУ [Текст] / М. Д. Маханева, О. Л. Князева. - М. : Сфера, 2005. - 142 с.
31. Моисеенко, Л. Развиваем грамотную речь. Взаимодействие специалистов ДОО и родителей [Текст] / Л. Моисеенко // Дошкольное воспитание. - 2014. - №7. - С. 62-66.
32. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А. В. Мудрик. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 365 с.
33. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина / под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
34. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» [Текст] / под ред. А. И. Булычевой. - М. : НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2016. - 173 с.
35. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996, - 374 с.
36. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-синтез, 2014. - 333 с.
37. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» [Текст] / под ред. И. Е. Федосовой. - М. : Издательство «Национальное образование», 2015. - 368 с.
38. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М. : Просвещение, 1964. - 351 с.
39. Птицына, Е. М. К вопросу о взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и родителей [Текст] / Е. М. Птицына // Развитие родительских компетенций (материалы всероссийской научно¬практической конференции). - М. : Изд-во «Спутник», 2015. - С. 73-76.
40. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / под ред. А. Г. Рузской. - М. : Педагогика, 1989. - 216 с.
41. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1979. - 223 с.
42. Рау, E. C. Исправление недостатков произношения у школьников [Текст] : пособие для логопедов / Е. С. Рау, В. И. Рождественская. - М. : Просвещение, 1980. - 223 с.
43. Рождественская, В. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Рождественская, Е. И. Радина. - М. : Просвещение, 1968. - 112 с.
44. Романова, И. О. Особенности формирования образа Я у детей дошкольного возраста [Текст] / И. О. Романова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 162-164.
45. Свирская, Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции [Текст] : метод. пособие для работ. дошк. образов. учреждений. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
46. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
47. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
48. Соболева, О. Л. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / О. Л. Соболева, Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская и др. - М. : Дрофа, 2014. - 864 с.
49. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О. И. Соловьева. - М. : Просвещение, 1966. - 180 с.
50. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с.
51. Стерликова, В. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа) [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. В. Стерликова. - М. : Флинта, 2014. - 132 с.
52. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1981. - 144 с.
53. Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Г. А. Тумакова ; под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
54. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
55. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / С. Н. Гамова, Е. Н. Герасимова, В. А. Деркунская и др. - М. : Просвещение, 2015. - 256 с.
56. Ушакова, О. С Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
57. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Изд-во Института Психотерапии. 2001. - 256 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс] : URL:
ййр://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ № 1155
от17.10.2013 rpdf (дата обращения: 20.09.2017).
59. Феоктистова, Н. В. Материнские установки женщин и особенности
психического развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 10.00.13 / Н. В. Феоктистова ;
Санкт-П. гос. ун-т. - СПб., 2011. - 29 с.
60. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
61. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] : учеб. пособие. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с.
62. Швачкин, Н. Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника [Текст] / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.-Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - С. 92-101.
63. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ