ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста в игровой деятельности 14
1.3. Программное содержание работы по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 24
1.4. Методы и приемы формирования коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 31
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Диагностика коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста 38
2.2. Комплекс игр, направленный на формирование коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 47
2.3. Диагностика коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста по результатам опытно-поисковой работы 51
2.4. Методические рекомендации по формированию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
На современном этапе развития общества возрастает потребность к овладению способами общения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия, так как «личность, обладающая способностью к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, успешнее адаптируется в современном обществе, эффективнее происходит ее социализация в социокультурном пространстве» [22, с. 6].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для человеческого общества универсальным средством общения (коммуникации) является речь. Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста, совершенствование их коммуникативно-речевой культуры как основы развития личности. Одним из возможных средств решения этой проблемы является формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в игровой деятельности.
Социальный заказ общества на воспитание личности, владеющей коммуникативными умениями, сформулирован в нормативных документах. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) заявлено, что необходимо предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Развитие игровой деятельности детей направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера, каковыми и являются коммуникативные умения.
Коммуникативные умения - это умения эффективно общаться, учитывая то, с кем, кому, с какой целью, что, где говоришь, умение слушать собеседника, инициировать и поддерживать диалог, придерживаться норм и правил культуры общения, решать возможные конфликты и т. д. Педагог дошкольной образовательной организации должен создавать оптимальные условия для формирования коммуникативных умений дошкольников как основы их личностного развития.
Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников является предметом изучения в работах многих отечественных психологов и педагогов (А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Р. С. Немов, Е. О. Смирнова, О. С. Ушакова и др.). В исследованиях этих авторов показана ведущая роль речевого развития и игровой деятельности детей дошкольного возраста в формировании коммуникативных умений детей.
В основе общения лежит развитая связная речь дошкольников, ее диалогическая и монологическая формы, исследованию которых посвящены работы М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной, А. Г. Арушановой, А. М. Богуш, Б. С. Волкова и др. Развитие связной речи дошкольников происходит в разных видах деятельности детей и прежде всего в игровой, которая является ведущей в период дошкольного детства. Изучению игровой деятельности старших дошкольников и ее влиянию на общение детей посвящены исследования Т. В. Антоновой и Р. А. Иванковой, Н. А. Виноградовой, Т. Н. Дороновой, О. А. Карабановой, Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротаевой, Д. Б. Эльконина и др.). Д. Б Эльконин указывает, что «игровая деятельность является средством развития речи и общения дошкольников» [41, с. 31].
Однако среди многочисленных исследований речевого развития и игровой деятельности дошкольников мы не находим тех, которые напрямую были бы направлены на теоретическую и практическую разработку психолого-педагогических основ организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Это делает актуальным тему нашего исследования.
Цель исследования - определить содержание деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования - содержание деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Охарактеризовать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Определить основные методы и приемы деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
5. Сформулировать диагностику по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
6. Разработать комплекс игр по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы в рамках исследуемой проблемы, метод наблюдения, описательная статистика и сравнительный анализ.
База исследования: МБДОУ № 5 «Светлячок» п. Светлый, г. Арамиль. В нем приняло участие 30 детей, возраст участников от 5лет до 6 лет.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
В настоящее время роль коммуникации имеет огромное значение в жизни человека, особенно в жизни ребенка.
По мнению О. С. Павловой коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания. Через коммуникацию человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. С ее помощью люди обмениваются информацией и передают ее на протяжении многих лет. Развитие личности во многом зависит от социального окружения человека. Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии. При нарушениях речи у детей отмечаются трудности в удовлетворении и развитии данных потребностей. Установление речевой коммуникации является одним из главных условий полноценного развития ребенка.
Проведенное исследование показало важность формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Коммуникативные умения старших дошкольников - это:
1) умение вступать в диалог с детьми и взрослыми: умение правильно, доходчиво передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях общения, правильно использовать систему речевых норм и средств общения (вербальных и невербальных);
2) умение поддержать диалог с детьми и взрослыми: умение слушать собеседника, инициировать начало диалога, поддерживать диалог - задавать вопросы и отвечать на вопросы, заканчивать диалог;
3) умение решать собственные коммуникативные задачи в процессе взаимодействия.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности - это процесс целенаправленного и организованного овладения детьми действиями коммуникативного взаимодействия и установления межличностных отношений, необходимыми для успешной социализации и жизнедеятельности.
В основе деятельности педагога по формированию коммуникативных умений старших дошкольников лежит игровая деятельность детей - ведущая в этом возрасте. Обязательное условие - обогащение игровой деятельности коммуникативным содержанием и ситуациями общения, в которых ребенок должен проявить свои коммуникативные умения.
Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании коммуникативных умений старших дошкольников состоит в том, что в этом процессе объединены коммуникативный и деятельностный подходы, игровая деятельность выполняет ориентирующую, обучающую функцию. Содержит собственно игровой и организационный вид общения.
Автором был предложен комплекс занятий, направленных на развитие коммуникативных умений дошкольников. Эмпирическое исследование подтвердило эффективность данной программы.
Представленные материалы могут быть использованы для подготовки специалистов педагогических Вузов и курсов повышения квалификации педагогов-дефектологов, а также в практической деятельности психологов, педагогов, работающих в детских коррекционных учреждениях.
1) Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2012. 207 с.
2) Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Владос, 2012. 483 с.
3) Антонова Т.В., Иванкова Р.А. Формирование детского игрового общества. Игра дошкольника. М.: Детство-Пресс, 2012. 286 с.
4) Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. М.: Мозаика- Синтез, 2010. 238 с.
5) Арушанова А.Г., Аванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги. Речевое общение. Сюжетно-ролевые игры. М.: Карапуз, 2010. 237 с.
6) Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях: учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с
7) Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 234 с.
8) Богуш А.М. и др. Культура речевого общения детей дошкольного возраста. Минск: Ранок, 2010. 84 с.
9) Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Владос, 2014. 285 с.
10) Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 128с.
11) Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. СПб.: Питер, 2012. 272 с.
12) Володина С.Э. Культура общения и особенности межличностных отношений // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 45-49.
13) Воронова А.В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. М.: Детство-Пресс, 2014. 243 с.
14) Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2011. 352 с.
15) Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. М.: Педагогическое общество России, 2001. 218 с.
16) Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. М.: Гном и Д, 2009. 62 с.
17) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с.
18) Доронова Т.Н., Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
19) Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. М.: Детство-Пресс, 2013. 256 с.
20) Ермолаева М.А. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 21-28.
21) Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 176 с.
22) Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2011. 223 с.
23) Ивакина И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 64 с.
24) Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. зав. М.: Академия, 2015. 416 с.
25) Лингвистический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. 260 с.
26) Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.
27) Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение,
2010. 226 с.
28) Лисина Л.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Владос,
2011. 245 с.
29) Литовкина А.В., Еремина О.Н., Хайминова А.В.
Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 705-707.
30) Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2012. 160 с.
31) Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2010. 96 с.
32) Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. М.: Юрайт, 2012. 739 с.
33) Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр /
С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 84-87.
34) Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Владос, 2011. 354 с.
35) Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Мир энциклопедий и справочников, 2012. 827 с.
36) Основы менеджмента / Под ред. проф. И.Ю. Солдатовой., М.А. Чернышева. ред. сост. Ростов-на Дону: Наука-Пресс, 2006. 430 с.
37) От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 334 с.
38) Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. М.: МОСУ, 2007. 97 с.
39) Пастюк О.В., Бережная И.А., Скоромнова Ю.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка // Дошкольное воспитание. 2003. № 11. С. 35-42.
40) Психология / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1999. 584 с.
41) Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 1018 с.
42) Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. М.: Пресс, 1997. 440 с.
43) Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996. №2. С. 14-18.
44) Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара: Издательский дом «Бахрах», 2004. 672 с.
45) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2010. Кн. 1. Работа психолога с детьми разного возраста. 335 с.
46) Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учеб. метод. пособие. СПб.: Речь, 2011. 320 с.
47) Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. №2. С. 50-57
48) Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2013. 336 с.
49) Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 192 с.
50) Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2010. 160 с.
51) Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2005. 158 с.
52) Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество- дети». М.: Мозаика-Синтез, 2011. 235 с.
53) Теория коммуникации и прикладная коммуникация // Вестник
Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / Под общ. ред.
И. Н. Розиной. Ростов н/Д: ИУБиП, 2004. 244 с.
54) Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2012. 336 с.
55) Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2011. 240 с.
56) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http:ZZwww.rg.ru/2013Z11/25/doshk-standart-dok.html(10 августа 2017 г.)
57) Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социоигровые подходы в педагогике. Красноярск: Краевой институт усовершенствования учителей, 1990. 116 с.
58) Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Академия, 2011. 356 с.
59) Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Владос, 2012. 416 с.
60) Энциклопедия этикета / Под ред. О.И. Максименко. М.: Астрель, 2014. 512 с.
61) Яноушек Я. Коммуникация трех участников совместной деятельности // Проблемы общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. 340 с.