Организация взаимодействия семьи и ДОУ в процессе формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и сущность этикетной речи у детей дошкольного
возраста 6
1.2. Формирование навыков этикетной речи у детей среднего
дошкольного возраста 12
1.3. Пути взаимодействия ДОУ и семьи в формировании навыков
этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровня сформированности навыков этикетной речи
у детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Программа взаимодействия семьи и ДОУ по формированию
навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста «Этикетная речь» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие и сущность этикетной речи у детей дошкольного
возраста 6
1.2. Формирование навыков этикетной речи у детей среднего
дошкольного возраста 12
1.3. Пути взаимодействия ДОУ и семьи в формировании навыков
этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровня сформированности навыков этикетной речи
у детей среднего дошкольного возраста 35
2.2. Программа взаимодействия семьи и ДОУ по формированию
навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста «Этикетная речь» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил конечную цель, заключающуюся в развитии элементарного мировоззрения, ценностного отношения к внешнему и внутреннему миру, элементарному самоопределению, духовному развитию ребенка, путем приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, формирования базовой культуры и механизмов обеспечения жизнедеятельности, воспитания потребности в самоутверждении.
Задачей дошкольного учреждения является облегчение ребенку процесса вхождения в социальную среду, адаптации к ней, привитие навыков практической жизни, развитие внутреннего мира ребенка. Ведь часто приходится наблюдать парадоксальное явление: 5-6 летний ребенок не может быть самостоятельным в собственной жизни, он не имеет развитых навыков самообслуживания, плохо ориентируется в окружающем, не умеет общаться со сверстниками и взрослыми, хотя хорошо читает, выполняет другие, чисто учебные функции. Речь идет о необходимости социализации детей. О том, что воспитанник дошкольного учреждения, в кругу совсем незнакомых детей мог бы в течение короткого времени влиться в коллектив, быстро познакомиться с одноклассниками, занять определенное место среди них, показать свои социальные навыки. Эти процессы невозможны без умения общаться.
Ведь общение, или речевое общение - это особый, специфический вид познавательной деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен информацией, мнениями, чувствами, способами поведения, привычками. Это система речевых актов, речевого поведения, которое обеспечивает общение, взаимопонимание между людьми. Конечной целью работы в дошкольном учреждении является формирование культуры и этики общения, которая обеспечивается развитием коммуникативных способностей детей, в соответствии с каждым возрастным периодом, эмоциональным общением с взрослыми, инициативным общением с собеседником, усвоением вежливых форм, развитием этикетной речи, формированием культуры речи, культуры общения.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка важнейшее условие развития навыков этикетной речи дошкольников. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны.
В психолого-педагогической литературе вопрос взаимодействия ДОУ и семьи нашел свое отражение в работах таких психологов и педагогов как Л.В. Зачик, В.М. Иванова, Т.А. Марковой и многих других. Они определили и описали единые задачи по формированию личности ребенка в ДОУ и семье, условия для успешного взаимодействия. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить противоречия: между осознанием необходимости использования активных форм взаимодействия ДОУ и семьи и эффективным их применением в решении задач по навыкам этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста. Данное противоречие способствует выделению проблемы: как организовать взаимодействие семьи ДОУ в процессе формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста?
Цель исследования - на основе теоретического анализа и практического исследования разработать программу организации взаимодействия семьи и ДОУ в процессе формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация взаимодействия семьи и ДОУ как условие формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие и сущность этикетной речи у детей дошкольного возраста;
2. Изучить процесс формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть пути взаимодействия ДОУ и семьи в формировании навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста;
4. Организовать и провести диагностику уровня сформированности навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста;
5. Разработать программу взаимодействия семьи и ДОУ по формированию навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста «Этикетная речь».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, обработка результатов, количественный и качественный анализ данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Задачей дошкольного учреждения является облегчение ребенку процесса вхождения в социальную среду, адаптации к ней, привитие навыков практической жизни, развитие внутреннего мира ребенка. Ведь часто приходится наблюдать парадоксальное явление: 5-6 летний ребенок не может быть самостоятельным в собственной жизни, он не имеет развитых навыков самообслуживания, плохо ориентируется в окружающем, не умеет общаться со сверстниками и взрослыми, хотя хорошо читает, выполняет другие, чисто учебные функции. Речь идет о необходимости социализации детей. О том, что воспитанник дошкольного учреждения, в кругу совсем незнакомых детей мог бы в течение короткого времени влиться в коллектив, быстро познакомиться с одноклассниками, занять определенное место среди них, показать свои социальные навыки. Эти процессы невозможны без умения общаться.
Ведь общение, или речевое общение - это особый, специфический вид познавательной деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен информацией, мнениями, чувствами, способами поведения, привычками. Это система речевых актов, речевого поведения, которое обеспечивает общение, взаимопонимание между людьми. Конечной целью работы в дошкольном учреждении является формирование культуры и этики общения, которая обеспечивается развитием коммуникативных способностей детей, в соответствии с каждым возрастным периодом, эмоциональным общением с взрослыми, инициативным общением с собеседником, усвоением вежливых форм, развитием этикетной речи, формированием культуры речи, культуры общения.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка важнейшее условие развития навыков этикетной речи дошкольников. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны.
В психолого-педагогической литературе вопрос взаимодействия ДОУ и семьи нашел свое отражение в работах таких психологов и педагогов как Л.В. Зачик, В.М. Иванова, Т.А. Марковой и многих других. Они определили и описали единые задачи по формированию личности ребенка в ДОУ и семье, условия для успешного взаимодействия. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить противоречия: между осознанием необходимости использования активных форм взаимодействия ДОУ и семьи и эффективным их применением в решении задач по навыкам этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста. Данное противоречие способствует выделению проблемы: как организовать взаимодействие семьи ДОУ в процессе формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста?
Цель исследования - на основе теоретического анализа и практического исследования разработать программу организации взаимодействия семьи и ДОУ в процессе формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация взаимодействия семьи и ДОУ как условие формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие и сущность этикетной речи у детей дошкольного возраста;
2. Изучить процесс формирования навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть пути взаимодействия ДОУ и семьи в формировании навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста;
4. Организовать и провести диагностику уровня сформированности навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста;
5. Разработать программу взаимодействия семьи и ДОУ по формированию навыков этикетной речи у детей среднего дошкольного возраста «Этикетная речь».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, обработка результатов, количественный и качественный анализ данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Этикетная речь определяется как особенно значимой характеристикой культуры речевого общения и рассматривается как комплекс вербального и невербального поведения, который соотносится с той или иной ситуацией и является нормативным для нее. Правила этикетной речи является таким, что социально предусмотрен и национально специфичен. Речевое общение детей происходит в процессе формирования коммуникативно-речевой деятельности. Содержательную сторону ее развития связано с формированием когнитивно-коммуникативной, ориентировочно-планировочной, организационно-коммуникативной, речевой, коммуникативно-деятельностной компетенций.
Дети, подражая речи взрослых, перенимают все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз. Язык является национальным богатством народа. Учить детей надо на лучших образцах родного языка. И в этом важная роль отводится воспитателю, который постоянно находится в контакте с детьми, от которого они перенимают образцы культуры речи. Вот почему наряду с многими профессиональными знаниями, умениями и навыками воспитателя первое место занимает знание родного языка, свободное владение ею, чутье, постоянное самосовершенствование своего собственного вещания. К сожалению, в речи воспитателей нередко случаются ошибки.
Решение задач развития речи, деятельности речевого общения в процессе организации различных видов детской деятельности требует от воспитателя выполнения речевых задач, обогащение словаря детей словам, понятиями, обозначающими типичные действия, ситуации, орудия, необходимые для выполнения определенного вида деятельности. Особое внимание он уделяет организации речевого взаимодействия между детьми.
Воплощение в педагогическое общение традиций семейного общения с детьми и этикетной речи, обогащения профессиональной речи лучшими образцами устного народного творчества. Семейному общению, национальным способам наставления и обучения присущи ласковость, эмоциональность, образность и речевое сопровождение совместных с ребенком действий. Обогащение профессиональной речи пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами дает возможность с присущей русскому народу точностью, образностью оценивать определенную педагогическую ситуацию, выражать педагогически целесообразные чувства.
Проведя более глубокое изучение научной литературы, были выделены следующие формы взаимодействия ДОУ с семьей: индивидуальная работа с родителями, групповые консультации, тренинги, круглые столы и другие формы организации собраний коллектива родителей одной взрослой группы. Оформление уголка для родителей, проведение педагогических бесед, лекций, педагогических кружков, организация и проведение «Вечера вопросов и ответов», «семейного клуба», «родительской почты». Организация конференций, тематических выставок, телефона доверия, проведение спортивных соревнований.
Педагоги и родители ставят перед собой единую цель - вырастить полноценного и развитого ребенка. Для этого необходимо единство педагогических требований между общественным и семейным воспитанием , контроль за качеством педагогической речи, влияние собственного стиля речевого общения педагога на развитие коммуникативно-речевой сферы детей. Педагогическая рефлексия способствует пониманию того, что определенные проблемы в речевом общении детей могут быть связаны с тем, как общается педагог, какие речевые ошибки допускает. Умение воспитателя оперативно отслеживать свои коммуникативные и коммуникативно-учебные действия с последующей их корректировкой является важным условием этичного речевого развития детей.
Дети, подражая речи взрослых, перенимают все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз. Язык является национальным богатством народа. Учить детей надо на лучших образцах родного языка. И в этом важная роль отводится воспитателю, который постоянно находится в контакте с детьми, от которого они перенимают образцы культуры речи. Вот почему наряду с многими профессиональными знаниями, умениями и навыками воспитателя первое место занимает знание родного языка, свободное владение ею, чутье, постоянное самосовершенствование своего собственного вещания. К сожалению, в речи воспитателей нередко случаются ошибки.
Решение задач развития речи, деятельности речевого общения в процессе организации различных видов детской деятельности требует от воспитателя выполнения речевых задач, обогащение словаря детей словам, понятиями, обозначающими типичные действия, ситуации, орудия, необходимые для выполнения определенного вида деятельности. Особое внимание он уделяет организации речевого взаимодействия между детьми.
Воплощение в педагогическое общение традиций семейного общения с детьми и этикетной речи, обогащения профессиональной речи лучшими образцами устного народного творчества. Семейному общению, национальным способам наставления и обучения присущи ласковость, эмоциональность, образность и речевое сопровождение совместных с ребенком действий. Обогащение профессиональной речи пословицами, поговорками, фразеологическими оборотами дает возможность с присущей русскому народу точностью, образностью оценивать определенную педагогическую ситуацию, выражать педагогически целесообразные чувства.
Проведя более глубокое изучение научной литературы, были выделены следующие формы взаимодействия ДОУ с семьей: индивидуальная работа с родителями, групповые консультации, тренинги, круглые столы и другие формы организации собраний коллектива родителей одной взрослой группы. Оформление уголка для родителей, проведение педагогических бесед, лекций, педагогических кружков, организация и проведение «Вечера вопросов и ответов», «семейного клуба», «родительской почты». Организация конференций, тематических выставок, телефона доверия, проведение спортивных соревнований.
Педагоги и родители ставят перед собой единую цель - вырастить полноценного и развитого ребенка. Для этого необходимо единство педагогических требований между общественным и семейным воспитанием , контроль за качеством педагогической речи, влияние собственного стиля речевого общения педагога на развитие коммуникативно-речевой сферы детей. Педагогическая рефлексия способствует пониманию того, что определенные проблемы в речевом общении детей могут быть связаны с тем, как общается педагог, какие речевые ошибки допускает. Умение воспитателя оперативно отслеживать свои коммуникативные и коммуникативно-учебные действия с последующей их корректировкой является важным условием этичного речевого развития детей.
Подобные работы
- Организация взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в процессе формирования навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию основ речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019



