Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития ребенка младшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей младшего
дошкольного возраста 13
1.3. Программное содержание деятельности педагога по формированию
звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста 21
1.4. Организация деятельности педагога по формированию звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ деятельности педагога по формированию звуковой культуры
речи детей младшего дошкольного возраста 38
2.2. Проектирование деятельности педагога по формированию звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психического развития ребенка младшего дошкольного
возраста 6
1.2. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей младшего
дошкольного возраста 13
1.3. Программное содержание деятельности педагога по формированию
звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста 21
1.4. Организация деятельности педагога по формированию звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ деятельности педагога по формированию звуковой культуры
речи детей младшего дошкольного возраста 38
2.2. Проектирование деятельности педагога по формированию звуковой
культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Ребенок младшего дошкольного возраста овладевает только одной формой речи - устной речью. Основу устной речи составляют фонетические средства языка: его фонетическая система, ударение, интонация.
Для дошкольника устная форма речи - единственное средство реализации коммуникативной функции языка. Ребенок с недостаточно сформированной звуковой культурой языка испытывает трудности в общении, окружающие плохо его понимают, над ним нередко смеются сверстники. Плохо говорящего ребенка не принимают в игры, с ним мало разговаривают другие дети. Поэтому овладение звуковой культурой речи социально и личностно значимо для ребенка дошкольного возраста.
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста важно и в плане подготовки к обучению в школе: устная форма речи широко используется в учебной деятельности, на ее основе происходит овладение ребенком правильной письменной речью.
Формирование звуковой культуры речи всегда считалось одним из ключевых вопросов речевого развития в дошкольном возрасте (М. М. Алексеева, А. Н. Гвоздев, А. И. Максаков, Г. А. Тумакова, М. Ф. Фомичева, Н. Х. Швачкин, В. И. Яшина и др.). Исследователи заостряли внимание, что одновременно с работой над правильным звукопроизношением важно заниматься всеми элементами звуковой стороны речи, т. к. для оформления высказывания имеют большое значение все компоненты (темп, дикция, сила голоса, интонация).
Дошкольное детство - сензитивный период для умственного, эстетического и нравственного развития детей, которое проходит максимально эффективно при полноценном владении родным языком. Чем в более раннем возрасте начинается обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в будущем.
Задачи развития речи дошкольников нашли отражение в программных документах по дошкольному воспитанию. В новом законе «Об образовании в РФ», федеральных государственных стандартах дошкольного образования говорится, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры детей, частью которой является речевая культура.
ФГОС ДО выделяет речевое развитие в особое направление, включающее в том числе и развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Все вышесказанное определяет необходимость усиления внимания к формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Это определило проблему исследования: каково содержание деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста?
Этим определяется актуальность темы исследования: «Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
В исследование введено ограничение: формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста рассматривается в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у младших дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть программное содержание деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс мероприятий по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей.
Методы исследования: изучение и анализ литературы и документов, анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации, проектирование.
Практическая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад № 5 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.
Для дошкольника устная форма речи - единственное средство реализации коммуникативной функции языка. Ребенок с недостаточно сформированной звуковой культурой языка испытывает трудности в общении, окружающие плохо его понимают, над ним нередко смеются сверстники. Плохо говорящего ребенка не принимают в игры, с ним мало разговаривают другие дети. Поэтому овладение звуковой культурой речи социально и личностно значимо для ребенка дошкольного возраста.
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста важно и в плане подготовки к обучению в школе: устная форма речи широко используется в учебной деятельности, на ее основе происходит овладение ребенком правильной письменной речью.
Формирование звуковой культуры речи всегда считалось одним из ключевых вопросов речевого развития в дошкольном возрасте (М. М. Алексеева, А. Н. Гвоздев, А. И. Максаков, Г. А. Тумакова, М. Ф. Фомичева, Н. Х. Швачкин, В. И. Яшина и др.). Исследователи заостряли внимание, что одновременно с работой над правильным звукопроизношением важно заниматься всеми элементами звуковой стороны речи, т. к. для оформления высказывания имеют большое значение все компоненты (темп, дикция, сила голоса, интонация).
Дошкольное детство - сензитивный период для умственного, эстетического и нравственного развития детей, которое проходит максимально эффективно при полноценном владении родным языком. Чем в более раннем возрасте начинается обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в будущем.
Задачи развития речи дошкольников нашли отражение в программных документах по дошкольному воспитанию. В новом законе «Об образовании в РФ», федеральных государственных стандартах дошкольного образования говорится, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры детей, частью которой является речевая культура.
ФГОС ДО выделяет речевое развитие в особое направление, включающее в том числе и развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Все вышесказанное определяет необходимость усиления внимания к формированию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Это определило проблему исследования: каково содержание деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста?
Этим определяется актуальность темы исследования: «Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
В исследование введено ограничение: формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста рассматривается в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи у младших дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть программное содержание деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс мероприятий по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей.
Методы исследования: изучение и анализ литературы и документов, анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации, проектирование.
Практическая работа проводилась на базе МБДОУ детский сад № 5 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.
В ходе работы были изучены особенности формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ литературы показал, что исследователи считают младший дошкольный возраст сензитивным для развития многих психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, речи.
Звуковая культура речи представляет собой составную часть общей речевой культуры и включает все аспекты звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, скорость и громкость речевого высказывания, тембр, ритм, паузы, логическое ударение и др.
Особенности формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников определяются спецификой их физического развития. Главными направлениями работы являются совершенствование артикуляционного аппарата детей и техники речевого дыхания. Продолжается формирование правильного звукопроизношения, речевого и фонематического слуха. Также развивается способность управлять своим голосовым аппаратом.
Содержание деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста определяется образовательной программой дошкольного образования.
При анализе примерных образовательных программ дошкольного образования было установлено, что основным направлением работы педагога с детьми младшего дошкольного возраста является работа над формированием звукопроизношения. Одновременно с выработкой правильного звукопроизношения воспитатель предусматривает работу над формирование речевого дыхания, речевого слуха, дикции, словопроизношения, темпа речи, качеств голоса.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются игровые приемы и ситуации, дидактические игры, потешки, чистоговорки, стихи и сказки.
Практический этап работы проходил на базе МБДОУ детский сад № 5 г. Екатеринбурга.
Анализ деятельности воспитателя младшей группы по формированию звуковой культуры речи детей показал, что работа в этом направлении проводится в соответствии с образовательной программой, специальные занятия по развитию звуковой культуры речи включены в комплексно - тематическое и календарное планирование.
Нами были подобраны задания для диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Диагностика выявила недостаточный уровень сформированности звуковой культуры речи.
Анкетирование родителей младших дошкольников обнаружило слабую их осведомленность о значении и способах формирования звуковой культуры речи. Однако в план работы с родителями младшей группы не включены мероприятия по ознакомлению со значением формирования звуковой культуры речи у дошкольников, способами и приемами ее формирования в семье.
Далее был составлен комплекс мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей. Основными задачами комплекса являются следующие: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, познакомить их с приемами формирования звуковой культуры речи ребенка в семье, привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе в дошкольной образовательной организации.
В комплекс вошли такие интерактивные формы работы с родителями, как индивидуальные консультации, мастер-классы, День открытых дверей, совместный игровой досуг, Круглый стол. Также включены другие формы работы с родителями: родительское собрание, открытые занятия по развитию речи, анкетирование, оформление наглядной информации.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены.
Анализ литературы показал, что исследователи считают младший дошкольный возраст сензитивным для развития многих психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, речи.
Звуковая культура речи представляет собой составную часть общей речевой культуры и включает все аспекты звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, скорость и громкость речевого высказывания, тембр, ритм, паузы, логическое ударение и др.
Особенности формирования звуковой культуры речи у младших дошкольников определяются спецификой их физического развития. Главными направлениями работы являются совершенствование артикуляционного аппарата детей и техники речевого дыхания. Продолжается формирование правильного звукопроизношения, речевого и фонематического слуха. Также развивается способность управлять своим голосовым аппаратом.
Содержание деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста определяется образовательной программой дошкольного образования.
При анализе примерных образовательных программ дошкольного образования было установлено, что основным направлением работы педагога с детьми младшего дошкольного возраста является работа над формированием звукопроизношения. Одновременно с выработкой правильного звукопроизношения воспитатель предусматривает работу над формирование речевого дыхания, речевого слуха, дикции, словопроизношения, темпа речи, качеств голоса.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются игровые приемы и ситуации, дидактические игры, потешки, чистоговорки, стихи и сказки.
Практический этап работы проходил на базе МБДОУ детский сад № 5 г. Екатеринбурга.
Анализ деятельности воспитателя младшей группы по формированию звуковой культуры речи детей показал, что работа в этом направлении проводится в соответствии с образовательной программой, специальные занятия по развитию звуковой культуры речи включены в комплексно - тематическое и календарное планирование.
Нами были подобраны задания для диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Диагностика выявила недостаточный уровень сформированности звуковой культуры речи.
Анкетирование родителей младших дошкольников обнаружило слабую их осведомленность о значении и способах формирования звуковой культуры речи. Однако в план работы с родителями младшей группы не включены мероприятия по ознакомлению со значением формирования звуковой культуры речи у дошкольников, способами и приемами ее формирования в семье.
Далее был составлен комплекс мероприятий, направленный на формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей. Основными задачами комплекса являются следующие: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, познакомить их с приемами формирования звуковой культуры речи ребенка в семье, привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе в дошкольной образовательной организации.
В комплекс вошли такие интерактивные формы работы с родителями, как индивидуальные консультации, мастер-классы, День открытых дверей, совместный игровой досуг, Круглый стол. Также включены другие формы работы с родителями: родительское собрание, открытые занятия по развитию речи, анкетирование, оформление наглядной информации.
Таким образом, поставленные в работе задачи решены.
Подобные работы
- Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе чтения произведений литературы и фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Формирование звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по совершенствованию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



