Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности 14
1.3. Программное содержание работы по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 24
1.4. Методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Диагностика коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста 38
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 47
2.3. Диагностика коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста по результатам опытно-поисковой работы 51
2.4. Методические рекомендации по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности 14
1.3. Программное содержание работы по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 24
1.4. Методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Диагностика коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста 38
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 47
2.3. Диагностика коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста по результатам опытно-поисковой работы 51
2.4. Методические рекомендации по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
На современном этапе развития общества возрастает потребность к овладению способами общения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия, так как «личность, обладающая способностью к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, успешнее адаптируется в современном обществе, эффективнее происходит ее социализация в социокультурном пространстве» [22, с. 6].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для человеческого общества универсальным средством общения (коммуникации) является речь. Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста, совершенствование их коммуникативно-речевой культуры как основы развития личности. Одним из возможных средств решения этой проблемы является формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в игровой деятельности.
Социальный заказ общества на воспитание личности, владеющей коммуникативными умениями, сформулирован в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) заявлено, что необходимо предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Развитие игровой деятельности детей направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера, каковыми и являются коммуникативные умения.
Коммуникативные умения - это умения эффективно общаться, учитывая то, с кем, кому, с какой целью, что, где говоришь, умение слушать собеседника, инициировать и поддерживать диалог, придерживаться норм и правил культуры общения, решать возможные конфликты и т. д. Педагог дошкольной образовательной организации должен создавать оптимальные условия для формирования коммуникативных умений дошкольников как основы их личностного развития.
Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Р. С. Немов, Е. О. Смирнова, О. С. Ушакова и др.). В исследованиях этих авторов показана ведущая роль речевого развития и игровой деятельности детей дошкольного возраста в формировании коммуникативных умений детей.
В основе общения лежит развитая связная речь дошкольников, ее диалогическая и монологическая формы, исследованию которых посвящены работы М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, А. Г. Арушановой, А. М. Богуш, Б. С. Волкова и др. Развитие связной речи дошкольников происходит в разных видах деятельности детей и прежде всего в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Изучению игровой деятельности старших дошкольников и ее влиянию на общение детей посвящены исследования Т. В. Антоновой и Р. А. Иванковой, Н. А. Виноградовой, Т. Н. Дороновой, О. А. Карабановой, Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротаевой, Д. Б. Эльконина и др.). Д. Б Эльконин указывает, что «игровая деятельность является средством развития речи и общения дошкольников» [41, с. 31].
Однако среди многочисленных исследований речевого развития и игровой деятельности дошкольников мы не находим тех, которые напрямую были бы направлены на теоретическую и практическую разработку психолого-педагогических основ организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Это делает актуальным тему нашего исследования.
Цель исследования - определить содержание деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования - содержание деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Охарактеризовать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Определить основные методы и приемы деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
5. Сформулировать диагностику по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
6. Разработать комплекс игр по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы в рамках исследуемой проблемы, метод наблюдения, описательная статистика и сравнительный анализ.
База исследования: МБДОУ № 5 «Светлячок» п. Светлый, г. Арамиль. В нем приняло участие 30 детей, возраст участников от 5лет до 6 лет.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для человеческого общества универсальным средством общения (коммуникации) является речь. Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста, совершенствование их коммуникативно-речевой культуры как основы развития личности. Одним из возможных средств решения этой проблемы является формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в игровой деятельности.
Социальный заказ общества на воспитание личности, владеющей коммуникативными умениями, сформулирован в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) заявлено, что необходимо предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Развитие игровой деятельности детей направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера, каковыми и являются коммуникативные умения.
Коммуникативные умения - это умения эффективно общаться, учитывая то, с кем, кому, с какой целью, что, где говоришь, умение слушать собеседника, инициировать и поддерживать диалог, придерживаться норм и правил культуры общения, решать возможные конфликты и т. д. Педагог дошкольной образовательной организации должен создавать оптимальные условия для формирования коммуникативных умений дошкольников как основы их личностного развития.
Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Р. С. Немов, Е. О. Смирнова, О. С. Ушакова и др.). В исследованиях этих авторов показана ведущая роль речевого развития и игровой деятельности детей дошкольного возраста в формировании коммуникативных умений детей.
В основе общения лежит развитая связная речь дошкольников, ее диалогическая и монологическая формы, исследованию которых посвящены работы М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, А. Г. Арушановой, А. М. Богуш, Б. С. Волкова и др. Развитие связной речи дошкольников происходит в разных видах деятельности детей и прежде всего в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Изучению игровой деятельности старших дошкольников и ее влиянию на общение детей посвящены исследования Т. В. Антоновой и Р. А. Иванковой, Н. А. Виноградовой, Т. Н. Дороновой, О. А. Карабановой, Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротаевой, Д. Б. Эльконина и др.). Д. Б Эльконин указывает, что «игровая деятельность является средством развития речи и общения дошкольников» [41, с. 31].
Однако среди многочисленных исследований речевого развития и игровой деятельности дошкольников мы не находим тех, которые напрямую были бы направлены на теоретическую и практическую разработку психолого-педагогических основ организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Это делает актуальным тему нашего исследования.
Цель исследования - определить содержание деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования - содержание деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Охарактеризовать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Определить основные методы и приемы деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
5. Сформулировать диагностику по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
6. Разработать комплекс игр по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы в рамках исследуемой проблемы, метод наблюдения, описательная статистика и сравнительный анализ.
База исследования: МБДОУ № 5 «Светлячок» п. Светлый, г. Арамиль. В нем приняло участие 30 детей, возраст участников от 5лет до 6 лет.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
В настоящее время роль коммуникации имеет огромное значение в жизни человека, особенно в жизни ребенка.
По мнению О. С. Павловой коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания. Через коммуникацию человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. С ее помощью люди обмениваются информацией и передают ее на протяжении многих лет. Развитие личности во многом зависит от социального окружения человека. Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии. При нарушениях речи у детей отмечаются трудности в удовлетворении и развитии данных потребностей. Установление речевой коммуникации является одним из главных условий полноценного развития ребенка.
Проведенное исследование показало важность формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Коммуникативные умения старших дошкольников - это:
1) умение вступать в диалог с детьми и взрослыми: умение правильно, доходчиво передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях общения, правильно использовать систему речевых норм и средств общения (вербальных и невербальных);
2) умение поддержать диалог с детьми и взрослыми: умение слушать собеседника, инициировать начало диалога, поддерживать диалог - задавать вопросы и отвечать на вопросы, заканчивать диалог;
3) умение решать собственные коммуникативные задачи в процессе взаимодействия.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности - это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми действиями коммуникативного взаимодействия и установления межличностных отношений, необходимыми для успешной социализации и жизнедеятельности.
В основе деятельности педагога по формированию коммуникативных умений старших дошкольников лежит игровая деятельность детей - ведущая в этом возрасте. Обязательное условие - обогащение игровой деятельности коммуникативным содержанием и ситуациями общения, в которых ребенок должен проявить свои коммуникативные умения.
Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании коммуникативных умений старших дошкольников состоит в том, что в этом процессе объединены коммуникативный и деятельностный подходы, игровая деятельность выполняет ориентирующую, обучающую функцию. Содержит собственно игровой и организационный вид общения.
Автором был предложен комплекс занятий, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников. Эмпирическое исследование подтвердило эффективность данной программы.
Представленные материалы могут быть использованы для подготовки специалистов педагогических Вузов и курсов повышения квалификации педагогов-дефектологов, а также в практической деятельности психологов, педагогов, работающих в детских коррекционных учреждениях.
По мнению О. С. Павловой коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания. Через коммуникацию человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. С ее помощью люди обмениваются информацией и передают ее на протяжении многих лет. Развитие личности во многом зависит от социального окружения человека. Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии. При нарушениях речи у детей отмечаются трудности в удовлетворении и развитии данных потребностей. Установление речевой коммуникации является одним из главных условий полноценного развития ребенка.
Проведенное исследование показало важность формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Коммуникативные умения старших дошкольников - это:
1) умение вступать в диалог с детьми и взрослыми: умение правильно, доходчиво передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях общения, правильно использовать систему речевых норм и средств общения (вербальных и невербальных);
2) умение поддержать диалог с детьми и взрослыми: умение слушать собеседника, инициировать начало диалога, поддерживать диалог - задавать вопросы и отвечать на вопросы, заканчивать диалог;
3) умение решать собственные коммуникативные задачи в процессе взаимодействия.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности - это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми действиями коммуникативного взаимодействия и установления межличностных отношений, необходимыми для успешной социализации и жизнедеятельности.
В основе деятельности педагога по формированию коммуникативных умений старших дошкольников лежит игровая деятельность детей - ведущая в этом возрасте. Обязательное условие - обогащение игровой деятельности коммуникативным содержанием и ситуациями общения, в которых ребенок должен проявить свои коммуникативные умения.
Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании коммуникативных умений старших дошкольников состоит в том, что в этом процессе объединены коммуникативный и деятельностный подходы, игровая деятельность выполняет ориентирующую, обучающую функцию. Содержит собственно игровой и организационный вид общения.
Автором был предложен комплекс занятий, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников. Эмпирическое исследование подтвердило эффективность данной программы.
Представленные материалы могут быть использованы для подготовки специалистов педагогических Вузов и курсов повышения квалификации педагогов-дефектологов, а также в практической деятельности психологов, педагогов, работающих в детских коррекционных учреждениях.
Подобные работы
- Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста (на материале сказок)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию диалогических умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию умений монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения пересказу
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



