ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности психологического развития детей среднего
дошкольного возраста 6
1.2. Особенности речевого развития детей среднего дошкольного
возраста 12
1.3. Анализ программного содержания в аспекте формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста 18
1.4. Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Диагностика грамматического строя речи детей среднего
дошкольного возраста 32
2.2. Комплекс мероприятий по формированию грамматического
строя речи детей среднего дошкольного возраста 41
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию
грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста... 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической практики является создание условий для формирования всех сторон родной речи у детей дошкольного возраста. Как высшая психическая функция речь является условием развития познавательных процессов, средством общения и регулятором поведения ребенка.
Актуальность темы исследования связана с тем, что период дошкольного детства - важнейший этап для формирования грамматического строя речи. Недоразвитие грамматической стороны речи отрицательно влияет на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие познавательной деятельности, нарушаются практически все формы общения и межличностного взаимодействия, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей ведущее значение для общего психического развития и становления личности ребенка.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО), формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста входит в образовательную область «Речевое развитие детей» [53].
Проблема развития речи у детей среднего дошкольного возраста представлена в работах, М. М. Алексеевой, Л. И. Божович, В. В. Гербовой, М. И. Лисиной, Л. Ф. Обуховой, Г. А. Урунтаевой, О. С. Ушаковой. Вопросы формирования грамматического строя речи нашли свое отражение в работах Т. В. Александровой, А. Г. Арушановой, А. Н. Гвоздева, Т. И. Гризик, Т. А. Ткаченко, С. Н. Цейтлин, В. И. Яшиной.
Несмотря на имеющиеся работы по развитию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, эта область исследования нуждается в дальнейшей детальной разработке. Очевидна необходимость совершенствования организации деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций по данной проблеме, поиск новых средств, методов и приемов работы с детьми.
Объект исследования - процесс формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленных на организацию деятельности педагога по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и практической проверке эффективности комплекса мероприятий по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ и обобщить психолого-педагогической литературы по проблеме формирования грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
2. Провести диагностику уровня сформированности грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить в образовательную деятельность комплекс мероприятий по формированию грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и игровых заданий.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:
1) теоретические методы: анализ и обобщение нормативных документов, философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов;
2) эмпирические методы: тестирование детей, методы математической и графической обработки результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и разработанный нами комплекс мероприятий по организации деятельности педагога ДОО и комплекс речевых дидактических игр и заданий могут быть использованы в работе с детьми среднего дошкольного возраста для успешного формирования грамматического строя речи детей, а также в процессе психологического консультирования родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций по вопросам речевого развития детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ литературы, результаты диагностического изучения уровня сформированности грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста позволяют сделать следующие выводы.
Психологическое развитие в период среднего дошкольного возраста достигает такого уровня, когда восприятие, внимание, память, мышление и речь становятся произвольными, что способствует усвоению детьми грамматического строя речи. Необходимыми условиями речевого развития ребенка среднего дошкольного возраста являются его игровая деятельность, двигательная активность, общение со взрослыми, организация специальных занятий, способствующих проявлению речевой активности.
У детей среднего дошкольного возраста значительно расширяется круг грамматических явлений, которыми дети овладевают. Это формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных, правильное согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, употребление предлогов, формы приставочных глаголов, построение простых и сложных предложений и т. д.
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях, которое происходит при: 1) словоизменении (изменения слов по числам и падежам без предлогов и с помощью предлогов - имен существительных, прилагательных, числительных) и по временам и лицам - глаголов; 2) словообразовании (образование слов с новым лексическим значением с помощью приставок и суффиксов); 3) построении простых и сложных предложений.
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста включает в себя работу по трём основным компонентам: морфология, словообразование и синтаксис.
Грамматический строй речи выделен в образовательных программах дошкольного образования в отдельный раздел, начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной группой, где перед педагогами детского сада поставлены конкретные задачи по формированию у детей грамматического строя речи в соответствии с их возрастными возможностями.
Эффективным средством формирования грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста являются дидактические игры грамматического содержания.
Оценка уровня сформированное™ грамматического строя у детей средней группы проводилась по 5 критериям:
1. Множественное число существительных.
2. Употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа.
3. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.
4. Употребление предлогов.
5. Согласование прилагательных с существительными.
Для диагностики нами подобраны 5 заданий, рекомендованных Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук.
Результаты диагностики на начальном этапе показали, что у большинства детей (60%)критический уровень. Допустимый уровень - у 30% детей. Высокий уровень - у 10% детей. Это говорит о недостаточном уровне сформированности грамматического строя, что затрудняет речевое и социально-личностное развитие детей.
На формирующем этапе нами был реализован комплекс мероприятий по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста. В него вошли 3 вида речевых дидактических игр: настольно-печатные игры; речевые игры с предметами; словесные игры.
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в формировании грамматического строя речи детей. Это означает, что комплекс проведенных нами мероприятий, включающий игры грамматического содержания, оказал положительное влияние на формирование грамматического строя речи у дошкольников. Дети научились правильно образовывать формы существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Стали хорошо понимать и правильно употреблять пространственные предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на), научились правильно согласовывать, прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, больше использовать в своей речи простых распространенных и сложных предложений. При выполнении заданий дети стали более активны, самостоятельны, им меньше требовалась помощь педагога. Все это - свидетельство результативности разработанного нами комплекса мероприятий по формированию грамматического строя речи детей.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены.
1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников. М.: Детство-пресс, 2012. 48 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М.: Академия, 2014. 398 с.
3. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. М.: Мозаика- Синтез, 2013. 238 с.
4. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. М.: Просвещение, 2007. 296 с.
5. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск. гос. ун-та, 2014. 93 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. 468 с.
8. Веракса Н.Е., Веракса Н.А. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 194 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Владос, 2012. 365 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 470 с.
11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. 2012. № 3. С. 78-80.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 144 с.
13. Грачева А.В. Организация работы по формированию грамматического строя речи в процессе совместной работы взрослого с детьми разных возрастных групп // Социальная сеть работников образования. 2009. С. 7-10.
14. Гризик Т.И. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. 2009. № 6. С. 54-56.
15. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Маленький волшебник: Пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 4-5 лет. М.: Просвещение, 2006. 45 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. 321 с.
17. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2010. 127 с.
18. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. М.: Центр педагогического образования, 2015. 144 с.
19. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. М.: Речь, 2017. 145 с.
20. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. 198 с.
21. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М: Академия, 2014. 432 с.
22. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста: метод. пособие. М.: Перспектива, 2013. 144 с.
23. Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 2009. 32 с.
24. Косинова Е.М. Развитие речи. (99 игр и заданий). М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2012. 64 с.
25. Лексико-грамматические игры для дошкольников // Социальная
сеть работников образования: URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-
rechi/2013/04/21/leksiko-grammaticheskie-igry-dlya-doshkolnikov(дата обращения: 20.02.2017).
26. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Академия, 2014. 315 с.
21. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Российская энциклопедия, 2010. 634 с
28. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. М.: Детство-Пресс, 2008. 176 с.
29. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2008. 112 с.
30. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Мозаика- Синтез, 2009. 162 с.
31. Максаков А.И., Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 107 с.
32. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед. института, 2005. 185 с.
33. Мельникова Н.В. Категория мотивов дошкольника // Наука и образование. 2006. №3. С. 58-66.
34. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. М.: Детство-Пресс, 2016. 96 с.
35. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Детство-Пресс, 2012. 439 с.
36. Новиковская О.А. Альбом по развитию речи дошкольников от 5 до 7 лет. М.: АСТ, 2016. 88 с.
31. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Владос, 2011. 354 с.
38. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 334 с.
39. Психология детей дошкольного возраста: развитие
познавательных процессов. М.: Детство-Пресс, 2011. 226 с.
40. Радуга. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2015. 234 с.
41. Развитие грамматического строя речи у дошкольников //
Новостной образовательный портал «Образование сегодня: URL:
http://lomonpansion.com/articles_2_3516.html (дата обращения: 20.02.2017).
61
42. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 2009. 223 с.
43. Речевые игры для дошкольников // Развитие детей. Детский сад
для родителей: URL: http://razvitiedetei.info/razvivayushhie-
igry/grammaticheskij-stroj-rechi-igry.html (дата обращения: 21.02.2017).
44. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 482 с.
45. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Мозаика-синтез, 2009. 344 с.
46. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи
дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных
учреждений. М.: Детство-Пресс, 2011. 230 с.
47. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2013. 160 с.
48. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических
представлений у дошкольников. М.: Гном и Д, 2008. 215 с.
49. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2012. 336 с.
50. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. 288 с.
51. Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры, упражнения. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2016. 105 с.
52. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. М.: Вента-Граф, 2015. 192 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. М.: Просвещение, 2015. 34 с.
54. Цейтлин С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. М.: Академия, 2009. 248 с.
55. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2011. 238 с.
56. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Мозаика-синтез, 2010. 142 с.
57. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Детство-Пресс, 2012. 228 с.
58. Юсупова Г.А. Воспитание самостоятельности у детей // Дошкольное воспитание. 2012. №8. С.28-29.