Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация взаимодействия семьи и ДОУ в процессе формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста

Работа №98673

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и сущность этикетной речи у детей дошкольного
возраста 6
1.2. Формирование навыков этикетной речи у детей среднего
дошкольного возраста 12
1.3. Пути взаимодействия ДОУ и семьи в формировании навыков
этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровня сформированности навыков этикетной речи
у детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Программа взаимодействия семьи и ДОУ по формированию
навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста «Этикетная речь» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил конечную цель, заключающуюся в развитии элементарного мировоззрения, ценностного отношения к внешнему и внутреннему миру, элементарному самоопределению, духовному развитию ребенка, путем приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, формирования базовой культуры и механизмов обеспечения жизнедеятельности, воспитания потребности в самоутверждении.
Задачей дошкольного учреждения является облегчение ребенку процесса вхождения в социальную среду, адаптации к ней, привитие навыков практической жизни, развитие внутреннего мира ребенка. Ведь часто приходится наблюдать парадоксальное явление: 5-6 летний ребенок не может быть самостоятельным в собственной жизни, он не имеет развитых навыков самообслуживания, плохо ориентируется в окружающем, не умеет общаться со сверстниками и взрослыми, хотя хорошо читает, выполняет другие, чисто учебные функции. Речь идет о необходимости социализации детей. О том, что воспитанник дошкольного учреждения, в кругу совсем незнакомых детей мог бы в течение короткого времени влиться в коллектив, быстро познакомиться с одноклассниками, занять определенное место среди них, показать свои социальные навыки. Эти процессы невозможны без умения общаться.
Ведь общение, или речевое общение - это особый, специфический вид познавательной деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен информацией, мнениями, чувствами, способами поведения, привычками. Это система речевых актов, речевого поведения, которое обеспечивает общение, взаимопонимание между людьми. Конечной целью работы в дошкольном учреждении является формирование культуры и этики общения, которая обеспечивается развитием коммуникативных способностей детей, в соответствии с каждым возрастным периодом, эмоциональным общением с взрослыми, инициативным общением с собеседником, усвоением вежливых форм, развитием этикетной речи, формированием культуры речи, культуры общения.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка важнейшее условие развития навыков этикетной речи дошкольников. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны.
В психолого-педагогической литературе вопрос взаимодействия ДОУ и семьи нашел свое отражение в работах таких психологов и педагогов как Л.В. Зачик, В.М. Иванова, Т.А. Марковой и многих других. Они определили и описали единые задачи по формированию личности ребенка в ДОУ и семье, условия для успешного взаимодействия. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить противоречия: между осознанием необходимости использования активных форм взаимодействия ДОУ и семьи и эффективным их применением в решении задач по навыкам этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста. Данное противоречие способствует выделению проблемы: как организовать взаимодействие семьи ДОУ в процессе формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста?
Цель исследования - на основе теоретического анализа и практического исследования разработать программу организации взаимодействия семьи и ДОУ в процессе формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация взаимодействия семьи и ДОУ как условие формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие и сущность этикетной речи у детей дошкольного возраста;
2. Изучить процесс формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть пути взаимодействия ДОУ и семьи в формировании навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста;
4. Организовать и провести диагностику уровня сформированности навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста;
5. Разработать программу взаимодействия семьи и ДОУ по формированию навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста «Этикетная речь».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, обработка результатов, количественный и качественный анализ данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Этикетная речь определяется как особенно значимой характеристикой культуры речевого общения и рассматривается как комплекс вербального и невербального поведения, который соотносится с той или иной ситуацией и является нормативным для нее. Правила этикетной речи является таким, что социально предусмотрен и национально специфичен. Речевое общение детей происходит в процессе формирования коммуникативно-речевой деятельности. Содержательную сторону ее развития связано с формированием когнитивно-коммуникативной, ориентировочно-планировочной, организационно-коммуникативной, речевой, коммуникативно-деятельностной компетенций.
Дети, подражая речи взрослых, перенимают все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз. Язык является национальным богатством народа. Учить детей надо на лучших образцах родного языка. И в этом важная роль отводится воспитателю, который постоянно находится в контакте с детьми, от которого они перенимают образцы культуры речи. Вот почему наряду с многими профессиональными знаниями, умениями и навыками воспитателя первое место занимает знание родного языка, свободное владение ею, чутье, постоянное самосовершенствование своего собственного вещания. К сожалению, в речи воспитателей нередко случаются ошибки.
Решение задач развития речи, деятельности речевого общения в процессе организации различных видов детской деятельности требует от воспитателя выполнения речевых задач, обогащение словаря детей словам, понятиями, обозначающими типичные действия, ситуации, орудия, необходимые для выполнения определенного вида деятельности. Особое внимание он уделяет организации речевого взаимодействия между детьми.
Воплощение в педагогическое общение традиций семейного общения с детьми и этикетной речи, обогащения профессиональной речи лучшими образцами устного народного творчества. Семейному общению, национальным способам наставления и обучения присущи ласковость, эмоциональность, образность и речевое сопровождение совместных с ребенком действий. Обогащение профессиональной речи пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами дает возможность с присущей русскому народу точностью, образностью оценивать определенную педагогическую ситуацию, выражать педагогически целесообразные чувства.
Проведя более глубокое изучение научной литературы, были выделены следующие формы взаимодействия ДОУ с семьей: индивидуальная работа с родителями, групповые консультации, тренинги, круглые столы и другие формы организации собраний коллектива родителей одной взрослой группы. Оформление уголка для родителей, проведение педагогических бесед, лекций, педагогических кружков, организация и проведение «Вечера вопросов и ответов», «семейного клуба», «родительской почты». Организация конференций, тематических выставок, телефона доверия, проведение спортивных соревнований.
Педагоги и родители ставят перед собой единую цель - вырастить полноценного и развитого ребенка. Для этого необходимо единство педагогических требований между общественным и семейным воспитанием , контроль за качеством педагогической речи, влияние собственного стиля речевого общения педагога на развитие коммуникативно-речевой сферы детей. Педагогическая рефлексия способствует пониманию того, что определенные проблемы в речевом общении детей могут быть связаны с тем, как общается педагог, какие речевые ошибки допускает. Умение воспитателя оперативно отслеживать свои коммуникативные и коммуникативно-учебные действия с последующей их корректировкой является важным условием этичного речевого развития детей.



1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст] / М. Г. Агавелян. - М. : Сфера, 2009. - 128 с.
2. Азизова, Н. А. Семейные традиции - основа гармонизации отношений в семье и развития социума [Текст] / Н. А. Азизова // Социальная педагогика в России. - 2013. - №5. - С. 22-29.
3. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипина // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94.
4. Антонова, Т. Р. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т. Р. Антонова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №6. - С.66-70.
5. Арнаутова, Е. П. Планируем работу с семьей [Текст] / Е. П. Арнаутова // Управление ДОУ. - 2012. - № 4. - С. 66-70.
6. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : Просвещение, 2011. - 285 с.
7. Барташова, О. А., Полякова, С. Е. Соблюдение и нарушение принципов речевого общения в ситуациях деловой коммуникации [Текст] : учебное пособие / О. А. Барташова. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 48 с.
8. Богуш, А. М., Гавриш Н. В. Дошкольная лингводидактика [Текст] / А. М. Богуш. Н. В. Гавриш. - М. : Высшая школа, 2007. - 412 с.
9. Бородич, А. М. Методика развития речи у детей [Текст] /
А. М. Бородич - М. : Просвещение, 2011. - 149 с.
10. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст] / Н. М. Бутырина. - М. : «Белгор. гос. ун-т», 2009. - 177 с.
11. Ганич, Д. И., Олейник И. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Д. И. Ганич, И. С. Олейник. - М. : Высшая школа, 2012. - 110 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
A. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
13. Генинг, М. Г. Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М. Г. Генинг. - Чебоксары : Академия, 2010. - 216 с.
14. Гойхман, О. Я. Надеина Т. М. Речевая коммуникация [Текст] / О. Я. Гойхман. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 272 с.
15. Голетиани, Л. Коммуникативная неудача в диалоге [Текст] / Л. Голетиани. На материале русского и украинского языков. - Munchen:VerlagOttoSagner, 2003. - 413 c.
16. Далинина, Т. С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. С. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С. 254-256.
17. Дементьев, В. В. Непрямая коммуникация [Текст] /
B. В. Дементьев. - М. : Гнозис, 2006. - 560 с.
18. Доронова, Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей [Текст] / Т. Н. Доронова. - М. : «Просвещение», 2011. - 190 с.
19. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] : методическое пособие / Т. Н. Доронова. - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. - 100 с.
20. Зверева, О. Л. Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] : методический аспект / О. Л. Зверева. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 80 с.
21. Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С. 74-83.
22. Золотова, Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса [Текст] / Г. А. Золотова. - 6-е изд. - М. : УРСС, 2010. - 368 с.
23. Иссерс, О. С. Речевое воздействие [Текст] : учебное пособие / О. С. Иссерс. - 2-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 224 с.
24. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация [Текст] / Е. В. Клюев. - М. : Рипол Классик, 2002. - 320 с.
25. Козлова, А. В. Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей [Текст] : методическое пособие / А. В. Козлова. - М. : «Творческий центр Сфера», 2005 - 112 с.
26. Королева, М. В. Способы устранения ненормативной лексики из речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Королева // Молодой ученый. - 2015. - №03 (83). - С. 99-103.
27. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И. Н. Курочкина. - М. : Владос, 2003. - 224 с.
28. Лингводидактичные основы речевого общения [Текст] : Монография / А. П. Романова. - Одесса : ПНЦ АПН, 2006. - 170 с.
29. Лобанок, Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. С. Лобанок. - М. : «Белый Ветер», 2011. - 17 с.
30. Логинова, В. И. Саморукова П. Г. [Текст] / В. И. Логинова. Дошкольная педагогика. - Ч 1. - М. :«ФРОНТ», 2009. - 487 с.
31. Луценко, И. А. Готовимся к речевому общению с дошкольниками [Текст] / И. А. Луценко. - М. : Нац. пед. ун-т им. Драгоманова, 2011. - 280 с.
32. Любина, Г. А. Развитие речи дошкольников в общении [Текст] : Пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. А. Любина. - М. : Народная асвета, 1999. - 180 с.
33. Лямина, Г. М. Алексеева М. М. Яшина В. И. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г. М. Лямина. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2000. - 358 с.
34. Маркова, Т.М. Детский сад и семья [Текст] / Т. М. Маркова. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : «Просвещение», 2010. - 207 с.
35. Меренков, А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе [Текст] / А. В. Меренков. - М. : «Дом учителя», 2009. - 143 с.
36. Михеева, Н. Б. Программа «Семья» [Текст] / Н. Б. Михеева // Классный руководитель. - 2013. - №2. - С. 61-66.
37. Монахова, А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия [Текст] / А. Ю. Монахова. - Ярославль : Академия развития: Академия холдинг, 2002. - 123 с.
38. Олешков, М. Ю. Моделирование коммуникативного процесса [Текст]: Монография / М. Ю. Олешков. - Нижний Тагил : изд-во НТГСПА, 2006. - 189 с.
39. Панина, Н. И. Паралингвистика [Текст] / Н. И. Панина. - Кострома : Изд-во КГТУ, 2003. - 35 с.
40. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 80 с.
41. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста[Текст] / С. В. Петерина. - М. : Просвещение, 1986. - 96 с.
42. Петров, В. В. Язык и моделирование социального взаимодействия Переводы [Текст] / Сост. В. М. Сергеева, П. Б. Паршина ; Общ.ред. В. В. Петрова. - М. : Прогресс, 1987. - 464 с.
43. Пинкевич, А. П. Педагогика [Текст] / А. П. Пинкевич. - М. : Наука, 2009. - 286 с.
44. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. - М. : «ВЛАДОС», 2011. - 576 с.
45. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 01.10.2017)
46. Роготнева, Е. Н. Речевая коммуникация [Текст] : Учебное пособие / Е. Н. Роготнева. - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 60 с.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С. Л. Рубинштейн. - М. : Наука, 1946. - 589 с.
48. Сидоров, Е. В. Общая теория речевой коммуникации [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Сидоров. - М. : Изд-во РГСУ, 2010. - 244 с.
49. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст] : Практическое пособие / О. В. Солодянкина. - М. : Издательство «Аркти», 2006 - 80 с.
50. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. А. Сохин. - М. : Просвещение,1998. - 275 с.
51. Стернин, И. А. Язык и национальное сознание [Текст] / И. А. Стернин. - Воронеж : Воронежский государственный университет, 2005. - 29 с.
52. Успенский, Б. А. EgoLoquens: Язык и коммуникационное пространство [Текст] / Б. А. Успенский. - М. : РГГУ, 2011. - 344 с.
53. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко. - М. : Просвещение, 2007. - 320 с.
54. Формановская, Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход [Текст] : монография / Н. И. Формановская.- М. : Русский язык, 2002. - 216 с.
55. Формановская, Н. И. Русский этикетная речь: лингвистический и методический аспекты [Текст] / Н. И. Формановская. - М. : Владос, 2010. - 241 с.
56. Яковлев, П. А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка [Текст] / П. А. Яковлев. - М.: Смарт, 2014. - 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ